Предприниматели, вышедшие из 90-х и пережившие прошлые кризисы, в растерянности – кризис не кончается, выход из него затягивается. Уже нет былого роста рынка, превосходящего инфляцию роста спроса, высокой динамики роста прибыли, да и управленческие ошибки стали всё заметнее.
А что если это не структурный десятилетний кризис, а полностью изменившийся мир, в котором ничего не происходит само по себе, и в котором управлять бизнесом нужно абсолютно по-другому?
Если раньше, в условиях рыночного роста, бизнес расширял ассортимент, географическое присутствие, мощности и площади, то в условиях стагнации всё внимание должно уделяться управлению ассортиментом, издержками, активизации операций слияния и поглощения.
В этих условиях бизнесу нужны маркетинг и активные продажи. Мало кто во времена повышенного спроса занимался маркетингом и изучением потребителей. Тогда доходы в основном росли за счет открытия новых точек продаж, тогда как динамика продаж в старых точках постепенно снижалась.
Рецессия только ускорила приход нового этапа в развитии бизнеса, потребовала изменения «правил игры» на стагнирующем рынке, применения абсолютно других подходов в организации производства, маркетинга, продаж, логистики, инвестиций и т.д.
Искренне жаль тех отставших от жизни предпринимателей, кто продолжит, снижая затраты, сокращать штат, открывать заведомо убыточные филиалы, расширять ассортимент, и безнадежно ждать окончания кризиса.
В условиях работы в ВТО, их легко вытеснят иностранные компании, чьи методы работы отличны от методов многих наших компаний и которые, уделяя внимание деталям, правилам, инструкциям и процедурам, всегда особо успешны в условиях конкурентной борьбы за каждый процент роста.
Если наши предприниматели чаще берут смекалкой и верой в удачу, то иностранные – продуманной стратегией, тактикой и точным расчетом.
Бизнес уже не будет прежним. Прошлый бизнес-опыт уже не так важен, как важны управление маркетингом, технологии продаж, стратегическое и оперативное планирование, оптимизация бизнес-процессов – т.е. то, чему учат на программах MBA, оказывается очень востребованным.
Падение доходов бюджета, стремление экономического роста к нулю, продолжающийся сильный отток капитала, реальное падение доходов населения в ряде регионов, и как следствие этого, сокращение правительством бюджетных расходов и принятие программы мер бюджетной экономии – всё это признаки ослабления финансовых возможностей России.
При общем спаде в экономике, снижается платежеспособность граждан и предприятий, ухудшается качество заемщиков. Банки, привыкшие работать в условиях постоянного роста доходов граждан и растущей готовности брать кредиты и размещаться в депозиты, теперь будут иметь дело с беднеющим населением. При этом, увы, тщетны все попытки власти замедлить рост кредитования частных лиц, чтобы банки переключились на займы реальному сектору. Крупные банки и дальше продолжат финансировать неокупаемые инфраструктурные проекты, и «затыкать дыры» в региональных бюджетах.
В общем, «доходные нулевые» закончились не только для россиян, большинство которых так и не почувствовали эту «доходность», но и для банков, которым теперь придется активно бороться за беднеющих клиентов.
Кроме того, позыв власти «уйти от политики сохранения занятости населения любой ценой, что потребует смены не только места работы, но и профессии и места жительства», еще более усугубляет нынешнюю ситуацию.
В таких условиях и маркетинг будет абсолютно другим. При этом производителям важно не останавливаться и фиксировать прибыль, а продолжать быстрее меняться, реально оценивать потребности населения, учитывать устойчивый тренд на избирательность и экономию, стремление получать экологичные и экономичные товары по доступным ценам.
Это потребует дополнительной нагрузки на маркетологов компаний. Бизнесу, в современных условиях, жизненно необходим постоянный мониторинг рыночной ситуации, с целью: выявления изменений в сегментировании рынков и позиционировании товаров, определения освобождающихся «ниш», изучения новых возможностей для бизнеса и проведения исследований для внесения изменений в производство товаров.
Продвижение продукции компании также потребует: активизации разъяснительной деятельности о наличии преобладающих качественных преимуществ предлагаемого потребителям товара; честного и детального объяснения существенных отличий от аналогичной продукции конкурентов.
Таким образом, в новых условиях, выигрывает бизнес, основанный на точном расчете, честном и личностном маркетинге, индивидуальной работе с персоналом и клиентами, использующий возможности активного вовлечения потребителей в процесс создания, развития и продвижения товара.
И абсолютно не правы те руководители бизнеса, кто в сложившихся условиях, в первую очередь стремится избавиться от маркетологов, постоянно делая ставку на жесточайшую экономию или наоборот, - бездумное инвестирование в массированные продажи. Это прямой путь к банкротству. При этом, всегда важно помнить, что кризис – это не только проблемы, но и новые возможности. Уверен, что каждому из нас есть о чем задуматься и чему поучиться друг у друга. Желаю всем удачи и успехов!
Орфография и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были предложены автором.