В последнее время в Приморском крае несколько остро встал вопрос реализации государственной программы стимулирования развития жилищного строительства. Кроме традиционной проблемы «где брать деньги», не менее злободневным видится решение задачи изыскания благоприятных мест размещения объектов индивидуального жилищного строительства. Частично эта проблема решается посредством вывода ряда земель Министерства обороны из сферы распоряжения указанного ведомства. Однако представляется, что данная мера не является исчерпывающей; в равной степени эффективным способом решения социально острой жилищной проблемы видится повышение роли участия самих граждан в решении вопросов изыскания участков под ИЖС.
Здесь, как это вообще традиционно для России, поддержку росту общественной инициативы граждан должно оказать государство. Оно может это сделать (и делает уже на протяжении нескольких лет) посредством создания полноценного электронного информационного ресурса объектов недвижимого имущества, и прежде всего земельных участков.
Поясним свою мысль. Каждому региону России до боли знакома схема реализации каких-либо социально-значимых проектов: принимается решение, выделяются деньги (иногда не малые), соответствующая информация доводится до общественности, но как только дело доходит до воплощения планов в жизнь, то вся затея почему-либо тормозится на местах. Народу остается только, что называется, слушать с открытым ртом пояснения местных чиновников о причинах пробуксовки тех или иных мероприятий. У самих людей, в интересах которых эти мероприятия проводятся, нет каких-либо явных рычагов воздействия на чиновников – прежде всего, ввиду отсутствия достоверной информации о подлинных причинах замораживания проектов.
Федеральные информационные ресурсы объектов недвижимого имущества представляются такими реальными рычагами. В настоящее время таковых ресурса два. Это база государственного кадастра недвижимости (ГКН) и база Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), которые находятся в стадии постепенного объединения.
Сейчас уже мало кому неизвестен способ получения доступа к этим ресурсам. Достаточно зайти в интернет, перейти по ссылке http://maps.rosreestr.ru/PortalOnline/#?h=4&_suid=1370061616654004765895346180621, и вы в публичной кадастровой карте. Это и есть ГКН. Далее вы можете либо сразу набрать кадастровый номер интересующего вас участка, или методом приближения вывести на экран интересующую вас территорию. Перед вами, как на ладони, откроется картина земельных участков, поставленных на кадастровый учет в определенных границах.
Эта картина только для несведущего человека является лоскутом, состоящим из одноцветных квадратов, прямоугольников, треугольников, полос и точек. Для человека, который знает толк в расположении этих геометрических фигур на местности, публичная кадастровая карта является целым клондайком всевозможной информации, дающей пищу для размышлений и позволяющей делать выводы. Но сама по себе схема размещения земельных участков на местности содержит в себе не очень много информации. Гораздо интереснее она становится тогда, когда кликаешь мышкой по каждому отдельному участку и начинаешь изучать информацию, содержащуюся в открывающейся табличке.
Она состоит из четырех колонок: «информация», «характеристики», «кто обслуживает», и «услуги». Колонка «информация» содержит адрес земельного участка, его уточненную площадь, кадастровую стоимость и форму собственности. Колонка «характеристики» указывает категорию и вид разрешенного использования земельного участка. Совокупные сведения обеих этих колонок содержат информацию, отраженную в подразделе I ЕГРП – описание объекта недвижимого имущества. Следующая колонка, «кто обслуживает», содержит информацию о территориальном подразделении Управления Росреестра, или о его отделе, ответственном за содержание имеющейся информации об объекте недвижимого имущества. Последняя колонка, «услуги», самая содержательная из всех. Она имеет ссылки, позволяющие произвести запрос на предоставление определенных законом сведений из ГКН и ЕГРП в режиме on-line.
Мы не будем подробно описывать того, как надо пользоваться последней колонкой – процедура запроса достаточно многоступенчатая и кропотливая. Самым важным для нас здесь является то, что вся эта информация берётся из подразделов II (записи о вещных правах на объекты недвижимого имущества) и III (записи об ограничениях прав на объекты недвижимого имущества) ЕГРП. Данная информация предоставляется за плату и в довольно длительный срок (3 – 4 дня).
Именно эта последняя колонка, при вдумчивом аналитическом подходе, содержит огромный пласт информации, способной побудить широкие слои общественности задавать конкретные вопросы местным чиновникам и требовать от них дачи не менее конкретных ответов.
Почему за тем-то и тем-то субъектом зарегистрированы в массовом порядке такие-то и такие-то объекты недвижимости в престижном районе города? Как связан этот субъект с местной администрацией, какие и чьи корпоративные и узко-собственнические интересы могут быть представлены этим субъектом? Почему в каком-то месте все участки стоят компактно друг к другу, а какой-то один стоит поперек, и занимает площадь, на территории которой могло бы образоваться два-три других участка?
Как свидетельствует мировой исторический опыт, достоверные ответы на многочисленные вопросы подобного рода, вопросы, начинающие, как из рога изобилия, выплёскиваться из почувствовавшей вкус получения достоверных ответов народной массы, являются эффективнейшим средством подлинной демократизации общества. Через это прошли Древняя Греция эпохи расцвета классической демократии и Древний Рим эпохи появления трибунов; через это в первой половине XX века прошли страны Западной Европы.
Одним из гарантов эффективности любого сознательного действия, нацеленного на достижение конечного результата, является доступность и быстрота достижения промежуточного результата, ведущего на пути к конечному. Представим себе, что с целью доказательства данного суждения в каком-либо из отдельно взятых муниципальных образований проводится социальный эксперимент следующего рода.
В публичной кадастровой карте создается возможность бесплатного и быстрого получения тех сведений ЕГРП, которые являются открытыми, и на получение которых отдельно для каждого земельного участка сейчас требуется оформить заявку, произвести оплату в размере 200 руб., и выждать те самые три – четыре дня. То есть, вы наводите мышкой на каждый отдельный земельный участок, и у вас на экране непосредственно тут же появляется информация о том, кто является его собственником или арендатором. Это позволяет каждому мыслящему субъекту в тысячи раз быстрее, и совершенно бесплатно, находить ответы на поставленные им вопросы.
При подобной организации свободного получения информации реально сможет актуализироваться сознание рядового населения данного конкретного муниципального образования. Люди получат наглядное представление о том, куда уходят те земли, которые могли бы быть предоставлены им в рамках реализации государственной социальной программы. Открыв сайты предложений на рынке недвижимости, эти же самые люди поймут, что те участки, которые могли быть предоставлены им бесплатно или по льготной цене, выставлены на продажу по баснословным ценам; причем, как все прекрасно понимают, доходы с этих продаж предназначены не для пополнения местного бюджета, а служат источниками покупки нового сверхдорогого автомобиля или объекта недвижимости где-нибудь за границей.
Таким образом, федеральный информационный ресурс, содержащий обобщенные сведения об объектах недвижимого имущества, является потенциальным резервом, способным оказать влияние на решение сразу нескольких важнейших задач.
Во-первых, на практике реализуется принцип открытости деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Практически любое их решение по распоряжению тем или иным земельным массивом, не успев быть доведенным до конца, становится известным широкому кругу общественности.
Во-вторых, открывается широкое поле выбора для реализации тех социальных задач, решение которых стоит на повестки дня. Так, например, губернатор на встрече с главами муниципальных образований, освещаемой прямым эфиром, на вопрос о необходимости изыскания средств для предоставления свободных земельных участков многодетным семьям уже не получит ответа какого-нибудь главы: «должен вас расстроить, у нас нет лишних средств».
В-третьих, под давлением широких кругов общественности открывается возможность пополнения местных бюджетов средствами, выручаемыми посредством коммерческой продажи участков, находящихся в престижных районах. Те средства, которые сейчас выручаются таким образом, смехотворно малы по сравнению с реальной стоимостью земельных участков.
В четвертых, представляется, что в том муниципальном образовании, в котором, как в современной Швеции, появится свободный доступ к весьма содержательной информации такого рода, которая сейчас предоставляется дозировано, кривая коррупции местных чиновников резко пойдет вниз.
В пятых, на практике реализуется одно из основных конституционных положений о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Открывается возможность преодоления свойственной нашим гражданам отчужденности в вопросах государственной и муниципальной политики, отчуждённости, питаемой убеждением, что все равно от нас ничего не зависит.
Представляется, что финансовые потери Росреестра, неизбежные при организации бесплатного и быстрого получения открытой информации из ЕГРП, с лихвой оправдаются в общегосударственном масштабе, когда население каждого муниципального образования почувствует себя подлинным хозяином той земли, которая составляет наличный фонд их города или поселка, и бесконтрольное распоряжение которой в настоящее время отдано на откуп местным чиновникам.
Орфография и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были предложены автором.