Договор возмездного оказания услуг или договор подряда – одни из самых распространенных договоров. Тут вам и услуги по поиску персонала, и юридические услуги, и услуги по оптимизации и продвижению сайта, и разработка сайта, и туристические услуги, и услуги агентств недвижимости и т.д.
Продолжать можно долго.
Именно из-за большого количества договоров, возникающих вопросов с их заключением, исполнением, мы решили подготовить и представить данную статью.
Несмотря на вариант изложения темы статьи, мы стремимся обезопасить, в первую очередь, самих исполнителей (подрядчиков). Обратить внимание на кажущиеся привычными вещи, на недостатки в существующих бизнес-процессах. Наверно немаловажен и возможный размер причиненных убытков, и негативные последствия для деловой репутации.
Поэтому повторим истину, когда скажем, что кто предупрежден, тот вооружен.
Естественно, что количество способов (ситуаций) не ограничивается только четырьмя, но именно с них считаем нужным начать посвящение в данную тему.
Способ первый
Отсутствие подписанного договора на бумажном носителе. Как вариант, существование подписанного и присланного по факсу, подписанной только одной страницы или просто оплаты неинформативного счета на оплату.
Все наверно сталкивались с ситуацией, когда возникает очень срочный заказ. Сделать нужно еще позавчера. Заказчик обрывает телефон, заваливает электронной почтой и просит сделать как можно быстрее. Озвученная цена, даже с коэффициентом за срочность, его полностью устраивает. Подобное подтверждается и переводом средств на ваш счет. Однако договор не успевает подписать или согласовать. А может быть клиент находится в другом регионе и некогда заниматься пересылкой корреспонденции.
Спустя какое-то время клиент передумывает. Ему не нужны ваши услуги. Либо его не устраивает промежуточные результаты. Клиент требует вернуть деньги. Вы, как вполне добросовестный исполнитель, качество работающий, считаете, что нет оснований для возврата.
Далее возможна подача претензии, а потом предъявление иска в суд.
Требования будут мотивированы отсутствием заключенного договора, отсутствием доказательств его существования.
Правовое основание будет связано положениями законодательства о неосновательном обогащении.
Перспективы взыскания для заказчика – очень хорошие.
Способ второй
Договор подписан. Однако отсутствуют акты приема-передачи выполненных работ (оказанных услуг). Акты, конечно, не являются единственными документами, поэтому отсутствуют любые документы, которые подтвердили, что вы сделали, в каком объеме и передали ли вы сделанное заказчику.
Исполнитель – молодец. Все, что нужно делал и сделал. Но не оформлял акты приема-передачи (именуем для удобства документы, подтверждающие передачу выполненного результата), либо не проконтролировал получение подписанных актов.
В том случае, когда результат работы исполнителя не представлен в объективной, овеществленной форме, либо нет свидетельств последующего использования его заказчиком, можно заявлять о том, что ничего исполнителем не было сделано.
А деньги либо уже уплачены, либо должны будут уплачены заказчиком.
Далее классика жанра. Заказчик передумал. Отпала необходимость, свернули проект, порезали бюджет и т.д.
Заказчик заявляет о возврате уже перечисленных средств или заявляет, что нет оснований для оплаты.
Снова претензия, а потом иск.
Правовое основание – отсутствие выполненной работы. Поэтому у заказчика либо убытки, либо неосновательное (незаконное) обогащение у исполнителя.
Перспективы для заказчика – очень хорошие.
Способ третий
Заказчик – физическое лицо.
Думаем, что все в курсе о наличии страшно прекрасного закона о защите прав потребителей.
Исходя из его требований, заказчик должен быть проинформирован о существе оказываемой услуги, особенностях и процессе ее оказания. Как никак, но он, скорее всего, не является специалистом в области услуг (работ), которые им заказываются.
Причем, в ситуации с потребителем, факт информирования должен быть подтвержден соответствующими доказательствами. Отсутствие доказательств будет свидетельствовать, что вы: а) нарушили закон; б) нарушили права потребителя (заказчика).
Далее ситуация развивается следующим образом.
Потребитель передумал. Он заявляет, что вы ему не предоставили полную информацию об услуге. Именно поэтому, по закону он может отказаться от договора и потребовать вернуть ему перечисленные вам денежные средства.
При этом в случае если требования не будут выполнены, он по закону еще сможет дополнительно получить в свою пользу 50% штраф от взыскиваемых сумм.
Следовательно, претензия от потребителя и иск в суд. Потребитель, к тому же, освобожден от государственной пошлины и поэтому основания для появления потребительского экстремизма достаточно.
Перспективы – очень хорошие.
Способ четвертый
Отказ от договора.
По закону от договора возмездного оказания услуг можно отказаться.
Последствие отказа одно. Компенсация фактических расходов исполнителя.
Соответственно, эти расходы должны соотносится с условиями договорами, обязательствами исполнителя, быть подтвержденными доказательствами.
Придется крайне не просто, чтобы обосновать выплату заработной платы отдельным сотрудникам или фрилансерам; количество затраченного времени ими на работу и так далее.
Последовательность действий, что и ранее.
Претензия, иск.
Правовое обоснование – положения закона о договоре возмездного оказания услуг.
Перспективы – очень хорошие.
P.S. При изложении материала исходили из ряда допущений. Во-первых, отсутствие доказательств позиции исполнителя; во-вторых, не принятие судов в качестве доказательств переписки по электронной почте, скайпу и пр.
Удачи и берегите свои деньги.
Орфография и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были предложены автором.