Юлия Водолазская: Оборачиваемость. Увеличиваем эффективность бизнеса

Юлия Водолазская

Сегодня поговорим об оборачиваемости. Это мое самое любимое понятие! Почему? Потому что оно настолько многогранно и емко, что управление только им уже даст колоссальный эффект.

Что же такое оборачиваемость? Это показатель, который отражает эффективность использования активов за определенный период. В целом по компании он будет рассчитываться таким образом:

К = Выручка от реализации продукции / Среднегодовая стоимость активов

и показывает количество оборотов одного рубля активов за анализируемый период с точки зрения объема продаж.

Рассматривают также оборачиваемость отдельных составляющих баланса. Для дебиторской задолженности оборачиваемость будет рассчитываться по следующей формуле:

ОДЗ = (Выручка от реализации за год) / (Средняя дебиторская задолженность).

Чем выше его значение, тем меньший период времени проходит между отгрузкой продукции потребителям и моментом их оплаты. Высокие значения этого показателя положительно отражаются на ликвидности и платежеспособности предприятия.

Коэффициент оборота запасов — отношение себестоимости продукции (только в части анализируемых материальных активов), реализованной за отчетный период, к средней величине запасов в этом периоде. Этот коэффициент показывает, сколько раз в среднем продаются запасы предприятия за некоторый период времени.

Более наглядным, однако, является коэффициент оборачиваемости в единицах времени. Это период, за который активы или ресурсы совершают свой полный цикл. Для товаров, например, это количество дней или месяцев с момента их покупки до момента реализации покупателю. Для дебиторской задолженности – с момента ее возникновения (продажи товаров) до момента погашения (чаще всего – поступления денег на счет компании). Для кредиторской задолженности – с момента покупки товаров до момента ее погашения перед поставщиком. И так далее.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности в днях (КОдз) рассчитывают по формуле:

КОдз = (Средняя дебиторская задолженность * 365) / (Выручка от реализации за год).

Характеризует средний период времени, в течение которого средства от покупателей поступают на расчетные счета предприятия. Чем меньше значение данного показателя, тем в более выгодных условиях находится предприятие. Не обязательно рассчитывать данный показатель на годовых цифрах, можно брать оборот за любой период – тогда нужно просто изменить множитель в числителе на соответствующее число (например, 30 вместо 365 при данных за месяц).

Для товаров коэффициент оборачиваемости (КОтов) будет рассчитываться по формуле (то же самое – для готовой продукции):

КОтов = (Средний остаток товаров * 365) / (Себестоимость реализованных товаров за период)

Для этого показателя также характерно, что чем он меньше, тем лучше для компании. Ведь это означает, что вы быстрее реализуете продукцию, а значит, больше прибыли извлекаете за определенный период, имея в обороте одну и ту же сумму вложений.

 Обратная ситуация с коэффициентом оборачиваемости кредиторской задолженности (КОкз):

КОкз = (Средняя кредиторская задолженность * 365) / (Себестоимость продукции за год).

Чем больше значение этого показателя, тем с большей отсрочкой оплачиваются счета (заметьте – легально, по обоюдному согласию с контрагентами!). И значит, тем в более выгодных условия находится компания с точки зрения финансирования (если я могу «оттянуть» оплату по счету, мне не нужен кредит в банке). Но при этом не стоит забывать и о показателях финансовой устойчивости и кредитоспособности, то есть необходимо помнить о способности погасить задолженность перед своими кредиторами, если вдруг все они разом предъявят свои требования. Поэтому слишком увлекать тоже нельзя.

Здесь возникает резонный вопрос, какие значения должны быть у показателей оборачиваемости отдельных ресурсов, чтобы предприятие было максимально эффективным? Стоит заметить, что отдельные значения коэффициентов оборачиваемости сами по себе в большинстве случаев не несут никакой смысловой нагрузки и не помогают в принятии управленческих решений. Их всегда нужно смотреть и оценивать комплексно, во взаимосвязи друг с другом.

Например, для одних компаний КОдз в 1 месяц (30 дней) будет нормой, а для других – недостижимым идеалом. Почему? В этом играют роль несколько факторов:

1) Обычаи определенного сегмента рынка. В некоторых сферах принято давать отсрочку в 45-60 дней, поэтому продажи на условиях предоплаты или меньшей отсрочки будут практически нереальными (разве что для малоизвестных или нестабильных клиентов, которых и потерять-то не страшно)

2) Оборачиваемость кредиторской задолженности. Например, если вам самим дают отсрочку в 2,5 месяца (ну договорились вы на такие «шикарные» условия), и товар у вас не залеживается больше чем на месяц, то для вас оборачиваемость дебиторской задолженности в 30 дней – просто отлично! Ведь тогда получается, что вы свои средства замораживаете в дебиторске и готовой продукции на 2 месяца (КОдз = 1 месяц + КОтов = 1 месяц), а кредиторам должны оплатить спустя 2,5 месяца. Это значит, 2 недели вы вольны распоряжаться деньгами и извлекать из них доп. выгоду вместо того, чтобы сразу же оплатить счет поставщику.

3) Наоборот, отгружая свою продукции по постоплате в 1 месяц, при этом закупая материалы по предоплате, вам необходимо привлечь средства на период, пока продукция лежит у вас на складе, плюс пока покупатель не рассчитается с вами за отгруженный ему товар.

Вывод: чем длиннее у вас производственный цикл, тем более нужно стремиться работать по предоплате с покупателями и тем о большей отсрочке необходимо договариваться с поставщиками. И наоборот, если вы работаете с коротким производственным циклом, тем большую отсрочку вы можете давать покупателям и тем меньше беспокоиться о длительной отсрочке платежа кредиторам.

В любом случае, всегда помните о балансе:

КОкз >= КОтов + КОдз

И стремитесь максимально сократить обе части этого неравенства. Любые грамотные и взвешенные действия в этом направлении будут означать повышение эффективности работы компании.

Удачи!

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.