Десятые годы 21 века станут началом иного предпринимательства
Какое главное событие 2011 года в мире бизнеса?
Похоже, что смерть Стива Джобса, как символ конца американского этапа развития предпринимательства. В начале прошлого века Генри Форд внедрил конвейер и застолбил за Америкой предпринимательское лидерство. Через сто лет Стив Джобс всей своей яркой судьбой подвел под ним черту. Целый век - нормальный срок для того, чтобы о чем-то сказать миру и уступить место другим...
Что сказал миру американский предприниматель?
Он выучил сам и преподал другим уроки начальной школы предпринимательства. Например, как относительно добровольно собрать в одном месте тысячи людей, раздробить их труд на тысячи операций и благодаря кооперационному эффекту и стандартизации достичь небывалого выпуска продукции с минимальными удельными затратами. Или как управлять массовым спросом с применением тотальной маркетинговой пропаганды и столь же тотального кредита
Все это сейчас не работает?
По меткому выражению Питера Друкера, к концу 20 века «мы научились делать дела правильно. Осталось научиться делать правильные дела». В этом одна из главных причин современного кризиса: мы создали мощные инструменты работы с природным материалом и с самими собой, но по большей части не научились направлять их на нужные дела. Человек бьет этой производственной дубиной по чему ни попадя с одной целью - повыбивать из всего окружающего побольше денег. Стив Джобс попытался с некоторым успехом неправильно делать правильные дела, потому он и стал очень важной переходной фигурой к новому этапу развития предпринимательства...
В чем выражается «неправильность» в делах Стива Джобса?
Например, говорят, все его маркетинговые исследования заключались в вопрошании существа, которого он каждый день видел в зеркале: делал ли бы он сегодняшние дела в последний день своей жизни? Как вариант: купил бы я вот эту создаваемую мной штуковину умирающему другу? Вопрос, который средний американский предприниматель вряд ли поймет...
Возможно, Джобс тоже не понял бы, если не его смертельная болезнь...
От которой у него хватило духа не прятаться, а включить ее в число своих главных учителей. Эта, как говорят христиане, «память смертная», легко убивает все наши выдумки и стремление к смешному величию. Когда у тебя в запасе несколько дней жизни - каждая мелочь приобретает вес. Источник побед Джобса в том, что он был внимателен не к «массовому потребителю», а к конкретному и живому лицу - хотя бы к своему. И мечтал не о мировых переворотах в бизнесе, а об изяществе изгибов айфоновских иконок. Такая «мелочность» и есть главное условие успеха: так сегодня делаются правильные дела
В чем величие «внимания к изгибам иконок»?
Тотальное господство в Apple формы над содержанием и дизайнеров над менеджерами - это, видимо, интуитивно найденное Джобсом верное понимание природы человека. Человек есть раб красоты и мифа. Если что-то по настоящему прекрасно, или хотя бы красиво - это покоряет даже самого бестолкового циника. Работа на Маке приводит мысли в порядок и даже утешает сердце - могу лично засвидетельствовать это. Хотя с технической позиции - ничего особо выдающегося, просто добротно сделанная вещь. Вся соль - «в изгибах иконок»
Почему американские предприниматели не смогут сохранить лидерство? Стив Джобс - стопроцентный американец...
Джобс показал, что условием успеха в ближайшие лет двести будет умение понять простого человека и внимание к мелочам жизни. Это подтверждает и опыт компании Starbucks: «кофе без людей не бывает» - строгое следование этой простой мысли превратила ее в мировую империю. Но Apple и Starbucks - это приятные, но исключения: американцы в массе своей ничего не понимают в людях, не говоря уже об их неспособности опуститься с имперских высот до мелких переживаний простолюдина. Чтобы разобраться в человеке, им не хватило, как минимум, времени: вся Америка на четыре года младше конезавода графов Орловых в селе Хреново Воронежской области...
Этих двухсот лет американцам хватило, чтобы достичь помянутых тобой «имперских высот»...
Может потому им и некогда было задуматься о по настоящему важных вещах? Какой, например, можно сделать вывод из идей американского гуру Д.МакГрегора, разбившего всех людей на ленивых и бестолковых («теория Х»), и трудолюбивых и умных («теория Y»)? «Х» - это «черная шляпа» и плохой парень. «Y» - белая шляпа и хороший парень. Все по-ковбойски, без излишних сложностей...
Зато моделью американца Маслоу все менеджеры пользуются при разработке схем мотивации...
Суть иерархии Маслоу задолго до него выразил Федор Достоевский: сначала накорми и утешь меня, а потом требуй добродетелей. По этой теории, скажем, солдаты не пойдут в атаку пока их досыта не попотчуют и до слез не обласкают... Но проблема не в критике этих теорий, а в том, что в стране Достоевского, герои которого не по разу на дню шатались между небесами и преисподней, профессора бизнес-школ рассовывают людей по полочкам иерархии Маслоу. В этом чудовищном гуманитарном одичании нашей культуры - еще один источник наступающего перелома-кризиса. Мы перестали понимать, кто такой человек: вслед за «смертью Бога» в 19 веке, умирает сам человек, во всяком случае тот человек, каковым он был всю свою историю. Нынешний человек, по-несчастью, проектируется и потому главный вопрос - «кем?»: «ковбоями» или теми, кто хоть как-то причастен к древней гуманитарной традиции...
Джобс открыл какую-то свою «теорию о человеке»?
Стив Джобс разобрался в людях глубже только потому, что жизнь его заставила всерьез разобраться в себе. Но он стал всего лишь символом конца определенной культуры предпринимательства, показавший, что старое уже не работает. Но как должно работать новое? Никакого «учения он не оставил. И не мог оставить, так как опыт Джобса не был встроен в традицию. Как говорят профессора бизнес-школ - «уникальный кейс»
В какую традицию он не был встроен?
В традицию понимания человека. Разумеется, понимания не его анатомии или психических расстройств. Вся европейская культура тысячелетиями мучилась вопросами более серьезными: о происхождении и природе человека, о назначении его жизни. Особенно терзались всем этим русские: вся наша философия, не говоря уже о Православии - о судьбе человека и смысле человеческой истории. Это и есть традиция, которой не хватает американской предпринимательской культуре
В чем суть нового этапа в развитии предпринимательства?
Крупные компании базовых отраслей, созданию которых нас научил американский менеджмент, уходят «в основание» экономики. «Поверх» них формируется то, что Люк Болтански в своем «Новом духе капитализма» назвал «проектным градом»: разветвленные сети относительно кратковременных отношений людей, создающих друг для друга ценности. Ценность же самого человека в «проектном граде» определяется его способностью включаться в сети отношений. Он должен уметь делать две самые важные вещи: самоопределяться и устанавливать отношения с людьми. Наступает «время простого живого человека», умеющего подобно Стиву Джобу задавать себе честный вопрос: «Для чего ты хочешь прожить этот день и что сегодня ты можешь дать людям?»
Очень много во всем этом «быта». И мало науки...
Менеджмент 20 века «по науке» научился превращать живых людей в сеть производственных функций и сегменты покупательной силы. Но с «функцией» нельзя выпить и облобызаться, а «покупательной силе» нельзя в случае чего дать по физиономии. Нет личных отношений и потому сеть рвется, проектный град рушится. Нужно вернуть простому человеку его лицо. Можно ли это сделать «по науке»?
Но почти вся литература по менеджменту последнего десятилетия именно об этом...
Это правда: авторы книг по менеджменту просто стонут про «лидерство», «внимание к личности», о чем-то там «правополушарном» и т.п. Но, к сожалению, все это большей частью сводится к заклинаниям простому человеку стать титаном и преобразователем незнамо чего, иной раз - «целого мира». Но тот же Джобс делал все наоборот: он приближал великое к простому и обыденному, а не пыжился придать простому дутое величие. Повторимся: суть нового предпринимательства в том, что время великих дел, от которых наша земля скоро уже лопнет проходит. Новый предприниматель - это тот, кто способен разобраться в смыслах своей отнюдь невеличественной жизни и умеет договориться о совместных невеличественных делах с такими же, как он. Это философия малых, но бесчисленных добрых дел...
Это такой «философский прогноз» на наступающий год?
Отношение к прогнозам зависит от того, кто на кого наступает: год на нас или мы - на него. То есть это мы движемся вперед во времени, выдумываем свои цели и изменяем мир под них? Либо время «движется на нас» и само говорит нам, что мы должны делать? В первом случае мир и люди - это только ресурс для достижения наших целей. Во втором случае мы должны успокоиться и «просто» вслушаться в жизнь. Миллиардер Росс Перо все свои успехи объяснял тремя правилами: 1) слушай 2) слушай 3) слушай клиента...
Джобс слушал свое отражение в зеркале, Перо - клиента, это уже традиция...
Знаю только, что в нашей культуре есть традиция удивительной добродетели - по-слушания. Это не глухая покорность самодурству начальника, а умение услышать голос мира, людей, природы, времени, тишины... Если кто желает поменять мир по своим лекалам, то прогнозами о будущем кишит интернет - выбирай какой по душе. А желающим развить в себе послушание никакой советчик не нужен, им обо всем скажет сама жизнь. Может это и есть главный рецепт выхода из кризиса: не греметь на весь мир новыми великими планами, а вслушаться в то, о чем уже камни вопиют: о простых (а не выдуманных маркетологами!) нуждах простого (а не спроектированного политиками!) человека...
Впервые опубликовано в журнале National Business
Также смотрите:
Олег Банных: Как нам организовать АСИ