«Мы полагаем, что имеется корреляция между тем, как происходит обмен знаниями среди обслуживающего персонала, и уровнем удовлетворенности потребителей его услуг»
Билл Робертс, ABalancedApproach
(из книги Дж.Харрингтона и Ф.Воула «Совершенство управления знаниями»)
Конкурентоспособность – это свойство объекта и системы сервиса, характеризующиеся степенью реального и потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке [1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11].
Конкурентоспособность можно рассматривать как в отношении товаров и услуг, так и в отношении предприятия в целом. В этом случае конкурентоспособность означает способность предприятия успешно выдерживать конкурентную борьбу на рынке. А.И. Фомин и Б.Ф. Фомин [12] рассматривают конкурентоспособность предприятия как его системное свойство, которое необходимо рассматривать в трех взаимосвязанных аспектах: на уровне продукции (услуг), на уровне производства и на уровне предприятия в целом. Авторы выделяют следующие показатели конкурентоспособности предприятия:
- темп роста прибыли и доходов;
- гарантированная экономическая добавленная стоимость;
- коммерческий рост в целевых рынках;
- суммарный рынок;
- стратегические расхождения;
- уровень социальный ответственности.
Баринов В.А. и Синельников А.В. [13] рассматривают конкурентоспособность как свойство, определяемое адаптивностью и инновационностью. При этом адаптивность – свойство приспособления в отношениях с внешней средой и процесс внутриорганизационной перестройки. Инновационность рассматривается, как способность предприятия обновляться, как источник адаптивности. Схема влияния рассмотренных свойств на конкурентоспособность предприятия представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Принципиальная схема свойств организации в условиях неопределенности
Баринов В.А. и Синельников А.В. [13] связывают инновационность как с техническими, так и с социальными новациями, в которые, в том числе входит и управление знаниями. В то же время адаптивность предприятия рассматривается только как результат «гибкости технологической базы», т.е. потенциальной способности технологического оборудования производить разнообразные изделия. Адаптивность и инновационность, по мнению авторов, является необходимыми и достаточными условиями обеспечения конкурентоспособности организации.
Мы считаем, что данный подход можно усовершенствовать. Во-первых, упущено такое свойство организации как «эффективность», отражающее способность организации обеспечивать максимальный результат (эффект) относительно затраченных на его достижение ресурсов (затрат). При этом эффективность рассматривается применительно ко всем сторонам деятельности организации: процессам, операциям, проектам, личной эффективности сотрудников и т.д.
Во-вторых, адаптивность (как способность) и адаптацию (как реализацию этой способности) организации необходимо рассматривать гораздо шире. При этом технологическое оборудование является далеко не единственным фактором адаптации. Более того, в экономике знаний наибольшее значение для адаптации организации и обеспечения конкурентоспособности имеют человеческие ресурсы и знаниевые активы организации.
Таким образом, конкурентоспособность организации, на всех ее уровнях обеспечивается за счет трех составляющих: адаптации, инноваций и эффективности (рисунок 2).
Рисунок 2. Факторы, обеспечивающие конкурентоспособность организации.
Эффективность работы всей организации складывается из эффективности работы каждого сотрудника, отдела, подразделения и т.д. Каждая подсистема организации вносит вклад в общую эффективность и результативность. Знания в этой связи играют важную роль, поскольку влияют на эффективное исполнение бизнес задач. Понимание влияния знаний на бизнес не упрощает задачу понимания влияния управления знаниями как целенаправленной деятельности.
Если в целом, управление знаниями должно положительно отражаться на деятельности организации (об этом свидетельствуют и многие примеры компаний:BP, IBM, Matsushita и др.), то эффективность управления знаниями и отдельных его мероприятий требуют дальнейшего изучения.
В настоящее время данная проблема исследуется НИИ Управления знаниями МЭСИ совместно с проектом PROKM.RU в рамках исследования «Влияние управления знаниями на конкурентоспособность организации». Задачей исследования является выявление и обоснование влияния управления знаниями на конкурентоспособность организации, в том числе на ее адаптивность, инновационность и эффективность.
Литература:
1. Богомолова И.П., Хохлова И.П. Анализ формирования категории конкурентоспособность как фактора рыночного превосходства экономических объектов // Маркетинг в России и за рубежом. – 2005. - №1. – С.113-119
2. Дунаев О.Н., Манжурова О.Д., Скуратов К.С. Научно-методические подходы к оценке конкурентоспособности компании на рынке. – Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2003. – 63с.
3. Жиганов И., Жвачкин А. Расчет конкурентоспособности / РИСК. – 2002. - №4. – С.64-70
4. Куршакова Н. Организация оперативной работы подразделений регионального банка для обеспечения конкурентоспособности услуг // Маркетинговые коммуникации. – 2003. - №2. – С.29-30
5. Мансуров Р.Е. Об экономической сущности понятий «конкурентоспособности предприятия» и «управление конкурентоспособность предприятия» // Маркетинг в России и за рубежом. – 2006. - №2. – С.91-94
6. Маркетинг: Учебник для вузов / Н.Д. Эриашвили, К.Ховард, Ю.А. Цыпкин и др., Под ред. Н.Д. Эриашвили. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 631с.
7. Минько Э.В., Кричевский И.Л. Качество и конкурентоспособность. – СПб.: Питер, 2004. – 268с.
8. Основы антикризисного управления предприятиями: Учеб.пособие / Н.Н. Кожевников, Е.И. Борисов, А.Г. Зубкова и др.; Под. ред. Н.Н. Кожевникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 496с.
9. Светуньков С.Г. Методы маркетинговых исследований. Учебное пособие. – СПб.: Издательство ДНК, 2003. – 352с.
10. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 352с., с. 213.
11. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандра. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 670с.
12. А.И.Фомин, Б.Ф. Фомин Понятие конкурентоспособности предприятия http://bigc.ru/publications/other/strategy/competitive_ability_of_company.php
13. Баринов В.А. и Синельников А.В. Развитие организации в конкурентной среде // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. №6 http://www.dis.ru/library/manag/archive/2000/6/853.html
похоже на выдержку из дипломной работы. судя по количеству приведенных авторов над этой темой плотно рабтоают.
Вы правы, Александр. Это выдержка их моей дипломной работы по маркетингу )))