В этой статье мы поговорим о технических работах, которые нужно провести с сайтом для подготовки его к продвижению в поисковиках. То есть о том, что «маркетари» (вот, отомстил им за «технаря»!) предпочитают обозначать словосочетанием «технические работы», предотвращая тем самым дальнейшее обсуждение.
Так и образуется досадный пробел, который я и хотел бы исправить этой статьей. Адресую ее руководителям фирм-клиентов — а значит, не вдаюсь в технику настолько, чтоб статья была бы полезна техническим специалистам. Я только перечислю, что именно нужно сделать, и как руководителю проконтролировать выполнение этих работ. Итак, что же придется сделать с сайтом?
- Скорректировать верстку страниц;
- Дать SEO-шникам возможность вводить необходимую информацию;
- Организовать обновления XML-карт сайта;
- Создать файл robots.txt;
- Организовать обновления RSS-ленты;
Коррекция верстки страницы
В первую очередь это выполнение рекомендаций W3C относительно HTML/XHTML/CSS. Поисковики не раскрывают своих алгоритмов и часто их меняют, нам остается поверить им на слово, что корректная верстка помогает им лучше индексировать сайт. Например, Google настоятельно рекомендует нам проверить правильность HTML-кода (http://www.google.com/support/webmasters/bin/answer.py?answer=35769&hl=ru)
Контроль. Есть прекрасный онлайн-сервис: http://validator.w3.org. Вводите в форму адрес страницы — и читайте диагноз.
Второе важное улучшение: вынести в отдельные файлы css-оформление и JavaScript-код. Поисковики также настоятельно рекомендуют это сделать. Но и самим можно догадаться, что тем меньше «помех», тем легче читать.
Контроль: просмотрите исходный код HTML-страницы — легко ли в нем читать содержание (оно же контент)? Или оно пересыпано чем-то не очень понятным?
Если последнее — значит, данная рекомендация не исполнена.
Необходимая для SEO информация
Это теги TITLE и ряд тегов семейства META. Об их роли и правильном использовании написано уже столько, что я вряд ли смогу сказать что-то новое. Но рекомендация обеспечить возможность их ввода и правки — как ни странно, многим покажется новой. Поэтому я, не претендуя на новизну, перечислю информацию, которую должен иметь возможность внести и поправить SEO-шник для каждой страницы (подчеркиваю — для каждой страницы, а не для сайта в целом).
- Заголовок страницы (тег title)
- Ключевые слова (тег meta name='keywords' content='набор ключевых слов' )
- Описание (тег meta name='description' content='описание страницы' )
- Язык страницы (человеческий!) (тег meta http-equiv='Content-Language' content='ru' )
Контроль достаточно очевиден: потребуйте у технических специалистов показать Вам, как ввести указанную информацию для какой-либо из страниц Вашего сайта.
XML-карты сайта
Это XML-файлы (спецификации этих файлов Вы найдете на http://sitemaps.org), указывающие поисковикам, где искать страницы, «обиженные» навигацией . То есть те, которые поисковику трудно самому найти по ссылкам. В серьезном проекте таковые есть всегда. Поэтому важно не только создать и обновлять XML-странички карт сайта, но и сообщать о них поисковикам.
Контроль. В предыдущей статье мы говорили, что у руководителя должен быть доступ к аккаунтам в поисковиках. Эти аккаунты предоставляют инструменты, позволяющие понять — знает ли поисковик о карте сайта и если знает, то что о ней думает. Вот как выглядят эти инструменты для наиболее популярных поисковиков.
Файл robots.txt
Этот файл создается специально для поисковых систем. Его полную спецификацию Вы можете прочесть по адресу http://www.robotstxt.org/orig.html. Наиболее важными его функциями я считаю две:
- Исключение страниц из выдачи поисковиком.
- Сообщение поисковику о файлах карт сайта.
Зачем исключать страницы из поиска? Есть ряд соображений, приведем наиболее очевидное: удаление из выдачи не очень ценных с точки зрения SEO страниц позволит поисковику быстрее обходить более ценные (меньший список будет пройден быстрее).
Контроль. Проверьте наличие файла robots.txt и попросите поставщика услуг по оптимизации прокомментировать его содержание.
RSS-ленты
Честно говоря, это не совсем SEO. Роль RSS в улучшении позиции в поисковике весьма незначительна: может разве что повысить индекс цитирования, но и только. В то же время это весьма важный инструмент продвижения сайта. Это прекрасная возможность доводить новости до тех, кто подписался на них.
Новостной сайт или сайт электронного СМИ просто обязан иметь RSS, это даже не обсуждается. Но RSS очень удобен, в частности, для организации почтовой рассылки для тех, кто хотел бы быть в курсе, например, последних поступлений Ваших товаров. Имея корректно составленную RSS-ленту (их может быть несколько на Вашем сайте), Вы можете несколькими кликами организовать подписку на новости, используя онлайн-сервисы (например, FeedBurner).
Кликните на нем. Вот Вы и увидели RSS-ленту Вашего сайта. А теперь скопируйте ее адрес и скормите его валидатору (http://feed2.w3.org/). Он скажет Вам, можно ли организовать подписку на Вашу RSS-ленту или нет.
* * *
Ну вот Вы и знаете, что нужно сделать с Вашим сайтом, чтоб SEO-шник мог более результативно колдовать над семантическим ядром.
Вам стоит насторожиться, если оптимизаторы не проверят сайт на необходимость перечисленных работ. Не менее настораживающе должны действовать на Вас технические работы, не перечисленные здесь, и смысл которых Вам неясен. В этом случае не забывайте использовать инструменты поисковиков для проверки — не завелось ли у Вас на сайте вредоносное ПО. Если же все в порядке — поздравляю с удачной подготовкой сайта к оптимизации.
Также смотрите:
Если говорить о молодом сайте, то вопрос с RSS неоднозначен.
Кто-то на начальном этапе не рекомендует RSS прикручивать вообще.
Кто-то говорит, что RSS не проблема, но RSS ленту в различные RSS каталоги добавлять не следует.
Кстати, заметил, что в последние несколько месяцев только ленивый форум не прикрутил Facebook?
Как думаешь, можно использовать это в своих гнусных целях (Продвижение сайта имею в виду:)
Если, разумеется завести там не только акк, но и посвящённую сайту страницу.
Вроде бы схема проста - через группу френдов гнать траф на страницу там, а через неё на сайт.
Трафик-то будет, а вот как в отношении ТИЦ - сыграет в плюс или нет?