Ксения Кочнева: Командообразование и добровольческая деятельность

Ксения Кочнева

Становится общепризнанным тот факт, что команду невозможно создать за короткий срок, проведя в выходные дни тренинг или корпоративное мероприятие. Для формирования команды необходимо, чтобы в коллективе сложились отношения, позволяющие команде работать эффективно.

Основные ожидания от эффективной команды таковы: все члены команды должны быть компетентны, инициативны и ответственны, доброжелательны по отношению друг к другу, заинтересованы в совместной работе для достижения значимой для всех цели. В команде не должно быть места апатии, желанию переложить ответственность за принятие всех решений на плечи одного лидера.

Как обеспечить формирование таких отношений? Допустим, руководству компании уже удалось обеспечить организацию компетентными специалистами. Допустим, удалось сформулировать цель, привлекательную для всех сотрудников.

Остается лишь добиться того, чтобы эти люди доверительно относились друг к другу, работали сообща, чтобы каждый болел душой за общее дело, был готов внести в него максимальный вклад и чувствовал персональную ответственность за общий результат. Вот это и кажется самым сложным элементом задачи.

Можно ли сделать команду из людей, привыкших следовать в основном личным интересам, не имеющих желания трудиться не покладая рук во имя общей цели и вообще 'изменять мир к лучшему'? А ведь именно такими и являются большинство современных здравомыслящих, практичных и амбициозных людей.

Имеет ли смысл ставить задачу 'переделать' людей? И если мы отрицательно отвечаем на этот вопрос, значит ли это, что мы отказываемся от идеи создания эффективной команды?

На наш взгляд, проблема разрешима. Людям, привыкшим жить по принципу 'каждый сам за себя', нужно дать возможность 'прожить' ситуацию, когда работа в команде действительно важна, а достижение цели в результате командной работы приносит радость и удовлетворение.

Такой опыт дают экспедиции в экстремальных природных условиях, например в горах. Но участие в подобных экспедициях требует специальной подготовки. Не менее эффективный, но более подходящий для массового применения вариант – экологические экспедиции. Рассмотрим пример компании 'М.Видео', сотрудники которой в августе 2010 года приняли участие в экологическом проекте 'Ольхон 2010' на Байкале.

Волонтерский проект был организован на острове Ольхон компанией Baikal Dream, в нём приняло участие 10 сотрудников 'М.Видео'.



Ольхон — самый большой остров Байкала, место весьма привлекательное для туристов и в то же время не самое доступное, благодаря удаленности от городов и плохим дорогам.



Коммуникации с материком ограничены паромной переправой. Производственных предприятий нет. На острове есть один крупный поселок, Хужир, где проживает около 1500 человек, и около пяти бурятских деревень, от двух до двадцати домов. Экологических проблем на острове пока что немного. Есть одна большая проблема — мусор.

Мусор вывозится на материк, но происходит это недостаточно регулярно. Неподалеку от Хужира образовалась огромная свалка, стихийно разрастающаяся на площади около 5 кв. км. Но мусор — не  только на свалке, он на улицах поселка, на прекрасных песчаных пляжах, на лесных тропах, на территории заповедника. Контейнеров для мусора на острове мало, а там где они есть, скапливаются горы отходов, привлекательные для коров и собак. По субботам по Хужиру проходит мусоровоз, который забирает у жителей накопившийся за неделю мусор. Кто-то, не дождавшись прибытия машины, самостоятельно вывозит отходы в лес и вываливает их в любое понравившееся место.

По словам главы администрации Ольхона, средств на организацию работ по уборке и вывозу мусора не хватает. Инициативу в решении проблемы проявляет местный предприниматель Никита Бенчаров, который периодически организует эти работы, привлекая волонтеров и согласовывая транспортировку мусора с администрацией. Большую помощь оказывает компания Хейнекен, также проводящая подобные экологические акции и подарившая администрации машину, на которой мусор вывозится из поселка.

Волонтеры 'М.Видео' посвятили уборке мусора четыре дня. Был наведен порядок на пляже Сарайского залива, мусор из контейнеров был загружен на машину и вывезен. Была устранена стихийная свалка трехлетней давности в центре пляжа. Был собран мусор на пешеходной тропе, ведущей из поселка в глубь Ольхонских лесов.





Для сотрудников крупной компании, вполне обеспеченных и привычных к интеллектуальному труду, уборка мусора стала непростым испытанием. Каково проводить уборку на пляже, где отдыхают приезжие и местное население, скептически поглядывая на 'активистов', вытаскивающих у них из-под носа битые бутылки? Делать эту работу побуждает пример руководителей проекта и поддержка коллектива. Участники проекта оказываются в роли людей, которым 'не всё равно'.

По завершении волонтерской работы появляется чувство удовлетворенности результатом. У сотрудников 'М.Видео', вместе полдня убиравших свалку, образовавшуюся за три года на пляже, появилось чувство гордости за то, что они смогли ликвидировать проблему, которая оказалась для местных жителей и администрации неразрешимой. Наглядные результаты — чистый пляж на берегу Байкала, освобожденная от сора тропа в сосновом лесу, где растут эдельвейсы, — компенсировали неприятные впечатления.

Большое влияние на атмосферу в коллективе оказал быт. Некоторым участникам пришлось долго привыкать к проживанию в палатках и питанию костровой пищей. Но именно такие условия: совместная жизнь на природе, необходимость обустройства и поддержания лагеря, совместная покупка и приготовление пищи, хождение в баню, ночные беседы за чаем у костра – такие условия привносят душевность в отношения и заставляют думать о ближнем, заботиться об общем благе, уметь распределять обязанности для более эффективного и бесконфликтного существования коллектива.

Что изменилось на Ольхоне благодаря реализации проекта? Конечно, можно сказать, что мусор будет появляться снова и снова, и проблему нельзя считать решенной. Это так. Корни проблемы — в отношении туристов, местных жителей и администрации к окружающей их среде, к собственному дому (в широком смысле этого слова). Изменить укоренившиеся привычки очень сложно. И тем не менее, именно демонстрация иного отношения к экологии Байкала заставляет и приезжих, и местное население постепенно осознавать необходимость корректировки собственного поведения. Многие скажут, что считают труд волонтеров важным. Единицы скажут, что волонтерская работа бессмысленна. Как бы то ни было, волонтерские проекты заставляют людей думать, а это значит, что со временем будут происходить изменения в их образе мыслей и поведении.

Что дал проект его участникам? По словам одной из сотрудниц 'М.Видео', 'жизнь меняется'. Став волонтерами, участники проекта попробовали себя в роли людей инициативных и ответственных. Опыт совместного преодоления трудностей, опыт взаимодействия в процессе решения социально значимой проблемы сделал их ближе друг другу и позволил осознать ценность работы в коллективе и значимость вклада каждого в общее дело. Участие в волонтерском проекте превратило сотрудников в команду.  Причем не просто команду, а команду 'М.Видео', что произносилось с особой гордостью.


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Александр Лазарев +463 Александр Лазарев Нач. отдела, зам. руководителя, Краснодар

честно напишу.
туризм и байкал в частности - это гуд.
вообще природа и на нее ходить - это гуд.

но тимбилдинг 10 человек с помощью байкала это такая фигня.
которая никого ни на что не замотивирует.
роста продаж или сплочения в работе не даст.

к сожалению
данная статья - это реклама Байкал Дрим и М-видео.

а ведь тему можно было и стронуть как слелуедт - какие виды тим билдинга бывают на что направлены
какие результаты можно достигнуть.
где работает а гденет и почему.

Консультант, Москва
Вот когда дайверы всея Руси проводят в начале июня ''день чистых водоёмов'', выезжая (за свой счёт!) понырять, потусоваться, но при этом - почистить водоёмы от мусора, то это, как тут выразился Александр Лазарев, ''гуд''. Когда корпорация кому-то помогает за счёт своей прибыли (но не за счёт роста цен для клиентов или уменьшения бонуса сотрудников!) - это тоже, наверно, ''гуд''. Когда сотрудники некой компании по своей инициативе и ДОБРОВОЛЬНО собираются и делают доброе дело в СВОБОДНОЕ от работы время - это тоже ''гуд'', даже если к этому доброму делу присоединится отдел маркЕтинга, пиарщики, и т.п. - в качестве организатора, координатора, ''коллективного пропагандиста и агитатора'' (с). Если к этому присоединится и руководство, да ещё выделит из ''директорского фонда'' финансирование - тоже ''гуд'' (снова (с)). Но вот если нечто делается именно как пиар-акция некоего бренда... Может, и гуд - но, как говорил Ницше, ''во что я, впрочем, верю слабо''. Ибо в то, что за тусовкой в рабочее время за счёт работодателя (надо же как-то замотивировать участников) и оформлением антуража фирменными логотипами и слоганами останется время и силы на реальное дело, а не на его имитацию для показухи, отчёта и рекламной статьи, как раз и не верю. Ибо ''сед, и ...(пропущу часть цитаты, дабы не обидеть никого)... вашу я натуру знаю'' (с) И уж совсем ''не гуд'', если подобная ''добровольческая деятельность'' делается из-под палки. В смысле, когда сотрудников собирают на ''коммунистический ленинский субботник'', переходящий в ''первомайскую демонстрацию''. Т.е. в личное время и за счёт сотрудника, по разнорядке свыше. Чего немало насмотрелся за свою жизнь уже даже в постсоветские времена (в постсоветсткие, кстати, извращённее и отвратительнее, чем ''отработать дополнительную смену в субботу в фонд мира'').
Александр Лазарев +463 Александр Лазарев Нач. отдела, зам. руководителя, Краснодар

да принудительный субботник это не гуд :)

МУСОРНЫЙ КОУЧИНГ - :) вот что в голове у меня созрело... :)

Юрий Максименко Юрий Максименко CIO, Украина
Александр Лазарев пишет: да принудительный субботник это не гуд
Больше того. Эпизодический принудительный труд -- это не так страшно, если должность хорошая. Можно и вытерпеть иногда. Но принуждение к ''душевности в отношениях'' -- этого лично я не могу вынести. Поэтому на корпоративах меня нет. Как заинтересовывать людей? С тех пор, как кто-то выдумал деньги -- это не проблема.
Консультант, Москва
Юрий Максименко пишет: Как заинтересовывать людей? С тех пор, как кто-то выдумал деньги -- это не проблема.
Дополню, Юрий, с Вашего позволения. Безусловно, есть в природе нематериальная мотивация - создать у человека ощущение вовлечённости, причастности к чему-то важному, дать возможность самореализации, заслужить уважение. И подчас, двигает эта мотивация чуть ли не сильней человеком, чем денежная составляющая. Но на кого может быть ориентирована такая мотивация? Для кого это важно - почувствовать причастность, вовлечённость, самореализоваться? Ответ простой - для детей, подростков и молодёжи. Поэтому можно собрать команду молодых (до 25 лет) ребят по компани, произнести им пламенную речь, сказать ''вперёд'' - и они горы сдвинут. Но стоит им повзрослеть, завести семью, добиться чего-то в жизни - и поменяются жизненные ценности у человека, а значит - и то, чем и на что мотивировать его можно. Я не говорю об ''условно-материальной'' мотивации - в советские времена разного рода грамоты/благодарности/доски почёта и ордена, хоть и выглядели нематериально на первый взгляд, были весьма даже материализуемы - в виде допуска (допуска вообще, либо допуска бесплатного, либо внеочередного, по сравнению с ''простыми смертными'') к вполне даже материальным благам - дефицитные продукты, путёвка в санаторий, квартира и т.п. И не говорю о мотивации людей, стоявшим по три смены у станка в войну, и шедших в военкомат записываться добровольцами - они шли защищать свою родину, свои семьи, своё будущее. Война - это война, тут совсем иные мотивы у людей, чем в тихое мирное время. А в мирное время - и Юрий совершенно тут прав, на ВЗРОСЛОГО человека мотивация извне может быть только материальная. Всё остальное - исключительно внутренняя мотивация, которая из-под палки, приказом сверху, не образуется.
Юрий Максименко Юрий Максименко CIO, Украина
Борис Зверев пишет: Но стоит им повзрослеть, завести семью, добиться чего-то в жизни - и поменяются жизненные ценности у человека, а значит - и то, чем и на что мотивировать его можно.
Ну и он уже успевает столкнуться с вероломством руководства. Он горел энтузиазмом, Байкал очищал -- а его вышвырнули, как помойного кота... Обычная история человека старше 30 лет. Так что Ваша цитата про волчью натуру вполне уместна.
Консультант, Москва
Юрий Максименко пишет: Он горел энтузиазмом, Байкал очищал -- а его вышвырнули, как помойного кота...
Особенности национального тим-билдинга...
Юрий Максименко Юрий Максименко CIO, Украина
Борис Зверев пишет: Особенности национального тим-билдинга...
Как-то прочитал потрясающую книжку на эту тему. Причём читать не хотел -- в аннотации написано, что она про ''становление первых Советов в Подмосковье''. Но со скуки начал -- и прочёл залпом. Все эти Советы были фоном для истори главного героя -- американца Вальтера Виксона. наёмного директора фаблики ''Зингер'' в Подольске. Жаль, нет под рукой, не могу воспроизвести его рассуждений, когда от него потребовали снизить зарплату рабочим. А книга -- шедевр. Герман Нагаев ''Новый век''. * * * ... Худой, неопрятный старик не внушал доверия. -- Что Вам угодно -- холодно спросил его Виксон. -- Я берусь за две тысячи рублей отменить решение Городской Думы. -- Вы шутите? -- Тринадцать лет каторги отбили у меня желание шутить...
Адм. директор, Москва

Здравствуйте, уважаемые члены сообщества E-xecutive :)

Спасибо за комментарии, было интересно почитать.

Проведённое мероприятие ничего общего с коммунистическим субботником не имело. Это был экологический проект, пусть не масштабный, но с ощутимыми результатами. Сотрудники ''М.Видео'' прошли конкурс, чтобы принять участие в проекте. Из-под палки работать никого не заставляли. Более того, решение убрать самую большую свалку было принято самими участниками, довольно неожиданно для руководителей проекта (Baikal Dream).

Если Вас интересует отчет, составленный самими сотрудниками ''М.Видео'', можете ознакомиться с ним здесь:
http://www.baikal-dream.ru/ru/otcheti/148-mvideoreport.html

Я понимаю, что советское прошлое лежит на Вашей памяти тяжелым грузом, но современное добровольческое движение не имеет отношения к ''обществу развитого социализма''. В Европе сейчас добровольческая деятельность очень распространена, и, на мой взгляд, именно люди, способные к добровольческой деятельности, то есть к проявлению инициативы и ответственности, к работе в команде во имя общей цели, могут решить многие проблемы, существующие в России.

Именно поэтому Baikal Dream помимо организации коммерческих туров занимается также волонтерскими проектами. Что касается саморекламы, то информировать общественность о нашей деятельности считаю нужным, но при этому хочу заметить, что рекламировать компанию можно самыми разными способами, и организация социально значимых проектов - не самый простой из них, то есть реклама здесь - не самоцель.

Системный администратор, Сыктывкар
Ксения Кочнева пишет:
Здравствуйте, уважаемые члены сообщества E-xecutive :)

Я считаю, что выражение "волонтерская деятельность" следует установить в названии публикации вместо выражения "добровольческая деятельность".

"Добровольно" и "не добровольно" применимо к исполнению властных полномочий. Добровольность необходима того, чтобы не совершать преступных действий. Кроме того, если какой-то человек отказывается вступать в "добровольные отношения" (в отношения добровольно), то его поведение может быть основано не только на его субъективном положении.

Попробую очень кратко объяснить, так сказать "объективно говоря":

Ч. 1 ст. 1 УК РФ предусмотрено, что Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из УК РФ. При этом ч. 2 ст. 1 УК РФ предусмотрено, что УК РФ основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права. Таким образом, УК РФ является неотъемлемой частью законодательства РФ и обязателен для применения, как Закон. В соответствии со ст. 3 УК РФ преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только УК РФ. При этом применение уголовного закона по аналогии не допускается.

Таким образом, не применение норм УК РФ в отношении оценки и классификации деяния (действий) лица является противозаконным действием.

То есть, деяние, считающееся преступным в соответствии с УК РФ, не может быть совершенным законно (оно преступно при любых обстоятельствах). Деяние может быть совершено неосторожными действиями (без прямого умысла, то есть неумышленно). При этом лицо, совершившее деяние может быть невиновно (невинное причинение вреда и ущерба).


Экологические экспедиции это польза, имеющая общественное значение. И имеющая значение для саморазвития в себе дисциплины здорового образа жизни.

Вы молодец.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Сергей Махлай
Конечно, я имел ввиду вариант 2. Голова сама по себе, руки сами - старость...Надо меньше свои "г...
Все дискуссии
HR-новости
Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.

Большинство российских компаний подняли зарплаты в 2024 году

Чаще всего поднимали оклады в среднем и крупном бизнесе.