Мария Шувалова: Коммуникативно-деловые косяки

Мария Шувалова

По роду своей деятельности я довольно часто посещаю разнообразные деловые мероприятия. Отмечу, организовывать и проводить их у нас у нас уже научились на достойном уровне. Есть отдельные недочеты, которые обращают на себя внимание, но это уже частности. Гораздо хуже то, что компетентность приглашенных участников деловых событий все еще низка. Причем, проявляется это во всей своей очевидности именно в тех ситуациях, которые специально созданы для общения. А это история про недоразвитые soft skills (мягкие навыки), о которых в последнее время все более настойчиво говорят, и я в их числе. Увы, но некоторые мои иностранные коллеги полагают, что русские вообще не знают что такое грамотная деловая коммуникация. Вынуждена признать, что у них есть на это основания.

Вот, например: «Обращали ли вы внимание на характерные особенности поведения людей на деловых мероприятиях?»

Мои наблюдения следующие:

  1. Больше обычного жуют (заедают тревогу) и усиленно разговаривают по телефону. То есть выпадают из состояния – «здесь и сейчас» и занимаются «непрофильной» мероприятию деятельностью. Забавно, но некоторые признаются, что иногда даже имитируют разговор по телефону. Во-первых, чтобы «чем-то себя занять», во-вторых, чтобы «никто не приставал», а также для того, чтобы создать имидж делового человека - занятого и востребованного. А по факту бесцельно тратят время, выглядят недоступными и закрытыми для коммуникаций, отпугивая потенциальных собеседников и возможных деловых партнеров. И еще, кстати, чаще обычного смотрят на часы, в надежде, что все это поскорее закончится.
  2. Часто изображают «пантомиму деятельности»: утыкаются в свой компьютер, раздаточные материалы и даже принесенные с собой бумаги. Короче, всем своим видом невербально сообщают окружающим: «Не подходи ко мне. Я занят. Работаю». И все это происходит в ситуации специально созданной для завязывания контактов.
  3. Дорожат своим «личным пространством», создавая предпосылки для того, чтобы как можно больше времени провести в одиночестве и избежать общения. Занимают свободный столик, а не подсаживаются в компанию, стараются «забиться в щель», найти «спокойное, тихое местечко» или много времени проводят на тематических секциях (уходя в процесс пассивного восприятия информации). В общем, ведут себя весьма и весьма асоциально.
  4. Стремятся находиться в рамках своего привычного круга общения, а не расширяют его границы. Старательно выискивают «знакомые лица» и если находят, радостно ими и ограничиваются. А также бурно общаются только с теми, с кем пришли, исключая возможность подключения новых собеседников. Да, безусловно, сложившуюся систему связей нужно поддерживать, но не цепляться за нее в ситуации, которая создана для расширения социальной сети.
  5. Ограничивают себя общением «по плану», оставаясь закрытыми по отношению к непредусмотренным заранее возможностям. Иными словами, заранее жестко ограничивают круг своего общения и взаимодействуют с другими участниками исключительно «целенаправленно». Например, разговаривают исключительно с участниками выставочных стендов. Конечно, такой вид общения потенциально результативен, но лазейку для вторжения Его Величества Случая тоже имеет смысл оставлять.
  6. Испытывают проблемы с самопрезентацией. Просто не умеют кратко, но емко сказать о себе или пребывают в заблуждении о том, что всем и так должно быть известно «кто я?», «откуда?», «про что?» и т.д. В результате такого отсутствующего или «зажеванного» представления собеседнику становится «понятно, что ничего не понятно». Забавно, но пренебрежением самопрезентацией очень часто страдают «статусные», первые и вторые лица компаний, которые на закономерную просьбу представиться могут вообще отреагировать неадекватно-агрессивно или надменно-пренебрежительно. Что и говорить – это отличный способ произвести первое (или «живое») впечатление на собеседника! Мои иностранные коллеги уже окрестили его – «русский фирменный»…
  7. Оставив свои контакты, стесняются или не умеют получить информацию о своем собеседнике. А также просто не могут запомнить имя человека даже в течение непродолжительного общения. В результате либо вообще не понимают, с кем имеют дело, либо пребывают в заблуждении относительно партнера по общению. И в итоге не понимают, как этот контакт оценить, что с ним делать и как применить. А вообще, находясь в ситуации диалога сказать о себе (или от своего имени) и не обратить внимание на собеседника (в том числе не дать ему слова) – фенька, которая часто имеет место быть в коммуникациях и превращает все происходящее в «псевдодиалог».
  8. Задав вопрос: «Кто вы?», интересуются в первую очередь не именем собственным собеседника, а его статусом (должностью, чином и наименованием компании). И в результате, вместо общения «на равных» стремятся «уйти» в привычную ролевую модель поведения «над/под» по принципу - «как только я узнаю твою должность, смогу принять решение, как себя с тобой вести» Понятно, что статус человека есть важная информация, особенно для того, чтобы оценить степень его «деловой полезности». Но всегда стоит помнить, что «занимаемая должность» - не постоянный атрибут. Как говорится – «сегодня здесь, а завтра там», «сейчас на коне, а потом…». Уверена, что каждый из вас хоть раз получал визитную карточку с перечеркнутыми должностью и наименованием компании, на которой актуальны были только ФИО владельца и его личные контакты. Не исключено, что вы и сами были вынуждены использовать «устаревшие» визитки. Имя собственное – штука более постоянная и запоминать имеет смысл именно имена, а все остальное – иметь в виду. Кроме этого, на деловых мероприятиях есть достаточно много места для неформального общения, что открывает новые коммуникативные возможности и предполагает выход за пределы своей привычной роли. В общем, в ролевой репертуарчик при случае полезно вносить разнообразие.

Ну и так далее, оставляю перечень открытым, поскольку думаю, что вы вполне сможете добавить еще несколько пунктов к нему от себя. Замечу лишь то, что в среднем более двух третей участников деловых мероприятий, созданных специально для расширения круга контактов и стимулирования деловых коммуникаций, совершенно к ним не готово и на полноценное общение с окружающими людьми не настроено.

А теперь, позвольте еще вопрос на ту же коммуникативную тему: «Обращали ли вы внимание на взгляды людей на деловых мероприятиях?»

Лично я выделяю следующие яркие типы:

1. «Невидящий взгляд». Бывает двух видов:

  • без фокуса (на все смотрю, но ничего конкретного не вижу)
  • направленный вглубь себя (я сам в себе, мне там хорошо и нечего из окружающего пространства мне не нужно)

2. «Целеустремленный взгляд». Также двух видов:

  • прикованный к цели (иду точно знаю, куда и зачем, все происходящее вокруг не замечаю, и не приставайте ко мне со всякой ерундой)
  • псевдоцелеустремленный (делаю вид, произвожу впечатление, что сосредоточенно иду к конкретной цели, а на самом деле усиленно ищу за что бы зацепиться и куда бы себя деть)

3. «Деловой взгляд». Опять два вида:

    • сканирующий, оценивающий и приценивающийся, выхватывающий взгляд человека «себе на уме», ищущего то, что может соответствовать его целям
    • ориентирующийся, интересующийся взгляд в сочетании с широким поисковым поведением, характерен в том случае, если цели сформулированы не четко (в общих чертах), поэтому имеет место быть ориентация не на цели, а на возможности

4. «Взгляд гастролера» или «Взгляд Бендера». Характерен для «непрофильного» посетителя делового мероприятия, ориентирующегося «по ситуации» и держащего «нос по ветру». («Обо мне не беспокойтесь. Я сегодня в форме. Первый ход – E2, E4, а там – посмотрим…») По сути, у обладателя такого взгляда нет цели, но она может появиться, если что-то его заинтересует и привлечет внимание. А еще он может сыграть с вами в какую-то свою игру, по своим собственным правилам. Почему нет?

5. «Взгляд секьюрити» - следящий и контролирующий. Он часто принадлежит соорганизаторам мероприятий, но не только. Например, есть масса людей, которые выходя в новые пространства, приносят с собой свою привычную роль.

Этот перечень тоже открыт и буду признательна, если кто-то захочет его дополнить, уточнить или скорректировать. А еще мне интересно ваше мнение по данным вопросам :

  • У скольких людей на деловых мероприятия можно увидеть действительно деловой взгляд?
  • К человеку с каким взглядом и какими особенностями поведения вы, скорее всего, подошли бы пообщаться?
  • И вообще, каким должен быть человек, располагающий к деловым коммуникациям?

Подводя итог своей заметке, с грустью отмечу, что посетители деловых мероприятий часто:

  • Не умеют находится в состоянии «здесь и сейчас»
  • Тратят много времени на «непрофильную деятельность» во время мероприятия, предназначенного для построения и поддержания системы деловых контактов
  • Не настроены на коммуникацию, а демонстрируют «закрытое» и «избегающее» поведение и широкий спектр коммуникативных косяков
  • Часто не осознают, что сами являются источником отсутствия необходимого результата от посещения деловых событий (называя их «пустой тратой времени»)

P.S.: Справедливости ради отмечу, что тоже периодически «ловлю» себя на «детских» коммуникативных ошибках. Как говорится, и у стоматолога бывает кариес. А вообще, предпосылки к антикоммуникативному поведению не только индивидуальные, но и культуральные, поэтому бороться с ними вдвойне сложно. Но это того стоит.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Менеджер, Москва

Мария, мне показалось воды Вы налили много в этой статье. Ну пришел человек на мероприятие, сидит со своим ноутбуком, скорее всего у него дела. Откуда такие выводы глобальные, из книжкки по психологии? Все же люди разные, не могут все СамоПрезентацией заниматься постоянно.

Директор по развитию, Украина
Доронин Михаил пишет: Откуда такие выводы глобальные..? Все же люди разные, не могут все СамоПрезентацией заниматься постоянно.
Михаил, мне кажется, что Вы относитесь либо к тем людям, которые делают выводы полагаясь на свое субъективное мнение. Правда, возможно и второе (судя по Вашей фразе о постоянной самопрезентации) - Вы, как раз и являетесь тем самым типом людей, на которых (впрямую) и была ориентирована статья.
Доронин Михаил пишет: Ну пришел человек на мероприятие, сидит со своим ноутбуком, скорее всего у него дела.
- А толку было приходить? Разве что, сбежать с нудной работы, воспользоваться случаем и перехватить кое-что на фуршете. Но это, скорее уже совсем другая история... ... мы же говорим о людях, которых интересует то, чем они занимаются. Мне часто приходится бывать на разного рода таких мероприятиях и в разных ролях, как в виде участника, так и в виде одного из организаторов. Именно поэтому, основываясь на собственном опыте, могу подписаться под каждой строчкой данной статьи. Да, я все это видел в реальной жизни (да и сейчас тоже - все повторяется). Резюмируя все ранее сказанное, скажу, что люди не раскрываются в общении (и не только деловом) отсюда и отсутствие успеха, везения, развития, как результат - денег и пр. Вот как пример, многие из нас были участниками или просто слышали о Кто-то не согласен? Верите, есть желание использовать данный текст для дополнения к раздаточному материалу (если автор, конечно не будет против). Крайне интересна будет реакция.
Генеральный директор, Москва

Добрый день, Михаил.

То, что я пишу – есть наработки практика (да, имеющего образование в области психологии). Безусловно, это субъективная точка зрения, и с ней можно не соглашаться, ее можно дополнять и корректировать. Поэтому я благодарна вам за участие, точку зрения и обратную связь.

В начале заметки я отметила, что пишу об особенностях поведении людей «…в тех ситуациях, которые специально созданы для общения…» То есть не обо всех видах деловых мероприятий, (которые бывают разными, как и люди, которые принимают в них участие), а тех, в которых деловое общение является одной из ведущих деятельностей.

Если человек ненадолго открыл ноутбук для того, чтобы что-то в нем сделать , это нормально. Однако, если он большую часть времени провел во взаимодействии по типу «субъект» - «объект», а не «субъект» - «субъект» в ситуации, специально созданной для делового общения – это странно. И еще более странно, если такую модель поведения он демонстрирует регулярно.

Цель заметки как раз в том, чтобы обратить внимание на те особенности поведения людей на деловых мероприятиях, которые делают посещение последних, по сути бессмысленной тратой времени. Поскольку человек ушел с тем же, с чем пришел.

Эта заметка немного не самостоятельна. Она является продолжением размещенных ранее:

Управление деловыми событиями: http://www.e-xecutive.ru/community/articles/1315345/

Событие как ресурс. Инструкция по эксплуатации: http://www.e-xecutive.ru/community/articles/1337011/

Инфоповод – Президет в доступе: http://www.e-xecutive.ru/community/articles/1331605/

То есть у моей точки зрения на особенности поведения людей на деловых мероприятиях есть выраженная специфика. И если до этого, я делилась своими размышлениями и наработками о том, «что», «как» и «для чего» можно делать, то в этой заметке я сделала набросок того, что обычно мешает получать результат от посещения деловых событий.

Кстати, совсем недавно на близкую тему была достойная статья Игоря Родченко – о речевой компетентности руководителя.

Генеральный директор, Москва

Добрый день, Максим.

Спасибо за ваш комментарий и за подтверждение того, что в нашей жизни действительно имеют место быть проблемы, как в повседневном общении, так и в деловых коммуникациях. К сожалению, что-то осталось невидимым в сообщении.

И еще момент… раз уж речь идет о «коммуникативных косяках»

Есть разница между «спором» (либо ваша/либо моя позиция) и «обменом мнениями» (и ваша и моя позиция)
А также переходом «на личности» и общением по поводу «точек зрения» собеседников

Ну, и для полноты картины, замечу - то, что я сейчас сделала, это тоже «косяк» под названием выход из позиции «на равных» в позицию «над». А-та-та мне за это :oops: Но просто уж очень часто на форумах сообщества вместо обмена мнениями начинается спор с переходом на личности. Эх, не удержалась – акцентировала… :oops:

Для меня как для автора имеет значение обратная связь. И положительная и отрицательная или просто «другая точка зрения». Поэтому спасибо всем, кто принял и еще примет участие в обмене мнениями :)

Адм. директор, Москва

Как человек, который часто бывает на деловых мероприятиях) подтвержу, что много совпадает.
Мария, а есть ли разница в Ваших наблюдениях, если человек приходит на мероприятие по долгу службы или по своему желанию и за свои деньги?

Директор по логистике, Москва

Здравствуйте, Мария.
Вы замечательно систематизировали недочеты указанных мероприятий. Скажите, чего Вы ожидаете от читателя?

Генеральный директор, Москва

Добрый день, Елена.

Спасибо за вопрос. Знаете…озадачили вы меня на какое-то время. С одной стороны так и тянет за язык сказать: «Да, да – те, кто сами платят и заинтересованы, более активны и коммуникативны» Но на самом деле это не так.

В основе проблем в поведении лежат личностные качества и годами тренируемые антикоммуникативные привычки. Культурная среда у нас такая – агрессивно-оборонительная. Поэтому если человек в повседневной своей жизни малообщителен, обладает скромным опытом в искусстве завязывания деловых контактов и просто не знает о чем и как говорить с незнакомым человеком в новой для себя среде, тот факт, что он за участие в деловом событии заплатил и действительно хотел стать участником мало на что влияет. Подстегивать, конечно, будет, но не более чем.

Здесь основная проблема, пожалуй, именно в культурной среде, личностных особенностях и опыте жизни в этой среде и не знании технологий общения. Знаете, есть такая известная фраза (не помню точно, чья): «Говорить мы все умеем, а вот общаться умеют единицы» Увы, но «повседневная языковая практика» и чтение качественной литературы сами по себе качественному общению не учат. Это отдельное искусство и следующий уровень после «говорения».

Но на самом деле точно ответить я на ваш вопрос затрудняюсь, просто потому что не всегда можно определить кто «по долгу службы», а кто по желанию и за деньги. В этом основная сложность для меня в ответе. А результатов исследований, на которые можно сослаться, что-то вспомнить не могу. Хотя, скорее всего они есть.

P.S.: Меня за все время присутствия на форумах удивляет – почему люди не используют эту возможность для улучшения своего уровня деловых коммуникаций ? Бесплатную… И ведь большинство людей приходят сюда отнюдь не «по долгу службы»

Генеральный директор, Москва

Добрый день, Алексей.

Своей заметкой я попыталась пригласить участников сообщества к общению о качестве коммуникаций в их повседневной и деловой жизни. Я попыталась создать что-то вроде зеркала, в котором можно увидеть то, что обычно не видно, когда «находишься в процессе» и быть может даже узнать некоторые особенности собственного поведения.

Мне было бы интересно получить дополнения «картины» от участников сообщества. Возможно, описания каких-то вещей, которые их самих наиболее всего напрягают в ситуации общения с другими людьми. Уверена, что у многих есть такие наблюдения.

А также мне было бы интересно, создать объединенными силами участников сообщества некий образ человека, располагающего к деловым коммуникациям. Ведь если вспоминаешь, что приятно лично тебе в общении с другими, это можно выделить и попробовать повторить в своем поведении.

На мой взгляд, возможности предоставляемые форумами сообщества гораздо шире, чем их обычно используют.
Как-то так…

Менеджер, Москва
Мария Шувалова пишет: В начале заметки я отметила, что пишу об особенностях поведении людей «…в тех ситуациях, которые специально созданы для общения…»
Да, Мария, - спасибо за статью, - общение в нашем обществе всё больше становится непозволительной роскошью. В результате человек, как живое существо начинает утрачивать эту способность, превращаясь из собеседника в носителя вируса ''''паралича'' души'' :oops: И теперь, - более чем когда-либо, должны взывать:
избави нас, Господи, от всякого неведения, и малодушия, и забвения, и окамененного нечувствия...
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Мария,благодарю за ваши наблюдения,которыми вы не поленились поделиться.Так как я имею честь представлять поколение, которое большую часть своей жизни смогло,о ужас, прожить без мобильного телефона,ноутбука и интернета, а сейчас активно пользуется удобными,практичными,прогрессивными но всё же ИНСТРУМЕНТАМИ,то смею надеяться, что не утратил понимания роскоши человеческого общения,то что вы назвали ''здесь и сейчас''.
В связи с этим у меня вопрос,есть ли на ваш взгляд,корреляция между 20,30,40-летними участниками деловых мероприятий,на предмет ухода от реальности при помощи инструментов,находящихся в руках?
Буду благодарен,если найдёте время и возможность ответить.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.

Большинство российских компаний подняли зарплаты в 2024 году

Чаще всего поднимали оклады в среднем и крупном бизнесе.