Куда идем мы с Пятачком – большой, большой секрет!
Народная мудрость!
А ведь, чтобы быть успешным необходимо не просто идти быстрее конкурентов, но и знать – куда идти. Потому что, если ты идешь не в ту сторону, или не дай Бог, в противоположную, то ты с каждым шагом отдаляешься от цели!
Приглашая консалтиров для проработки стратегии, мы возлагаем на них право управлять своей судьбой. Но если быть до конца откровенной, то даже дав им это право, не каждый сможет взять и управлять. Почему? Вопрос, конечно интересный и, к сожалению, банальный.
Давайте попробуем за хвост вытащить всего кота. Стратегия – это способ достижения цели. В свою очередь Цель – это оцифрованная и конкретизированная мечта собственника (основателя). А Мечта – это карма собственника. Вот и выходит, что консалтиры должны взять на себя права и обязанности Бога, чтобы реализовать карму собственника. Такой «пушистый» котик получился.
А теперь, Дамы и Господа собственники, посмотрите на себя и свой бизнес. Да, да – это именно ваша карма. Но есть и хорошая новость – это можно исправить! В какую сторону? Здесь может быть несколько вариантов:
- ничего не делать, все равно как-то это будет существовать
- добить, раз нельзя смириться с тем, что есть
- возродить или переродить, осознав причины происходящего
Давайте остановимся лишь на третьем варианте. Уверена, что с первыми двумя каждый сможет справиться сам, без консалтиров.
Если Вы только задумали организовать свой бизнес – подумайте, а если Вы собственник со стажем – вспомните, ради чего Вы живете и организовали свой бизнес. «Ради» – это нечто вроде занозы, что не дает Вам спасть, заставляет искать новые возможности, пренебрегать обедами и т.п. Я уверена, что денег на жизнь вам хватает, а значит, Вы голодаете не потому, что не на что купить обед. Так ради чего Ваш бизнес?
Только не говорите, что ради денег. Ведь тогда мы опять возвращаемся к тому, что вам не на что кушать! Согласна, это один из самых сложных вопросов. Тогда попробуйте найти свой ответ в списке…
Каковы ваши цели по отношению к бизнесу на долгосрочную перспективу?
- хочу постоянно на протяжении длительного периода изымать денежные средства (получать дивиденды).
- хочу выгодно продать компанию лет через 5-7.
- хочу чему-то научиться
- хочу оставить стабильную компанию детям через 20-30 лет
- хочу быть лидером на рынке
- хочу самореализоваться
- хочу иметь стабильный гарантированный доход без особых рисков
- хочу активно управлять бизнесом
- хочу иметь право ставить людей в трудное положение и смотреть, как они от туда выбираются
- хочу иметь последователей своих идей
- хочу проверить на практике определенную теорию управления
- хочу уничтожить конкурента
- хочу...
Не удивляйтесь, но это реальные ответы реальных собственников. Вы можете присоединиться к кому-то, или вписать свое. После определения с философией бизнеса, придется перейти к конкретике:
- каков будет состав акционеров и форма управления через 5-10 лет?
- каков будет масштаб бизнеса (международный, национальный, региональный, локальный, нишевой, бутиковый)?
- на какой клиентский сектор будет ориентирована компания?
- какова будет структура бизнеса (узкая специализация или диверсификация)?
- какой будет уровень экономической безопасности?
- какова будет степень социальной ориентированности?
- какими показателями оценки эффективности бизнеса Вы будете пользоваться?
О показателях тоже много спорят. С одной стороны они должны быть пригодны для управленческого решения, а с другой стороны – должны легко рассчитываться и быть актуальными в любой момент времени. Ведь согласитесь, какое решение можно принять на основе показателя ликвидности, рассчитанного финансистом за позапрошлый квартал? Это не показатель, а посмертная констатация. К тому же дорогостоящая констатация. Что можно предложить для использования (необходимый и достаточный список, хотя можете расширять и сокращать на свое усмотрение):
- выручка от продаж
- чистая прибыль
- рентабельность продаж
- величина собственного капитала
- рентабельность собственного капитала
- производительность труда (чистая прибыль/фонд оплаты труда)
- точка безубыточности (руб., % к себестоимости товаров или услуг)
- финансовый рычаг
Желательно при выборе показателей использовать те, что возможно оцифровать и их расчет был бы объективен. Приведу пример: очень часто закладывают показатель «доля рынка». Он, конечно имеет оцифровку в процентах, но как его посчитать? Если Вы собственник крупной межнациональной компании, то у Вас есть помощники в этом деле в виде международных рейтинговых агентств, а если Ваш рынок – это всего лишь область или город в России. Ведь совершенно не обязательно быть всем национальными и мировыми лидерами, да и не смогут все. Что в данном случае делать с долью рынка? Здесь надо придумать технологию ее расчета на длительный период (об этом мы поговорим позже).
На последок, подумайте: жизнь не стоит на месте, среда вокруг нас изменяется, а следовательно хотим мы того или нет, нам придется менять стратегию. Поэтому уже сейчас необходимо определиться, при каких показателях мы начинаем все с начала? Каковы критерии пересмотра стратегии?
Только пройдя выше указанную самоподготовку, можно «спускать» стратегию в компанию. А дальше как по нотам строго следовать схеме: