Сегодня многие менеджеры оказываются «за бортом» бизнеса, и отнюдь не всегда по причине своей некомпетентности, просто многим организациям в свете происходящих событий необходимо «освежить кровь». Нужны динамичные менеджеры со свежим взглядом, разносторонним опытом и хорошими знаниями, нужны те, кто трезво смотрит на проблемы организации и не боится их решать.
Если для одних период кризиса это катастрофа, то для других это время возможностей.
Вы новый менеджер, вас пригласили собственники ради результатов, которые организация должна достигнуть во внешней среде. Кого зачастую встречает менеджер, когда приходит в новую организацию? В шутку население любого офиса можно условно разделить следующим образом:
- команда, те, кто вам собственно и нужен, костяк людей объединенных общей целью, эффективно и слаженно работающих для ее достижения;
- союзники, без них не обойтись, специалисты поддерживающие команду или некоторых ее членов пока соблюдаются их интересы;
- попутчики, изредка полезны, специалисты различного уровня «мотающие» в компании свой минимальный срок;
- планктон - (от греч. πλανκτον – блуждающие) разные небольшие беспозвоночные организмы, дрейфующие в толще организации.
Любой из сегментов может значительно доминировать, и вам, как новому менеджеру, необходимо в короткие сроки заслужить доверие команды и по возможности безболезненно восстановить нужный для успешной деятельности баланс.
Каков ваш стиль управления?
Вопрос, который часто задают при приеме на работу. Начнем с принципа «2Д» (я – директор, ты – дурак), многие менеджеры по сей день используют этот древний принцип, насколько он эффективен в вашей ситуации вам виднее. Стиль, как правило, при данном принципе «авторитарный», зачастую переходящий в «волюнтаризм». Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Основные минусы – менеджеры, часто прибегающие к авторитарному стилю, быстро выгорают как руководители, они должны все знать и все видеть, а специалисты, как показывает практика, часто закрываются, менеджер в какой-то степени страдает от недостатка информации. Проще говоря, нет обратной связи. Авторитарный стиль не лучшим образом сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников.
Существует и более современный принцип «2П» (я – предприниматель, ты – помощник), стиль управления при этом демократический или либеральный.
Менеджер демократического стиля почти всегда выясняет мнение коллектива по важным вопросам и принимает коллегиальные решения. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, рекомендаций и советов в доброжелательной и вежливой форме. Поощряется качественная и оперативная работа, по необходимости применяются приказы.
Менеджер либерального стиля обычно не принимает активного участия в управлении коллективом. Он плывет по течению, часто попадает под влияние коллектива, предпочитает «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов и всегда стремится уменьшить свою личную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует.
Опытные менеджеры обычно не являются приверженцами какого-либо одного стиля. Как правило, они интуитивно или осознанно комбинируют различные стили в зависимости от ситуации.
Какую роль играет менеджер в организации?
Многие менеджеры, занимающие различные посты, зачастую играют роль «пожарных». Они изо дня в день тушат пожары. Другие играют роль предпринимателя, с головой уходят в поиск новых идей, упуская при этом остальное. Задумывается ли кто-то из них, какую роль он играет, и какую должен играть в своей организации? Думаю, не многие.
Обратимся к гуру в области управления – Генри Минцбергу. Он выделяет десять ролей, которые принимают на себя менеджеры в разной степени, в зависимости от статуса и в различные периоды.
- Наблюдатель – просмотр печати и отчетов, личные контакты.
- Проводник – передача информации членам организации, рассылка напоминаний.
- Оратор – информирование внешних субъектов, речи отчеты.
- Глава – руководство и мотивация подчиненных.
- Лидер – проведение церемониальных мероприятий, встречи гостей, подписание контрактов.
- Связующее звено – поддержание информационных связей как внутри организации, так и за ее пределами.
- Предприниматель – инициация новых проектов, поиск новых идей.
- Пожарный – урегулирование споров и иных проблем, разрешение конфликтов внутри организации, адаптация к кризисам во внешней среде.
- Распределитель ресурсов – решение о выделении ресурсов, составление бюджетов, расстановка приоритетов.
- Участник переговоров – представление интересов отделов.
Кого хотят видеть собственники?
В идеале они предпочитают иметь в своем окружении глубоко преданных людей, честных и прямых, талантливых, энергичных и спокойных, с хорошей репутацией. Тех, кто ставит цели организации выше своих собственных и умеет достигать их, у кого с первого взгляда нет ревности, кто не рвется к власти, но разумно распоряжается ей.
В заключение небольшая притча.
Был на службе царя молодой визирь, который хотел стать главным визирем. Однажды созвал царь своих визирей и велел им узнать про караван, который проходил недалеко от города. Главный визирь оседлал осла и отправился в путь. Молодой визирь резво вскочил на коня и ускакал в сторону каравана. Спустя час, молодой визирь докладывал: «идет караван из Дамаска». «А куда идет караван?» поинтересовался царь. Молодой визирь снова поскакал к каравану. Через несколько часов молодой визирь докладывает: «караван идет в Багдад». «А что везет караван?» спросил царь. Визирь снова ускакал. Спустя время, он опять докладывает: «караван везет дорогие ковры для торговли».
Возвращается главный визирь с докладом: «караван движется из Дамаска в Багдад торговать дорогими тканями и коврами. Нам купцы согласились отдать все за полцены. Торговцы остановились в шести часах езды от нас, и ждут твоего решения мудрый царь…».
Есть другой принцип - 2д 2ш 2п, давай-давай, шуруй-шуруй, потом посмотрим; все зависит от конкретной ситуации - если задание/проект нужно реализовать в короткие/сжатые сроки, необходимо поддерживать авторитарный стиль, если же нет, нет новых идей, нет развития - то авторитарный стиль будет лишь мешать. А вспомнить лозунги времен СССР - пятилетку за 3 года, дадим сверхнорму и т.д. Знали свою цель - другое, правильная ли она была? Но сейчас недостаточно идти вперед, нужно узнать и суметь как двигаться направо, влево, назад, вверх и вниз, а чтобы достичь такой гибкости необходим демократичный стиль управления.
Не интересно и банально, а для пятничного менеджера не креативно :| :| :|
Ну, что за (дальше не социокорректно...)[B]'Менеджер [U]либерального стиля[/U] обычно не принимает активного участия в управлении коллективом. Он плывет по течению...'[/B]Не читайте по четвергам советских книг по 'управлению', не придется по пятницам подтавляться!И почему только 2 полюса стилей рассмотрены?!! :o :o :o :o
Мда, о чем собственно статья ... не совсем понял. Может автору просто стало грустно и он решил поделиться с нами классификацие ао Генри Минцбергу ... которую изучают все студенты экономических вузов России на 2-ом курсе - 'общий менеджмент'.Я думал там про убийства ... типа 'Рэмбо: первая кровь', 'Рымбо: вторая кровь' ... а это не боевик ...
Притча в конце статьи поучительная, про тщательность и системный подход. Хотя к заявленной теме не ясно, какое отношение имеет.
Уважаемый Владимир Возный!Давай давай и потом посмотрим - это не принципы как таковые это стадии жизненного цикла организации, описанные у гуру в области менеджмента Ицхаком Адизесом, с его слов это начальные этапы развития бизнеса.
Уважаемый Евгений Корнев!Сообщество менеджеров велико и уровни людей абсолютно разные, дабы было всем интересно, нужна не одна а десяток статей с изюмом для каждого уровня...
По существу -- все верно. Но для 'пятничного менеджера' -- чушь полная....)