Екатерина Врубель: Новая игра для бизнеса

Екатерина Врубель

Каждый год при формировании бюджета на обучение, сотрудники отдела персонала стоят перед сложной задачей, что еще предложить взыскательной управленческой аудитории, чтобы программа имела практическую пользу, позитивно работала на репутацию HR службы, и, особенно важно, была интересной самим участникам.

В конце января 2008 года в журнале BusinessWeek была опубликована статья «Виртуальное рабочее место в классе», посвященная обучению слушателей программ MBA с использованием современных компьютерных технологий, и о бизнес-симуляции, как наиболее востребованном их виде. Факт того, что, к примеру, симуляционная игра Capstone используется в более 500 университетах и бизнес-школах, среди которых Harward, Wharton и Kelogg, лишь косвенно подтверждает эффективность данной методики для обучения. Процессы обучения на программе МВА и на корпоративном тренинге принципиально рознятся.

Для России технология бизнес-игры совсем новая и интересно будет рассмотреть ее с точки зрения применения для учебных центров и корпоративных университетов компаний. За период весна-лето 2008 года консультанты AXES Management участвовали и провели в качестве тренеров пять симуляционных игр для разных аудиторий (от академической профессуры до HR менеджеров компаний в различных сегментах рынка).

Прежде всего, необходимо разобрать, что такое бизнес-симуляция. Это максимально приближенная к реальности имитация процессов управления и принятия решений. Участники управляют компанией, выбирают стратегические цели для ее развития, принимают пошаговые тактические решения, выстраивают взаимоотношение с клиентами, персоналом и акционерами, т.е. решают все те задачи по управлению, с которыми сталкиваются топ-менеджеры любой крупной корпорации.

Существует две основные разновидности бизнес-симуляций – настольные и те, которые предполагают использование IT-технологий в моделировании. У каждой есть свои преимущества и недостатки.

 

*по признанию создателя IT бизнес-симуляции Capstone, Даниэля Смита.

Как всякий автоматизирующий элемент труда, бизнес-симуляция снижает роль человека. Если вспомнить с какой тревогой отдел по работе с персоналом относится к проведению программ рассчитанных на топ-команды, то формат бизнес-симуляции на IT платформе является более выигрышным, так как «движок» игры является интересным сам по себе. По

опыту проведения, можно утверждать, что программа сама дает такой уровень анализа и рекомендаций по игре, что чтобы провалить тренинг нужно приложить дополнительные усилия.

Возвращаясь к вопросу о квалификации тренеров, необходимо отметить, что с одной стороны, с точки зрения качества результата для участников, бизнес-симуляции на базе программного обеспечения более безопасны для тренеров, которые имеют массу возможностей выглядеть экспертами за счет возможностей, которые предоставляет IT моделирование именно для ведущих. С другой стороны, из всего вышеупомянутого не следует, что бизнес-симуляции на основе IT моделирования может вести кто угодно.

В США, где бизнес-моделирование наиболее популярно, к ведению семинаров на основе бизнес-симуляции Capstone допускаются преподаватели со степенью Ph.D*. В остальном, информативность, наглядность, возможность сравнивать большое количество показателей, и, главное – скорость обработки результатов игровых периодов позволяет поддерживать высокий уровень вовлеченности участников на всем протяжении программы.

Помимо технической стороны вопроса и аспекта увлекательности для игроков, рассмотрим какова эффективность инструмента с точки зрения достижения задач в области обучения?

 

*Doctor of Philosophy академическая степень соответствует нашему доктору наук

По процессу обучения возможно выделить два формата.

Первый – классический учебный процесс, который используют в западных университетах, когда в течение семестра каждое занятие соответствует одному игровому периоду (1 финансовому году). Между встречами студенты получают домашние задания, анализирует кейсы и т.д. В этом формате у участников есть время на глубокое понимание игры и более качественное освоение знаний.

Второй – корпоративное обучение, где временные ограничения на практике получает ключевое значение, так как отрыв сотрудников от рабочего процесса редко бывает простым. В этом случае используются программы от 2-х до 3-х дней, где участники полностью погружаются в игровой процесс.

Если эффективность бизнес-симуляций в рамках академического университета доказана годами и очевидна (это сочетание динамичности формата, возможности интегрировать знания, полученные в рамках других предметов, и выстроить целостную картину бизнес взаимодействия внутри и снаружи виртуальной корпорации), то опыт бизнес-игр в корпоративных университетах не столь однозначен.

Из положительных сторон стоит отметить разнообразие задач, которые можно решать с помощью симуляции в рамках учебного центра. Начиная от обучения конкретным знаниям в области понимания бизнеса: работа с финансовой информацией, ценообразование, утилизация производственных мощностей и заканчивая выбором стратегии компании и развитием навыков влияния в команде.

Безусловным важным преимуществом бизнес-игры является эмоциональное переживание за результат – участники радуются и ликуют, заняв первое место на рынке, горюют, теряя прибыль, страдают от плохо спрогнозированных продаж и агрессивных действий конкурентов. Искреннее переживание самых разных и часто неожиданных чувств создает высокий уровень и вовлеченности, и усвоения знаний. Такого уровня тяжело добиться с другим инструментом – семинаром или тренингом.

При всем накале эмоций и напряжении нервов, по отзывам самих участников более всего их радует безопасность принятых решений. Некоторые даже писали, что смогли «в волю похулиганить и опробовать ряд абсолютно абсурдных действий». Данный аспект является преимуществом бизнес-симуляции, так как участники могут попробовать самый невероятный сценарий управления компании, проверить свои гипотезы в действии и худшее, что с ними может случиться – осознание ошибочности их решений.

Острота переживаний делает бизнес-симуляцию идеальным инструментом, когда требуется формат, сочетающий элементы развлечения и обучения так, чтобы время и деньги, затраченные на такое событие, принесли не только хорошее настроение, но и практическую пользу. Департаментам персонала часто приходится сталкиваться с подобного плана задачами при организации мероприятия для своего менеджмента. В ходу специальный термин – «трентетеймент» – от английских слов training (тренинг) и entertainment (развлечение).

Опыт проведения подобной игры указывает, что в этом случае мотив развлечения быстро возобладает среди участников и обучающий элемент сводится к минимуму. В этих ситуациях рекомендуем тренерам делать акцент на аспекте групповой динамики и готовить программу в ключе тимбилдинга. Целостное видение и управление бизнесом особенно способствует пониманию менеджерами роли смежной для них функции, роли чужих департаментов в достижении результата компании.

Одним из моих самых успешных проектов в качестве специалиста по обучению и развитию в Coca Cola Hellenic Bottling Company еще в 2005 году было проведение выездной программы, основу которой составила симуляционная игра. Отзывы участников были следующими: «Я наконец-то понял, как это нужно использовать!» (Руководитель отдела по работе с ключевыми клиентами по поводу понимания финансовой информации), «Да, нельзя пренебрегать тактикой, ориентироваться только на стратегию.» (Генеральный менеджер по продажам). Помню, авторитет отдел по работе с персоналом значительно повысился благодаря успеху программы менеджмента, что позволило более эффективно работать, появился более высокий уровень взаимопонимания и уважения.

По областям знаний бизнес-симуляция наиболее полно отвечает таким задачам как программы «Финансы для нефинансистов». Игра не только дает знание основных терминов и отчетов, но и позволяет понять, как использовать финансовую информацию для принятия управленческих решений. В результате скучные и плохо запоминающиеся термины превращаются в «живые» индикаторы здоровья компании.

Очень ценным может быть использование симуляций для руководителей функций. Как правило, данная категория менеджеров в большей степени ориентирована на работу только своего подразделения. Они не всегда видят деятельность своей функции как часть деятельности компании в целом. Такое восприятие работы своего подразделения часто приводит к сложности в межфункциональном взаимодействии, а зачастую и к конфликтам.

Ситуация может осложниться, если такого руководителя функции передвигают по карьерной лестнице на более высокий управленческий уровень, где требуется понимание бизнеса в целом. Симуляция – это прекрасная возможность продемонстрировать, как каждая функция важна для организации и игнорирование интересов коллег может привести к печальным последствиям, сформировать у менеджеров общее понимание бизнеса, которое необходимо руководителям, начиная от среднего управленческого уровня и заканчивая самым высоким уровнем руководства. Исходя из всего вышеописанного, у читателя может сложиться впечатление, что, наконец, появился инструмент для обучения персонала, который может решить все три задачи (интересно для участников,полезно для компании и укрепляет авторитет HR), которые возникают каждый раз перед службой по обучению и развитию персонала при выборе программы. Было бы нечестно не рассказать об ограничениях, которые есть у данного формата обучения. Прежде всего, это требования к уровню аудитории: как правило, имеет смысл предлагать симуляционные игры для уровня сотрудников не ниже уровня руководителей функций, когда обсуждение вопросов тактики и стратегии компании, а также важности межфункционального взаимодействия не будет разговором об очень далеких и теоретических вещах.

Второе ограничение, или скорее риск – это «сваливание» учебного процесса в желание выиграть или проиграть. В этом случае, участникам интересно, они вовлечены, однако мы не решаем учебных задач, так как участникам в результате неважно как они достигли тех или иных итогов. Они все сконцентрированы на победе или поражении. В конечном итоге, если вы не ставите специальных учебных задач таких как проведение «Финансов для нефинансистов», когда программа комбинируется с большими теоретическими блоками и результатом ее является именно получение конкретных знаний, то участники могут просто потеряться в обилии терминов, тем самым снизится эмоциональная вовлеченность в игру. Поэтому, возможная рекомендация, делайте симуляционную игру подытоживающей «учебной год», когда есть возможность в течение года дать необходимые базовые знания в привычном формате тренинга или семинара или, как вариант, проводить виртуальные сессии до или после игры.

Критично адаптировать уровень сложности игры в соответствии с уровнем управленческой ответственности и стоящими перед организаторами учебными задачам. К примеру, для аудитории, которой важно разобраться, как работают маркетинговые инструменты, можно подключить модуль «Продвинутый маркетинг», для тех, кто до сих пор не очень уверен, для

чего компании нужна служба HR и почему так настойчиво внедряются системы управления качеством, можно подключить модули HR и «Управление качеством».

У процесса игры есть очень четкая структура и свои закономерности развития. Первый раунд – участники привыкают к рабочим интерфейсам, учатся считывать информацию о рынке и действиях конкурентов. Второй – предпринимают взвешенные шаги. Как правило, именно на третьем раунде команды уже полностью осознают и понимают процесс управления

бизнесом. Тогда же начинают негативно сказываться последствие ранее принятых решений. Это связано и с отложенным эффектом многих рыночных факторов. Очень важно дать участников возможность взвесить и осознать взаимосвязь между их идеями, решениями и результатом. Следует давать достаточно времени на работу с большим объемом данных и обсуждения в группе. Тренер должен особенно тщательно следить за процессом в командах. При неосторожном сокращении времени может исчезнуть основной смысл бизнес-симуляции – осознание того, какая информация важна для принятия решений, какие из них привели к тем или иным результатам. Это может привести к эффекту незавершенного действия. Момент, выбранный для завершения игры должен с одной стороны быть радостным и запоминающимся (каждая команда наконец-то выходит в плюс и начинает генерировать прибыль), а с другой стороны, приходит понимание того, какое решение и как повлияло на тот или иной результат. Только в этом случае у участников возникает, как тренеры называют, «инсайт» - осознание того, как простые вещи могут существенно влиять на результат или, сколько еще мы всего не знаем… Это один из самых ключевых и одновременно ценных моментов познания, когда сами участники, понимают сколько им еще нужно знать. И это их заслуга, а не подавляющая все экспертиза тренера.

В заключение хочется процитировать слова Дэна Смита разработчика симуляции Capstone: «Люди любят рисковать, но не любят проигрывать». Во время пребывания в Москве Дэна поразила готовность российских менеджеров к быстрым действиям, без обычного по процедуре игры этапа ознакомления с информацией.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.