«Сделай из себя дурака» и еще четыре бизнес-совета от Ричарда Брэнсона

Для колонки Fun персона Ричарда Брэнсона подходит как нельзя лучше. Полноценный self made man, «серийный предприниматель» и владелец ряда совершенно непохожих друг на друга компаний известен как обладатель незаурядного взгляда на жизнь. Его книги, написанные про бизнес, читаются как авантюрные романы, а его состояние оценивается почти в $8 млрд. Помимо Фортуны он любим английской королевой, которая лично пожаловала ему звание рыцаря Британской короны.

В автобиографиях сэр Ричард Брэнсон старается живописать свой подход к бизнесу максимально подробно, однако многочисленные книги все еще оставляют простор для вопросов предпринимателю. С помощью сайта Entrepreneur звезда мирового предпринимательства решил ответить на пять вопросов, которые ему часто задают на встречах по всему миру.

Вопрос первый: «Какой совет, который вам когда-либо давали, вы считаете самым лучшим?»

Бизнесмен говорит, что сразу вспоминает три совета. Первый — никогда не жалеть о прошлом, берясь за новые дела. По его словам, эту рекомендацию ему дала мать Ричарда Ева, и Брэнсон видит подтверждение справедливости ее слов чуть ли не каждый день. На его взгляд, вместо того, чтобы приступить к новому проекту, люди тратят массу энергии на переживание былых неудач, что, конечно же, сказывается на результате не лучшим образом. В империи Virgin были провальные проекты, но Брэнсон научился спокойно относиться к отрицательным результатам: каждая неудача — повод извлечь урок и больше не повторять ошибок.

Второй совет еще юному Ричарду также дала мама: не нужно в открытую критиковать других людей. Если строгая Ева слышала, как ее сын нелестно отзывается о ком-то, она ставила его перед зеркалом, чтобы молодой человек понял, что критика, направленная в адрес кого-то, - это отражение его собственного характера.

Третья рекомендация исходила от легендарного менеджера Фредди Лейкера, имевшего большой опыт в управлении авиакомпаниями. Тогда, в 1980-м, Брэнсон только замыслил свой авиационный бизнес. Конкурировать юной авиакомпании Virgin предстояло с British Airways. Победить полугосударственного монстра «в лоб» было занятием заведомо проигрышным. И Фредди дал молодому предпринимателю совет: «Сделай себя дураком. Иначе тебе не выжить». «Я был очень заметен и становился дураком не один раз», - иронично замечает Брэнсон.

Вопрос второй: «А каков тогда был худший совет?»

Здесь, видимо, Ричард Брэнсон следует второму совету мамы и не говорит плохого о людях. Его ответ обтекаем: худших советов не было, были те, которым не хватало разнообразия точек зрения. Рекомендация одного человека априори не дает объективной картины, лучше спросить мнения нескольких. Только получив ответы от нескольких людей, можно посмотреть на ситуацию под разными углами и принять правильное решение.

Вопрос третий: «Ваша главная рекомендация начинающим предпринимателям?»

Ричард Брэнсон рекомендует всегда помнить о риске, потому что без риска бизнесов не бывает. Virgin получилась такой могучей потому, что бизнесмен и его комнада принимали риски и боролись с ними. Важно верить в то, что ты делаешь, и быть готовым держать удар. Если начинать бизнес с ожиданием краха, провал неминуем. Вообще самое правильное — получать удовольствие от процесса, быть постоянно в тонусе и сохранять то, что называется «спортивной злостью». «Храбрые не могут жить вечно. Но беда в том, что и самые осторожные вечно тоже не живут», - цитирует Ричард Брэнсон одно из своих любимых высказываний.

Вопрос четвертый: «В вашей биографии некоторые начинания заканчивались провалом. Чему вас это научило?»

Брэнсон подчеркивает, что каждый предприниматель должен понять: нет такой вещи, как неудача. Чем раньше придет это осознание, тем лучше. Если что-то идет не так, это сигнал к необходимости перемен. Способность к быстрым изменениям — вот хорошее качество для бизнеса. Для этого компания должна быть минимально бюрократизирована: пока ваши клиенты планируют совещание на следующую неделю, вы решаете вопрос за 15 минут в оперативном порядке.

Также бизнесмен подчеркивает важность наличия альтернативных сценариев — говоря проще, под рукой всегда должны быть «план Б», «план В», «план Г» и так далее. Важно предусмотреть все возможные варианты: удача любит заботу. Брэнсон убеждался в этом и в бизнесе, и во время своих экстремальных путешествий, когда терял контроль над ситуацией, но вовремя возвращал его благодаря наличию «аварийных сценариев».

Вопрос пятый: «Есть ли что-то, о чем вы жалеете?»

Брэнсон подчеркивает, что старается не останавливаться на таких вещах, а переключать энергию в русло новых проектов. «Я жалел, что у нас не получилось создать национальную лотерею, сборы от которой пошли бы на благотворительные цели. Но мне и моей команде удалось переключиться и учредить фонд Virgin Unite, который возглавил глобальное двидение против изменения климата», - вспоминает миллиардер.

Ну и отвечая на бонусный вопрос о привычках, бизнесмен со свойственной ему иронией говорит: «Серийный предприниматель» - это тоже своего рода привычка».

Фото: pixabay

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Директор по продажам, Украина

Насколько я знаю, ни одна из авиакомпаний, входящая в империю Virgin не является дискаунтером. Идея Бренсона - предоставить качественный сервис на борту за нормальные деньги, а не перевести подешевле. Например, Virgin Atlantic первая запустила боинги со встроенными в спинки сидений мониторами, или предоставила услуги парикмахерских на борту. Естесственно это все стоит денег.

Константин Комшуков Константин Комшуков Финансовый контролер, Кемерово
: ... а его состояние оценивается почти в [COLOR=red=red]$8 млн[/COLOR].
Может быть 8 млрд.$? А то уж слишком маленькое состояние получается для такой персоны.
Второй совет еще юному Ричарду также дала мама: не нужно в открытую критиковать други[COLOR=red=red]ю[/COLOR] людей.
Ошибочка вышла. ;)
Менеджер, Москва
Константин Комшуков пишет: Ошибочка вышла.
Есть такое. Исправили.
Генеральный директор, Нижний Новгород

*который возглавил глобальное дви[COLOR=red=red]д[/COLOR]ение против*
Тогда уж и это... :)

Нач. отдела, зам. руководителя, Беларусь
“Храбрые не могут жить вечно. Но беда в том, что и самые осторожные вечно тоже не живут” The brave might not live forever -- but the cautious do not live at all. Я бы перевёл как … вообще ни живут.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.

56% россиян поддерживают наем сотрудников с ограниченными возможностями

При этом только 40% опрошенных считают, что их офис приспособлен для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Россияне назвали главные причины для увольнения

Топ причин для увольнения у опрошенных в возрасте 18-34 лет отличается от респондентов, которым 35-49 лет.

10% программистов крупных IT-компаний ничего не делают

По данным исследования, столько разработчиков лишь числятся в штате и получают зарплату, но при этом не приносят пользу компании.