1. Главный закон успешности
«Если вы думаете, что способны выполнить что-то,
или думаете, что не способны на это, вы правы в обоих случаях».
Генри Форд
Проведя пятнадцать лет в бизнесе на руководящих должностях, я могу вспомнить десятки молодых людей, которых я принимала на низовую должность отдела продаж (торговый представитель или сити-менеджер). Они все были очень похожи друг на друга: молодые, энергичные, полные желания выбраться из бедности, добиться успеха в жизни. У них было приблизительно равное стартовое материальное положение, образование и одинаковые умственные способности. Но сейчас единицы из них занимают высокие должности в крупных компаниях или владеют собственным успешным бизнесом, а большинство работают на маленьких должностях в маленьких провинциальных компаниях.
В чем причина успеха одних и поражения других? Это чистая удача, или существует определенная закономерность? Цель этой статьи – изложить и обосновать популярную на Западе гипотезу о ключевой закономерности «успешности-неуспешности». Эта гипотеза может быть кратко сформулирована следующим образом: «Человек сначала становится успешным, а потом к нему приходит успех. Человек сначала становится богатым, а потом у него появляются деньги. А не наоборот». Еще короче эта гипотеза называется «позитивное мышление».
Когда я начинала работать в западных компаниях, мои иностранные начальники постоянно делали мне одно и то же замечание: «Be positive. Irina, your attitude is so negative!» Перевести это замечание на русский довольно сложно, потому что такие понятия вообще не существовали до недавнего времени в нашем языке. Приблизительный перевод: «Будь позитивна. Ирина, у тебя очень негативное отношение!» Я долго не могла понять, чего они от меня хотят. Как можно быть позитивным или негативным, когда у тебя возникает проблема? Ты просто сначала на кого-то орешь, а потом исправляешь его ошибку. Или наоборот. Понимание «позитивности-негативности» приходило очень медленно, за счет наблюдения за поведением иностранных менеджеров и сравнения их способов ведения бизнеса с нашими. Но это не значит, что позитивное отношение могут демонстрировать только иностранцы, которых этому специально обучают на специальных тренингах. Некоторым людям любой национальности такой талант дан от природы. Просто, сталкиваясь с позитивным отношением, мы не обращаем на это внимание. Нас в детстве не приучили к такой системе оценки поведения.
Понятие «позитивности-негативности» я хотела бы проиллюстрировать следующим примером. Когда-то давным-давно у меня в подчинении был один сити-менеджер, назовем его Александр. Он постоянно не выполнял план продаж. Помимо этого я поймала его на завышении реальных офисных расходов, в свой ежемесячный финансовый отчет он регулярно вставлял фиктивные чеки приблизительно на двести пятьдесят долларов. Я встретилась с ним и попросила его объясниться. И вот что услышала от него: «Я много раз говорил тебе, что план продаж можно выполнить, только если начать работать с крупнейшей сетью города. Но они согласны продавать наш товар, только если мы предоставим им мерчандайзера. А ты ответила мне, что мы не можем расширять штат. Это не моя вина, что план продаж не выполняется. Я делаю все, что могу. Но бонус за выполнение плана не получаю. А компания обещала мне не только зарплату, но и бонус. Я считаю, что имею право на этот бонус, и поэтому добавляю чеки на эту сумму. Бюджет позволяет это делать. В чем проблема?». Александр был совершенно уверен в своей правоте и в безысходности ситуации. Перевоспитывать его было бесполезно, поэтому я его уволила. На его место я взяла другого молодого человека, назовем его Алексей. Я дала ему месяц на то, чтобы вникнуть в ситуацию, и встретилась для обсуждения перспектив выполнения плана. Алексей сказал следующее: «План можно выполнить и даже перевыполнить, если начать работать с крупнейшей сетью города. Но для этого надо нанять мерчандайзера. Ты говорила, что взять человека в штат невозможно, поэтому я придумал следующее. Но мне нужно твое согласие. У меня есть знакомая женщина, добросовестная и аккуратная. Она готова работать за двести пятьдесят долларов без оформления в штат. Давай я каждый месяц буду прикладывать к своему отчету фиктивные чеки на двести пятьдесят долларов и отдавать ей эти деньги. Ведь мой бюджет позволяет это делать». Через пару лет этот молодой человек стал региональным менеджером в крупной компании, а сейчас он живет и работает в Москве, у него большой дом в ближнем Подмосковье.
Почему за одно и то же, с формальной точки зрения, действие одного человека увольняют, а другого повышают по службе? Почему, имея одинаковые ресурсы, один человек опускает руки, а другой добивается прекрасных результатов? В чем разница между Александром и Алексеем? Вся разница заключается только в этом непереводимом «Be positive!» Так что же это такое?
Позитивность – это такое состояние ума и души, которое делает человека успешным, после чего к этому человеку обязательно приходит успех, которое делает человека богатым, и к нему обязательно приходят деньги.
Я провела небольшой эксперимент: набрала в поисковике Google запрос «цитаты о позитивном мышлении» на английском и русском языках.
В англоязычном интернете оказалось 9, 5 миллионов ссылок. На первой странице результатов поиска отразились сайты с сотнями цитат следующего плана: «Всегда найдутся цветы для того, кто хочет их увидеть» - Анри Матисс. «Мы все живем под одним и тем же небом, но у нас разные горизонты» – Конрад Аденауэр. «Сам я оптимист потому, что быть чем-то другим совершенно не полезно» - Уинстон Черчилль. «Главное открытие моего поколения заключается в том, что человек может изменить свою жизнь, изменив отношение к ней» - Уильям Джеймс.
А вот цитаты из 70 000 русских результатов поиска. Первая русскоязычная ссылка была на собрание анекдотов, где ни одной цитаты или даже анекдота про позитивное мышление не было. Вторая ссылка – на статью о превосходстве критического мышления над позитивным. Вот цитата из этой статьи. 'Колобок - это такая круглая булочка. Символ позитивного мышления и активного образа жизни - совершенно не русский персонаж. Колобок родился в хорошей семье, но предпочел катиться по свету в поисках приключений. Все встречные говорили ему 'Колобок, колобок, я тебя съем', но до поры до времени ему везло, и он решил, что так будет дальше. Он верил в свою удачу. Но однажды он встретил Лису, которая перехитрила его и съела. Мораль этой сказки в том, что на одном позитивном мышлении далеко не укатишься.' (Б. Акунин 'Квест') Это – из еще одной ссылки на первой странице поиска. «Так называемое позитивное мышление ущербно, потому что предлагает воспринимать происходящее однобоко, без учета глубины. Не бывает 'просто хорошо' и 'просто плохо', бывает 'и хорошо, и плохо' или 'ни хорошо, ни плохо'. Настоящая жизнь творится в тех местах, где позитивное мышление, рекламируемая бесчувственность и пропагандируемое равнодушие попросту не возможны: в больницах, хосписах, в деревнях наших, населённых старушками, в одиночестве и страдании». Единственное, что порадовало меня среди сайтов первой страницы поиска, это – переводная с английского (!) статья о позитивном мышлении Генри Форда. Она открывается следующей цитатой Генри Форда: «Если вы думаете, что способны выполнить что-то, или думаете, что не способны на это, вы правы в обоих случаях».
Еще один пример нашего извращенного представления о позитивном мышлении – игрушка в популярном интернет-магазине под названием «Игрушка говорящая «Цурипопик Оптимист»» (см. картинку в начале вступления). А вот аннотация к ней: ««Цурипопик Оптимист» заряжает хорошим настроением и позитивом! От шлепка это забавное и оригинальное существо выдаёт жизнерадостные фразы и смеётся.
Фразы, которые произносит игрушка говорящая «Цурипопик Оптимист»:
- «Скоро доллар будет по три рубля!»;
- «Улыбнись, забудь про все проблемы!»;
- «Иногда шаг вперёд является результатом пинка в зад!»;
- «Если твои дела вчера были плохие, сегодня плохие, завтра плохие – то ситуация стабилизируется!»;
- «А нам кризис по барабану!».
- Игрушка говорящая «Цурипопик Оптимист» – неунывающее позитивное существо!»
Ну, знаете ли, если это – позитивные фразы, то каково же представление создателей этой игрушки о негативных высказываниях! Фраза «Улыбнись, забудь про проблемы» предполагает обязательное наличие проблем, при этом неразрешимых, если избавиться от них нельзя, а можно только про них забыть. Фраза про пинок в зад предлагает ничего не делать со своей жизнью, пока обстоятельства тебя не заставят немного зашевелиться. Фраза про плохие дела программирует сознание на постоянное присутствие негатива в жизни и предлагает с этим смириться. Фраза «кризис по барабану» опять же пропагандирует привыкание к перманентному проблемному негативному состоянию. И даже фраза про три рубля за доллар предлагает мечтать о недостижимом и, по большому счету, совершенно ненужном. Заработай кучу денег, и тебе будет «по барабану» курс рубля к доллару!
Откуда идет негатив в отношении позитивного мышления в русской культурной традиции? Я думаю, от недопонимания. Концепция позитивного мышления была занесена на нашу почву различными сайентологами, НЛП-шниками и иными последователями манипулятивных учений, которые прикрывают свое истинное лицо популярной на западе терминологией. В результате, позитивное мышление ассоциируется у нас с шапко-закидательством, бездушием и мажорством.
В результате сформировавшегося исторически негатива в отношении позитива Россия оказалась на двадцать восьмом месте среди 30 стран, в которых проводилось исследование уровня позитивности населения. В таблице, приведенной ниже, вы найдете сравнительный анализ удовлетворенности жизнью и покупательской способности жителей различных стран (таблица приведена в сокращенном варианте)[1].
Страна |
Удовлетворенность жизнью |
Покупательская способность |
Россия |
5,37 |
27 |
Индия |
6,70 |
5 |
Китай |
7,29 |
9 |
США |
7,73 |
100 |
Ирландия |
7,88 |
52 |
В Индии уровень жизни в пять раз ниже, чем в России, в Китае – в три раза, но люди там значительно больше радуются жизни, чем в России! В России, к сожалению, мало кто понимает, что же такое на самом деле позитивное мышление и зачем оно нужно.
Поэтому цель данной статьи - познакомить вас как с историей и теорией этой концепции, так и с ее практическими инструментами.
2. История и корни концепции позитивного мышления
Если хочешь быть счастливым, будь им.
Козьма Прутков
Это бессмертное высказывание было написано Алексеем Толстым и братьями Жемчужниковыми в середине девятнадцатого века. Правда, тогда данное высказывание создавалось и воспринималось как пародийное мудрствование тупого начальника пробирной палатки. Золотой век материализма, эпоха безграничной веры в технический прогресс позволяли людям того века лишь смеяться над подобными высказываниями. Возникшее в то время научное движение под названием «позитивизм» (или «позитивная философия») было глубоко материалистическим и ставило перед собой задачу борьбы с «метафизикой», то есть оно отрицало ценность эмпирического (философского) научного метода, оставляя право на жизнь лишь экспериментальным исследованиям. Основатель позитивизма Огюст Конт считал отличительными чертами позитивной философии объективность, реальность, точность, полезность. К позитивному мышлению в современном понимании этого слова оно не имело никакого отношения. Лишь в середине двадцатого века впервые в истории человечества феномен счастья начинает изучаться в рамках научных исследований. Но об этом – позже.
Однако основы позитивного мышления начали закладываться уже в процессе перехода от феодализма к капитализму. Аргумент о развитии сотрудничества через доверие приводится в книге «Мудрость толп» американского исследователя Джеймса Суровецки, где утверждается, что в долгосрочном периоде капитализм смог организоваться вокруг ядра квакеров, которые всегда работали честно со своими партнёрами (вместо того, чтобы обманывать и нарушать обещания — явление, которое останавливало более ранние долгосрочные добровольные международные контакты). Утверждается, что сделки с надёжными купцами позволили культуре честного поведения (сотрудничества) распространиться среди других торговцев, которые распространяли её дальше, пока не стало выгодно вообще быть честным. Вспомните историю русского купечества. У наших купцов существовал культ купеческого слова, нарушение которого было равносильно бесчестию. Капитализм в России развивался теми же путями, как и в США. Новый более высокий по сравнению с феодализмом социальный строй не мог утвердиться без новой более высокой системы мышления и поведения. В главе о дилемме заключенного я расскажу о научных исследованиях целесообразности сотрудничества и доверия.
В начале 19-го века в США формируется движение под названием «новое мышление» (New Thought). Оно носит религиозный характер, но исповедует принципы активно позитивного отношения к жизни в соответствии с пословицей «на Бога надейся, а сам не плошай». Его еще называют «Движением исцеления ума» (Mind-curing Movement). Последователи этого движения придерживались оптимистических взглядов на жизнь как в философских, так и в бытовых вопросах. К концу 19-го века в рамках этого движения издается масса книг «самопомощи» (self-help). В этих книгах даются советы, как разбогатеть, как добиться счастья в личной жизни и т.д.. Эти книги пользовались огромной популярностью и раскупались в невиданных для религиозной литературы объемах. Самыми известными авторами таких книг являлись Wallace Wattles, Frank Channing Haddock и Thomas Troward.
С начала 20-го века философы и психологи все больше внимания уделяют вопросам путей достижения успеха. Развивается гуманистическая психология, самыми яркими представителями которой являются Абрахам Маслоу и Карл Роджерс. Наверняка вы слышали про пирамиду Маслоу, но это не единственное его открытие в области психологии. Он одним из первых начал исследовать психику здоровых, а не больных людей, он старался доказать, что люди не просто слепо реагируют на внешние раздражители (как собаки Павлова), а пытаются достичь чего-то большего.
Гуманистические психологи считают, что каждый человек стремится реализовать свой потенциал, добиться «самореализации», то есть максимально возможного успеха в жизни. Однако, по мнению Маслоу, самореализации достигают лишь 2% населения планеты. Для исследования феномена самореализации Маслоу использовал биографический анализ. Он анализировал биографии большого числа исторических личностей, а также хорошо известных ему успешных людей. На основе данного анализа он составил список качеств, характерных для всех изученных им успешных людей. Вот некоторые личностные качества из этого списка:
«У всех этих людей был фокус на реальность, то есть они могли отличать фальшивки и ложное от реального и истинного. Они были проблемо-разрешителями, то есть относились ко всем событиям жизни как к проблемам, требующим решения, а не как к личным неприятностям, с которыми следует смириться. И у них было иное понимание концепции «цель-средство». Они считали, что не любая цель оправдывает средства ее достижения, что сам процесс может быть целью и что такой процесс часто бывает важнее результата…
У них было невраждебное чувство юмора, они предпочитали шутки, направленные на себя или на человеческое качество, но никогда на других людей. У них было качество, которое Маслоу назвал принятие себя и других, подразумевая под этим, что успешные люди скорее воспримут человека таким, как он есть, чем будут подгонять его под свое представление о нем. Если какой-то недостаток человека не вредит делу, ну и ладно. Но при этом у них было сильное желание бороться с собственными недостатками. Также успешным людям была присуща спонтанность и простота. Они предпочитали оставаться самими собой, не делали попыток казаться лучше, чем они есть. Хотя они сильно отличались от окружающих их людей, разрушали стереотипы и убеждения, на людях они старались не выделяться»[2].
Однако все исследования Маслоу и других последователей гуманистической психологии имели в основном эмпирический характер. Лишь в 60-е годы 20-го века Мартин Селигман проводит серьезные лабораторные исследования, которые приводят его к открытию «синдрома сознательного оптимизма». Давайте подробнее остановимся на работе Селигмана, потому что она научно доказывает полезность позитивного мышления для достижения успеха.
Мартин Селигман, американский психолог, занимался исследованием депрессии. Он проводил опыты на собаках и обнаружил, что собаки, которые несколько раз получали легкий разряд тока, даже не пытались избежать его, если считали, что все равно получат его. Тогда Селигман провел серию аналогичных экспериментов с людьми, используя шум вместо тока. Большинство испытуемых также в определенный момент становились беспомощными и прекращали попытки защититься от шума, хотя можно было найти способ, как это сделать. Однако не все испытуемые, как люди, так и собаки, прекращали попытки избавиться от шума после нескольких неудач, некоторые упорно продолжали искать выход. Эти испытуемые заинтересовали Селигмана. Он решил выяснить, чем же они отличаются от остальных. Так Селигман открыл «феномен сознательного оптимизма». Селигман доказал важность оптимизма для выживания как индивида, так и определенного социума. Еще одной крайне полезной для достижения успеха концепцией, созданной Мартином Селигманом, являются «стили объяснения событий», которые мы рассмотрим в отдельной главе.
Во второй половине 20-го века позитивная психология стала широко популярна, появилось множество грантов на исследования в данной области. Например, психолог Джордж Вайан всю свою жизнь посвятил исследованию свойств личности, способствующих процветанию и долголетию. Ученый начал свои наблюдения в конце 30-х годов за пятьюстами жителами Бостона, когда все эти люди были еще подростками, продолжал наблюдать за ними до их глубокой старости. По мнению Вайана, залог долголетия – это стабильный доход, физическое здоровье и умение радоваться жизни. Вайан также разработал концепцию «зрелых способов защиты» в экстремальных жизненных ситуациях. Это:
- оптимизм,
- альтруизм,
- умение не требовать немедленного воздаяния за добрые дела,
- забота о будущем,
- юмор.
Формат данной статьи не позволяет дать подробный анализ всех исследований в области позитивной психологии, поэтому давайте остановимся на этом и перейдем к более глобальному историческому анализу. Скажите, вы когда-нибудь задумывались о том, насколько аксиоматичны те аксиомы, которые вам внушались с раннего детства?
3. Позитивное мышление и развитие современной мысли
Никогда не изменяются только высшая мудрость и самая большая глупость.
Конфуций
Начиная со второй половины двадцатого века, в первую очередь под влиянием революционных открытий науки, западная цивилизация, к которой тяготеет и Россия, приступает к пересмотру самих основ своего мировоззрения. Мировоззрение, которое доминировало в мировой культуре последнюю пару тысяч лет, начиная с древней Греции, начинает трещать по швам. «Это мировоззрение включает, например,
- представление о вселенной как о механической системе, состоящей из неделимых элементарных строительных блоков,
- или что жизнь является конкурентной борьбой за существование,
- или вера в то, что можно добиться безграничного материального процветания за счет экономического или технологического роста,
- или убеждение, что доминирование мужчин над женщинами является естественным для нашего биологического вида».[3]
Последнее убеждение на данный момент уже разрушено окончательно. Процветание за счет неконтролируемого технологического роста поставило планету на грань экологической катастрофы. Экономический рост все время натыкается на мировые кризисы, явно неспроста. Современная теоретическая физика уже полностью отказалась от ньютоновского взгляда на вселенную как на некий механизм, современные открытия все более разрушают материалистический взгляд на мироздание. А ломкой убеждения, что жизнь является конкурентной борьбой за существование, активно занимается наука о личностной эффективности, которая, собственно, и является темой данной статьи.
Одним из первых, кто заметил эту ломку мировоззрения, был физик-теоретик Фритжоф Капра. В середине семидесятых годов прошлого века он написал книгу «Тао физики», в которой показал параллели между самыми последними открытиями теоретической физики и постулатами восточной философской мысли. За прошедшие годы было продано более полутора миллионов экземпляров его книги, она нашла отклик в душах людей, которые сами уже заметили, что «что-то не ладно в датском королевстве», но не могли сформулировать свои сомнения по поводу основ классического мировоззрения.
Описание Капры отмирающего мировоззрения я привела выше. Ниже я цитирую его определение зарождающегося нового мировоззрения:
«Новое возникающее мировоззрение можно описать различными способами. Его можно назвать холистическим взглядом на мир, когда мир воспринимается как единое взаимосвязанное целое, а не набор разрозненных частей. Его также можно назвать экологическим мировоззрением, и этот термин мне нравится больше всего. Я использую термин «экологический» в более широком и глубоком смысле, чем это принято. Экологический образ мысли в глубоком смысле этого слова позволяет осознавать глобальную взаимозависимость всех явлений и включенность людей и обществ в циклические процессы природы. Этот экологический образ мысли все больше проникает в наше общество, как в науке, так и вне ее».[4]
Среди отмирающих убеждений Капра упомянул и необходимость борьбы за существование, что имеет непосредственное отношение к теме данной статьи. Ведь позитивное мышление предлагает заменить борьбу за существование более «экологичным» подходом к решению задач и проблем. Понимание взаимосвязи и взаимозависимости всех людей и явлений делает бессмысленным борьбу против чего-либо или кого-либо. Оно предлагает заменить ее стремлением к чему-либо и сотрудничеством с кем-либо.
Порочность борьбы за существование начали осознавать и в России. Ниже приведена цитата из статьи Александра Свияша «Победа без борьбы»:
«Раньше воины воевали между собой, мирное население лишь грабили. Сегодня в бизнес-войне ситуация поменялась. Сражение происходит на поле мирного населения. Его можно травить вредными продуктами или напитками – лишь бы победить конкурента! Можно отбирать у населения возможность дышать, жить, отдыхать – лишь бы победить конкурента. Население – это продукт утилизации, на него можно сбрасывать дерьмо, лишь бы получить свою прибыль. «Пипл все схавает» – это лозунг победителя, мнящего, что он сам не является этим самым тупым «пиплом». Это действительно так???
Никто из бойцов бизнес-фронта не задумывается о том, что и он сам является тем самым объектом войны со стороны других нападающих, поскольку он ест их вредные продукты, дышит отравленным ими воздухом и живет в построенных ими домах, проданных в полусыром виде, чтобы не уменьшать свою прибыль.
Все перепуталось: в одном я победитель, а во всем остальном – жертва, объект для воздействия со стороны других бойцов за свой кусок призрачного счастья. Победителей в этой бессмысленной войне быть не может, поскольку победитель одновременно является многократно побежденным»[5].
В передаче «Самые забавные животные» однажды показывали, как собака рычит на свой хвост, опасаясь, что тот претендует на ее миску с едой. Это и есть борьба за существование. Но как же добиться чего-то без борьбы?! Наше сознание отказывается принять такое! У вас есть выбор. Вы можете бесконечно гоняться за своим хвостом, или осваивать эффективные инструменты нового «экологического» мышления.
4. Навыки или привычки?
Привычка есть привычка: ее не выбросишь в окошко, а можно только вежливенько, со ступеньки на ступеньку, свести с лестницы.
Марк Твен
В начале 2010 года одно из наших самых известных издательств в области бизнес литературы наконец-то выпустило перевод, наверное, самой популярной на Западе книги на тему достижения личного успеха. Эта книга являлась настольной книгой президента США Била Клинтона, она обязательна для изучения в половине из 500 самых успешных компаний по версии журнала Fortune. Это - книга Стивена Кови «The 7 Habits of Highly Effective People». Привожу это название на английском языке, потому что наше издательство решило изменить это название на «7 навыков высокоэффективных людей». При этом замена слова «привычки» на слово «навыки» не является случайной ошибкой, мысли известного психолога были откорректированы преднамеренно по всему тексту книги со следующим объяснением переводчика: «Мы переводим слово habit как навык в связи с тем, что предлагаемое словарями значение привычка не передает идею книги. По отношению к привычке человек может играть пассивную роль, в то время как навык требует от него активного участия»[6].
Мне кажется, что эта мысль переводчика очень точно отражает широко распространенное отношение россиян к своим привычкам. Привычка – это то, что формируется само собой, и поделать с ней ничего нельзя. Мы охотно посещаем корпоративные тренинги по развитию навыков продаж, переговоров или управления временем, позволяем тренеру повеселить нас пару дней интересными историями и забавными упражнениями, а потом возвращаемся к нашей привычной жизни, то есть к своим старым привычкам. И в нашей жизни ничего не меняется. Что опять же укрепляет нас в традиционном российском фатализме: от судьбы не уйдешь, привычек не поменять.
Чем навык отличается от привычки? Навык – это то, чем можно воспользоваться, а можно и не пользоваться. Навык – это то, чему нас научили, но что не стало неотъемлемой частью нашей жизни. Например, мы используем навыки ведения переговоров с малознакомыми клиентами, добиваемся их расположения и получаем хорошие результаты для своего работодателя. Но скажите, кто из вас использовал навыки ведения переговоров в общении со своей женой, ребенком, свекровью? Почему многие из нас уверены, что клиента надо убеждать в своей правоте, а на ребенка можно просто наорать?! А ведь ребенок – наш самый главный клиент в жизни, наша опора и защита в старости. Об этом и говорит в своей культовой книге Стивен Кови, он постоянно проводит параллели между работой и личной жизнью, показывая, что задачи перед нами и там, и там стоят по сути одинаковые. И решать их надо одинаковыми методами, не заучивая навыки, а вырабатывая привычки. Потому что только привычка срабатывает автоматически в любой ситуации, как на работе, так и дома. В экстремальных, стрессовых ситуациях мы забываем про навыки и ведем себя на основании наших привычек. И поэтому наши привычки надо менять! Вот что об этом пишет Стивен Кови:
«Сосредоточившись лишь на методах (навыках – И.Т.) достижения успеха, вы будете напоминать студента, у которого спокойная безмятежная жизнь в течение семестра сменяется лихорадочной зубрежкой перед экзаменами. Все может закончиться хорошо. И вам даже удастся получить хорошие оценки. Однако, если не прилагать усилий изо дня в день, невозможно овладеть знаниями и стать по-настоящему образованным человеком».[7]
«Можно применить быстродействующую технику, способную сработать в ситуации непродолжительного общения. Однако при долгосрочных отношениях одни лишь второстепенные факторы не могут использоваться достаточно долго. В конечном счете, если личности человека недостает цельности и внутренней силы, реальная жизнь вытащит на поверхность его истинные мотивы. И кратковременный успех сменится разрушением человеческих отношений».[8]
Но можно ли привычки поменять? Стивен Кови считает, что да, можно.
«Исследуя двухсотлетнюю историю сочинений, посвященных достижению успеха, я обнаружил одну поразительную вещь… В последние пятьдесят лет литература, посвященная достижению успеха, носила поверхностный характер. В ней описывались техники создания имиджа, специальные приемы быстрого действия – своеобразный «социальный аспирин» или «пластырь», которые предлагались для решения острейших проблем…
Полной противоположностью сказанному была литература первых ста пятидесяти лет. Почти вся она была посвящена теме, которую мы назовем «Этика характера как основа успеха»… В основном это были истории о том, как человек работал над собой с целью развития у себя определенных принципов и привычек».[9]
И поэтому задача данной статьи – не рассказать вам про очередные навыки достижения успеха, а убедить вас поменять ваши привычки. Поэтому, рассказывая про каждый из инструментов достижения успеха, я буду делать акцент на то, как можно перевести этот навык в привычку, на то, как можно начать это делать прямо сегодня. Но сначала давайте посмотрим, насколько проблема негативного образа мыслей стоит лично перед вами. Ответ на данный вопрос дает следующая глава.
5.Кто вы – оптимист или пессимист?
Причины явлений намного интереснее, чем сами явления.
Цицерон
Осмелюсь предположить, что, читая данную статью, многие из вас подумали «Это все очень интересно, но ко мне не имеет никакого отношения. Мое-то мышление абсолютно позитивно». Ведь очень немногие из нас считают себя пессимистами. Мы не считаем привычный нам образ мыслей негативным просто потому, что мы к нему привыкли. Хотя на самом деле наш образ мыслей может быть весьма разрушительным для нашего успеха. Увы, большинство людей в большинстве ситуаций ведут с собой пессимистический внутренний диалог!
Мартин Селигман изобрел очень интересный способ определения того, насколько оптимистично или пессимистично мышление человека. Прежде, чем мы перейдем к обсуждению способа Селигмана, пройдите небольшой тест. Выберите один из ответов на каждый из двух вопросов. Пожалуйста, не читайте дальше, пока не примите решение.
1. Вы опоздали на поезд. Как вы объясните этот факт:
А) Я всегда везде опаздываю.
Б) Сегодня по дороге на вокзал были особенно сильные пробки.
В) Я вообще не отличаюсь особым везением.
Г) В Москве невозможное движение, правительство ничего не делает для решения этой проблемы.
Д) Я слишком поздно выехал(а) из дома.
2. Вас повысили по службе. Как вы объясните этот факт:
>А) Компания расширяется, открываются новые вакансии. Одна из них досталась мне.
Б) Я вообще молодец, много работаю и многого добиваюсь.
В) Мой последний проект был очень удачным, руководство его заметило и я получил(а) повышение.
Г) Когда не везет в любви, везет или в карты или в карьере.
Перефразируя одно известное высказывание можно сказать, что мы то, как мы объясняем события своей жизни. Селигман изобрел способ диагностики позитивности/негативности мышления человека через анализ его стиля объяснения событий. Стиль объяснения событий – это то, как человек объясняет самому себе, что явилось причиной того или иного позитивного или негативного события. В чем важность стилей объяснения событий? В том, что приверженность к тому или иному стилю объяснения событий не только отражает, но и формирует или негативное или позитивное мышление. Объясняя происходящее с нами тем или иным образом, мы закрепляем наше представление об окружающем мире и о наших шансах на успех в этом мире!
Различаются три уровня объяснения событий (которые могут взаимно дополнять друг друга в сознании человека):
· Уровень личной ответственности. Люди могут считать или не считать себя причиной событий своей жизни. Пример: «Я много работал(а) и добился(лась) успеха» или «На этот раз мне повезло».
· Уровень постоянства. Люди могут считать событие неизменным или преходящим. Пример: «Я всегда забываю о днях рождения близких» или «На этой неделе я замотался(ась) и забыл(а) про день рождения близкого человека»
· Уровень глобальности. Люди могут считать, что событие влияет на все аспекты их жизни, или что событие оказывает влияние на ограниченную сферу их жизни. Пример: «Я все теряю» или «Я потерял(а) ключи».
Сочетание данных трех уровней формирует наш стиль объяснения событий. Различаются два крайних стиля: пессимистический и оптимистический.
Пессимистический стиль объяснения событий:
- обвинять себя в негативных событиях, но при этом видеть внешние причины позитивных событий,
- верить в постоянство негативных событий и во временность позитивных,
- обобщать негатив и сужать сферу влияния позитивных событий.
Оптимистичный стиль объяснения событий:
- обвинять других в негативных события и приписывать себе заслуги позитивных событий,
- верить в постоянство позитива и временность негатива,
- обобщать позитивные явления и сужать сферу влияния негативных событий.
Для большей наглядности давайте разберем тест начала главы.
Вы опоздали на поезд.
Объяснение события |
Комментарий |
А) Я всегда везде опаздываю. |
Вы вините себя и неоправданно расширяете зону и временные рамки действия события. Пессимистический стиль объяснения. |
Б) Сегодня по дороге на вокзал были особенно сильные пробки. |
Вы снимаете с себя вину, ограничиваете время и зону действия события реальными рамками. Ярко выраженный оптимистичный стиль объяснения. |
В) Я вообще не отличаюсь особым везением. |
Еще более, чем в объяснении А, расширяются границы зоны действия негативного явления, вся вина берется на себя. Ярко выраженный пессимистический стиль объяснения. |
Г) В Москве невозможные пробки, правительство ничего не делает для решения этой проблемы. |
Вы снимаете с себя вину за негативное явление, но неоправданно расширяете область, которую затрагивает негативное явление. Вы программируете себя на то, что вам никогда и никуда не удастся добраться без пробок. Смешанный стиль объяснения. |
Д) Я слишком поздно выехал(а) из дома. |
Вы сужаете время и область действия негативного явления до реальных масштабов, но обвиняете себя в негативном событии. Смешанный стиль объяснения. |
Вас повысили по службе.
Объяснение события |
Комментарий |
А) Компания расширяется, открываются новые вакансии. Одна из них досталась мне. |
Вы снимаете с себя ответственность за свой успех, трактуете этот успех в узких рамках временных производственных тенденций. Это – ярко выраженный пессимистический стиль объяснения. |
Б) Я вообще молодец, много работаю и многого добиваюсь. |
Вы принимаете на себя ответственность за успех, расширяете временные и пространственные рамки трактовки своего успеха. Это – ярко выраженный оптимистический стиль объяснения. |
В) Мой последний проект был очень удачным, руководство его заметило и я получил(а) повышение. |
Вы принимаете на себя ответственность за успех, но сужаете рамки объяснения причины успеха, относя его лишь к одному проекту. Это – смешанный стиль объяснения. |
Г) Когда не везет в любви, везет или в карты или в карьере. |
Вы не считаете, что заслуженно добились успеха, а также сводите успех лишь к области карьеры на время неудач в любви. Это – пессимистический стиль объяснения. |
Обратите внимание на то, что очень часто наш стиль объяснения сочетает элементы пессимистического и оптимистического стилей. В реальной жизни нельзя поделить все на черное и белое. Кстати, если вы хотите пройти более серьезный тест на эту тему и более полно разобраться с особенностями своего стиля объяснения событий, вы можете сделать это, прочитав книгу Мартина Селигмана «Новая позитивная психология».
Почему стоит постоянно анализировать каждое свое объяснение того или иного события и стремиться к наиболее оптимистическому варианту? Согласно некоторым исследованиям (например, Абрамсона), пессимистический стиль объяснения событий может способствовать депрессии и физическим недугам. В любом случае, пессимистический стиль объяснения событий не способствует достижению глобального и долгосрочного успеха в жизни, о чем мы будем более подробно говорить при обсуждении первого из инструментов позитивного мышления – рефрейминга.
6. Инструменты достижения успеха
Слава Богу, что в жизни можно полагаться не только на мозги, а и на нечто большее.
Лорд Честерфильд
Одна из самых полезных привычек позитивного мышления – преобразовывать мысли в действия. Поэтому данная статья (а точнее, ее продолжение) не ставит перед собой задачу поболтать о теории достижения успеха. Задача этой статьи – рассказать о путях достижения вашего успеха.
Но прежде, чем переходить к практическим шагам в направлении достижения успеха, я хотела бы остановиться на еще одном важном вопросе, который вы себе наверняка задавали: «Достаточно ли у меня природных задатков и способностей для достижения успеха?»
Мартин Селигман, основатель позитивной психологии, в ходе своих исследований обратил внимание на то, что «нередко люди с высоким интеллектуальным коэффициентом оказываются неудачниками, а многие обладатели низкого IQ отлично справляются с любыми проблемами»[10]. Он назвал этот феномен эффектом Гарри Трумэна. Дело в том, что Гарри Трумэн очень долго находился в тени и совершил быстрый рывок вверх в весьма солидном возрасте. Вдруг неожиданно для всех он сделал головокружительную карьеру одного из самых выдающихся президентов США. Селигман считает, что не природные дарования, а «умение использовать обстоятельства – вот что в значительной степени определяет человеческий успех»[11]. Но как эти обстоятельства использовать?! Этому и посвящена вторая часть данной статьи, в которой описываются инструменты достижения успеха.
Также данная статья не ставит перед собой задачу пересказа книги Стивена Кови, которую я настоятельно рекомендую вам почитать, мысленно редактируя перевод в соответствии с первоначальной мыслью автора о необходимости изменения своих привычек. Книга Кови закладывает базис для изменения своей жизни к лучшему. Данная же статья более реферативна. В ней я стараюсь рассказать вам о как можно большем числе книг, исследований и управленческих инструментов, написанных и созданных на Западе, которые могут помочь вам добиться успеха в жизни.
Итак, в чем же заключается позитивное мышление? Как оно помогает добиться успеха?
Давайте для начала прибегнем к очевидной логике на уровне школьной задачки. Что надо для того, чтобы переместить некий объект из пункта А в пункт Б (себя любимого из нынешнего состояния к процветанию и успеху)?
- Первое, что необходимо для передвижения объекта из пункта А в пункт Б, - это точно знать, где находится этот пункт А.
- Затем надо четко представлять себе, где находится и как выглядит пункт Б.
- А затем найти оптимальный маршрут движения.
На эти три действия и направлено позитивное мышление, а также те инструменты, которые я описываю в данной статье.
Пункт А (нынешнее положение) |
Рефрейминг Окно Джохари |
Пункт В (желаемое положение) |
Целеполагание |
А В (пути достижения желаемого) |
Проблемо-разрешительство Действие-ориентированность Умение ошибаться Дилемма заключенного Нетворкинг |
К сожалению, формат данной статьи не позволяет продолжить описание данных инструментов. Если они вас заинтересовали, читайте продолжение статьи.
[1] Новая позитивная психология, Мартин Селигман, «София», 2006, с.78.
[2] C. George Boeree, http://webspace.ship.edu/cgboer/maslow.html
[3] Fritjof Capra, The Tao of Physics, Flamingo, London, 1991, p.357.
[4] Fritjof Capra, The Tao of Physics, Flamingo, London, 1991, p.358.
[6]Комментарий к книге Стивена Кови «7 навыков высокоэффективных людей», Альпина, Москва, 2010, стр. 52.
[7] Стивена Кови «7 навыков высокоэффективных людей», Альпина, Москва, 2010, стр. 25.
[8] Стивен Кови «7 навыков высокоэффективных людей», Альпина, Москва, 2010, стр. 26.
[9] Стивен Кови «7 навыков высокоэффективных людей», Альпина, Москва, 2010, стр. 22.
[10] Новая позитивная психология, Мартин Селигман, «София», 2006, с.27.
[11] Новая позитивная психология, Мартин Селигман, с.27.
Получается, что я первый прочитал эту статью, или первый кто ее оценил. В статье освещен очень важный аспект - ведь здоровый карьеризм - это неотемлемая потребность управленца.
Хотелось, чтобы наше сообщество обсудило эту статью.
Ирина, спасибо за статью, глубокий материал! Читала с большим удовольствием и продолжу читать.
Кови перевернул мое представление об отношении к жизни, к себе, к окружающим. После его прочтения, кстати, чтение заняло у меня порядка полугода (очень насыщенная книга, требовала ''переваривания'' каждая глава), я купила эту книгу и подарила всем своим друзьям.
Продолжая введение в Вашу статью захотелось добавить, что наш исконно русский пессимизм укоренился и в нашей религии. Вспомните хотя бы наши православные ''Смирись!'', ''Покайся!'' В этом отношение католицизм более позитивная религия. Так что, Ваша благородная миссия по искоренению российского пессимизма крайне сложная работа. Т.к. пессимизм укоренился в наших генах испокон веков.
PS Ваше пояснение о ''неправильном'' переводе habit заставила меня задуматься...