XXI век – век информации
Как-то смотрел фильм Милоша Формана «Призраки Гойи». Действие картины происходит во времена инквизиции и наполеоновских войн. Хороший исторический фильм, просмотр которого позволяет проследить эволюцию не только общества и морали, но и информационного поля. Один из главных героев фильма, находясь на территории Испании, узнает о казни французского короля Людовика XVI только спустя шесть дней! Сегодня мы можем получать в режиме онлайн на мобильный телефон котировки из Австралии в режиме реального времени и, что тоже немаловажно, нам это практически ничего не будет стоить.
Скорость и достоверность – два ключевых параметра информации, дающих неограниченные конкурентные преимущества. Неслучайно, во многих странах есть уголовная ответственность за использование инсайдерской информации. Насколько качественно менеджмент сможет создать информационную основу для деятельности своих сотрудников – это и будет одним из главных факторов успешности в новой экономике.
Успешный бизнес в XXI веке – это бизнес со скоростью мысли
В книге создателя корпорации Microsoft Билла Гейтса («Business @ The Speed Of Thought») подробно описываются современные экономические реалии и то, как ускорение и, как следствие, повышение эффективности бизнес-процессов позволяет компаниям достигать максимальной степени удовлетворенности внешнего и внутреннего клиента. Конечно, можно рассматривать данный труд как самое длинное в мире рекламное предложение. Однако, с другой стороны, именно детище Гейтса послужило катализатором развития информационных систем, и не сомневаюсь, привнесет еще ни одну прогрессивную инновацию, позволяющую ускорить процесс принятия решения и минимизировать риск его ошибочности.
Менеджер XXI века – это Homo Ignis («человек-молния», лат.) Скорость принятия решения, зачастую, становится важнее его качества. Удачной аналогией является шахматный блиц – за исключением того, что комфортные пять минут на решение вопроса у современного управленца есть далеко не всегда. В этой игре можно выиграть двумя способами:
1) Либо поставить сопернику мат за счет выбора правильный стратегии и точной тактики (принятия правильных, или как минимум более правильных, чем у соперника решений);
2) Либо «уронить флаг» – обыграть соперника по времени (в случае, если принятие самых лучших решений, вместо хороших, заняло у него слишком много времени).
Экономика XXI века – это экономика изменений и инноваций
На протяжении всей истории человечества развитие общества неразрывно связано с «технологичными» изобретениями. Древняя инновация «поднятая с земли ветка дерева» по своим социально-экономическим последствиям намного превосходит современные нанотехнологии. Разница только в скорости появления, внедрения и морального устаревания инновации. Или, иными словами, в жизненном цикле инновации, который в современном мире намного короче, чем во времена пещерного человека.
Созданная в компании организационная структура должна быть готова к тому, чтобы не просто быстро и адекватно реагировать на изменения, но заранее их предсказывать и, более того, быть способной эти изменения инициировать и производить, а также изменяться вместе с ними. Мы пока не знаем, как будет выглядеть это структура, но за некую интересную модель можно принять «Кубик Рубика» – хамелеон. Число возможных состояний «Кубика Рубика» – 43 252 003 274 489 856 000, минимальное количество итераций 23, рекорд скорости решения головоломки принадлежит Эрику Аккерсдийку и составляет 7,08 секунды. Это время, скорей всего, еще можно уменьшить, но никогда (!), действуя в рамках существующей системы, не получится сделать это быстрее, нежели бы кубик по желанию человека мог поменять цвет подобно хамелеону.
Весьма перспективной концепцией, на наш взгляд, является пэтчинг Кейтлин Эйзенхардт и Шоны Браун. Поскольку в новых условиях требуется не пассивная адаптация к происходящим изменениям во внешней среде, направленная на стратегию «выживания», а активная адаптация фирмы, реализующаяся через стратегию инновационного «опережения» для развития ее динамических способностей и ключевых компетенций. В отличие от реинжиниринга бизнес-процессов, ориентированного в большей степени на оптимизацию внутренней среды предприятия, пэтчинг соединяет в себе конкурентную и корпоративную стратегию, тем самым повышает потенциал динамических способностей фирмы, что позволяет более полно использовать ключевые компетенции организации, исходя из параметров макросреды и комбинаторных свойств стратегических ресурсов предприятия.
Ключевыми навыками менеджера XXI века будут являться скорость принятия решения и способность к изменениям
Перед менеджментом будут стоять следующие основные задачи:
- Создание подвижной организационной структуры – ориентированной на максимальную скорость принятия решений с заданным уровнем риска.
- Создание новой философии бизнеса, в основе которой будет скорость принятия решения, точнее – скорость принятия лучшего (наиболее эффективного в условиях лимита времени) решения;
- Создание бизнес-процессов и подбор кадров для максимизации общей скорости работы системы.
Впервые статья была опубликована на Executive.ru 1 сентября 2009 года в рубрике «Творчество без купюр». Реанонсирована в контентном блоке в рамках специального проекта редакции
Фото: pixabay.com
Звучит красиво, но по моему мнению уводит в сторону.
Автор путает требования к бизнесу и требования к менеджеру.
От бизнеса действительно требуется большая динамика, упрощение организационных структур, новые бизнес-модели и т.п.
А задачи менеджера остаются более-менее стабильными: организация работы других людей для достижения единой цели.
Все то же, что и раньше: планирование работы группы, правильное разделение задач между подчиненными, делегирование, выделение и развитие лучших, избавление от худших...
Тех, кто рассчитывает, что сотрудники будущего будут работать полностью самостоятельно без координации, ждет глубокое разочарование))
Согласен с Федором Нестеровым - это больше похоже на требования/вызовы к бизнесу
И тогда возникают следующие вопросы:
Если скорость решений и количество инноваций становятся решающими факторами успеха бизнеса, то какие требования к людям и их работе должны начал формулироваться?
Что должно измениться в работе менеджмента сегодня, чтобы бизнес смог отвечать на новые вызовы?
При этом базовая основа работы менеджера остается неизменной: достижение целей ''руками и головами своих сотрудников''