В период экономического кризиса выживает и выигрывает на рынке тот руководитель, который смог воспитать в себе и своих сотрудниках культуру любопытства и удивления. Новая книга главы Института Брюса Хендерсона BCG, Мартина Ривза, «Машина воображения» — наглядное бизнес-пособие издательства «Просвещение», которое дает практические советы о том, как эффективно стимулировать воображение своих сотрудников и вдохновлять их на новые свершения.
Гениальная идея: что делать?
Утром как обычно вы направляетесь в офис, пьете свой любимый кофе и, неожиданно, словно вспышка яркого света, вас посещает гениальная задумка. Вы срочно записываете идею, которая, кажется, вот-вот убежит. Потом спешите на работу, чтобы скорее поделиться концепцией с коллегами. Но на пути вдруг останавливаетесь и задумываетесь: все ли распознают гениальность мысли? Вы четко осознаете, что для реализации нужна команда творческих, креативных и любопытных людей, которые рвутся в бой вместе с вами.
Рвутся ли в бой Марина, которая только что вернулась из отпуска, Николай, загруженный отчетами до икания, и Ольга, токсично реагирующая на каждую новую нестандартную задачу?
Как объединить разум людей для работы над одним и тем же ментальным объектом? Пока идея эфемерна, ее нельзя пощупать. Вопрос в том, как выстроить коммуникацию, чтобы каждый сотрудник мог загореться идеей и поделиться своими мыслями без стеснения и скованности.
Три шага на пути к успешной коммуникации
В книге «Машина воображения» есть пошаговая инструкция о том, как выстроить успешную коммуникацию с командой, если вы тот самый креативный лидер, которому «больше всех надо».
1. Первый шаг — дать название вашей задумке. Название — проводник между миром гипотетическим и повседневным. Если вы переведете идею из эфемерного пространства в реальное, коллеги смогут свободно поразмышлять над ее воплощением.
2. Второй шаг — развить искусство рассказа. Учитесь описывать концепцию еще несуществующих объектов, давать им подробное, но в то же время захватывающее описание. Слова, облеченные в последовательный рассказ, разожгут в людях воображение и запустят в их сознании цепь ассоциаций. Тогда вся команда будет на одной мыслительной волне — разве не круто?
3. Уметь рассказывать, конечно, здорово, но еще более ценно — уметь слушать. Успешный лидер — всегда внимательный слушатель с живым воображением. Именно такой руководитель будет привлекать сотрудников, которые умеют слушать и внимать, а не пропускать мимо ушей колебательные потоки воздуха.
Особую роль играют сотрудники, которые взаимодействуют с представителями различных сфер бизнеса. Они распространяют идеи среди людей с абсолютно разными типами мышления. Идеи будут кочевать из одной сферы в другую, выстраивая креативную канву, из которой лидеры смогут выбрать самые яркие и жизнеспособные задумки.
Развиваем воображение у сотрудников
Умение слушать и описывать концепции — полезные навыки, но уследить за потоком бесчисленных идей сотрудников сложно. Как соединить всех креативных и творческих в одном месте и дать простор их фантазии?
Мартин Ривз предлагает устраивать ярмарки идей. Выступить перед коллегами, поделиться своими задумками и источником внутренней мотивации, оказаться в центре внимания — все это подарит радостные эмоции сотрудникам и поможет почувствовать свою исключительность. Именно это свойство помогает развить идеи.
- Чтобы развить воображение у сотрудников, давайте им больше свободы. Не забывайте, что каждый из них — личность со своими мечтами, желаниями и потребностями.
- Дайте им возможность вдохновляться и вдохновлять, собираться в отдельные команды и генерировать идеи, которые им хотелось бы воплотить в жизнь.
- Даже если в самом начале идея выглядит неразборчивой и несуразной, вдохновите своих сотрудников на ее совершенствование, поделитесь мыслями и похвалите их за креативный подход и стремление развивать компанию.
Топ-4 ошибок лидеров
Коллективное воображение — это легко и просто, или так только кажется? Руководители — тоже люди, и им свойственно ошибаться. Разберем, какие ошибки совершают лидеры, и тем самым препятствуют развитию коллективного воображения.
1. Не занимайтесь «процедуроманией». Если все время следовать правилам, делать «как принято», можно пропустить классную идею. Помните, что вы ничем не рискуете, когда обсуждаете что-то новое.
2. Прислушайтесь к Шекспиру и не делайте «много шума из ничего». Вулкан новых идей — прекрасно! Но во всем нужно знать меру, и создавать четкие критерии для отсеивания того, что действительно можно реализовать. И главное — сотрудники должны быть в курсе этих критериев.
3. Перемещайте коллег из команды в команду, вдохновляйте их делиться друг с другом, даже если сферы их деятельности полярны. Формирование небольших групп «по интересам» тормозит развитие воображения. Специалисты из разных сфер должны коммуницировать между собой.
4. Генераторы идей и мозговые центры всегда должны быть вовлечены в коллектив и заражать своим гениальными мыслями других, быть источником вдохновения. Ошибка многих руководителей в том, что самые креативные сотрудники часто оказываются за бортом корабля.
Главный совет лидерам: удивляйтесь, смотрите за пределы корпорации, вдохновляйте и настраивайте креативную волну.
Читайте также:
Да, но это всё не для России :) И не для прочих стадно-тоталитарных стран и руководителей...
Это извините что за страны? Европейкие где все стадами ходят в масках на пункты принудительной вакцинации, запрещёной их же собственными законами?
А вы не ходите? :))) Российский QR- код у вас в генетическом коде прописан? Прямо задействуете механизмы демократии - и ни в какую, да? Ни в рестораны, ни в театры или на выставки, (ну ладно, культуркой наш менеЖмент допустим не отличается), ни к коллегам на корпоративы или на переговоры в разные "озабоченные здоровьем" пространства - ни-ни? И намордничек не носите, демократичный наш? В соответствии со своими убеждениями? ;)
Подле меня в карете сидел англичанин, человек лет 36. Я обратился к нему с вопросом: что может быть несчастнее русского крестьянина?
Англичанин. Английский крестьянин.
Я. Как? Свободный англичанин, по вашему мнению, несчастнее русского раба?
Он. Что такое свобода?
Я. Свобода есть возможность поступать по своей воле.
Он. Следственно, свободы нет нигде, ибо везде есть или законы, или естественные препятствия.
Я. Так, но разница покоряться предписанным нами самими законам или повиноваться чужой воле.
Он. Ваша правда. Но разве народ английский участвует в законодательстве? разве власть не в руках малого числа? разве требования народа могут быть исполнены его поверенными?
Я. В чем вы полагаете народное благополучие?
Он. В умеренности и соразмерности податей.
Я. Как?
Он. Вообще повинности в России не очень тягостны для народа. Подушная платится миром. Оброк не разорителен (кроме в близости Москвы и Петербурга, где разнообразие оборотов промышленности умножает корыстолюбие владельцев). Во всей России помещик, наложив оброк, оставляет на произвол своему крестьянину доставать оный, как и где он хочет.
Крестьянин промышляет, чем вздумает, и уходит иногда за 2000 верст вырабатывать себе деньгу.
И это называете вы рабством?
Я. Но злоупотребления...
Он. Злоупотреблений везде много. Прочтите жалобы английских фабричных работников — волоса встанут дыбом. Сколько отвратительных истязаний, непонятных мучений! какое холодное варварство с одной стороны, с другой — какая страшная бедность! Вы подумаете, что дело идет о строении фараоновых пирамид, о евреях, работающих под бичами египтян. Совсем нет: дело идет об сукнах г-на Шмидта или об иголках г-на Томпсона. В России нет ничего подобного.
Я. Вы не читали наших уголовных дел.
Он. Уголовные дела везде ужасны; я говорю вам о том, что в Англии происходит в строгих пределах закона, не о злоупотреблениях, не о преступлениях. Кажется, нет в мире несчастнее английского работника — что хуже его жребия? Но посмотрите, что делается у нас при изобретении новой машины, вдруг избавляющей от каторжной работы тысяч пять или десять народу и лишающей их последнего средства к пропитанию?..
Я. Живали вы в наших деревнях?
Он. Я видел их проездом и жалею, что не успел изучить нравы любопытного вашего народа.
Я. Что поразило вас более всего в русском крестьянине?
Он. Его опрятность, смышленость и свобода.
Я. Как это?
Он. Ваш крестьянин каждую субботу ходит в баню; умывается каждое утро, сверх того несколько раз в день моет себе руки. О его смышлености говорить нечего. Путешественники ездят из края в край по России, не зная ни одного слова вашего языка, и везде их понимают, исполняют их требования, заключают условия; никогда не встречал между ими ни то, что соседи наши называют un badaud, <ротозей> никогда не замечал в них ни грубого удивления, ни невежественного презрения к чужому. Переимчивость их всем известна; проворство и ловкость удивительны...
Я. Справедливо; но свобода? Неужто вы русского крестьянина почитаете свободным?
Он. Взгляните на него: что может быть свободнее его обращения! Есть ли и тень рабского унижения в его поступи и речи? Вы не были в Англии?
Я. Не удалось.
Он. Так вы не видали оттенков подлости, отличающих у нас один класс от другого. Вы не видали раболепного maintien <поведения> Нижней каморы перед Верхней; джентельменства перед аристокрацией; купечества перед джентельменством; бедности перед богатством; повиновения перед властию... А нравы наши, a conversation criminal <супружеская измена>, а продажные голоса, а уловки министерства, а тиранство наше с Индиею, а отношения наши со всеми другими народами?..
Англичанин мой разгорячился и совсем отдалился от предмета нашего разговора. Я перестал следовать за его мыслями — и мы приехали в Клин.
1) В г. Москва куар коды НЕ требуются нигде кроме специальных ковид фри мероприятий и театров с музеями (видимо тоже не всех, но в крупных требуют). Культуркоя я понятно не отличаюсь - но в кинотеатры хожу спокойно. А тем более в рестораны и ночные клубы - там всем рады кто с деньгами. В некоторых долюанутых регионах куары коды спрашивают где то ещё - но если показать таковой с стиральной машины, не возражают.
2) Намордничек одеваю на кассах супермаркетов и на турникете в метро. Потом снимаю - мы ведь не в европе, где за такое могут евро так 300 снять и попробуй пискни что нибудь против.
так что не понял ваш жизнерадостный юмор - с учётом того что в профиле указан не Мюнхен а Москва. Или Вы от страха перед ковидрм вообще из дома не выходите?