День консультанта

Камиль Курмакаев

Введение

«Один день из жизни» - старый, проверенный способ без лишнего пафоса рассказать потенциальным кандидатам о том, что именно твоя компания – самое лучшее место работы на свете. Немного героики, чуть-чуть юмора и гламура – и ROIC (Return On Invested Capital) зашкаливает за десяток резюме на каждый абзац текста, и можно смело отправляться в HR за заслуженным бонусом.

Но, почитав пару десятков таких рассказов на сайтах компаний и форумах бизнес-школ, с каким-то огорчением понимаешь, что большинство из них чересчур эффективны: они весело описывают процесс утренней войны с будильником, прозрачно намекают на героику с привычным окончанием рабочего дня ближе к часу ночи, невзначай касаются полуторачасовой презентации для CEO «компании-лидера в отрасли такой-то» и... на этом собственно и умолкают. Нельзя сказать, что всего этого нет в жизни консультанта – хватает и второго, и третьего, не говоря уж о первом. Но увы, в рассказы почему-то не проникает та неуловимая за пределами офиса атмосфера, которая на самом деле и заставляет нас проводить здесь изрядную часть суток. Но о чем это я? Вот уже два абзаца текста, а я до сих пор не рассказал ни об одной key finding.

Как известно, все на свете построено по принципу пирамиды и начинается с фразы «There are three things». Так вот, обычный день консультанта делится на три ключевых блока:

  • До обеда
  • После обеда
  • После вечерней пиццы

До обеда

Время, когда консультант окончательно переходит от сна к бодрствованию, может быть определено с точностью до секунды: этот тот момент, когда извлеченный из сумки ноутбук водружается на стол и подключается к сети, а усердный Outlook начинает загружать утреннюю порцию спама. Мне всегда было интересно: нашим девушкам-коллегам приходит спам такого же содержания, что и нам? Или все-таки спам-машины делают кастомизированное предложение?

Привычно звякают напоминания: план личного развития надо было согласовать с ментором пять недель назад, написать «Один день из жизни» месяц назад, а принять участие в групповом кейсе… О, уже двадцать минут как. А потом не забыть позвонить в корпоративный университет одного из клиентов – не надумали ли проводить Стратегическую игру для своих топов в следующем месяце?

Еще раз резюме и cover letter по диагонали... Ребята, ну неужели так сложно грамотно писать на английском? Правда, задумайтесь хоть на секунду – легко ли читать русские предложения, переведенные слово за словом (хочется верить, не при помощи lingvo.yandex.ru)? Вы и в самом деле считаете, что организация соседа по комнате в общаге для похода в качалку два раза в неделю – это ‘example of situation when of you had to take on a leadership role’? А, впрочем, ладно, все равно сейчас все будет видно в действии.

Во главе стола в большой переговорной восседает менеджер проектов, с чуть усталой улыбкой слушая пятерку кандидатов. Наверное, именно так и должен выглядеть старший консультант, который на последней аттестации стал руководителем проектов – расслаблено и мудро. «Ваш клиент – государственный холдинг, сформированный из 50 предприятий... выделите основные проблемы... сформулируйте и презентуйте стратегию...». Задачка вполне располагает к креативу, а условия проведения - к инициативе. Но увы, сегодня неудачный день для рекрутинга. Обсуждаем итоги кейса и сходимся на том, что из сегодняшних кандидатов никого на второй раунд звать не будем.

С удовольствием общаюсь с девушками из корпоративного университета, с которыми мы проводили игру летом. Сообщаю, что махина, состоящая из без малого полусотни компьютеров с тремя видами софта и сетью wi-fi, которую мы называем «Стратегической игрой», наконец работает (тьфу-тьфу) нормально. Хотя то, что последний кубок Ведомостей по стратегии мы проводили компания на компанию, изрядно осложнило нам жизнь: одно дело, когда проиграли Иван Иванов и Петр Петров (хотя один вице-президент по финансам ведущей пищевой компании, а другой директор по маркетингу крупного автомобильного холдинга); другое дело – когда команда топов компании А публично проигрывает команде топов компании B. Тут уж в ход идут звонки от президента компании А с обещанием всех оставить без зарплаты на три месяца, если к концу игры положение не будет исправлено.

Пообедать, пожалуй, уже не успеваю. Надо доделать презентацию для завтрашнего (субботнего, между прочим) семинара у клиента.

После обеда
(прошло два часа)

Миша, руководитель проекта, смотрит на презентацию и недовольно хмурится:

- Вот представь себе, я – клиент. Ты мне это приносишь. И что мне делать-то с этим?

- Ну, смотри, тут же все по порядку – цели, стратегия, меры операционной эффективности...

- Это я понял. А что делать-то? И вот этот слайд про EVA... Я его не первый раз вижу, и он мне не нравится. Какие-то CFi, какая-то сумма... - при этом делает жест руками, как будто вытаскивает из земли две редьки, переворачивает их вверх ногами и трясет, - я этого не понимаю. Смотри, давай так нарисуем – вот у тебя результаты оценки активов слева, а справа пассивы, ты вычитаешь долги из активов и получаешь собственный капитал...

- Это у тебя в бизнес-школе активы слева, а пассивы справа, а в России активы сверху, а пассивы снизу. Не поймут...

- Да? Ну, неважно...

(прошло еще два часа)

- Ну что, вот так годится?

Миша просматривает презентацию, делая замечания к каждому слайду. В конце резюмирует: «Ну вообще, эти правки не принципиальны. Можно оставить и так».

После вечерней пиццы

Вечерняя пицца за счет компании – после семи, но с учетом доставки – не раньше восьми. Однако сегодня пятница, к тому же в начале недели была аттестация. Так что пицца и работа допоздна отменяются, а примерно в 8 вечера народ массово отправляется праздновать свежеиспеченного «руководителя проекта» в «Тараса Бульбу».

Тем временем заканчиваю чистку презентации, отправляю на принтер тридцать экземпляров... и понимаю, что на ресепшн уже никого нет и переплетать все это предстоит мне. С другой стороны, надо же когда-то научится делать это так же легко и изящно, как это получается у наших секретарей? К двадцатому экземпляру, наконец, усваиваю четкий алгоритм, а тридцатый заканчиваю с легкостью бывалого переплетчика и с некоторым сожалением – процесс затягивает.

Вытаскиваю Настю из HR, и мы едем догонять наших в «Бульбу». Кто-то из ребят обещает: «Я буду за тобой следить, у тебя завтра семинар!» Ох, чем-то это напоминает «Иронию судьбы»... Впрочем, все это уже совсем другая история.

P.S. А семинар прошел удачно.

Фото: freeimages.com



Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.