Камиль Курмакаев
Введение
«Один день из жизни» - старый, проверенный способ без лишнего пафоса рассказать потенциальным кандидатам о том, что именно твоя компания – самое лучшее место работы на свете. Немного героики, чуть-чуть юмора и гламура – и ROIC (Return On Invested Capital) зашкаливает за десяток резюме на каждый абзац текста, и можно смело отправляться в HR за заслуженным бонусом.
Но, почитав пару десятков таких рассказов на сайтах компаний и форумах бизнес-школ, с каким-то огорчением понимаешь, что большинство из них чересчур эффективны: они весело описывают процесс утренней войны с будильником, прозрачно намекают на героику с привычным окончанием рабочего дня ближе к часу ночи, невзначай касаются полуторачасовой презентации для CEO «компании-лидера в отрасли такой-то» и... на этом собственно и умолкают. Нельзя сказать, что всего этого нет в жизни консультанта – хватает и второго, и третьего, не говоря уж о первом. Но увы, в рассказы почему-то не проникает та неуловимая за пределами офиса атмосфера, которая на самом деле и заставляет нас проводить здесь изрядную часть суток. Но о чем это я? Вот уже два абзаца текста, а я до сих пор не рассказал ни об одной key finding.
Как известно, все на свете построено по принципу пирамиды и начинается с фразы «There are three things». Так вот, обычный день консультанта делится на три ключевых блока:
- До обеда
- После обеда
- После вечерней пиццы
До обеда
Время, когда консультант окончательно переходит от сна к бодрствованию, может быть определено с точностью до секунды: этот тот момент, когда извлеченный из сумки ноутбук водружается на стол и подключается к сети, а усердный Outlook начинает загружать утреннюю порцию спама. Мне всегда было интересно: нашим девушкам-коллегам приходит спам такого же содержания, что и нам? Или все-таки спам-машины делают кастомизированное предложение?
Привычно звякают напоминания: план личного развития надо было согласовать с ментором пять недель назад, написать «Один день из жизни» месяц назад, а принять участие в групповом кейсе… О, уже двадцать минут как. А потом не забыть позвонить в корпоративный университет одного из клиентов – не надумали ли проводить Стратегическую игру для своих топов в следующем месяце?
Еще раз резюме и cover letter по диагонали... Ребята, ну неужели так сложно грамотно писать на английском? Правда, задумайтесь хоть на секунду – легко ли читать русские предложения, переведенные слово за словом (хочется верить, не при помощи lingvo.yandex.ru)? Вы и в самом деле считаете, что организация соседа по комнате в общаге для похода в качалку два раза в неделю – это ‘example of situation when of you had to take on a leadership role’? А, впрочем, ладно, все равно сейчас все будет видно в действии.
Во главе стола в большой переговорной восседает менеджер проектов, с чуть усталой улыбкой слушая пятерку кандидатов. Наверное, именно так и должен выглядеть старший консультант, который на последней аттестации стал руководителем проектов – расслаблено и мудро. «Ваш клиент – государственный холдинг, сформированный из 50 предприятий... выделите основные проблемы... сформулируйте и презентуйте стратегию...». Задачка вполне располагает к креативу, а условия проведения - к инициативе. Но увы, сегодня неудачный день для рекрутинга. Обсуждаем итоги кейса и сходимся на том, что из сегодняшних кандидатов никого на второй раунд звать не будем.
С удовольствием общаюсь с девушками из корпоративного университета, с которыми мы проводили игру летом. Сообщаю, что махина, состоящая из без малого полусотни компьютеров с тремя видами софта и сетью wi-fi, которую мы называем «Стратегической игрой», наконец работает (тьфу-тьфу) нормально. Хотя то, что последний кубок Ведомостей по стратегии мы проводили компания на компанию, изрядно осложнило нам жизнь: одно дело, когда проиграли Иван Иванов и Петр Петров (хотя один вице-президент по финансам ведущей пищевой компании, а другой директор по маркетингу крупного автомобильного холдинга); другое дело – когда команда топов компании А публично проигрывает команде топов компании B. Тут уж в ход идут звонки от президента компании А с обещанием всех оставить без зарплаты на три месяца, если к концу игры положение не будет исправлено.
Пообедать, пожалуй, уже не успеваю. Надо доделать презентацию для завтрашнего (субботнего, между прочим) семинара у клиента.
После обеда
(прошло два часа)
Миша, руководитель проекта, смотрит на презентацию и недовольно хмурится:
- Вот представь себе, я – клиент. Ты мне это приносишь. И что мне делать-то с этим?
- Ну, смотри, тут же все по порядку – цели, стратегия, меры операционной эффективности...
- Это я понял. А что делать-то? И вот этот слайд про EVA... Я его не первый раз вижу, и он мне не нравится. Какие-то CFi, какая-то сумма... - при этом делает жест руками, как будто вытаскивает из земли две редьки, переворачивает их вверх ногами и трясет, - я этого не понимаю. Смотри, давай так нарисуем – вот у тебя результаты оценки активов слева, а справа пассивы, ты вычитаешь долги из активов и получаешь собственный капитал...
- Это у тебя в бизнес-школе активы слева, а пассивы справа, а в России активы сверху, а пассивы снизу. Не поймут...
- Да? Ну, неважно...
(прошло еще два часа)
- Ну что, вот так годится?
Миша просматривает презентацию, делая замечания к каждому слайду. В конце резюмирует: «Ну вообще, эти правки не принципиальны. Можно оставить и так».
После вечерней пиццы
Вечерняя пицца за счет компании – после семи, но с учетом доставки – не раньше восьми. Однако сегодня пятница, к тому же в начале недели была аттестация. Так что пицца и работа допоздна отменяются, а примерно в 8 вечера народ массово отправляется праздновать свежеиспеченного «руководителя проекта» в «Тараса Бульбу».
Тем временем заканчиваю чистку презентации, отправляю на принтер тридцать экземпляров... и понимаю, что на ресепшн уже никого нет и переплетать все это предстоит мне. С другой стороны, надо же когда-то научится делать это так же легко и изящно, как это получается у наших секретарей? К двадцатому экземпляру, наконец, усваиваю четкий алгоритм, а тридцатый заканчиваю с легкостью бывалого переплетчика и с некоторым сожалением – процесс затягивает.
Вытаскиваю Настю из HR, и мы едем догонять наших в «Бульбу». Кто-то из ребят обещает: «Я буду за тобой следить, у тебя завтра семинар!» Ох, чем-то это напоминает «Иронию судьбы»... Впрочем, все это уже совсем другая история.
P.S. А семинар прошел удачно.
Фото: freeimages.com