Корпоратив, или Менеджер, стань человеком!

Специалист подобен флюсу.
Козьма Прутков

Многоликий классик прав на все сто. И чем дальше, тем процент больше. Стоит захотеть стать профессионалом и все: круглые сутки — книги, курсы, тематические сайты и специфические разговоры. А щека-то — растет. И скоро она — первое, а может, и единственное, что будет появляться в дверях офиса. В сутках 24 часа, и 14 из них — для работы. Седьмой день недели существует для того, чтобы обгонять конкурентов. Знания стареют, период полураспада высшего образования — пять лет, и на книжках скоро будут ставить срок годности. Набор банальностей, против которых не попрешь. А хочется.

«День сурка» — это уже не фильм с Биллом Мюрреем в главной роли, это то, что давно стало привычной реальностью. Сегодня — звонки, встречи, документы и компьютер. Завтра — то же самое. Знаю практически все, что может произойти и о чем буду думать в течение всего дня. Как-то сложно с креативом, новыми идеями. Творческий запор. Выхода — ноль. И от этого почему-то еще больше раздувается профессиональная гордость — высокое давление.

У Томаса Вуджека есть список занятий, способствующих креативу:

1) мытье под душем или в ванной;

2) работа в саду;

3) ходьба, плавание, катание на велосипеде или другие упражнения;

4) вождение машины;

5) разглядывание витрин;

6) прослушивание программы по радио;

7) полуденный сон;

8) поездки на работу и с работы; домой

9) прослушивание по-настоящему скучной лекции или собрания;

10) нахождение в туалете.

И это расписание дня? Есть в нем что-то неуловимо дискомфортное. Человеческим духом пахнет. С трудом, но вспоминается, что человек — не только мозг с устройством для его подпитки. Чтобы работать, ему нужно видеть и слышать разное, радоваться и огорчаться. Нужен выход за стандартную программу: пробежка, газета, офис, изучение английского и непродолжительный сон.

Забег

6 августа 2002 года 58 человек смогли не просто выйти, а выбежать, выпрыгнуть, оторваться и улететь из порочного круга рутины. В сей памятный день у Школы менеджеров «Арсенал» был день рождения, и отмечен он был проведением тренинга-марафона. Только представьте себе: сумерки, близится летняя ночь, мерцают фонари. К зданию, стоящему в тени деревьев, съезжаются люди, и по магическому слову «марафон» их пропускают внутрь.

Там вошедших ждет бумага с обязательством принять на себя ответственность за все происходящее, за результат тренинга и за собственное физическое и психическое здоровье, которую нужно скрепить своей подписью. Не хотят ли у меня отнять почку? Все таинственно, загадочно, интригует и заставляет строить многочисленные предположения. Ситуация полной неопределенности — идеальные условия для креатива.

Обременив участника ответственностью, его направляют в аудиторию. Большой круг из стульев, удивленные и готовые ко всему партнеры по марафонскому забегу — это то, что внутри.

В полночь — начало, только добавляющее вопросов. Была мысль, что, придя сюда, совершил подвиг, потом она ушла — понял, что подвиг еще впереди. 15 минут тренерства Булавина, и, словно в ледяную воду, с головой — в процесс.

За сутки было все: разговоры, споры, проекты, Монти Пайтон, принятие решений, выяснения отношений, игры и упражнения. Целая совместная жизнь. Все это было создано самими участниками. Было сложно, необычно и непонятно.

Когда голова гудит от усталости, а тело ищет, где бы прилечь, как-то не до того, чтобы строить из себя умника. Заткнувшийся фонтан дает возможность услышать других, а там и до взаимопонимания недалеко. Что может быть лучше? В следующую полночь — атмосфера всеобщей любви и непонятное в своей простоте понимание жизни. Полное ощущение, что марафон не закончился, а только начинается.

Выше нос

На следующий после тренинга-марафона день гостей «Арсенала» ждал новый сюрприз. За 11 лет школа умудрилась нажить огромное количество друзей. Некоторые из них поднялись так высоко, что единственное, что осталось сделать, — это назвать их звездами и разместить на небе. Для близости к народу небо отменили, и звезды — выпускники «Арсенала», владеющие собственными компаниями либо почтившие за честь занять места топ-менеджеров в компаниях чужих, засияли на потолке. Церемонию открытия «Аллеи Звезд» озаряли своим присутствием сами светила. И опять же звезды объявляли номинации и вручали знаки отличия. Звездный Брежнев, октябрята, майоры и полковники, красавица со звездой во лбу, звезда Давида и многие, многие другие. Звезда на звезде сидит и звездой погоняет. Что только со звездами не делали: их целовали, носили на руках, брали с них клятву, соблазняли красавицами, дудели им в уши пионерским горном и совершали множество других вещей, о которых и вы бы узнали, если бы не склероз.

Звезд было много, но места на потолке — все равно больше. Кому же там не засветить еще, как не Ориентирам «Арсенала». Ориентиры — это самые неожиданные источники творческой энергии, люди с идеями из самых разных сфер человеческой деятельности. Знакомство с ними — очень неплохой способ отрастить вторую щеку для симметрии с профессиональной. Ориентиры — стратегический запас креативного топлива, это взрыв, шок или, по крайней мере, удивление. Они не ложатся в голове толстым-толстым слоем заумностей, а дают энергию для сверхзвуковой жизни. Это — не нормальные люди, в смысле не обычные и цветные, в смысле не серые. А еще среди них — один ненормальный кролик.

Церемонию открытия «Аллеи Звезд» озаряли своим присутствием сами светила

В первом ряду маркс и энгельс бархатной революции в менеджменте — Том Питерс и Роберт Уотермен. Словно коммивояжеры картофельных хлопьев «Фрито-Лэй» из своей книги, они пробираются через грязь и заносы, под дождем и градом, чтобы через два десятилетия после издания донести свою книгу «В поисках эффективного управления» до страждущих российских менеджеров. Как сладкая парочка, смотрят они на проходящих и стучат в мозги, не давая расслабиться и почивать на лаврах.

Главный гуру Ошо ест на потолке истину и говорит, что ей нельзя научиться. Глядя на него, становишься ближе к потолку: или растешь, или летаешь. Хороший способ не топтать пол в коридоре. У Ошо «жизнь всегда в сейчас. И ни на мгновение больше. Только сегодня есть и только сегодня остается. Завтра никогда не приходит, не может прийти, потому что оно не принадлежит реальности». Короче, лови момент, другого не будет.

По правую руку Ошо разместился старожил Друкер — единственный консультант, чья книга «Практика менеджмента» актуальна и через 50 лет после издания.

А дальше (о, ужас!) — РОКовой исток «Арсенала», Алесей Козлов. Саксофонист, композитор, специалист в области компьютерно-электронных технологий, публицист, руководитель джаз-рок ансамбля «Арсенал» и основатель отечественного джаз-рока. Швец, кузнец и на саксофоне игрец. Глядя на него, становишься полностью уверенным в том, что талантливый человек талантлив во всем.

Уж если кого и можно назвать нормальным, но только не художника Рене Магритта. Полный сюрреализм! Постоянная «это не трубка», ни секунды покоя и понимания, каждая картина — встряска, и писать про Магритта — то же самое, что перепевать Паваротти. Только смотреть! А, вот и кролик. Полный отрыв: идеальный менеджер Баггз Банни. Ничто человеческое ему не чуждо, кроме того, он еще по животному живуч, энергичен и обаятелен. Есть чему поучиться, словом.

Сергей Слободник — выпускник «Арсенала» и главный спортивный менеджер. Чего только со звездами не делали: целовали, носили на руках, брали клятву и прочее, прочее, прочее…

Совершенно разные, но одинаково энергичные и меняющиеся музыкальный исток «Арсенала» Карлос Сантана и великий американский поп-психолог Вернер Эрхард на соседних панелях создают свои миры. Не так-то просто оставаться в своих собственных границах, когда на них смотришь.

Последнее, но далеко не худшее блюдо — это наше (а может быть, и ваше) все, — Александр Сергеевич, конечно же, Пушкин. Человек, заслуги которого перед российским бизнес-сообществом сильно недооценены, поскольку, если бизнес — это коммуникация, а коммуникация — это речь, а речь — проявление языка… Ну, в общем, вы меня поняли: лучше и больше Пушкина никто не может овладеть великим и могучим уже пару веков.

Так они и сияют на небе: «наши» звезды и звезды-ориентиры. Объединяет их то, что к ним одинаково можно и нужно стремиться. Идя по коридору и глядя вверх, можно очень просто и легко вспомнить о сложности, многогранности и интересности жизни. В теле какая-то необычная легкость образовывается. И нет никакой возможности отвертеться и, сославшись на занятость, посереть и стать нормальным.

Рене Магритт, сюрреалистический исток «Арсенала». Писать про его картины — все равно, что пытаться перепеть Паваротти.

Лето само по себе прекрасно, и очень много мероприятий стремятся завоевать титул самого запоминающегося, лучшего приключения этого лета. День рождения «Арсенала» — пример самого что ни на есть «другого» праздника. Другая, выходящая за рамки привычного, форма; другое, «ненормальное», содержание. «Нормальным место в стаде», — говаривал Максим Горький. Ни малейшего желания быть в стаде. Выход один — быть другим.

Фото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.