Владимир Руденко, директор по маркетингу, группа компаний TopS Business Integrator
6:15 Просыпаюсь. Все никак не могу привыкнуть, что наступило лето и дочери не надо собираться в школу, а значит, нет необходимости так рано вставать. Кстати, и дочь уже 3 дня как находится на отдыхе далеко от Москвы, наслаждаясь солнцем и морем в компании своих сверстников. А впрочем, оно и к лучшему. Мне нравится раннее летнее утро, когда город только начинает пробуждаться от первых солнечных лучей, деликатно заглядывающих в окна. В комнате тихо звучит музыка «Серебряного дождя», воспроизводимая музыкальным центром, который выполняет роль будильника. Правда, раньше процесс пробуждения был приятнее. Центр был настроен на джазовую волну, на которой всегда звучала интеллигентная (да простят меня эстеты за такое определение музыки) и приятная для слуха джазовая мелодия — основной формат не очень популярной в массах FM-станции. Увы, где-то год назад джаз и ритм-энд-блюз в очередной раз не выдержали проверки рынком и, кажется, исчезли из FM-диапазона надолго. Не раз и не два обшаривал FM-диапазон в поисках более-менее адекватной альтернативы «ушедшей натуре». Сделать это оказалось далеко не просто. «Песок — неважная замена овсу», — говаривал один из героев О’Генри. Такое ощущение, что весь немалый FM-диапазон заполнен всего тремя, по сути, форматами с небольшими вариациями: молодежной и где-то даже агрессивной музыкой с названиями станций в соответствующем стиле — Ultra, «Динамит»; слащавыми до приторности мелодиями, воспроизводимыми станциями со столь же говорящими названиями — Love, Tango etc.; ну, и туповато-однообразными ритмами вполне себе бесталанного русскоязычного поп-стиля вкупе с теми, мягко говоря, фольклорными произведениями, что подаются сегодня как русский шансон. Вкусы моего поколения, тяготеющего к «музыке толстых» (не помню, где я слышал это оригинальное определение джаза), оказались пока что коммерчески несостоятельными. «Грустно, девушки…», — философски заметил по сходному поводу Остап Бендер. Компромиссом стал «Серебряный дождь»…
7:05 Смотрю EuroNews. На мой взгляд, для утра рабочего дня — более чем подходящий вариант информационной программы: сюжеты лаконичны и информативны, комментарии отличаются стилистической чистотой и приглушенностью эмоций. Да и то, как сделан видеоряд, доставляет эстетическое удовольствие. Особенно выигрышно смотрится эта программа на фоне невразумительных — где-то раздражающе манерных, где-то нудно-разговорных, но одинаковых в своей бесконечности — «добрых утр» и «настроений», идущих по основным телевизионным каналам.
7:45 Завтракаю также под аккомпанемент «Серебряного дождя» (на кухне тоже стоит музыкальный центр, которым пришлось заменить телевизор, бывший причиной нередких опозданий дочери в школу). Перебираю в уме дела, которыми предстоит заниматься сегодня, тем самым постепенно настраиваюсь на рабочий лад. Музыка сменяется короткими новостями, которые, в свою очередь, предшествуют появлению в эфире «соловьиных трелей». Обычная для Соловьева легкая ирония, время от времени переходящая в сарказм, на этот раз почти не слышна. Оно и понятно: сегодня первый матч российской сборной на чемпионате мира. С сожалением выключаю радио. Пора на работу.
8:45 До офиса иду пешком. Если идти не торопясь, то дорога занимает 15–17 минут от силы. Тротуар только что отремонтировали (дорожка выпрямлена, и положен очередной слой свежего асфальта, правда, на этот раз с некоторой долей аккуратности, так несвойственной московским дорожным службам прежде). Погода ясная, солнечная. Воздух еще не прогрелся, а потому немного прохладен. Переход в офис становится приятной утренней прогулкой.
9:05 Вхожу в офис. В коридорах и кабинетах пока тишина. Основная часть сотрудников компании, в том числе и моего департамента, подтянется к 10. Я люблю этот утренний час, когда никто и ничто не отвлекает и можно, не торопясь, настроиться на предстоящий день. Для меня это уже своего рода традиция — приходить на работу на час раньше официального начала рабочего дня. Ей уже больше 10 лет. Столь же привычен и ритуал начала дня: включить компьютер и настольную лампу, налить чаю, быстро просмотреть расписание на день, внести коррективы, если надо, и начать читать электронную почту. Позже минут через 25–30 секретарь принесет оф… (о, это уже из привычек, сформированных пресловутой «новой экономикой»; уже и сам термин существенным образом изменил содержание, а клише «новой экономики» — «офлайновый» в применении к привычным сферам бизнеса и информации одно из них — продолжают работать…) традиционную, скажем так, прессу.
С утра новых сообщений на компьютере немного: если исключить различные новостные рассылки и китайский @-ширпотреб, неизвестно каким образом все-таки просачивающийся через службу системного администратора, то набралось 8 писем. В основном, это уже утренние послания. Из числа вчерашних поздневечерних сообщений письмо от приятеля, живущего Канаде, и анонс очередного номера специализированного журнала. Ответное письмо другу напишу позднее, вечером. А сейчас ответа требуют пара вопросов, присланных одним из изданий после рассылки агентством нашего последнего пресс-релиза. Срок ответа достаточно жесткий, но и вопросы, прямо скажем, не из разряда каверзных (лишнее подтверждение неплохого качества наших пресс-релизов). Ответ занимает считанные минуты. Отправляю его в наше PR-агентство. Дальше уже их работа.
На algo.ru просматриваю новости нашего рынка. Интересного мало. Даже самая живая рубрика ленты, представляющая очередного именинника, стала какой-то скучной, типовой, больше похожей на формальный отчет. Жаль, идея была хорошей…
Перехожу на страницу «РосБизнесКонсалтинга». Просматриваю новости. 5–10 минут вполне достаточно, чтобы быть в курсе политических событий начинающегося дня. Как же изменились времена… Если бы пару лет назад услышал, что совсем в недалеком будущем политическая жизнь в России (по крайней мере, ее внешние проявления) превратится в рутину, ни за что не поверил бы… А теперь при знакомстве с новостями вспоминаются рекомендации моего институтского преподавателя по поводу того, как нужно читать газеты (имелась в виду, впрочем, одна газета). Итак, «чтение… должно занимать ровно 10 минут: 3 минуты на передовицу, еще 2 минуты — беглое знакомство с панорамой международных новостей и чтение первого и последнего абзацев свежего фельетона, 5 минут на изучение таблицы чемпионата СССР по футболу…».
В этом контексте текущие европейские события уже почти что форс-мажор. Развернутые комментарии к вчерашним новостям и событиям нахожу в бумажных «Ведомостях» и «Коммерсанте». Вместе с газетами принесли Business Week. Уже с первых страниц явственно ощущается знаменитое американское keep smile. А ведь, если судить по статьям в различных российских СМИ на тему американской экономики, «не все ладно в датском королевстве» пока что… Да, пожалуй, есть еще что-то неизменное в нашем лучшем из миров…
Знакомство с новостями завершаю темой футбола. Я не причисляю себя к числу ярых болельщиков, но чемпионат мира — это, как ни крути, Событие. Мало того, что проходит раз в 4 года, здесь действительно можно увидеть не просто игру, а, как любит говорить один из наших спортивных комментаторов, Игру с большой буквы. Это зрелище порой уже выходит за рамки собственно спорта и поднимается на уровень искусства. Станет ли таким произведением искусства сегодняшняя игра нашей команды против сборной Туниса? Начало игры через час…
9:25 Телефонный звонок. Уверен, что звонит наш account-менеджер из PR-агентства. Там знают мою привычку появляться на работе рано. Сейчас я услышу в телефонной трубке приятный женский голос: «Здравствуйте, Владимир! У меня к Вам 3 вопроса…» Так и есть. Только в количестве вопросов я ошибся, на этот раз их 2 (лето все-таки). «Доброе утро, Валя!..»
10:05 Собираются сотрудники, деловито занимают рабочие места. У каждого своя сфера ответственности, соответствующий ей уровень полномочий и возможность самостоятельно планировать день…
10:20 Очередной звонок, снова из агентства. Это уже по поводу предстоящей на этой неделе встречи. Тема встречи — отчет за май и планы на ближайшую перспективу. С первым вопросом практически все ясно: ежедневный мониторинг СМИ отчетливо демонстрирует снижение нашей PR-активности в мае. Ну, это-то как раз не удивляет, ибо прогнозировалось. Пик активности был запланирован на апрель. Результат — соответствующий, даже лучше прогноза, и без того достаточно оптимистичного. В мае же надо было, прежде всего, успешно отработать отраслевую — телекоммуникационную — выставку. Непрекращающаяся череда майских праздников (не перестаю удивляться, как при таком состоянии экономики, когда бюджет страны, занимающей почти 1/6 часть суши, по меткому выражению одного из американских конгрессменов, «меньше бюджета одного нашего штата Делавэр», руководство страны еще и поощряет многодневный марафон безделья?!) заставила фактически завершить процесс подготовки еще в апреле. Впрочем, на результате это не сказалось. Стенд получился небольшим, удобным для работы и внешне эффектным. Затраченные усилия по достоинству оценили не только наши клиенты из телекоммуникационной отрасли, но ряд других игроков этого сектора рынка. На внимание прессы, особенно деловой, мы, признаться, в мае особенно не рассчитывали, отдавая себе отчет в том, что в этот вполовину укороченный месяц тема hi-tech практически во всех изданиях пройдет под знаком проблем и событий, связанных с телекомом.
С планами на ближайшую — до конца текущего месяца — перспективу тоже все уже более-менее понятно: ничего форс-мажорного. Гораздо интереснее обсудить предстоящую осень. Этим, пожалуй, и займемся.
10:35 Начался матч Россия — Тунис. Напрашивается историческая параллель: «Карфаген должен быть разрушен!..». Смогут ли российские футболисты сыграть свою роль так же, как сыграли ее некогда римские легионеры? Иду на сайт, где осуществляется on-line трансляция. Впечатление от первых минут — игры у нашей команды нет. Возможно, это пресловутое предстартовое волнение. Однако надежды на пристойный (читай — победный) результат убывают с каждой новой строкой отчета о ходе матча. Пришел e-mail. Это одна из моих сотрудниц прислала отчет о расходах с января по май. До конца недели надо подготовить сводный отчет об исполнении бюджета за 5 месяцев текущего года.
11:10 Из журнала прислали на согласование интервью президента компании, которое он давал недели 3 назад. Признаться, начинал читать с опасением, поскольку хорошо знаю, как много теряет свойственная ему живая и образная речь при механическом переносе ее на бумагу. А профессионалов пера, увы, больше почему-то не становится. Впрочем, почему, как раз понятно. Поднаторев в письме и освоившись в теме, многие журналисты мигрируют затем в структуры, управляемые героями их публикаций (где чаще всего, кстати, и «умирают» как профессионалы пера, не состоявшись, впрочем, и как профессионалы в области маркетинга и PR). Впрочем, к качеству этого материала серьезных претензий нет. Небольшие огрехи президент взялся устранить самостоятельно.
11:35 Первый тайм — 0:0. Больше часа нет ни одного звонка. Даже мэйлы — и те приходят редко. Мы, конечно, пока еще не Бразилия, которая, кажется, стала единственной страной в мире, официально разрешившей в связи с чемпионатом приходить на работу позже, после завершения прямых утренних трансляций. Но и первый матч России на чемпионате мира явно не остался без пристрастного внимания в российских офисах. А игры по-прежнему нет…
12:05 Обед. Взял с собой в столовую популярный деловой еженедельник. Весь номер, естественно, о футболе. Среди множества материалов, мало чем отличающихся от публикаций в аналогичных изданиях, обнаружил оригинальный рейтинг команд-участниц. Команды ранжированы в соответствии с совокупной трансфертной стоимостью игроков, в них входящих. Сделано все серьезно, расписана методика, приведены соответствующие аргументы. Другое дело, повлияет ли фактор ценности игроков, измеренной в конвертируемой валюте, на конечный расклад?.. Занятно было узнать, что «одна левая нога Зидана стоит больше, чем иные команды целиком». Впрочем, это обстоятельство не помешало как раз одной из таких команд обыграть чемпионов мира в матче открытия чемпионата, игравших, правда, без Зидана и его левой ноги…
12:20 2:0! Фора в 2 мяча во втором тайме и в матче с таким соперником — почти гарантия победы. Впрочем, Японию и Бельгию — наших соперников в подгруппе — эти голы вряд ли сильно расстроят. Встречи с Тунисом у них впереди, а наша команда, демонстрирующая не столько Игру, сколько жалкие остатки фирменного спартаковского стиля, не кажется уж очень серьезной угрозой. Вполне реальной выглядит историческая аналогия и для второй встречи — «Цусима». Очень хочется ошибиться…
12:40 Как спелые груши в осеннем саду, посыпались e-mail сообщения. Даже если бы не следил за матчем, по одному этому признаку понятно, что матч закончился. Разбираю почту.
14:20 Пришел очередной пресс-мониторинг от агентства. Красочные графики рисуют интересную картину: в то время как PR-активность большинства компаний идет на спад, следуя логике сезонов деловой активности, 2 компании вопреки всему демонстрируют рост уровня пиарной «шумности». Ну, если внимание СМИ к одной из них в любое время года — явление уже настолько привычное, насколько привычна и сама смена времен года, и почти не зависит от действий корпоративной PR-службы, то для другой это не только нехарактерно, но и нелогично. Что это? Запоздалая реакция на действия конкурентов или просто сила инерции?
Прислана еще одна таблица по маркетинговым расходам, связанным с нашим участием в различных мероприятиях — выставках, конференциях, форумах, семинарах. Это последние данные, которых я ждал. Приступаю к составлению сводной таблицы.
16:15 Обсуждаем с HR’ом предстоящий корпоративный «День здоровья». Компания, которая помогает нам с его организацией, прислала программу. Ее чтение вызывает ностальгическое умиление, сходное с тем, которое теперь возникает при просмотре популярного советского кинофильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Столь трогательно расписанной и изложенной на бумаге заботы о том, чтобы людям не было скучно, давно не приходилось видеть. В программе есть все — от создания спортивно-КВНовских команд и олимпийских клятв (здравствуй, славное пионерское прошлое) до новорусских развлечений с некоторой долей экстрима. Ну, с этим-то мы, пожалуй, разберемся на месте. Для начала надо понять, сколько же человек примет участие в мероприятии. Пока же подтвердили свое желание чуть больше половины штатного состава компании. Я пока тоже в числе тех, кто еще не определился с участием: в этот день собирался заехать к другу, чтобы поздравить его с рождением дочери.
17:50 Официально рабочий день близится к концу. Все данные сведены в таблицу и посчитаны. Пока по всем направлениям деятельности держимся в пределах расчетных показателей, а по некоторым — еще и с запасом. Точность планирования радует.
18:40 Сотрудники департамента маркетинга начинают по одному покидать офис. Что касается меня, то я жду звонка. На вечер была запланирована встреча с бывшим коллегой, а теперь просто другом. 3 недели назад был день его рождения — юбилей, который вроде бы и не принято отмечать. Тем не менее, это повод повидаться. Встреча должна состояться через 50 минут в центре, но подтверждения встречи все еще нет. Пока жду звонка, просматриваю отчет по IT-рынку, полученный на днях от одной российской исследовательской компании. Нельзя сказать, что отчет откровенно разочаровал. Подготовлен вполне добросовестно, но… Опыт подсказывает, что в сегодняшних условиях ждать открытий от организаций, сделавших своей специализацией изучение рынка, тенденций его развития etc., не следует. И все-таки каждый раз, открывая очередной отчет, ждешь, что найдешь в нем что-то, что доселе было тебе неизвестно… Впрочем, что говорить о цифрах, а тем паче тенденциях, если не решены до конца даже вопросы, относящиеся к сфере терминологии (?!). Примерам — несть числа. Даже авторитетнейший Brunswick, представляя в последнем отчете свои оценки объема рынка системной интеграции и прогнозы развития, оговаривается, что объявленные им цифры, в принципе, могут быть увеличены примерно вдвое в зависимости от того, как трактовать термин «системная интеграция». Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!..
19:15 Мелодией группы ABBA пробудился мобильный телефон. Скорей всего, это тот звонок, которого я ждал. Судя по времени, встреча сегодня вряд ли состоится или состоится, но значительно позже назначенного срока. Я уже склонен перенести ее. Так и есть, извинения, объяснения насчет того, что переговоры с клиентом безбожно затянулись, естественно, по вине последнего… В общем, ничего неожиданного. Встречу переносим, теперь на завтра…
Еще раз пробегаюсь по сегодняшним сообщениям, полученным по электронной почте. На все ли успел ответить?
20:50 Теперь можно и домой. Закрываю Outlook, захожу на погодный сервер. «Росгидромет» сообщает, что арктический циклон, накрывший Москву пару дней назад, все еще здесь. Оно и видно. За окном помрачнело, поднялся ветер, но дождя нет. Разительный контраст с утром. Интересно, куда же этот циклон девается по утрам? Пожалуй, расслабленной прогулки до дома уже не получится. Да и в «Седьмой» забежать надо. Покидаю офис…
23:30 Начинается телетрансляция матча США — Португалия. Счет мне уже известен, тем не менее интересно посмотреть, как все происходило. Судя по результату, сенсация. Досмотрел до 40-й минуты: счет — 3:1 в пользу команды США. Какая там сенсация — по-моему, абсолютная закономерность. По крайней мере, для этого матча. Спорт — это то, что делали на поле американцы. Игра португальцев — это что-то из области чистого искусства. Вальяжные загорелые атлеты, кажется, не видят разницы между пляжами Алагарве и полем стадиона и озабочены только тем, какое впечатление на публику они производят… Вот вратарь португальцев, вытянувшись в струнку, в исключительно эффектном прыжке, буквально паря над землей, зачем-то отбивает мяч, летящий ему прямо в руки, и при этом в аккурат на ногу соперника… Знаменитый Фигу после серии эффектных финтов, показанных оператором крупным планом, обведя пару игроков соперника, отправляет мяч куда подальше, даже не глядя, куда именно… Совершенная противоположность — американцы. Предельная мобилизованность и заряженность на мяч и ворота соперника: бегут и бьют, бегут и бьют. Их игра живо напомнила мне главного героя некогда популярной новогодней комедии «Чародеи» в тот момент, когда он учился проходить сквозь стену: «Так, первое условие — видеть цель; второе — верить в себя… Ну, этого-то у меня — хоть отбавляй…». Чтобы забить вожделенный гол, американцы использовали любые возможности и подручные средства, включая голову португальского защитника… Эффектной такую игру, пожалуй, не назовешь, но эффективность — очевидна. По настойчивости и результат. Отличная иллюстрация к не столь уж редким в быту ситуациям. В жизни конечный успех тоже не всегда определяется классом…
Фото: freeimages.com