Многие считают, что быть разборчивым при трудоустройстве могут позволить себе только звезды или представители привилегированных отраслей. Сеньоры из IT, в прямом и переносном смысле. Отчасти это, конечно, верно. Рынок продавца, рынок покупателя. Тем более сейчас. Хотя бы какую-то вакансию найти – не до придирок.
Однако такой подход создает слишком большие риски. Вам же нужна работа, а не занятость. То есть как минимум стабильный доход на определенном уровне. Причем за выполнение определенных задач. В согласованное время и так далее.
Что происходит в, скажем так, «страховых случаях», от которых человек не подстраховался? Он несет убытки:
- Прямые финансовые — когда не выплатили обещанные деньги, заплатили меньше, позже, с шантажом для получения дополнительной работы за ту же сумму.
- Ресурсные — в первую очередь улетает время. Время единственной и неповторимой жизни, между прочим. Но не только, иногда могут попросить использовать личную технику, за свой счет звонить, ездить.
- Репутационные — если пришлось «сдать контакты» в горнило корпоративной воронки продаж, отзывов, рекомендаций. Или компания оказалась настолько токсичной, что сама связь с ней ляжет темным пятном на биографию.
- Моральные — тоже не пустяк, потому что от настроения и уверенности в себе зависят все последующие действия. И качество жизни, опять же (а зачем вообще все это иначе).
- Карьерные — вроде самое очевидное. Но не все осознают, что рискуют на самом деле не месяцем «на пробу», а гораздо более продолжительным временем с далеко идущими последствиями. Ведь везде, где мы не делаем шаг вперед, получается шаг назад.
Как говорил Омар Хайям: «Ты лучше голодай, чем что попало есть, и лучше будь один, чем вместе с кем попало».
Серьезно, есть смысл не только готовиться к интервью и собеседованиям, но и проводить их самому. Даже шире того, причем безо всяких личных брендов — каждый может действовать паритетно. То есть относиться к трудоустройству как к сотрудничеству, а значит:
- Сначала проверить потенциального партнера по открытым источникам,
- потом в виде допроектного общения,
- затем юридически,
- далее в течение испытательного срока (вашего, не его)
- и, наконец, в виде перманентного мониторинга.
Все как если бы вы сами были корпорацией и рассматривали нового подрядчика. У компаний есть чему поучиться в этом плане.
Как понять, что лучше сразу попрощаться
Моральные критерии, вкусы и прочая эзотерика — личное дело каждого. Тут нечего обсуждать, просто не нужно забывать о собственных табу и предпочтениях, когда мелькнула заманчивая вакансия. Она проходит этот самый первый фильтр, вы вообще готовы ее всерьез рассматривать? Отлично, идем дальше.
Если компания не известная, стоит для начала убедиться в том, что она правда существует. Проще и надежнее всего сделать это по ИНН. Потенциальный работодатель забыл указать? Не беда, можно найти самостоятельно. Например, на egrul.nalog.ru.
Выписка из ЕГРЮЛ (Единого государственного реестра юридических лиц) – очень компактный и наглядный документ. В частности, он содержит:
- Дату создания компании. Фирмы-однодневки видны, как на ладони.
- Юридический адрес. Бывает, что пафосный «Бренд» ютится в каком-то мрачном переулке, «вход со двора, комната в коммуналке, спросить Галю».
- Сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица. Это пригодится, если дело дойдет до подписания договора.
- Учредители. Их стоит не полениться и «пробить» отдельно. Некоторые серийные предприниматели ошеломляют разнообразием своих интересов (и особенно регулярными проблемами у этих фирмочек).
- Сведения об основном виде деятельности. ОКВЭД бюрократия, конечно. Но если шиномонтажка ищет повара или наоборот, это как минимум любопытно.
Допустим, все пока выглядит прилично. Пожалуй, стоит все же бегло поинтересоваться платежеспособностью и претензиями к этому славному бизнесу со стороны других, не менее благородных предпринимателей. Хотя бы так:
- Не банкротитесь? Нет ли, часом, записи в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве: bankrot.fedresurs.ru
- Не судитесь? Точнее, что было раньше по судебным претензиям и судам, согласно Картотеке арбитражных дел: kad.arbitr.ru
Можно еще заглянуть к приставам (fssp.gov.ru/iss/ip), на еще более обширный портал «Прозрачный бизнес» (pb.nalog.ru), покопаться в долгах по налогам и отчетности (service.nalog.ru/zd.do). Но это уже так, скорее, по инерции. Идея же не в том, чтобы найти до чего «докопаться». Всего-навсего хочется отсеять явно проблемные организации.
Работают, все в целом хорошо идет и похоже на правду? Замечательно. Можно глянуть, что об этом думают другие компании и физлица.
Как пользоваться отзывами
Вот только не надо обращать внимание на отзывы, которые показаны на сайте или в соцсетях самой компании. То что они вообще там появились — хороший признак, говорит о жизнедеятельности. Но не более того. Никто сам про себя ничего плохого не разместит, только хорошее.
Причем большинство (а скорее всего, все) эти отзывы еще и написаны ими лично или под диктовку непосредственно заинтересованными заказчиками и партнерами. Есть целая индустрия отзывов, там поточное производство. Ни единого слова изо всей этой хвалебной макулатуры принимать всерьез не стоит.
А злые недовольные отзывы часто строчат конкуренты. Те же самые специалисты, по похожим лекалам, только с противоположной мотивацией.
Кому же тогда верить? Для начала никому, но хорошо бы поискать тех, кто не оставлял никаких отзывов, зато готов поговорить. Это люди, разумеется. Не надо общаться с юрлицами или организациями, там все сводится к переписке с отделом маркетинга и рекламы, либо с безопасниками. В любом случае никакой объективностью не пахнет.
Зато если поискать в соцсетях по названию компании, обычно находятся десятки людей, которые в ней работают или работали. Экс-сотрудники гораздо интереснее – они могут поделиться инсайдерскими наблюдениями в ответ на простые вопросы. Тут имеет значение, как выглядит ваш профиль в этой соцсети, вызывает ли он доверие. Вчера созданные пустышки без аватарки не годятся.
Кстати, а что с соцсетями самой компании?
Оцениваем работодателя по рекламе
В первую очередь по рекламе можно узнать динамику рекламной активности, а значит, реальный интерес бизнеса к определенным направлениям своей деятельности. Но проведение такого анализа потребует слишком многих усилий, специальных знаний, а в некоторых случаях и денежных затрат на использование аналитических сервисов. Тут тягаться с бизнесом сложно. Для оценки конкурента можно проводить подобные проверки, в качестве личного хобби получится слишком накладно.
Зато можно воспользоваться гораздо более простым способом. У рекламщиков есть термин «Tone of Voice» (ToV). Он означает буквально тональность, то есть допустимые смысловые интонации в рекламе, информации, любых коммуникациях.
Тут нужно учитывать, что, как правило, есть хотелки, а еще есть реальность — причем она традиционно более разнопланова и информативна. Например, какой-нибудь бренд пытается выглядеть рубахой-парнем, своим в доску, «приходи-заглядывай, йоу, чо ты»! И мемасиков охапка. Но при этом у него душный античеловеческий сайт с анкетами, пушапами, попыткой засадить вирус пользователю на гаджет.
Или наоборот, реклама строгая и официальная. Зато если звякнуть, написать в поддержку, попадешь на неожиданно душевных и заботливых людей. Они выйдут далеко за предполагаемые скрипты, постараются помочь.
Так или иначе, возможное отношение с компанией можно прогнозировать, исходя из ее публичных заявлений и реплик. Тем более что часть рекламы напрямую относится к HR. Тексты вакансий, запросы по ним, а также реклама бренда для будущих сотрудников. Ее легко находить по названию компании на бизнес-площадках, в отраслевых онлайн-СМИ.
Только не забывайте делить на 10 все хорошее, потому что это такой развернутый сложносочиненный отзыв о себе, прекрасных. И все же любое доверительное обращение к аудитории воленс-неволенс подразумевает использование фактов. Их можно выявлять и бережно откладывать в сторону от явно ангажированных восторгов.
Наконец, особое внимание стоит обращать на социальные сети. Часто по хэштегам в них решается все гораздо быстрее и продуктивнее, чем по любым другим каналам. Паблисити, не шуточки. Ассортимент вопросов и претензий может навести на полезные выводы.
О чем спросить на собеседовании
Все предыдущее может показаться задачей на пару лет, несуразно сложным и трудоемким. Но на самом деле при минимальном опыте проверка одной компании займет от силы час. Разве это много, когда на кону месяцы и годы?
И вот перед вами очередной счастливчик — новая компания, которая прошла первоначальный отбор, удостоившись вашей аудиенции.
Специалисты по кадрам имеют свой план на созвоны и встречи. Верный подход, ему стоит поучиться. Нет смысла участвовать в переговорах без понимания собственных интересов, допустимой маржи по условиям, инструментов для привлечения внимания и давления.
Если суть интервью в том, чтобы проверить, подходите ли вы на эту вакансию — вы уже проиграли. Должно быть так, что конечно подходите по основным запросам, и остается выяснить лишь более тонкие моменты.
Дойдя до этого этапа, хочется яростно торговаться за оклад, бонусы, надбавки. Добиваться всевозможных «допов по социалке», требовать строгого соблюдения рабочего времени, отдельный кабинет, личную секретаршу, дудку и свисток. Но ничего из этого просить и тем более выпрашивать не нужно.
Сами предложат и сами все дадут — если будут заинтересованы. Расточительно тратить драгоценные минуты личного контакта на мелочную торговлю. Вместо этого лучше задавать вопросы, каждый из которых будет поднимать ваш рейтинг в глазах работодателя. Например, можно поинтересоваться:
- Какие планы на год, два, N по вашей специальности, направлению?
- Что было не так раньше, какие выводы руководство сделало на будущее?
- От чего зависят продажи и рентабельность для компании?
- Как действуют конкуренты, в чем их можно и нужно превзойти?
Действуя таким образом, вы переводите разговор в другую плоскость. Из кандидата в сотрудники становитесь потенциальным акционером и бизнес-партнером.
В идеале встреча профессионалов начинается с того, что они закрывают досье друг на друга, подготовленные заранее и обсуждают более интересные темы. Чтобы играть в этой лиге, нужно легко и убедительно проходить первичный отбор, располагать собственной стратегией переговоров, а главное уметь договариваться.
Хороший найм, как хороший секс – непонятно, кто кого. Смысл во взаимности, и нужно именно ее ставить главной целью. Остальное — производная от подготовки.
Читайте также:
После прочтения появилось ощущение, что это пересказ какого-то сна...
Все, что перечислено, конечно можно сделать. Но а как же старап, где компания явно молодая, а учредители могут быть "серийными" инвесторами или менторами? Для меня самые главные критерии при выборе следующие:
- кто и как проводит собеседование. Есть интерес в опыте, рассказывают проблемы, вопросы, каков принят стиль общения.
- с какими лицами ходят сотрудники по офису: довольные, грубые, печальные.
Это все говорит о компании, атмосфере в коллективе намного больше, чем формальщина.
Но! (и это важно), перед отправкой резюме, а потом и на собеседование я внимательно читаю описание вакансии, чтобы понять, насколько четко работодатель понимает фронт работы, насколько адекватны требования к сотруднику.
В стартапе нечего делать. Точнее - делать-то как раз есть, что, но вот на приличную или даже среднюю по рынку зарплату рассчитывать не приходится, если говорить о России.
зависит от стартапа. Если собралась группа студентов, то это один вопрос. если компанию выращивается в акселераторе, имеет потенциал,а значит привлекает серьезных инвесторов - то уже совсем другой расклад.
Как все прекрасно и правильно расписано.
Только вот в реальности кадровик получает 100 резюме на одно место, и итоговый выбор не очевиден. Нет шанса на второе резюме, нет объяснений почему потом не перезванивают, нет возможности торговаться.
При этом чтобы направить хотя бы 100 осознанных откликов (с мотив.письмом, портфолио) нужно просеять в 20 раз больше вакансий, и это если они еще вменяемые.
А иногда в процессе скоринга уже не понимаешь что ты реально умеешь и можешь, а что нет, так как требования к кандидатам у всех заоблачно-невероятные, и откликаться нужно все равно.
Так что желаю автору поглубже погрузиться в этот процесс, чтобы лучше понимать реалии рынка.
каждый сотрудник достоин Руководителя, с которым он может договориться....
Ирония в том, что написано всё вроде верно. Но вести себя так может лишь специалист, который… и так себя правильно ведёт — мотивированный, компетентный, информированный, с опытом инфопоиска, презентаций и вип-переговоров… Такому и статьи не нужны — сам кого хочешь научит!
На практике же общение чаще сводится к чисто базарному торгу, в котором каждый норовит срочно «купить дешевле, продать дороже». Фирмы ищут спецов «числом поболее, ценою подешевле», а спецы ищут «доброго царя», пытаясь скрыть «голодный взгляд и дырявые носки»… Ведь «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». И мало у кого отложен «антикризисный» запас на полгода для спокойного поиска — с обеих сторон!
Поэтому вместо всего этого посоветую лишь «ходить в супермаркет сытым». То есть искать работу, пока она не нужна — заранее. (Всегда смотреть по сторонам и иметь запас связей.) Тогда и время на поиск-оценку есть, и выбор богаче, и привередничать легко… И вообще, «правильные парни» на собеседования не ходят!
А ещё лучше — не искать работу, а трудоустраивать самому. Но это уже другая история…
проверить компанию на всех доступных уровнях ("пробить" через интернет, по отзывам, узнать мнение действующих сотрудников и т.д) конечно можно...но это не гарантирует сюрпризов
компания может быть в целом хорошей, а вот ваш начальник - может быть токсичной какашкой
или компания может быть замечательной, ваш начальник - вполне сносным, а вот начальник вашего начальника - может быть невыносимой тварью
а на собеседованиях все такие няшки
Хорошая и полезная статья! Специалист - это маленькая самостоятельная фирма. Он "свой собственный", как говаривал кот Матроскин. И переговоры стоит воспринимать как переговоры двух фирм, имеющих, правда, разные весовые категории.
Помимо формальных характеристик стоит, как здесь уже упомянули коллеги, оценивать район, здание, подъезд, охрану, секретарей и помощников, кадровиков - "театр начинается с вешалки". А ещё интерьер фирмы. Далее оцениваем начальников, с которыми доведётся беседовать. Потом лица сотрудников, устройство офиса, атмосферу, требования к одежде - это трудно формально описать, но каждый легко и быстро это чувствует. Можно всё это для себя оцифровывать - по 10-ти балльной системе, по системе "+ = -". Но это всё для "левого полушария". А наше "правое полушарие" (эмоциональный интеллект) принимает решение довольно быстро и безо всякого шкалирования.
Лично я при выборе бизнес-партнёров в первые же 30 сек оцениваю визуально всего два фактора: состояние компьютеров и… туалетов.
Первое (плюс состояние сетей) свидетельствует о (бес)порядке в работе с информацией, то есть в голове. А второе — о (само)уважении коллектива.
Но особенно красноречива разница между этими объектами у начальства и подчинённых. И если на столе шефа белоснежный «Эппл», а у сотрудников — пыльные выцветшие «Оливетти», брошенные при отступлении Наполеоном, то можно сразу разворачиваться и уходить. Здесь не ценят ни людей, ни время и кидают. Так что, на «золотые унитазы» начальства можно уже и не смотреть… ;)