По моим наблюдениям, в сентябре-октябре 2011 года произошел резкий всплеск интереса к теме эмоционального интеллекта. Судите сами: одно из деловых изданий опубликовало статью «Прибыль от ума и чувства»; радиостанция «Коммерсант ФМ» представила результаты первого исследования ЭИ у российских топ-менеджеров; в Санкт-Петербурге прошла конференция, посвященная ЭИ. Активно обсуждалась эта тема и на портале E-xecutive.ru. Я предлагаю вернуться к этой теме, чтобы обсудить несколько важных аспектов.
Аспект первый. Что мы понимаем под эмоциональным интеллектом?
Может, как говорят: «У каждого человека свое собственное понимание этого вопроса»? По меньшей мере, это было бы странно. ЭИ – четко определенное понятие. Авторы: профессор Йельского университета Питер Саловей, профессор Нью-Гемпширского университета Джон Майер и еще один профессор из Йеля – Дэвид Карузо четко определили ЭИ как «способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений».
Путаница началась с американского журналиста Дэниела Гоулмена. К научной концепции он добавил «свое видение» и написал зажигательную книгу, которая разошлась большими тиражами. К достоинствам книги можно отнести легкий и понятный стиль, простоту изложения. Тираж книги позволил сделать тему ЭИ популярной. Но при этом кратно увеличилось и удаление от действительно четкой научной концепции.
Свой вклад в «своеобразное видение» ЭИ, кроме Гоулмена, внесли и другие специалисты. В итоге, в некоторых появившихся теориях, как заметила белорусская исследовательница Ирина Андреева, эмоциональный интеллект превратился в феномен популярной психологии, полумифическое, неопределенное понятие. В рамках других «оригинальных» концепций эмоциональный интеллект определяется как перечень различных личностных особенностей – мотивация, оптимизм, настойчивость, сердечность и другие. Сам интеллект из конструкции просто исчезает!
Пару лет назад мы предложили перевести и опубликовать оригинальную концепцию ЭИ в России. На переговорах в уважаемом издательстве нам ответили: книга по ЭИ? А зачем? Гоулмен у нас уже есть!
Прошло немного времени, и можно констатировать: интерес к ЭИ выходит на новый качественный уровень. Увлеченность упрощенной и далекой от науки конструкции, созданной журналистом Гоулменом, проходит. Понимание «что есть что» приходит ко многим, а вместе с этим возникает потребность в настоящих знаниях. На недавнем конгрессе в Хорватии Питер Саловей, обращаясь ко всем, кто занимается темой ЭИ, пожелал исследователям делать открытия, собирать факты, но при этом не отходить от оригинальной научной концепции, чтобы время опять не было потрачено впустую.
Аспект второй. Чем и как можно измерить ЭИ
Есть утверждение, что «общепринятого метода измерения эмоционального интеллекта (как измерение IQ) пока не существует». Существует! MSCEIT – Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test. Эта методика оценки эмоционального интеллекта считается наиболее разработанной и подтверждаемой на сегодняшний день.
В 2010 году российскими исследователями была проведена адаптация теста на русскоязычной выборке. Адаптация методики проведена Еленой Сергиенко, Ириной Ветровой. Переводом и адаптацией методики занимались вместе с россиянами американцы. «Эмоционально-интеллектуальный мультиметр» Джона Мейера, Питера Сэловея и Дэвида Карузо имеет точные данные по психометрике после перевода на русский язык и адаптации на русскоязычной выборке. Методика проверенная, верифицированная, научно обоснованная. И это принципиальное отличие от разного рода опросников, которые рассчитаны на то, что человек сам ответил на вопросы и «поставил себе оценку» за ЭИ. Может быть, это резко, но использовать опросники при оценке ЭИ – все равно, что лечить эпилепсию лоботомией...
Аспект третий. Возможность манипуляции эмоциями
Верно ли, что личность с высшим уровнем эмоционального интеллекта не только полностью контролирует свои эмоции, но и манипулирует ими? Не столь однозначно. Наши коллеги из Англии ввели термин «темная сторона ЭИ». К примеру, Мартин Килдоф (Кембриджский университет) опубликовал работу «Темная сторона ЭИ в жизни организации». Понимая «темную сторону» как использование эмоций в манипулировании в межличностных и межгрупповых коммуникациях, Мартин отметил: имея высокий ЭИ, важно соблюдать экологию человеческих отношений.
На мой взгляд, ЭИ от манипуляций с использованием эмоций отличается тем, что все строится с опорой на общие ценности. Если общих ценностей нет, то никакие манипуляции, никакие самые лучшие бизнес-планы, никакая классная стратегия – не помогут.
Впервые статья была опубликована на Executive.ru 25 октября 2011 года в рубрике «Творчество без купюр»
Елена Хлеваня пишет: ''По моим наблюдениям, в сентябре-октябре 2011 года произошел резкий всплеск интереса к теме Эмоциональный интеллект''.
Думаю, что показалось. Всплеск рекламы не есть тоже самое, что ''всплеск интереса''. А приведение в качестве доказательства ''всплеска'' аргумента: ''Активно обсуждалась эта тема и на портале Executive'', является совсем уж странным, т.к. обсуждающие остались при своем прежнем мнении - ЭИ как научного предмета не существует. Приведенный в тексте статьи ''Аспект первый'' приводит определение, которое вполне согласуется с определением фактора N по Кеттеллу - ''социальная проницательность''. Правда ''использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений'' - это нечто новое. Мышление основано на логике, рациональности (ratio-разум), что противостоит эмоциональности и иррациональности. Есть понятие эмоциональная дезорганизация мышления - т.е. нарушение мышления под воздействием эмоций - это, видимо, и есть использование ''эмоциональной информации в качестве основы для мышления''?
Если научность предмета спорна, то ''Аспект второй'' - ''чем и как измеирть ЭИ'' теряет смысл, т.к. даже наличие многообразного инструментария для прощупывания пустоты осязаемости пустоте не добавляет.
Ну а ''Третий Аспект'' можно перевести как замаскированное: ''Мы научим вас манипулировать подчиненными и руководителями (только заплатите нам за тренинг)''.
Я не прав в своей интерпретации ''третьего аспекта''? Но упорство в предложении в среде МЕНЕДЖЕРОВ для обсуждения того, что имело бы смысл сначала обсудить в узкоспециализированном сообществе профессиональных психологов заставляет интерпретировать именно так.
любое слово сказанное Вами или написанное Вами - можно повернуть против Вас! Эмоции в прямом значении - этого слова - не пришьешь к делу, если это не слова! А вот поток слов - всегда управляем. Достаточно двух трех предложений от человека или ответов на вопросы и им уже можно управлять! Так как - его интеллект уже измерен, другим интеллектом более развитым... ;)
Спите вы господа! :D А люди работают!!
Касаемо женщин, все рыскающих в поисках ''дешевого управления'' людьми или гоняющиеся за халявными или дорого оплачивающими знаниями... то это извечная проблема женщин со времен первобытного строя... :) Но так Знаний они и не нашли и не найдут ключ к управлению! Им его ни кто не даст :D