Персоналу на пользу, или Для чего нужны должностные инструкции?

Вы никогда не задавались вопросом, что будет, если завтра в компании исчезнут все должностные инструкции? Не ошибусь, если предположу, что большинство ответов будут примерно следующего характера:

1. Ну и что? У меня и так по ним никто не работает.

2. Ну и что? У меня их попросту нет.

3. Ну и что? У меня много других регламентирующих документов.

персонал

Все вышеуказанные ответы сводятся к мысли: я просто хочу, чтобы мои люди хорошо выполняли свою работу. Вы определились, к какому варианту ответа больше всего близка ситуация в вашей компании? А теперь давайте рассмотрим каждый ответ в отдельности и попробуем сформулировать общий рецепт для «просто хорошей работы сотрудников».

Ответ №1: «Ну и что? У меня и так по ним никто не работает»

Причин, по которым ваши сотрудники не работают по должностным инструкциям, может быть несколько:

  • Должностные инструкции не актуальны (вследствие их старости или слишком формального подхода при составлении – «только чтобы показать проверяющим органам», плюс ко всему зачастую должностные инструкции составляют в компании сотрудники кадровых служб, очень далекие от реального функционала отдельно взятого менеджера / специалиста).
  • Должностные инструкции не совпадают с системой мотивации, или вообще к ней не привязаны.
  • Они попросту не доведены до сотрудников.

Что можно сделать, чтобы исправить эту ситуацию?

Чтобы в должностных инструкциях был описан актуальный функционал персонала, в работу по их созданию целесообразно вовлечь непосредственных руководителей сотрудников. Ведь они четко знают, какие функции закреплены за их подчиненными, и могут сформулировать связь основных задач сотрудника с существующей в компании системой мотивации.

Во избежание быстрого устаревания информации в должностных инструкциях не следует чересчур увлекаться детализированием функций, вместо этого можно либо приводить задачи, которые сотрудник в данной должностной единице должен решать, либо делать ссылку на формализованные / регламентированные бизнес-процессы, в которых он (сотрудник) участвует. Например, сотрудник финансовой службы «участвует в процедуре оценки стоимости услуги в соответствии с имеющимся в компании регламентом».

Теперь, когда должностные инструкции актуальны, осталось не забыть их довести до коллектива, а еще лучше, если они будут доступны на общем информационном ресурсе компании, чтобы можно было в любой момент обратиться за подсказкой.

Здесь неспроста упомянут популярный в последнее время термин «бизнес-процесс» – с точки зрения процессного подхода к управлению в компании актуальный функционал отдельно взятого сотрудника – это перечень процедур, выполняемых данной должностной единицей во всей совокупности бизнес-процессов компании. Многие сейчас могут возразить, что далеко не все процессы в компании поддаются формализации, и это правда. Например, все так называемые обеспечивающие процессы (IT-поддержка, управление персоналом, юридическое, административное обеспечение) как таковыми процессами не являются, но их можно представлять в виде, например, набора услуг, которые эти отделы предоставляют другим подразделениям компании. Но дальше предлагаю не углубляться, эта тема многогранная.

Ответ №2: «Ну и что? У меня их попросту нет»

Вы в этом уверены? Дело в том, что, несмотря на отсутствие упоминания должностной инструкции в Трудовом кодексе, наличие этого документа в компании обусловлено необходимостью закрепления взаимоотношений работодателя и работника. Ведь помимо квалификационных требований в должностной инструкции указываются трудовые права и обязанности сотрудника, а также его ответственность за те или иные действия. Ко всему прочему, должностная инструкция, является еще и неотъемлемой частью комплекта документации для проверяющих органов. Поэтому, должностные инструкции могут храниться либо в бухгалтерии, либо в кадровой службе, и скорее всего, они также далеки от реальности, по причинам, указанным в предыдущем абзаце.

Кстати, почему же так происходит, почему такой функциональный инструмент управления не используется в компаниях? Должностные инструкции появились как инструмент управления на предприятиях в индустриальную эпоху, и использовались как средство, обеспечивающее конвейерную работу, неизменную во времени (Генри Форд – научная организация труда). Одна из основных задач компаний – изменяться, подстраиваясь под изменения рынка и окружающей среды. Таким образом, должностные инструкции сейчас – это демотиватор персонала, так как не выполняют своей задачи – подсказывать, что делать и закреплять ответственность.

Ответ №3: «Ну и что? У меня много других регламентирующих документов»

Если это ваш ответ, поздравляем – ваша компания двигается по одному из путей эффективного достижения поставленных бизнес-целей – по пути сокращения затрат на оперативное управление деятельностью сотрудников, а как известно, наименьшее количество управленческих усилий тратится на хорошо структурированную деятельность. Но вспомните, сколько раз возникало противоречие между требованиями введенных в разное время документов, или даже тех документов, которые были введены в одно время, но разрабатывались в разных подразделениях. А кто-нибудь в компании следит за тем, чтобы написанное на бумаге отражало текущее состояние дел? И таких «Но» много.

Не забуду упомянуть и проблему «зарегламентированности деятельности». Многие, кто пошел по пути формализации и регламентации своей деятельности, с этим столкнулись, когда каждый шаг сотрудника буквально «обвешен» различными инструкциями и порядками как новогодняя елка игрушками. И это другая крайность формализации деятельности, которая, как и в случае полного отсутствия правил и порядков в компании ведет к снижению или полной потере управляемости при изменении внешней среды. При наличии разветвленной системы регламентных документов возникает другая сложность – поддержание целостности и непротиворечивости организационно-распорядительной базы.

Не плодите массу регламентных документов, обратите на пользу себе тот инструмент, который по умолчанию должен быть у вас в компании. Тем более что нигде не указывается, как именно должностная инструкция может быть использована. И здесь опять не грех упомянуть о процессном подходе: если деятельность компании в той или иной степени формализована, не составит труда собрать должностную инструкцию отдельно взятого сотрудника из процедур уже описанных бизнес-процессов (как конструктор из деталей).

Мы рассмотрели все варианты ответов, и выяснили, что для хорошей работы сотрудников:

  • Структурировать их деятельность нужно;
  • Структурировать деятельность целесообразно с помощью имеющихся должностных инструкций. Плюс, такой подход позволит избежать сложностей, связанных с поддержанием целостности и непротиворечивости документов разветвленной регламентной базы.

Итак, что же нужно сделать, чтобы заставить должностные инструкции работать?

1. Вовлечь в работу по созданию должностных инструкций непосредственных руководителей, это позволит более четко сформулировать круг задач, прав и ответственности сотрудника, а также увязать их с системой мотивации.

2. Избегать излишней детализации описания функций, вместо этого в должностной инструкции описать задачи, решаемые сотрудником в данной должностной единице и перечень формализованных / регламентированных процедур, в которых сотрудник участвует, для этого ввести в практику компании регулярную деятельность по описанию бизнес-процессов. Наш опыт показывает, что такой путь наиболее сбалансирован и эффективен – с одной стороны это дает актуальную и непротиворечивую информацию о круге задач, прав и ответственности конкретного сотрудника, с другой, обеспечивает готовность компании к приходу проверяющих органов.

3. Изменить подход к описанию деятельности сотрудников, опираться не на единичные функции сотрудника, а на описание процедур, выполняемых этим сотрудником в бизнес-процессах компании. А также использовать современные технологии, которые позволяют оперативно изменять описания бизнес-процессов и, следовательно, должностные инструкции.

4. Разделить должностные инструкции на части:

a. Расписание функций – выполняемые сотрудником процедуры в бизнес-процессах,

b. Права сотрудника – принимаемые сотрудником решения в бизнес-процессах;

c. Взаимодействие – информационные связи персонала между собой и подразделениями.

Антуан де Сент-Экзюпери писал «Если вы хотите построить корабль, не стоит созывать людей, чтобы идти в лес валить деревья, распиливать их и затем сшивать полученные доски. Вместо этого научите их мечтать о море», но если на данный момент это не получается, воспользуйтесь вышеприведенными рецептами, и у вас найдется время на творчество.

Впервые статья была опубликована на Executive.ru 1 июня 2010 года в рубрике «Творчество без купюр». Реанонсирована в контентном блоке в рамках специального проекта редакции

Источники изображений: freeimages.compixabay.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Юрий Максименко Юрий Максименко CIO, Украина

Солона спросили, действительно ли он сочинил лучшие законы для афинян. Он ответил: «Да, самые лучшие из тех, которым они согласны подчиняться».

Лучшая должностная инструкция -- это та, которая закрепляет и без того укоренившуюся методику работы.

P.S. Я вот тоже сочиняю должностные инструкции -- только на языке программирования php.

Вот уже пятый месяц пошёл - а всё не могу закончить. Всё время вылезает необходимостиь исправлений и дополнений.
Иначе -- саботаж, с которым не совладать.

Аналитик, Екатеринбург
Елена Бичевая пишет: Для того чтобы в должностных инструкциях был описан актуальных функционал сотрудников, в работу по их созданию целесообразно вовлечь непосредственных руководителей сотрудников...
Одно из правил написания статей - их адресность. Приведенная мною цитата - это к кому? Интересно, есть ли организации, в которых ДИ пишутся без участия непосредственных руководителей? Было бы хорошо сопроводить статью преамбулой: ''для чайников от управления'' или чем-либо подобным, чтобы не отвлекать нецелевую аудиторию. :evil:
Руководитель управления, Украина
Максименко Юрий пишет: Лучшая должностная инструкция -- это та, которая закрепляет и без того укоренившуюся методику работы.
Согласен.
Генеральный директор, Нижний Новгород
Владимир Ромашов пишет: Было бы хорошо сопроводить статью преамбулой: ''для чайников от управления'' или чем-либо подобным, чтобы не отвлекать нецелевую аудиторию.
От чайника: уважаемый Владимир! Обратил внимание на Ваш неуважительный тон в отношении почти любой публикации. зачем? Можно же высказываться по существу, не задевая автора. По существу. Мне кажется, такого рода публикации хороши для Е-хе по следующей причине (уже писал) - вокруг темы можно обсудить саму проблему, рассмотреть предложение автора статьи. Но опять же - не задевая автора. Так как когда инициатор пишет не ''прошу помочь'', а ''давайте обсудим'' - сразу масса криков - о плохой формулировке темы обсуждения. А вот здесь пример задачки: Как ... чтобы ДИ заработали. Потому интересно рассмотрение не только статьи (это же обсуждение), но и альтернативных вариантов. Предлагаю 2 альтернативы - интересно, что думает по этому поводу автор статьи (к автору и обращаюсь, в первую очередь). 1. Вот, уважаемая Елена, есть другой вариант, предложенный Грегори Райтером - он предлагает ДИ рассматривать как инструмент реализации стратегии. Стратегия прописывается в мероприятия, а мероприятия - в пункты меняющихся инструкций. Мне кажется, очень интересный вариант. 2. Вот мое предложение (не удивлюсь, если кто-то уже подобное публиковал) - рассматривать ДИ как некую технологию работы. И по мере появления проблем рассматривать - соблюдалась ДИ или нет. Если не соблюдалась - разбор - почему. Если соблюдалась, но проблема появилась - как поменять ДИ, чтобы проблему устранить.
Директор по маркетингу, Москва
Владимир Токарев пишет: 1. Вот, уважаемая Елена, есть другой вариант, предложенный Грегори Райтером - он предлагает ДИ рассматривать как инструмент реализации стратегии. Стратегия прописывается в мероприятия, а мероприятия - в пункты меняющихся инструкций. Мне кажется, очень интересный вариант.
Действительно, вариант интересный, особенно в современных быстроменяющихся условиях. Особенно в России... Однако, он достаточно трудно реализуем в силу отсутствия стратегий такого уровня проработанности у большинства российских компаний, чтобы можно было на их основе разрабатывать мероприятия, которые, в свою очередь, могли бы быть трансформированы в инструкции... В то же время, должностные инструкции (ДИ) в применении к сугубо исполнительским позициям вполне могут существовать вне всякой связи со страгеиями как повышение степени эффективности реализации стандартного рутинного исполнительского функционала. Думаю, именно такой функционал и имеет в виду автор. Чаще всего, в современном корпоративном мире ДИ создаются для такого - операционного - функционала. Для менеджеров и подразделений, занятых в реализации стратегии, целесообразно применять методику, основанную на KPI''s...
HR-директор, Москва
''По морю плавать - не по суше гулять Но всех нас манит водная гладь И вот в результате дела и слова Новое судно почти готово Там и мачты, и ванты, и даже флаг :D , А только судно из гавани - ни на шаг! ~~~ Резонно заметив, что что-то неверно Решили, что судно покрашено скверно. Художнику дали задание, он Все перекрасил в праздничный тон. Метался, старался, устал, как ишак, Но только судно из гавани - ни на шаг!'' :) ------------------------- А.Макаревич и ''Машина времени''
Александр Байкалов Александр Байкалов Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

«Елена Бичевая: Как сделать так, чтобы должностные инструкции заработали »

Ответ: НЕ ПИСАТЬ ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ!

Уверяю, всё будет работать отлично.

С Уважением, AN

Партнер, Москва

Должностные ОБСТРУКЦИИ напоминают мне асфальтовые дорожки.
Они проложены всегда под прямыми углами.
Только все ходят по ТРОПИНКАМ.
Может быть поступить от противного и написать инструкцию под человека делающего, коль это так важно?

Генеральный директор, Нижний Новгород
Александр Кауров пишет: Они проложены всегда под прямыми углами. Только все ходят по ТРОПИНКАМ.
Согласен с Александром, я об этом тоже написал, только другими словами, но суть та же по мере появления проблем рассматривать - соблюдалась ДИ или нет. Если не соблюдалась - разбор - почему. Если соблюдалась, но проблема появилась - как поменять ДИ, чтобы проблему устранить.
Researcher, Москва
Выскажу и свое мнение: Не исполняются [COLOR=red=red]НЕНУЖНЫЕ[/COLOR], придуманные ДИ. Поясню свой тезис. Я считаю, что документ ''Должностная инструкция'' есть один из важных элементов документирования Бизнес Процессов. И если это ТАК, то НЕСОБЛЮДЕНИЕ его невозможно :!: , иначе либо остановка либо брак. Если эта ''бумажка'' не влияет на Бизнес Процессы - то в чем ее смысл? Вот по этому такие ДИ и никто не будет соблюдать.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.