Лидер нашего времени

Портал Executive.ru, журнал Harvard Business Review и компания «Профессиональные конференции» предложили участникам Сообщества обсудить актуальные аспекты современного лидерства - принять участие в онлайн-конференции «Новые капитаны бизнеса».

В качестве предмета дискуссии выступили следующие вопросы:

  • Что отличает эффективного лидера от просто грамотного организатора?
  • На чем основан авторитет современного лидера?
  • Можно ли воспитать в себе лидерские качества? Предпринимали ли вы такие попытки? Были ли они удачными?
  • Что способно вдохновить менеджера стать лидером?
  • Есть ли в вашей компании практика «взращивания» эффективных руководителей?
  • Лидер 21 века, – каков его портрет?

Мы представляем вашему вниманию подборку самых ярких высказываний, а также называем автора самых оригинальных реплик, который получит возможность бесплатно посетить семинар мирового эксперта в области лидерства, профессора Джонатана Гослинга «Уроки лидерства от великого военачальника, или как управлять бизнесом в эпоху перемен»! Мероприятие состоится 30 ноября в Москве!

Итак, по мнению участников дискуссии, современный лидер – это…

Андрей Колестратов
Лидер XXI века - это адепт, соответствующий своему времени, чувствующий свое время, незакомплексованный нормами и догмами, адекватно реагирующий на изменения и запросы.

Александр Селиванов
Лидер не важно какого века будет таким, каким мы его сами захотим видеть.

Роберт Садуллаев
Под очень сильным желанием стать лидером подразумевается желание стать таким в глазах команды (а не просто производить впечатление). В этом смысле речь идет о служении другим людям. Лидера не может быть вне людей, так что их интересы надо иметь в виду даже в первую очередь...

Сергей Машковцев
Лидер, наверное, отличается от нелидера тем, что имеет определенное направление своего движения. То есть он указывает дорогу в отличие от того человека, который пытается быть лидером, но не знает дороги, а старается только понравиться другим.
***
На мой взгляд, лидеров XXI века всего два - от двух типов компаний:
1. Лидеры больших компаний. В больших компаниях основная задача главного лидера - создать большое количество лидеров в своей области. То есть мне кажется, что единственным его навыком должно быть умение воспитывать или набирать лидеров, умение их удерживать и стимулировать. То есть лидер XXI века, это по сути мега HR, который при этом очень хорошо разбирается в бизнесе и знает, как развивать людей. И его основная задача - создать определенную культуру в компании и заразить ей всех.
2. Другие лидеры - это лидеры маленьких компаний, лидеры стартапов. Это лидеры другого характера, их главное качество - умение создавать уникальные продукты и услуги, удовлетворяющие потребности рынка. Эти лидеры очень хорошо чувствуют рынок и очень хорошо разбираются в продукте или услуге. Главное, почему они могут повести за собой - это идея. Они очень четко ее себе представляют и умеют красиво ее представить. Это очень харизматичные личности. Если в первом лидерстве главное культура, то здесь главное идея.

Андрей Бардин
Лидерство делиться на две части: захват и удержание. Для первого периода необходимы харизма, то есть умение вызывать желание «встать под мои знамена», привлечь, очаровать; умение «уловить» преобладающее умонастроение некой группы и умение максимально понятно эти умонастроения выразить.
Для удержания необходим другой «набор»: умение сформулировать цели, значимые для всей (в идеале) либо большей части группы; умение добиваться указанных целей; навыки манипулирования и управления (почти проектный подход) и пр.
Процесс может двигаться только «по нарастающей», и если лидер не справляется с «удержанием» из-за необходимости совершать действия, попадающие «в противофазу» с личными качествами (наличие остатков совести, родственных чувств, жалости, чести), то появляется «замена», не отягощенная «химерами», т.н. «буржуазной моралью» «понятиями» и… все повторяется «по спирали», но уже с другим лидером.

Алексей Матвеев
Лидерство, по сути, вообще не имеет отношения к взаимодействию с другими людьми, это внутреннее состояние. Лидеру вообще никто не нужен, он самодостаточен, и именно это делает его лидером, привлекательным для других людей. Наличие последователей - это следствие, а не источник лидерства.
***
Если говорить о лидерстве без кавычек, то это состояние самодостаточности человека плюс наличие последовательной позиции в мыслях, действиях, образе жизни и т.п., делающих его привлекательным для других. В этом смысле лидер действительно ни в ком не нуждается и в общем случае аморален, поскольку мораль и отношение к людям - это совершенно другая «система координат». Именно с этим связано то, что среди лидеров были как записные гуманисты, так и откровенно бесчеловечные персонажи.
***
Лидер - это в первую очередь тот, кто естественен и внутренне свободен, кто выбирает свой путь и всегда остается самим собой. Это к нему и притягивает других.
То, что зачастую нам выдают за лидерство, есть не более чем хитроумная манипуляция человеком. Например, утверждается, что лидерство - это определенная модель поведения:
- ориентация на результат (читай – результат, интересующий компанию);
- позитивное мышление (читай – умение находить хорошее в плохом = подверженность манипуляции);
- внимание к людям (читай - способность манипулировать другими);
- и т.д.
Модель поведения, безусловно, эффективная и выгодная для компании (потому поощряющаяся, воспитывающаяся и закрепляющаяся), но, собственно, к лидерству отношения не имеющая. Она имеет отношение к его противоположности – порабощению, просто в эффективной современной форме. Раньше было рабство, потом экономическая зависимость, сегодня – более тонкие психологические формы, но результат все тот же.
***
Это означает перестать стремиться быть похожим на кого-то или стать кем-то, например, перестать стремиться стать лидером. Человек как бы сбрасывает с себя всю шелуху и остается с самим собой такой, какой он есть. И если получившееся в «сухом остатке» оказывается органичным и самодостаточным, возникает внутренняя энергетика, которую называют харизмой. Это первое условие лидерства. Второе – способность выдвигать идеи, которые привлекут последователей. Любые идеи. От сходить за водкой до строительства светлого будущего, у каждой найдутся свои сторонники, вопрос - сколько их будет.
Вот, собственно, и все лидерство. Очень просто. Проблема состоит в том, что научиться лидерству непросто, мало у кого получается, оно, как правило, либо есть, либо нет. Да и зачем, спрашивается, ему учиться? Как говаривал профессор Преображенский, «зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно?». Учиться нужно не лидерству, а чему-нибудь более полезному.

Александр Тимошин
Лидерство - одно из самых сложных понятий, и оно многолико. Есть определенные элементы в поведении, которые позволяют оценивать это поведение как лидерское. Однако на каком-то этапе рано или поздно возникнет оценка лидерства с позиции созидания или разрушения, с позиций темной стороны или светлой.
Каждый человек выбирает сам, какая модель лидерства для него ближе, в том числе и знак лидерства.
***
Лидерство - это быть в чем-то первым, но не всегда первые в организации являются лидерами. Например, генеральный директор - это первое лицо в организации, но из занимаемого им положения совсем не вытекает, что он лидер.
Конечно, лидеры - это живые люди и они могут ошибаться, но:
1. Лидерская модель поведения включает в себя желание постоянно развиваться, поступать в соответствии со своей системой ценностей, определять цель до начала движения, умение отлично коммуницировать. Лидеры стремятся помочь открыть другим людям свои таланты.
2. Лидерство - понятие, лежащее вне конкретной области (политики, бизнеса). Если человек придерживается определенной модели поведения, то он использует ее в любой области своей жизни, будь то бизнес или личная жизнь.
3. Развитие лидерского потенциала напрямую связано с развитием эмоционального интеллекта. Существует более-менее четкое его описание. Если он (EQ) развит, то это проявляется всегда.

Елена Сергеева
В наше время - время XXI века - практически все имеет тенденцию уменьшаться в размерах и увеличиваться в выполняемых функциях. А меня когда-то учили, что идеальный руководитель - это такой руководитель, которого нет, а функции его выполняются. Поэтому портрет лидера XXI века мне видится таким: лидер XXI века - это такой лидер, которого нет, а функции его выполняются.
***
Лидер может «заразить» своей идеей грамотного организатора и грамотный организатор сможет грамотно организовать реализацию этой идеи. А грамотному организатору нечем «заразить» лидера... А вообще, лидер и грамотный организатор - отличная деловая пара. И еще лучше, если 2 в 1.

Андрей Быков
Думаю, что лидер XXI века ничем принципиально не будет отличаться от лидера прошлого или позапрошлого века. Если ты умеешь слушать и слышать, но при этом принимать самостоятельные решения, которые приносят реальный позитивный результат, и этот успех признается всеми - тогда ты лидер.

Александер Никитин
Лидер - это не только тот, кто ведет кого-то куда-то, но и тот, кто отвечает не только за себя, но и за других. Ты можешь добиваться успеха, но ты не будешь лидером! Умение владеть и управлять ситуацией, не терять присутствия духа, когда дела идут совсем плохо, ответственность и целеустремленность - эти качества должны быть присущи лидеру XXI века. Лидер не должен забывать, что толпа обожает возносить людей не меньше, чем видеть их падение... Быть «калифом на час» могут многие, но удержаться - это действительно искусство.

Ирина Винникова
Считаю, что лидер в эпоху перемен ведет себя именно таким образом:

- Видит цель. Верит в себя. Не замечает препятствий.
Вести за собой, если сам не видишь куда идешь, невозможно. А главное, нужно показать эту цель последователям.
Сомнения появляются тогда, когда ты не решил, каким образом достигнешь цели. Сомнения видны последователям - и ты уже не лидер.
Препятствия на пути к цели вырастают одно за другим, если за тобой идут люди, которые тебе не доверяют. И тем более не разделяют твоих целей.

Жани Турысов
В одной из племенных общин Новой Гвинеи вождем племени становился тот, кто больше других зарезал своих свиней в пользу племени. То есть тот человек, кто больше всех дал общине. Мне кажется, что здесь можно делать выводы: лидер готов к самопожертвованию во имя достижения целей, которые кажутся несущественными, к примеру, тому же «хорошему организатору». Все начинается с ситуации, что один человек начинает делать больше для всех (компании), чем другие. Его об этом никто не просит, ему за это не светят премиальные, но он все равно берется за дело. Предлагаю сравнить хорошего организатора с хорошим правительством (пусть будет Великобритания), а лидера - с королем Великобритании, который, несмотря на номинальные полномочия, может повести нацию за собой. Здесь возникает вопрос, что же дает в этом случае народу король, чем он жертвует? Он жертвует своей жизнью, ее распорядком, стилем. Можно сравнить лидера с поэтом, а организатора с прозаиком. Пушкин, Есенин, Высоцкий - таким пытаются подражать, их копируют, ими болеет поколение. Прозаиков просто читают на кушетке.

Виктор Галенко
Лидер «стихиен», харизматичен и не очень предсказуем. Лидерские качества могут в обычной жизни проявляться слабо или не проявляться вообще. Но в случае катаклизмов, от продолжения офисной пьянки до принятия правильного решения в критической ситуации, рулит он. Организатор - это невидимый миру упорный труд без гениальных озарений. Но это базис.

Андрей Белякин
Лидер - тот, у кого есть стремление залезть выше, увидеть дальше, определить, что лучше. У кого есть энергия и способности реализовать свои стремления. Кто может воодушевить своим видением будущего и взять на себя ответственность, если будущее не будет соответствовать ожиданиям. И, наверное, очень важно научиться не думать о своих изодранных коленках, когда карабкаешься вверх…

Олег Плиска
Если вы действительно хотите стать лидером, то вам нужны не семинары или книги, а действия.
Берите ответственность на себя.
Принимайте на себя риски.
Мыслите широко, смотрите далеко.
Ищите то, что может возбудить у людей желание ввязаться в дело.
И познавайте себя.
Прежде всего, себя.
Что вами движет?
В чем ваши интересы?
К чему вы пристрастны?
И т.д.
Речь идет о внутренней работе.
А семинары и книги покупаются...
Можно ли купить знание английского языка за 10 тыс. долларов, например?
Увы, нет...
Так и с лидерством...
Удачи вам на этом пути!

Леонид Цой
Лидер - это руководитель, строящий свою работу на человеческих слабостях и меркантильных устремлениях! То есть я кричу: «Товарищи, нас обманывают! Мы, производители товара получаем 10% от прибыли за этот товар, а хозяин - 90%! Давайте потребуем еще 10%!», или «... нам всем плохо, потому что в Правительстве - жулики! Давайте выдвинем Иванова, Петрова и Сидорова! Они обеспечат нам прибавку к зарплате, пенсиям, пособиям, добавят отпусков и пр!». И толпа, которой, может, и нет необходимости в прибавке именно 100 %, начинает действовать по сценарию лидера!
Организатор - руководитель, строящий свою работу на основе позитивной необходимости. То есть если надо копать траншею рабочим, он организует доставку лопат, начертание проекта ... Он не обещает того, что подчиненные не должны получить согласно имеющемуся распорядку, а организует выполнение действующего порядка.

Станислав Гринин
Лидер - это человек, который способен взять на себя ответственность и делегировать ее другим участникам команды, добиваясь при этом от них максимально эффективного выполнения задач. В небольших компаниях, которые имеют планы роста, на первом этапе лидером должен быть каждый сотрудник, так как именно на этих базовых сотрудниках будет строиться развитие компании, и именно они будут двигать компанию вперед. Эти люди обязательно должны быть лидерами. А количество лидеров в компании прямо пропорционально регионам, в которых компания планирует быть представленной.

Вениамин Гудимов
Читаю я многочисленные требования и восхваления лидеров... И просится вопрос: почему бы не признаться, что под лидерством на самом деле подразумевается корпоративная пионерия? Для забывших: пионер – «первый» во всем, пример остальным и пр. Отличие Пионера от Лидера в том, что Пионера инициируют, т.е. им можно сделать, проведя соответствующие «пассы» над инициируемым. Галстук, барабан, труба, корпоративный гимн на устах и флаг в руках… Пионера можно ставить на нужное место и он поведет за собой, именно пионеров можно равномерно распределить и построить пирамидой. Пионеру дают задачу, и он ее решает. Именно поэтому пионером можно управлять.
В качестве водораздела: Гагарин – пионер или лидер?

Надежда Моцонели
Лидер - это человек, который именно на своем примере показывает, как надо работать и какого качества должны быть результаты работы каждого из сотрудников. Он должен быть, в первую очередь, оптимистом, вселять уверенность в коллег в возможности решения поставленных задач любой сложности и, как говорится, работать «играючи». Во вторую очередь, лидером может быть только тот человек, у которого есть команда единомышленников, которые как раз и воспринимают его лидером и не обязательно эта команда единомышленников - прямые его подчиненные, поскольку все в мире относительно, особенно, в коллективе. Поэтому лидер - персона объединяющая, играющая роль так называемого «коммуникатора», того самого единственного человека, посредством которого осуществляется взаимодействие разнородных сообществ внутри большого коллектива, и именно при его участии осуществляется решение поставленных задач. В-третьих, лидер - это тот человек, который умеет таким образом распределить роли и функции в коллективе, чтобы достижение цели превратилось «в технологию», основанную на продуманном механизме взаимодействия структур на предприятии в целом и внутри одного коллектива, в частности. Хотелось бы особо отметить, что при таких условиях лидером может быть необязательно руководителем по должности, но и специалистом-профессионалом, фактически играющим роль руководителями, результаты работы которого оказывают существенное влияние на достижение поставленных целей перед коллективом и, возможно, перед предприятием в целом.

Алла Цих
Лидерство - не для избранных. Для успеха компании лидерство должно быть системой, так называемой, корпоративной культурой. Система лидерства в компании должна быть поддержана руководством во имя реализации успешных проектов. Ее основа - это:
- профессионализм лидера и его личные человеческие качества;
- удовлетворение потребностей внешних пользователей (акционеров, заказчиков);
- способности к стратегическому мышлению и оперативному принятию решений;
- организация полноценного и плодотворного взаимодействия в команде;

Елена Печенина
Лидер и организатор - разные люди. Организатор может не быть лидером. А вот лидер обычно берет на себя функции организатора. Например, В. И. Ленин. Без сомнения, лидер. И мы его представляем себе в первую очередь именно как лидера, об его организаторских способностях вспоминаем реже. А сколько еще талантливых организаторов было в его окружении? Десятки? Сотни? Многие так и остались «серыми кординалами», хотя, возможно, их способности как организаторов были выше организаторских способностей В. И. Ленина.
Лидер «заряжает» людей, ведет их за собой, вселяет оптимизм! Лидеру люди верят. Как этого добиться? Возможно, это дар природы передается генетически, как цвет глаз.
Можно ли воспитать в себе лидерские качества? Если они заложены при рождении, то да. Ведь мало родиться лидером, надо эти способности еще и развивать, иначе они могут просто «заглохнуть».

Валентин Мингалев
Лидер XXI века. Во-первых, лидер – он на то и лидер, чтобы реально стоять во главе (движения, организации, большого проекта и пр.). Он ведет, а люди за ним следуют. Но для того, чтобы превратить наблюдателей в последователей, лидер должен обладать следующими качествами.
1. Стабильность и непоколебимость. Он должен иметь прочное основание под своими ногами, чтобы, когда все вокруг пошатнется, люди могли почувствовать, что они могут довериться этому человеку. Люди хотят всегда чувствовать себя защищенными, и если лидер им такой уверенности не дает, то и успехом у них он пользоваться не будет.
2. Уметь вселять в людей надежду. Без этого он никогда не сможет мобилизовать людей на достижения больших результатов. Все мы иногда и сомневаемся, и теряем надежду, и разочаровываемся, и перестаем верить. И лидеры тоже. И это как раз одна из приоритетных задач лидеров: преодолеть трудности и показать остальным, как это можно сделать, вселить в людей уверенность, что и у них это получится, что и они тоже могут достичь тех целей, которые он перед ними ставит.
На самом деле, многие люди могут сделать гораздо больше, чем окружающие о них думают и/или чем они сами о себе думают. Просто их не смогли в этом убедить…
3. Сила и уверенность в своих силах. Люди идут только за сильными и уверенными в своих силах людьми, за людьми, которые знают, что они делают и для чего они это делают. Люди всегда хотят (независимо от того, понимают ли они это сами или нет), чтобы лидер был лучше их, чтобы они могли брать с него пример, учиться у него. У всех нас есть слабости, но лидер должен уметь эти слабости преодолевать. Когда люди видят, что у их лидера это получается, то почему не получится у них?!
4. Решительность. Поскольку принятие решений – это всегда прерогатива лидеров, то решительность в принятии решений и последовательность в их воплощении чрезвычайно важны для лидеров. Однако для того, чтобы решения последовательно воплощались, они изначально должны быть верными как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.
5. Порядочность. Сколько бы мы не говорили об отделении частной жизни от публичной, это невозможно. По моему глубокому убеждению, порядочность, честность, требовательность к себе для лидеров чрезвычайно важны.
6. Вера в людей. Если лидер не может поверить в своих людей, то как он убедит их в том, что они могут достичь большего?
7. Умение слушать и слышать других; советоваться. Считаю это качество архиважным для лидеров, потому что, хотя лидеры и способны видеть картину в целом, все равно, один человек не может все видеть и все знать, и как раз его способность прислушиваться к мнению других избавит организацию от многих ошибок.
8. Умение доверять людям и пользоваться доверием у окружающих. Когда человеку доверяют, его это, безусловно, вдохновляет. Разумеется, доверяй, но проверяй; но без доверия нет отношений, нет отношений – нет развития, нет развития – все, мы не просто останавливаемся, мы начинаем откатываться назад, сдавать позиции.
Доверие – это как мост между людьми и организациями – чем он прочнее, тем большее количество груза можно по нему перевозить; без доверия мы обречены на изоляцию, а изоляция – это медленная смерть. Иногда приходишь в какую-то организацию и чувствуешь - там нет жизни.
9. Окружение правильными и верными людьми. Безусловно, лидер всегда будет делегировать определенные полномочия приближенным, поэтому эти люди не должны компрометировать его, даже бросать на него малейшую тень. К сожалению, таких людей мало…
10. Способность трезво оценить свои силы, возможности, действия. Способность критически осмыслить свои действия, причем без помощи извне, очень важна для лидеров. Не всегда рядом будут люди, которые скажут тебе правду, и чтобы на поворотах жизни не заносило, нужно почаще обращать на себя внимание. И вообще, мне иногда думается, что в каждой компании обязательно должно стоять корпоративное зеркало; оно ничем не отличается от обычного, просто на нем можно написать несколько животрепещущих вопросов, которые, как мне кажется, заставили бы многих задуматься о себе. Надпись там могла быть, например, такая: «Свет мой зеркальце скажи: я ль на свете всех милее? Действительно ли я так хорош(а), как о себе думаю? Всегда ли я веду себя правильно с окружающими? Как я воспринимаю критику в свой адрес? Что я делаю важного в жизни?» Что-то в этом роде.
11. Мужественность. Брать ответственность за свои действия не всегда легко, особенно когда от твоих решений зависят (иногда буквально) судьбы многих людей.
12. Обладание здравым смыслом. Это кажется очень простым, но когда видишь, как серьезные взрослые люди не могут договориться, не имея принципиальных противоречий между собой, то задаешься вопросом «почему?». Что им мешает? Мы делаем общее дело, просто у каждого свой подход к делу. Но ведь наши точки зрения во многом совпадают. Почему какие-то второстепенные вещи разделают нас, если в главном мы едины?

Фото: pixabay

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.