Талантливые сотрудники и HiPo: как ими управлять?

Андрей Семеркин, Executive.ru

«80% прибыли вашей компании создают 20% самых талантливых сотрудников. Эти сотрудники называются HiPo (от англ. High Potential)», – уверены организаторы конференции HIPODROME 2015, состоявшейся в Москве. Интерес к HiPo проявляют прежде всего компании, работающие в секторе, который принято называть «экономикой знаний»: человеческий капитал является основным ресурсом в индустрии IT, консалтинге, биотехнологиях… О том, как построена работа с HiPo в «Альфа-Банке», Executive.ru рассказывает Анастасия Сусуева, talent manager «Альфа-Банка».

талант

Executive.ru: Кого в «Альфа-банке» принято считать талантом?

Анастасия Сусуева: Мы полагаем, что талант – человек, который на своем рабочем месте хорошо выполняет свои задачи. То есть, таланты – это не 5% сотрудников, а практически 70-80%: те, кто достаточно успешно справляется со своей работой.

Executive.ru: Человек, который справляется с рутиной – талант?

А.С.: Здесь важно уточнить, что вы имеете в виду под словом «рутина». Если это исполнение одной и той же технической работы каждый день, то в банковском бизнесе в мире и в России намного меньше рутины, чем могут представить себе люди далекие от банковской деятельности. Во-первых, сотрудники работают с клиентами, которые всегда – разные. Во-вторых, ни один бизнес-процесс не установлен раз и навсегда, он меняется, совершенствуется.

Executive.ru: Чем в вашей классификации талантливый сотрудник отличается от сотрудника с высоким потенциалом – HiPo?

А.С.: Талантливые сотрудники, как я уже сказала, составляют 70-80% организации. HiPo – это сотрудник, который готов к новым трудным задачам или к работе на новом уровне.

Executive.ru: Сколько таких людей в процентном отношении в человеческой популяции и в штате банка?

А.С.: Немного: 3-5%. При этом HiPo могут быть готовы к разным сложным задачам. Кто-то готов лидировать экспертное направление, кто-то будет развивать менеджерскую карьеру, и брать большую задачу по управлению командой на себя. Мы отходим от традиционного понимания о том, что HiPo – это сотрудник с менеджерской карьерой.

Executive.ru: В каком секторе возникает потребность вашего банка в HiPo – в маркетинге, IT, разработке новых продуктов...?

А.С.: Во всех секторах. Например, банку нужны сотрудники, способные быть руководителями отделений – далеко не все представители поколения Y готовы брать на себя эту ответственность, многие предпочитают карьеру экспертов, а не руководителей. Также нам нужны специалисты, способные разрабатывать новые продукты, например, удобные IT-решения для клиента – этим занимается подразделение «Альфалаб», это одна из самых молодых команд, ей постоянно требуются таланты. Этот ряд можно продолжить: управление рисками, клиентские отношения... Чтобы привлечь таланты, мы работаем со студентами – проводим соревнования по IT-тематике, анализируем кейсы, привлекаем в банк представителей этой целевой аудитории.

Executive.ru: Есть ли корреляция между потребительским брендом и HR-брендом – можно ли полагать, что представители этой целевой аудитории приходят в банк, в том числе и потому, что у банка есть потребительский бренд?

А.С.: Это – философский вопрос. Потребительский бренд должен соответствовать ожиданиям клиента, а бренд работодателя должен соответствовать ожиданиям сотрудника. Казалось бы, это – разные аудитории. Но, если вы посмотрите вглубь процессов управления талантами, то обнаружите пересечения. В банке должны работать те сотрудники, которые соответствуют ожиданиям наших клиентов. Ожидания клиентов строятся вокруг сервиса и клиенториентированности. Клиенториентированность – компетенция, которая строится на профессионализме сотрудника и на таком личном качестве как человеколюбие. Согласно международным исследованиям, меньше 5% людей обладают человеколюбием. У них есть врожденная способность строить и поддерживать отношения. Всем другим людям надо этому специально учиться. И, конечно, задача банка привлечь эти 5% и тех, кто готов научиться и способен к этому. Таким образом, мой ответ на ваш вопрос – положительный.

Executive.ru: Можете ли вы описать целевую аудиторию бренда банка как работодателя: сколько людей вы к ней относите?

А.С.: Сейчас мы находимся на этапе переосмысления этого вопроса, определяем целевые аудитории бренда. Если говорить о молодых HiPo, то мы подходим к этой теме со стороны вузов: есть список порядка 25 вузов, которые мы считаем целевыми. Это значит, что мы хотим, чтобы выпускники этих университетов знали о нашем банке. Численность целевой аудитории составляет не менее 10 тыс. выпускников. В список входят не только финансовые вузы, но и институты, готовящие специалистов в области IT.

Executive.ru: 10 тыс. человек – на входе в «воронку»? А какова конверсия?

А.С.: Конверсию важно смотреть по каналам. Например, конкурс стажировок I choose Alfa составляет 100-150 человек на место.

Executive.ru: Вы определяете сотрудников категории HiPo уже на входе в «воронку»?

А.С.: Как я уже сказала, категория HiPo составляет 3-5% от численности работников. Работа с HiPo происходит на разных уровнях организации. Если говорить о начинающих карьеру, то отбор HiPo начинается на ранних этапах, например, в ходе стажировок по программе I choose Alfa.

Executive.ru: Что происходит с сотрудниками HiPo после отбора?

А.С.: В банке действует цикл управления талантами, в котором имеются следующие секторы:привлечение и отбор талантов; адаптация; управление результативностью; обучение и карьерное развитие, вовлеченность как итог всех предыдущих этапов.

Executive.ru: Как вращается это колесо?

А.С.: Его «крутят» руководители. HR-бренд по сути базируется на том, что правильные руководители используют правильные инструменты – создают среду для развития и продвижения HiPo и выстраивают с ними партнерские отношения, оставляя при этом ответственность на HiPo.

Executive.ru: Чем карьерная траектория сотрудника, которого вы относите к категории HiPo, отличается от траектории сотрудника, не относящегося к HiPo?

А.С.: От HiPo мы ожидаем проактивной позиции. Это не имеет ничего общего с традиционным пониманием «кадрового резерва», когда человека ведут по всем ступеням, в обязательном порядке отправляют на тренинги и развивают ему карьеру в сторону обещанной должности. HiPo в банке – это сотрудник со способностями к новой сложной задаче, и мотивацией взять на себя полномочия. Если мы правильно выбрали человека, то он ориентируется в условиях неопределенности, ищет для себя «поле». Бывали случаи, когда HiPo формировали новое направление в банке, и возникала новая должность.

Executive.ru: Какова процедура попадания сотрудника в категорию HiPo?

А.С.: Раз в год, весной, проходит устное обсуждение сотрудников. Этим занимаются комитеты на разных уровнях. Также есть комитет по лидерскому потенциалу: обсуждение развития персонала топ-менеджерами. По итогам этих обсуждений сотрудники входят в категорию HiPo.

Executive.ru: Может ли сотрудник сам себя номинировать в HiPo?

А.С.: Он сам себя номинирует своим поведением. Если сотрудник не действует и не проявляет лидерские компетенции – это заметно и отразится на его оценке потенциала.

Executive.ru: Чем руководствуются менеджеры подразделений, выдвигая (или не выдвигая) сотрудников в качестве кандидатов в категорию HiPo?

А.С.: Разработана методология – калькулятор потенциала. Каждый руководитель с помощью этой методологии может определить, кто из его сотрудников уже готов к продвижению.

Executive.ru: Какие критерии «вшиты» в этот калькулятор?

А.С.: Шесть-семь ключевых критериев. В том числе две лидерские компетенции – ты должен показывать ролевое поведение в области клиенториентированности и в области управления изменениями в себе, ты способен учиться, накапливая опыт. Это наблюдаемое поведение, у которого есть подробная расшифровка с конкретными маркерами, признаками потенциала.

Executive.ru: Сколько сотрудников входит в список HiPo в банке сегодня?

А.С.: На верхнем уровне не так много, менее 60 человек на уровне руководителей банков и старших экспертов.

Executive.ru: Какова пополняемость этого списка?

А.С.: Он меняется, а не пополняется. Мы меняем список ежегодно весной. Сотрудник может выпасть из списка не потому, что он стал хуже работать, а потому, например, что он получил продвижение, занял новую должность и реализует сейчас свой потенциал, прежде чем двигаться дальше. Сейчас ему нужно побыть на этой ступени, и его не нужно передвигать, иначе он получит слишком большую нагрузку.

Executive.ru: Бывает, что человек выпадает из списка, потому что перегорел?

А.С.: Не помню ни одного подобного случая. Были другие ситуации – человек перестал развиваться – не продвинулся в развитии за год.

Executive.ru: Сотрудник знает, что он входит в список HiPo?

А.С.: Да.

Executive.ru: А другие хотят оказаться в этом списке?

А.С.: Мы отличаемся от других компаний тем, что HiPo ­– это не статус, который необходимо непременно получить. Список HiPo – это список людей, которым уже в ближайшее время необходимо давать сложные задачи. Карьерно-ориентированные сотрудники точно хотят попасть в этот список, и стараются ради этого – вкладываются в свое развитие. Те, кто на этот момент хотят скорее реализовываться в текущей должности, могут не иметь такого желания.

Executive.ru: Какова образовательная траектория HiPo – окончили ли они бизнес-школы?

А.С.: Нет, далеко не все, мы не держим этот параметр в фокусе. МВА – это скорее дополнительный параметр. В течение 2013-2015 годов часть HiPo прошли мини-МВА, у них нет дипломов международной школы, но мы нанимали известного профессора, у него есть свой подход к мини-МВА. Соответственно, у HiPo была возможность получить практическое знание, не корочку, а «выхлоп» с точки зрения инструментов для себя и лидерства.

Executive.ru: Каковы KPI у сотрудников HiPo?

А.С.: Я проверяю планы развития этих людей, обращая внимание на прозрачность процесса; на то, как происходит развитие; на устный диалог между руководителем, который выбрал человека, и самим сотрудником. И это потом отражается в документе, который называется «план развития». Цели, например, всех непременно повысить, у нас нет.

Executive.ru: Кого может выбрать руководитель в список HiPo?

А.С.: Это может быть не подчиненный, но сотрудник, находящийся ниже в иерархии. Если топ-менеджер выбирает HiPo, он встречается с кандидатом (есть показатели, сколько раз он должен это сделать). Рекомендующий получает обратную связь, что нужно этому человеку, чтобы получить продвижение и укрепить лидерство. Эти пожелания фиксируются. Очень важно, что они приходят не от HR-службы, а от других менеджеров. Рекомендующий получает очень подробную обратную связь – как другие подразделения его видят кросс-функционально.

Executive.ru: Что он должен сделать после получения этих пожеланий?

А.С.: Встретиться с рекомендуемым и обсудить пожелания, полученные по каналам обратной связи. Сотрудник HiPo создает на основе этих рекомендаций план своего развития. Задача состоит в том, чтобы люди менялись. Для этого они могут, во-первых, выбрать ментора из числа топ-менеджеров, пройти оценку «360 градусов», включиться в деятельность других подразделений в качестве спикеров… Очень важно, что произойдет через год: мы соберемся тем же составом, что и год назад, и обсудим, действительно ли произошли перемены в поведении сотрудника.

Executive.ru: Вы сравниваете оценку 2015 года с оценкой 2014 года и фиксируете дельту? Она и является KPI?

А.С.: Да. При этом есть компетенции, которые нельзя измерить в рамках годичного цикла: например, лидерское поведение, стратегическом мышление. К тому же эти качества едва ли возможно оцифровать. Тем не менее, общий вектор изменений за год всегда понятен.

Executive.ru: Сколько сотрудников получают положительную оценку из года в год?

А.С.: 1,5% получают отрицательную оценку: это люди, чьи компетенции за год не изменились.

Executive.ru: Значит, 98,5% двигались в правильном направлении?

А.С.: Да. При этом внутри этих 98,5% есть перемены разного объема и содержания.

Фото: Екатерина Золотарева

Расскажите коллегам:
Комментарии
Аналитик, Москва
Все бы ничего, но аббревиатура HIPO похожа на слово HIPPO, что в переводе с английского означает ''гиппопотам''. ''Значит я такой вот?! Я - бегемот?!''(с) Ералаш :-)
IT-консультант, Москва

Читаешь и диву даешься: тут тебе и ''HiPo'', и''talent manager'' и ''программа I choose Alfa''. По сути же это - составляющие давно известной западной методики работы с персоналом, которая многие десятилетия применялась (сейчас уже меньше) практически во всех крупных, часто транснациональных, компаниях, особенно под эгидой Великобритании и США. Да и СССР было много чего похожего, но нашего, на том же ЗиЛе, например. Само по себе это, может, и хорошо. Но лично мне каждый раз ''режет глаз'' прозападная терминология и методика, требующая не просто ''раскрутки'', а понимания серьезной адаптации подобных видов деятельности к нашим условиям. В этом и есть корень зла, ''ложка дегтя'' подобных публикаций. Мы уже наступили на ЕГЭ, попали в сферу обслуживания в медицине. Тенденция ведения чужеродной нам работы с людьми продолжается?

Креативный директор, Москва
Да, кстати... ЗИЛ. Что там сейчас? ''В 2011 году АМО ЗИЛ на длительный период (с начала года и до августа) останавливал автопроизводство. В августе 2011 год автопроизводство было запущено вновь, что дало рост объёмов реализации в 2012 году. Но в соответствии с принятым планом к концу 2012 года объёмы производства автомобилей и запасных частей были снижены. В связи с освобождением площадей от производственных процессов в 2013 году Общество не выпускало автомобильную технику и автозапчасти. Основными видами деятельности стали производство и продажа энергоносителей (теплоэнергия и электроэнергия), а также аренда. На 1 января 2014 года списочная численность работников Общества составила 2305 человек''. Источник Татьяна Орлова, Подобные цифры в моем понимании режут глаз значительно сильнее, чем англоязычные термины. Не пробовали искать ''корень зла'' не в публикациях Executive.ru, а в других местах?
Аналитик, Москва
Татьяна Орлова пишет: прозападная терминология и методика, требующая не просто ''раскрутки'', а понимания серьезной адаптации подобных видов деятельности к нашим условиям. В этом и есть корень зла, ''ложка дегтя'' подобных публикаций. Мы уже наступили на ЕГЭ, попали в сферу обслуживания в медицине. Тенденция ведения чужеродной нам работы с людьми продолжается?
А Вы на самом деле хотите такой ''адаптации к нашим условиям''? Боюсь, в этом случае, в состав HIPO войдут не гиперэффективные сотрудники, а просто ''свои люди''. И если их раньше называли ''блатными'', то теперь будут звать ''бегемотами'' (от слова hippo, означающее ''гиппопотам или бегемот''). Все бы ничего, но прекрасная инициатива, основанная на принципах меритократии, будет в этом случае загублена.
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Константин Комшуков пишет: теперь будут звать ''бегемотами
А почему не хипарями? И по нашему, и на ХИПО похоже :) Кстати исходно греческий ХИппо - не бегемот а лошадь. То есть перспектиыне сотрудники - это такие чистокровные скакуны. На всякий случай - не ахалтекинцы какие а орловские рысаки. Как на ЗИЛе
Аналитик, Москва
Марат Бисенгалиев пишет: Кстати исходно греческий ХИппо - не бегемот а лошадь. То есть перспектиыне сотрудники - это такие чистокровные скакуны. На всякий случай - не ахалтекинцы какие а орловские рысаки. Как на ЗИЛе
Как говорится, ''все мы немного лошади''. Например, синонимом слова ''hippo'' является слово ''waterhorse'' (водяная лошадь). Соответственно, перспективные сотрудники являются лошадьми (скакунами, рысаками), но не простыми, а водяными...Одним словом, бегемотами. :-)
А почему не хипарями?
Хиппи - это hippy или hippie. Все же эти слова на hipo меньше похожи, чем hippo. С другой стороны, отличительной особенностью хиппи являются длинные немытые волосы, алкоголь и ненормативная лексика. Разве может перспективный сотрудник ассоциироваться с таким человеком? У бегемота больше достоинств, на мой взгляд. По крайней мере, он воду любит, имеет короткую стрижку и матом не ругается. :-)
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Татьяна Орлова пишет: Да и СССР было много чего похожего, но нашего, на том же ЗиЛе,
Руки в масле, /---/ в мыле, мы работаем на ЗИЛЕ - ну как две капли воды похоже :)
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Константин Комшуков пишет: отличительной особенностью хиппи являются длинные немытые волосы, алкоголь и ненормативная лексика.
О, так это же айтишник из силиконовой долины!
Аналитик, Москва
Марат Бисенгалиев пишет: О, так это же айтишник из силиконовой долины!
Это уже ''хипстер'' или ''нерд''...Отличительная особенность: очки, толстовка, сникеры и кофейная кружка. Этакий хиппи-''ботаник''... :-)
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.