«Вложения в персонал – это инвестиции, а не затраты»

Роль HR в развитии компании меняется. Из узкого специалиста, от которого организация в случае кризиса избавлялась в первую очередь, директор по персоналу превратился в эксперта, который за счет работы с сотрудниками улучшает результаты бизнеса в целом. При этом HR – многофункциональный специалист, который должен уметь работать с любым персоналом вне зависимости от специализации компании.

Об этом в интервью Executive.ru рассказала эксперт в области HR с многолетним стажем – заместитель генерального директора по работе с персоналом сети клиник «Будь Здоров» компании «Ингосстрах», кандидат педагогических наук Анна Борисенко.


Анна Борисенко – член национальной конфедерации «Развитие человеческого капитала». Имеет более 12 лет опыта проведения тренингов и консультационной деятельности. Опыт управления персоналом и организационным развитием - более 10 лет, в том числе: директор по персоналу компании «ЭнергоАудитКонтроль»; директор по персоналу аудиторско-консультационной группы «Развитие бизнес-систем»; руководитель центра обучения компании «Страховое общество «Россия»; директор департамента персонала компании «МИЭЛЬ-Брокеридж»; руководитель дирекции по обучению и развитию персонала компании «Капитал Страхование Жизни».


Мы попросили Анну Борисенко рассказать о самых ярких корпоративных мероприятиях из ее практики, неразрешимых задачах с простым решением, а также поделиться собственными приемами эффективной нематериальной мотивации сотрудников.

Executive.ru: Расскажите, пожалуйста, какую интересную задачу вы сейчас решаете?

Анна Борисенко: В настоящее я работаю в сети медицинских клиник «Будь здоров». Моя цель – соединить коммерческий подход с высоким призванием врачей лечить людей. Это сложная задача. Важно внутреннюю корпоративную культуру и аспекты нематериальной мотивации персонала облечь в единую эффективную форму. При этом не должно страдать качество услуг, а их ассортимент необходимо расширять.

Еще одна из моих главных задач – развитие внутреннего HR-бренда. Мы построили высококачественную компанию не только для клиентов, но и для сотрудников. Сейчас определили новые векторы развития и хотим целенаправленно привлечь тех кандидатов, кому близко постоянное совершенствование и инновации, кому интересна площадка для профессионального развития. При этом, сравнивая работу многих медучреждений, я понимаю, что мы – хорошая кузница кадров. Например, нашим сотрудникам доступно обязательное профильное сертификационное обучение за счет компании. В наших клиниках продвинутое оборудование. Нам есть, что предложить кандидатам – и в плане обучения, и с точки зрения карьерных перспектив.

Executive.ru: Правда ли, что в частных клиниках много ленивых врачей, которые не хотят перерабатывать?

А.Б.: Ленивые сотрудники есть везде. И не потому, что они плохие или хорошие, а потому что так выстроены бизнес-процессы организаций. Сошлюсь на свою практику: у нас в «Будь Здоров» адаптируются лучше кандидаты из частных клиник. Многие сотрудники государственных поликлиник удивляются: «У вас так много надо работать! И в выходные тоже…». Для нас это создает определенные трудности, ведь требования к кандидатам очень высоки.

С другой стороны, важно помнить, что есть врачи стационаров, и это отдельная каста медиков. А мы все-таки поликлинические врачи. Это люди, которые оказывают поддерживающую помощь, диагностируют, назначают лечение, не связанное с оперативным экстренным вмешательством. При этом у нас есть служба круглосуточной помощи, травмпункт, круглосуточное ультразвуковое исследование для клиентов, которые находят на себя время только ночью. Так что и у нас есть, где поработать. Но следует отметить, что людей, желающих работать много, не так уж и много.

Executive.ru: Растет ли доверие к коммерческой медицине?

А.Б.: Конечно. У нас клиентская база растет на 20% ежегодно. Кроме того, в коммерческих клиниках работают те же врачи, что и в муниципальных больницах. Только частные клиники могут привлечь больше специалистов. Однако есть некоторые препятствия государственного уровня: например, работа в коммерческой медицине не засчитывается в медицинский стаж, врачам не присваиваются категории и так далее. Хотя требования и стандарты у нас соблюдаются одинаково, а зачастую и строже, чем в госклиниках.

Executive.ru: Вы работали с компаниями из разных сфер деятельности, в том числе в страховании, консалтинге, производство мебели, недвижимости. С какими сотрудниками работать интереснее всего?

А.Б.: Боюсь, что меня закидают помидорами коллеги, считающие, что HR должен быть непременно профильным. Я придерживаюсь другой точки зрения. На собеседовании в новой компании меня иногда спрашивают: «Но вы ведь никогда не работали в этой сфере!», на что отвечаю: «Коллеги, а у ваших людей две головы, четыре руки или они по-другому реагируют на те или иные вещи?». Эта профессия универсальна, подходит для любой сферы, и в этом заключается ее уникальность. Люди есть люди. И неважно, чем они занимаются. Все боятся одного, хотят другого, стремятся к третьему. Поэтому сложным было вхождение в специфику бизнеса, без ее понимания ты не будешь эффективным HR. А с точки зрения мотивации людей – все они одинаково хотят быть нужными и важными. И сфера деятельности компании существенной роли здесь не играет.

Executive.ru: Это как раз основа нематериальной мотивации. Какое значение имеют деньги?

А.Б.: Я думаю, что эффект материальной мотивации во многих сферах бизнеса переоценен. Многим руководителям проще дать сотрудникам денег и снять таким образом с себя ответственность, нежели постоянно эмоционально вкладываться в нематериальную мотивацию. Да, она более затратна в плане эмоций, ее результат отложен по времени, но при этом имеет накопительный эффект. Материальная же мотивация эффективна, краткосрочна и ограниченна. Тем более что бесконечно поднимать денежную планку никакой бизнес не в состоянии.

Executive.ru: Как лучше всего мотивировать людей нематериально? Как это делаете вы?

А.Б.: Я не отступлю от принципа нужности и важности. Когда человек понимает свое место и роль в бизнесе, ощущает, что он важен и компания его видит и ценит, – он будет работать совершенно по-другому. Понятно, что не все люди поддаются на это влияние. Но ведь для этого и существует подбор и отбор персонала – чтобы каждая компания брала тех людей, которые ей потенциально подходят. А потом начинает работать так называемый метод «соленых огурцов» – когда свежий огурец попадает в банку с солеными, то со временем тоже становится соленым.

Поэтому если в компании есть атмосфера доверия, взаимовыручки, то зарплата здесь является фактом фиксации уровня того или иного специалиста. Не зря ведь говорят, что деньги не мотивируют, а вознаграждают за прошлые дела. А мотивация – это как раз то, что работает на будущее.

HR

Анна Борисенко: «Высокопрофессиональный HR воспринимает бизнес целиком, а не только в контексте своего направления».

В свое время я слушала лекцию Константина Харского о мотивации. Ее первый, второй и третий законы звучат одинаково: за что платим, то и получаем. В зависимости от того, за что компания платит сотрудникам, то она и видит как отдачу. Если платит за то, чтобы сотрудник приходил и уходил вовремя, то получит работу от звонка до звонка. А если платит за эффективную работу, инициативность и ответственность, то тогда получит их. Но в этом случае прихода и ухода вовремя может и не быть.

Executive.ru: Помните себя в начале пути HR? Как вы изменились за это время?

А.Б.: Это два совершенно разных человека.

Начинала с пионерским задором, имея большой опыт бизнес-тренерства. Однако уже тогда в фокусе моего внимания была система построения HR. Поэтому я уверена, что организация системы обучения и развития персонала является основополагающим для развития компании. Считаю, что любые установки, стандарты и нормы работы, отношения к компании можно создать и развить через внутреннюю систему обучения. Это может быть наставничество, внутренние тренинги, создание кадрового резерва.

Сейчас я менее категорична, более взвешенна, знаю намного больше тонкостей и специфики как различных бизнесов, так и самой профессии HR.

Executive.ru: О том, как грамотно и эффективно управлять персоналом, о роли человеческого капитала в компании написано множество книг, статей, проводится большое количество семинаров и мастер-классов. Вы можете подтвердить, что за счет этого непрофессионалов в этой области становится все меньше?

А.Б.: Да, и это происходит по ряду причин. Одна из главных – во многих бизнесах и в целом в обществе меняется отношение к HR. Это связано с изменением отношения собственников и топ-менеджмента к самому персоналу. Еще несколько лет назад многие руководители думали, что стоит махнуть рукой, и в компанию выстроится очередь из желающих поработать. Сейчас же люди понимают, что хорошего специалиста найти сложно и нередко невозможно, поэтому его надо выращивать самим. Поэтому возрастают требования к HR как к специалисту, организовывающему этот процесс. Кроме того, появилось много прогрессивных технологий, в том числе IT-технологий в области HR, благодаря чему многие процессы стали автоматизированными. Огромную роль сыграло общее просвещение HR – проведение конференций, обмен опытом, работа множества профессиональных ассоциаций. За десять лет существенный профессиональный скачок сделали даже среднестатистические специалисты.

Executive.ru: Что отличает высокопрофессионального HR?

А.Б.: Это в первую очередь топ-менеджер, который воспринимает бизнес целиком, а не только в контексте своего направления. Его основная задача – понять, как он может улучшить работу бизнеса в целом.

Executive.ru: Как компании пересмотрели свое отношение к роди персонала и HR после кризиса 2008 года? Какой положительный результат сейчас налицо?

А.Б.: Всегда нужно помнить, что вложения в персонал – это инвестиции, а не затраты. Только пока, к сожалению, далеко не все топ-менеджеры и собственники это понимают. Но, к счастью, истина, которая HR была понятна еще до 2008 года, о том, что потеря ключевых специалистов чревата потерей устойчивости бизнеса, дошла уже до многих. Те, кто это понимают, в кризисные годы в первую очередь будут думать, как удержать ядро специалистов, владеющих технологиями и знаниями. Поэтому департамент работы с персоналом в кризис не роскошь, а средство первой помощи. Ведь компании важно удерживать внутренний позитивный климат не смотря ни на что. А кто как не специально обученные люди могут это делать?

Соответственно в 2008-2009 годах массово сокращали именно департаменты по персоналу, мотивируя это тем, что компания не планирует никого нанимать. В результате организации имели тревожный персонал, с которым никто не работал и эту тревожность с людей не снимал.

Поэтому в кризисные годы специалисты по персоналу должны непременно оставаться в компании, но при этом становиться многофункциональными. Ведь задачу развития персонала никто не отменял. Понятно, что в трудные времена компании приходиться ужиматься и сокращать ряд бюджетов. Но всегда можно найти незатратный выход, например, это может быть внутреннее обучение сотрудников путем наставничества в рамках компании. Что касается мероприятий, то это могут быть ивенты вообще с нулевым бюджетом. У меня был опыт проведения корпоративного нового года с нулевым бюджетом, хотя в этом участвовала вся компания и даже были задействованы региональные филиалы.

У людей всегда должна быть перспектива. И HR в кризисный момент должен ее создать. Ведь мы продолжаем работать, приносить прибыть, бизнес-процессы продолжаются, поэтому в кризисные годы, не расширяя экспансию, можно и нужно работать над внутренним качеством бизнес-процессов.

Executive.ru: Работать с персоналом – это значит делить с сотрудниками не только рутину будней, но и праздники. Расскажите, пожалуйста, о самом интересном и запоминающемся неформально мероприятии, которое вы организовали и провели вместе с сотрудниками.

А.Б.: Из всех ивентов мне нравятся те, которые так или иначе связанные с экшеном. Я расскажу о двух из них, давших потрясающий эффект.

Одни из них мы провели совсем недавно. Формат был непривычен для сотрудников – мы организовали большую игру под названием «Миссия выполнима», главная цель которой – объединение персонала. Это было активное мероприятие за городом с элементами веревочного курса и другими игровыми заданиями. И случилось так, что всю вторую половину мероприятия шел проливной дождь, хотя на дворе была середина лета. И что удивительно – если с утра люди были напряжены, но во второй половине дня на этот дождь уже никто не обращал внимания! Все носились с горящими глазами, делали задания, помогали другим командам. Для нас это был замечательный результат! Мы стремились донести до коллектива чувство общности и единства. И нам это удалось. После окончания игры люди не хотели расходиться.

И еще один запомнившийся ивент, который поразил меня с точки зрения раскрытия креативности сотрудников, мы провели в свое время в одной из инжиниринговых компаний из области энергетики. Мы снимали корпоративный фильм про этические дилеммы. Это было приурочено к созданию корпоративного кодекса этики. Мы выехали за город на целый день. Там сотрудникам предложили пройти небольшие специализированные мастер-классы – по режиссуре, актерскому искусству, операторской работе и так далее. По завершению все сотрудники разделились на операторов, режиссеров, актеров. Они писали сценарии, работали с камерами... В результате каждая из групп сняла свой фильм. В финале ивента мы подвели итоги и вручили призы зрительских симпатий. До сих пор помню, как солидные, серьезные специалисты – инженеры, энергетики, метрологи – подошли к творчеству с невероятно позитивным настроем и таким креативом, что этому нельзя было не удивляться!

Я считаю, что такие мероприятия – эффективные инвестиции в персонал, потому что они дают гораздо больше, чем первоначально рассчитываешь. А мероприятия, когда сотрудников вкусно накормили и поразвлекали, демонстрируют только благосостояние компании или амбиции собственников.

Executive.ru: У вас были ситуации, когда возникала мысль: «Я не знаю, как решить эту проблему»?

А.Б.: Конечно были. Например, такая ситуация возникла, когда я работала с одной из страховых компаний. Была поставлена задача в максимально короткий срок набрать большое количество агентов для агентской сети. Но при этом в силу кризиса мы не имели возможности нанять рекрутеров. Казалось, что ситуация неразрешима: денег на рекламу и рекрутеров нет, а людей надо привлечь. При этом нам каждую неделю предстояло выводить в дело около 50 уже обученных агентов. Это был настоящий вызов, который нельзя было решить традиционными способами.

В результате мы создали службу внештатных рекрутеров, работающих по агентской схеме. Мы пригласили молодых ребят и поставили перед ними задачу подбирать агентов, но с условием, что они получат деньги за работу только тогда, когда люди, которых они наняли, начнут работать и приносить деньги. И если человек, которого рекрутер привлек и направил на обучение, успешно сдал экзамен, начал работать и выполнял план – только тогда мы платили нанимателю.

Благодаря этому мы решили задачу и адаптации, и наставничества, и удержания – потому что от качества работы новоиспеченного агента зависел заработок внештатного рекрутера.

Executive.ru: У вас большой опыт консультационной деятельности и проведения тренингов. А чему, в свою очередь, вы хотите, чтобы научили вас? Чему собираетесь учиться в ближайшее время?

А.Б.: Хочу научиться типологии сотрудников по Майерс-Бриггсу. С этой системой я знакома, но не являюсь в ней экспертом.

В следующем году планирую пройти сертификации как тренер DDI. Это система управленческих тренингов со своей методологией.

Кроме того, мне интересны более глубокие знания в области финансового менеджмента.

Также очень хочу научиться рисовать маслом.

Фото: личный архив Анны Борисенко

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Системный администратор, Москва

Ну тут всё просто:
Вам необходимо провести/прочитать лекции, о том, как нематериально мотивировать сотрудников, по Вашему запросу - я найду по знакомым 5-ок
организаций :))) Которые очень в этом нуждаются. И мне будет очень интересен результат.
Лично я считаю например:
1.что доп. образование, только усилит желание свалить, взяв кредит и рассчитавшись с ''конторой'', потому что в конторе условно 30 тысяч, а предложили 80, обучение окупится за пол года, чем ''батрачить'' на ''контору 3-5 лет.
2.Бесплатные обеды ? смешно
3.Полис ДМС? Зачем он нужен молодым и здоровым? Лучше дайте денег!
4. Креативить на голодный желудок сидя в обносках -
не очень улыбает :)
5.Всякие весёлые старты и клоунады, спортивные мероприятия (бесплатные для организации) в лесу, но обязательные для сотрудников (потратим последние деньги на дорогу) ну-ну ...
Человек сидит и думает: 30% надо отдать по кредитам (не дай бог ипотека - это сразу 50%) дома беременная жена и 2 годовалый второй киндер (лучше двое) + старая сумашедшая тёща, которая всю пенсию тратит на 6 котов и водку. Так мы имеем 40 тысяч на руки ... так дорога +3 + 1 мобила+интернет+ кредит 13 (например), + квартплата 4 ...
''Шо мы имеем с гуся?'' 19 тысяч ... пробуем прокормить и одеть себя, жену и детей и накопить на ... какой отдых ... на подарки в детский сад, на поборы в школе, на роддом ....
И вот сидит такой сотрудник, а ему говорят, завтра к нам в организацию приедут КЛОУНЫ!!!! А потом мы пойдём в поход на пол дня укремплять в воскресенье корпоративный дух, жратву и гитары брать с собой ...почему в воскресенье ? Потому-что Ваши коллеги поувольнялись нафиг и Вы пашете ещё и по субботам - Вам доплачивают 2 тысячи ...
Постоянно выдают благодарности и Вы висите на доске почёта.
А уйти Вы боитесь, под предлогом ''а если не пройду испытательный срок в другой организации? тогда вообще всё пропало!!!'' И таких людей миллионы.
Платите побольше, если будет надо я сам куплю билеты в цирк, так думают все у кого на работе подобная ситуация.
Меня слава богу нематериальная мотивация обошла стороной...
И ''цирк шапито'' не отвлекает от мониторинга вакансий, с большей ставкой, лучшими условиями труда, и перспективами профессионального развития ...
Всем всего хорошего!

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

Заголовок выбран странный. Вложения в персонал это - по определению - инвестиции, а значит к затратам относиться и не могут. С другой стороны, ''затраты на персонал'' - словосочетание, не имеющее негативного оттенка. Инвестиции не являются, сами по себе, чем-то хорошим, а затраты - чем-то плохим. Плохи неэффективные инвестиции и излишние затраты... Судя по тексту статьи, заголовок должен был быть такой: ''Затраты на мероприятия неденежного стимулирования это инвестиции в персонал!''

Николай Лотох Николай Лотох Консультант, Украина

''У вас были ситуации, когда возникала мысль: «Я не знаю, как решить эту проблему»?''

Интересный вопрос. Дело в том, что если человек знает как решить проблему, значит это для него не проблема. Проблема - это всегда то, что человек не знает, как решить. Но есть надежда, что узнает и тогда это будет не проблема

CIO, Ульяновск

Думаю,нематериальное стимулирование нужно подбирать под каждого сотрудника индивидуально, для каждого работника всегда ,что то в приоритете.

Старший консультант, Москва
пишет: «Вложения в персонал – это инвестиции, а не затраты»
Какая свежая идея, однако. Своей инновационностью так и просится на страницы Гарвард Бизнес Ревью
Константин Комшуков Константин Комшуков Финансовый контролер, Кемерово
Иван Белоусов пишет: Человек сидит и думает: 30% надо отдать по кредитам (не дай бог ипотека - это сразу 50%) дома беременная жена и 2 годовалый второй киндер (лучше двое) + старая сумашедшая тёща, которая всю пенсию тратит на 6 котов и водку. Так мы имеем 40 тысяч на руки ... так дорога +3 + 1 мобила+интернет+ кредит 13 (например), + квартплата 4 ... ''Шо мы имеем с гуся?'' 19 тысяч ... пробуем прокормить и одеть себя, жену и детей и накопить на ... какой отдых ... на подарки в детский сад, на поборы в школе, на роддом ....
Ну, если человек имеет все это при зарплате 40 тыс. руб., то, пожалуй, деньги для него не являются самым главным в жизни. :-) Впрочем, есть и явные плюсы. Человек приходит с работы уставший, а его встречает семья: жена целует в лобик, дети просятся на руки, животные виляют хвостиками, теща словно вышколенный официант подносит стопочку охлажденной водочки... Он расслабляется и отдыхает! И так каждый! Счастливый человек! А представьте одинокого человека, глядящего из широких окон своего пентхауса на панорамный вид Москвы и, одновременно, распивающего бутылку молодого ''Chablis''. При этом он вынужден регулярно летать куда-нибудь в Эйлат, чтобы на пляже пятизвездочного отеля немного забыться и не переживать на тему того, что он пока только во второй сотне рейтинга, опубликованного в русской версии журнала ''Forbes''. Тоска...:-)
Николай Лотох Николай Лотох Консультант, Украина
Константин Комшуков пишет: А представьте одинокого человека, глядящего из широких окон своего пентхауса на панорамный вид Москвы
Трудно представить себе такого одинокого человека, глядящего из широких окон своего пентхауса на панорамный вид Москвы. Разве что, наблюдающего очередь к его подъезду из милых девушек, которые не прочь смотреть вместе с ним на этот панорамный вид из окон его пентхауса и регулярно летать куда-нибудь в Эйлат, чтобы на пляже пятизвездочного отеля немного забыться
Константин Комшуков Константин Комшуков Финансовый контролер, Кемерово
Николай Лотох пишет: Разве что, наблюдающего очередь к его подъезду из милых девушек, которые не прочь смотреть вместе с ним на этот панорамный вид из окон его пентхауса
Скорее, это не просто девушки, а персонал, ожидающий определенных инвестиций в себя. :-)
Николай Лотох Николай Лотох Консультант, Украина

Можно и так сказать.

Хотя это будет звучать цинично и вызовет справедливое возмущение девушек, которые хотят красивой (счастливой, богатой, разнообразной) жизни. Но не хотят чувствовать себя персоналом. Хотя от инвестиций в себя, наверное, не откажутся.
Более того, воспримут это как правильное и мудрое решение.

Инвестиции делают в надежде, что они окупятся

Михаил Ободовский +1185 Михаил Ободовский Управляющий директор, Москва

Константин,

счел себя обязанным отплюсовать Ваш тысячный пост, даже не читая, что в нем написано.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.

В России не хватает 2,7 млн работников

Больше всего предложений зафиксировано в обрабатывающих производствах и торговле.

Треть россиян регулярно уходят в «тихий отпуск»

Это отпуск без отрыва от работы, когда люди путешествуют, не отключаясь от своих деловых обязанностей и не оповещая об этом работодателя.

Зарплаты IT-директоров выросли более чем в 2 раза за 5 лет

При этом за последние годы зарплаты новичков в IT почти не растут, а по отдельным позициям наблюдается даже отрицательная динамика.