Менеджеры, пора возвращаться с войны!

Полковник Васин приехал на фронт
Со своей молодой женой.
Полковник Васин созвал свой полк
И сказал им − пойдем домой;
Мы ведем войну уже семьдесят лет,
Нас учили, что жизнь − это бой,
Но по новым данным разведки
Мы воевали сами с собой.

«Аквариум». Фрагмент песни «Этот поезд в огне»

Как все начиналось…

Недавний разговор за чашкой чая с генеральным директором одного петербургского отеля навел на размышления. Суть разговора: впечатления после тренинга, на котором большинство мужчин-руководителей обозначили на коллаже о собственной жизни свое сегодняшнее положение в мире и бизнесе изображением десантников или боксеров. Процитирую моего собеседника: «И о каком сотрудничестве может идти речь? Когда ты подходишь к человеку, который «в состоянии войны», он даже не понимает, о чем ты, его первая мысль – где пытаются наколоть? Вторая мысль – как этого чудака можно использовать? Вот такое получается сотрудничество…»

Человек человеку волк, лиса и медведь

Год 2009. Меня пригласили директором по развитию в одну финансовую компанию, которая к тому времени существовала уже два года, но владельцев не устраивала работа команды, были подозрения в хищениях, а общение с клиентами и вовсе можно было назвать хамским. Поэтому было принято решение создать новую компанию под старым брендом: новый офис, новые сотрудники, новый сайт, в общем – новая жизнь. Проект был не простым, но успешным. В подробности не вдаюсь, так как не об этом речь. А речь об исполнительном директоре, у которого я была в подчинении и который уже напрямую общался с владельцами, а я по факту рулила всей операционкой. Исполнительным директором той компании была моя бывшая однокурсница (она меня и пригласила на проект). У нас уже был опыт совместной работы, причем достаточно успешный, но в других ролях.

И до этого были мною замечены некоторые особенности в поведении Марии (имя изменено автором статьи – прим. автора). Если совсем коротко: стиль жизни и коммуникаций в работе – «кругом враги, нельзя терять бдительность». С течением времени и продвижением вверх по карьерной лестнице это кредо Марии трансформировалось в «на войне все средства хороши», «кто не с нами, тот против нас», «либо мы, либо нас».

Вот тут и началось самое интересное. Снова активизировалась служба безопасности: мониторинг рабочих компьютеров, «свои» люди в отделах. Регулярные разговоры на совещаниях руководителей подразделений о том, что «шпионят», «сливают» информацию и чуть ли не готовят диверсию и переворот. Это было бы смешно, если б не было так грустно. Потому что истеричное и даже параноидальное поведение руководителя и лидера (а в харизматичности и лидерских качествах Марии сомневаться не приходилось) стало создавать крайне непродуктивный эмоциональный фон в коллективе.

Мне, как буферному звену, придерживавшемуся кардинально противоположной точки зрения, признаюсь честно, приходилось не сладко. Какое уж тут решение задач, когда основное время нужно было работать «жилеткой» и «успокоительным» для сотрудников. Периодически останавливая самых горячих в попытках написать заявление «по собственному».

При этом у самой Марии от такой позиции жизнь сахарной не становилась. Дикое напряжение прорывало болезнями (когда по-дружески помогали в поиске хороших специалистов, а то и заставляли вызвать скорую) или слезами, мы периодически отмечали конец рабочей недели чаем с этой приправой. Просто потому что даже «железная леди» не настолько железная… А ведь кругом враги, а ведь завтра снова в бой. И ни минуты покоя.

Потом случилась вещь закономерная. Очередное повышение в статусе, и Мария в течение полугода под разными предлогами распрощалась со всей командой, которая помогала поднимать проект «с нуля», которая много видела и знала, в том числе ошибки и слабости. Для нас это не стало неожиданностью, так как признаки «слива» были на лицо. Да и устали от войны. Все хорошие специалисты нашли достойное место под солнцем и, в общем-то, случился такой не совсем американский happy end. Кто-то продолжил спокойно жить и работать, а кто-то «одержал победу над врагами», сжег всех ведьм до следующего понедельника и отправился искать новые угрозы.

Как закопать топор войны?

Проблема очевидна, обсуждать ее можно долго. Вопрос-то как всегда простой: «Что делать?». «Расслабиться и получать удовольствие», как рекомендуют некоторые, ох, как не всегда получается.

Если вы в приведенных выше описаниях хоть чуть-чуть узнали себя, то первое, что посоветую, опираясь на собственную практику: выходной, два выходных, а еще лучше отпуск.

Как правило, «состояние войны» во многом базируется на элементарной измотанности и усталости, которые заставляют наше воображение рисовать монстров там, где их нет и в помине. Недосып – отличный источник раздражительности и агрессии.

Сразу предвижу возражения: «это невозможно», «у меня сроки горят», «времени нет» и т.д. А теперь ответьте на вопрос: вашему работодателю или даже собственному бизнесу инвалиды нужны? Да, вот так жестко. Если без розовых бантиков, то «дорога войны» − это дорога именно туда. С войны (раз уж мы берем эту ассоциацию) целыми не возвращаются. Даже если удалось сохранить ноги и руки, психика все равно страдает. Не через пять, так через десять лет придет поражение. А лучшее лекарство – любовь к себе и своим близким, которым вы нужны.

Еще маленькое наблюдение: бассейн, сауна, spa – вода отлично снимает напряжение и негатив. Регулярно посещайте их, и радости в жизни прибавится. Балуйте себя любимыми блюдами и вкусностями. Не в смысле «истерику шоколадом заедать», а в смысле слушать свой организм и отвечать ему не только словами «Заткнись, некогда».

Когда ваше тело, в котором (как это ни странно) живет ваш мозг, немножко придет в порядок, можно выходить на следующий этап – корректировку моделей поведения и поиск альтернатив. Специально обращаю внимание! Состояние мира – это не состояние «бесхребетности», размазанности или постоянного напевания «Хари Кришна, Хари Рама». Состояние мира – это адекватность, эффективность, скорость принятия решений, конкурентоспособность! За счет того, что лишние эмоции и фантазийные монстры не мешают вам хорошо выполнять свою работу и выстраивать коммуникации, рассчитанные на долгосрочное партнерство и обоюдную выгоду.

Согласитесь, это ценно. А драйв и адреналин можно черпать в соревновательной конкуренции, которая вырастает из Олимпийских игр или любимого дворового футбола. Для победы совсем не обязательно бить на поражение.

Описать все мирные методики не хватит и целой монографии. Вы можете найти книги, семинары, тренинги в которых отрабатывается взаимодействие на базе «выигрыш – выигрыш». Это, собственно, то, что, прежде всего, нужно для решения проблемы. А дальше пробуйте найденное на практике и приятно удивляйтесь результатам.

Вместо послесловия

И снова хочу вернуться к эпиграфу этой статьи. Цитата из «Аквариума»: «По новым данным разведки, мы воевали сами с собой».

С кем бы мы ни воевали, все равно, мы, в первую очередь, воюем с собой. Может, настала пора насладиться мирной жизнью?

Комментарий эксперта

Ирина Яковлева, генеральный директор Advanced Management Institute, член Ассоциации Сопровождения Бизнеса, член международной ассоциации коучей (ICF)

Дилемма узника. Извечный вопрос: конкуренция, война, стремление победить сейчас или сотрудничество, желание договориться и мир в долгосрочной перспективе. Этот вопрос всегда стоит на повестке дня. И любое его решение требует немалых энергетических затрат для реализации.

Но если проблема восприятия окружающего мира как войны есть, если такой стиль руководства и отношений переходят из компании в компанию, негативно влияют на окружающих людей, а главное – разрушают самого человека, то с этим точно нужно что-то делать.

А, прежде всего, понять, почему так?

1. Усталость. Очень часто бывает именно так. А в бизнесе усталость и сильное утомление может привести к профессиональному выгоранию, чего нельзя допускать. В этом случае автор статьи предложил несколько вариантов решения проблемы, то есть варианты отдыха, расслабления, переключения, а главное накопления энергии.

2. Незнание, что возможно иначе. Незнание, что есть другие действенные и эффективные способы управления и достижения результатов, мирные, эволюционные, а не революционные. В этом случае нужно заниматься просвещением и обучением. Обучением тому, что работа любого руководителя – это, прежде всего, управление людьми. Ведь именно человек достигает результата, а задача каждого руководителя заинтересовать, мотивировать, поддержать и направить свою команду в нужную сторону, обучать. Помните, что в зависимости от этапа развития проекта (организации) нужны разные стили руководства, разные подходы будут эффективными, и разные требования предъявляются к лидерам. И эти законы характерны для любого бизнеса. Например, если на start-up во главе компании окажется типичный администратор (то есть человек, который основной своей задачей видит планирование, координацию, проверку исполнения и отслеживание того, чтобы система работала, как положено), то в погоне за структурой и распределением полномочий можно потерять идею и бизнес, так его и не начав. Потому что в начале пути нужны руководители, которые смогут инициировать процесс самостоятельно, а не управлять существующим. От менеджера в роли предпринимателя требуется творческое начало в поиске новых подходов и умение брать риск на себя. Любой стиль управления и ценности, транслируемые руководителем, определяют корпоративную культуру компании, а она в свою очередь может поддерживать и способствовать достижению цели компании, а может противоречить и сводить все усилия на нет. И повлиять на этот эффект может только руководитель.

3. Ощущение одиночества на работе и отсутствие «чувства локтя» и поддержки от коллег.В этом случае можно предложить различные форматы совместного взаимодействия руководителя с управленческой командой или со всеми сотрудниками. Целью такого взаимодействия всегда является необходимость лучше узнать друг друга. Командообразование и создание единого информационного поля участников. Это может быть традиционный и нетрадиционный тимбилдинг, совместное обучение, участие в бизнес-играх или решение каких-то не относящихся к бизнесу совместных задач (корпоративные состязания, праздники и т.д.). Также это могут быть программы личностного развития, развития лидерских навыков в группе, любое совместное обучение, где затрагивается личностный аспект и удается рассказать о себе, и обсудить что-то важное. Данные технологии очень быстро дадут свои плоды.

4. Неудовлетворенность в целом (семьей, работой, личной жизнью, достижениями, собой и т.д. и т.п.). «Неосознанное в нас управляет нами, осознанным управляем мы». Часто гнев, излишняя конкурентность возникают именно от неудовлетворенности собой, неумения управлять собой, незнания себя. И существует масса способов работать с этим. Последнее время направление executive coaching (коучинг для руководителей) стало очень востребовано. Ведь именно руководитель (особенно владелец) чаще всего чувствует себя одиноким в этом мире (вокруг либо подчиненные, либо конкуренты, либо те, кто не понимают его проблем и не могут помочь). А возможность иметь рядом человека, который не будет оценивать, будет поддерживать, задавать вопросы, на которые порой так неприятно отвечать, но ответ на них позволит меняться, развиваться и расти и в личностном плане, ив профессиональном, позволит найти в себе силы и мотивацию достигать и расти.

5. Отсутствие других источников для самореализации, особенно для амбициозных и конкурентных личностей/руководителей. Здесь важно найти и определить для себя те роли, которые мы играем во внерабочее время: родитель, друг, муж/жена, спортсмен, рыбак и охотник, стрелок и строитель, танцор, кулинар, эксперт в какой-то области, то есть все те активности, в которых мы также можем реализовать свои амбиции, дать волю своей конкурентности, творческому началу, где мы можем быть лучшими и достигать высокого результата. И такая область переключения у каждого своя, но как же она нужна в повседневном мире работающего человека.

Способов справиться с враждебным мировоззрением масса, важно захотеть и понять, что все, начинается с нас, с каждого отдельного человека, но и все заканчивается нами. Нельзя снимать ответственность за то, что мы можем перенести отношение к одной ситуации на другую, проблемы настоящего в будущее.

Один философ сказал: «Я интересуюсь своим будущим, потому что собираюсь прожить в нем всю свою жизнь». Так пусть и будущее, и настоящее будут полными, мирными, эмоциональными. Такими, что не позволят снизить самооценку ни нам, ни людям, которые нас окружают.

Фото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Владислав Казимирчук Владислав Казимирчук Менеджер, Москва

Провокация

Директор по развитию, Санкт-Петербург

Владислав, в чем именно Вы видите провокацию?)

Алексей Кормилкин Алексей Кормилкин Технический директор, Москва

''а я по факту рулила всей операционкой. ''

мельчает проект.

Вероника, Вам на будущее два совета:

1) Подписывайтесь своим именем, а не ссылкой на компанию, которую Вы ''продвигаете'' (за это Вам ''черная метка'').
2) Пишите простым литературным языком.

Александра Уланова Александра Уланова Аналитик, Калуга
Алексей Кормилкин пишет: Пишите простым литературным языком
Не соглашусь, написано не плохо, а вот от ''простого русского языка'' как раз проект и мельчает. По-поводу ''войны'' - заданный стиль руководства и подбор кадров создающий перекос в компании.
HR-директор, Москва

Чем занимается (занималась в начале ''нулевых'') финкомпания? Манипулировала чужими деньгами, надувая мыльные пузыри в ожидании 300% прибыли? Отнимали/перераспределяли у одного (конечно, лоха!) в пользу другого (разумеется, успешного предпринимателя)?
Попробовала бы героиня эссе, вместо передела активов, заняться созидательным производством: растить и доить коров, строить дома, лечить детей, создавать всякие хай-тек ''гугл-андроиды''... Может, тогда и война contra mundum сама собой рассосалась бы?
Когда ты создаешь и растишь - наступает мир (и на улице, и в душЕ), когда только перераспределяешь и делишь - войны не избежать.

Директор по развитию, Санкт-Петербург

:)

1. Мое имя, как здесь, так и рядом со статьей совпадает. Я его не скрываю:) Вероника Кузенкова, не понимаю, что Вас смутило.
2. Я пишу очень простым языком. Если Вам не нравится стиль, то, конечно, не могу заставлять Вас читать. Для меня гораздо более литературно и честно написать ''а я по факту рулила всей операционкой'', нежели ''испытывая когнитивный диссонанс на основании анализа деятельности организации, согласно полученным инструкциям и т.д. и т.д.''

Спасибо за критику :) И хорошей Вам пятницы, Алексей!

Алексей Кормилкин Алексей Кормилкин Технический директор, Москва
Александра Уланова пишет: Не соглашусь, написано не плохо...
Согласен, Александра. Написано не плохо, а ужасно!
Вероника Кузенкова пишет: так и рядом со статьей
Вероника, проблема в том, что статьи принято подписывать Именем автора, и ссылку ставить на Имя автора. Вы же подписались именем компании и ссылку дали на компанию. Данный ход я расцениваю как дешевый трюк по раскрутке Вашего ''издательства''.
Вероника Кузенкова пишет: Я пишу очень простым языком
На это я Вам и указал! Рекомендую Вам ПОДНЯТЬСЯ до ЛИТЕРАТУРНОГО языка, а не обходится сленгово-дворовым жаргоном.
Директор по развитию, Санкт-Петербург

Алексей, данная статья отправлялась в редакцию портала e-xecutive.ru, и именно редакция поставила указание на должность и место работы, на этот факт я никаким образом не влияла и не влияю, кроме того, что представила информацию о себе, как об авторе.

По поводу того, подниматься ли мне, куда, в чем и т.д. я решу сама. Думаю, что поскольку девочка уже большая, справлюсь с этой задачей:).

P.S. Алексей, покорнейше прошу прощения, но я не встречала раньше Вашей фамилии на обложках литературных бестселлеров, классических произведений или всемирно известных научных трудов... Наверное, я слишком невежественна)))) и не знаю главных литературных критиков и знатоков русского языка в нашей стране.

Руководитель, Украина

Вероника Кузенкова совершенно справедливо призвала всех вернуться с войны. Статья просто призывает задуматься над этой проблемой. Как решать эту проблему - это уже отдельные кейсы со своими исходными данными.
С боевыми действиями внутри предприятия и вне его приходится сталкиваться постоянно, а это чистое самоедство для предприятия, которое снижает продуктивность. Примеров из практики накопилось очень много, но остановлюсь на нескольких моментах, с которыми часто приходится сталкиваться при каждом новом назначении руководителем.
- Внутренние войны.
Обычное явление, что в каждой организации имеются большие или малые группы сотрудников, которые ведет между собой боевые действия. Войны бывают между старожилами и новичками, специалистами разных подразделений на тему - кто более важен для предприятия, по причинам личной неприязни и мелочных обид, зависти к успехам и доходам, близости к шефу и финансовым ресурсам и т.д. и т.п.
В этих ситуациях руководитель должен быть психологом и манипулятором, обладать навыками нейролингвистического программирования и другими навыками ''правильного'' общения. Иногда, как писал О Генри и заметила автор статьи, быть спиной, грудью или плечом для своих сотрудников, где те могут проехаться, закрыться от опасности или просто поплакаться.
Все средства хороши для того, чтобы погасить боевые действия внутри структуры и создать команду, как это банально не звучит, на пути к достижению общей цели.
- Внешние войны.
1. Война с конкурентами.
Здесь все просто. С конкурентами нет смысла в открытую воевать - не известно на что нарвешься. Здесь следует проводить только разведку, и на основе полученной информации вырабатывать стратегию. Надо помнить одно правило, что если разведка переходит к открытому бою - то главное сражение уже проиграно.
2. Войны внутри корпорации (холдинга).
Здесь зачастую возникают самые жестокие войны, где в проигрыше оказываются все стороны - это и топ-менеджер предприятия, и менеджеры управляющей компании, и даже собственник, который может лишиться талантливого управленца. Это постоянная борьба за право самостоятельного принятия решений, за ресурсы, за влияние и т.п. Но это тема для отдельного анализа.
Можно только посоветовать менеджерам управляющей компании посмотреть сериал ''Звездные врата''. Они должны быть ''симбионтами в телах'' предприятий и помнить, что когда ''тело'' умирает, то не всегда они смогут найти себе другое и тоже могут погибнуть. Симбиоз - это ключевое понятие внутри корпоративных отношений.

Тема очень интересная для дискуссии, но в конце позволю себе дать только один совет. Если не хотите войны, забудьте слово - ''КОМАНДИР'', а оставьте для себя только одно понятие - ''УПРАВЛЕНЕЦ'' (менеджер - по иноземному).

Алексей Кормилкин Алексей Кормилкин Технический директор, Москва
Вероника Кузенкова пишет: Наверное, я слишком невежественна
Наверное. Вы себя знаете лучше. Вероника, Вы слишком эмоционально реагируете на критику, и тон Ваших ответов дает мне причины судить, что Вы не имеете реального опыта в тех вопросах, о которых пишете в Вашей статье. В таком контексте Ваша статья - не более чем бравирование и, простите, дешевый само-PR на пустом месте. Уверен, что вторая черная метка в Ваш адрес с мотивировкой: '' За чрезмерно болезненную реакцию на критику, переходящую в неконтролируемое словоизвержение, что в любом случае не достойно ''опытного'' менеджера по ''Стратегическому планированию и организационному развитию'', призывающего ''зарыть топор войны''. '' также Вами вполне заслужена.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Рамиль Гайсин
Коллеги, подскажите с такой ситуацией. Мы ООО на осно. Находим заказы на ремонт оборудования. Неп...
Все дискуссии
HR-новости
В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.

Большинство российских компаний подняли зарплаты в 2024 году

Чаще всего поднимали оклады в среднем и крупном бизнесе.

Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Одежда по дресс-коду компании обходится россиянам в среднем 28 тыс. руб. в год

8 из 10 сотрудников компаний, практикующих дресс-код, покупают офисную одежду за свой счет.