Мы горим на работе! Кто протянет руку помощи?

Долгое время словосочетание «гореть на работе» было лишь красивым выражением, но с недавних пор стало диагнозом. Для излишне лояльных и трудолюбивых менеджеров.

Так чем же мы болеем? «Выгорание», или «синдром менеджера», - это болезненное состояние, вызванное стрессом и усталостью, которое сопровождается депрессией и потерей работоспособности. А врачи считают зависимость от работы расстройством психики. Впечатляет, не правда ли? Но, на мой взгляд, подобный диагноз - еще не самое страшное, гораздо неприятнее то, что теперь менеджер остался один, он будет сам справляться со всеми возникшими проблемами. Компания руку помощи не протянет и не поддержит, нет, она просто забудет о нем или тихо попросит выйти вон. То есть по счетам всегда платит пострадавший, но не работодатель. Сгоревший менеджер уже не нужен компании, она выбирает новую жертву, а старая ищет новую работу, борется с бессонницей и депрессией, и, не дай бог, общается с другими врачами. Есть ли выход из этой ситуации?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вернуться в исходную точку и понять, как же менеджеры получают свой синдром. Стресс, бессонница, депрессия, снижение работоспособности – это следствия чрезмерной нагрузки, огромного количества информации, ненормированного рабочего дня и постоянного перенапряжения. Ну, и недостаток положительных эмоций при полном наборе эмоций отрицательных. Это объективная сторона вопроса. Но если задуматься - все ваши коллеги работают приблизительно в таком же режиме, испытывают примерно те же нагрузки, а заболели почему-то только вы? Значит, дело не только в объемах работы, а в вас.

Часто мы сами толкаем себя в объятия стресса, просто не можем забыть о работе, не можем без нее жить даже в часы отдыха или в выходные, мы принимаем ее слишком близко к сердцу. Забываем про личную жизнь, про массу совершенно замечательных вещей, которые когда-то приносили нам радость и удовлетворение, перестаем спокойно спать ночами, обдумывая пути решения рабочих проблем или просто мучаясь тем, что что-то не сделали или сделали не так… Сужаем свою жизнь до одного единственного понятия – «работа». Хм, может быть, врачи не так уж и неправы?

А что толкает нас на такие, казалось бы, совершенно нелогичные и однозначно вредные действия? Мы хотим быть «быстрее, выше, сильнее», хотим доказать, что мы – самые лучшие и достойные, самые ценные и незаменимые. Но кому это нужно? Работодателю это, безусловно, выгодно, он получает максимальную отдачу от вложенных в нас средств, еще и с прибылью. Нам самим? Конечно, нам кажется, что ради карьеры, большей зарплаты или новой должности стоит перетерпеть, ведь награда будет достойной. А некоторые считают, что нельзя отказать начальнику, не выполнить его просьбу, тысячную, потому что неправильно поймут, уволят… Амбиции, перфекционизм, неумение сказать «нет» и ложно понимаемая лояльность к работодателю – вот что толкает нас на самоубийственные, по сути, шаги. Ведь итог подобных подвигов – снижение работоспособности, эффективности, депрессия и иногда целый букет иных заболеваний.

А какова награда? Что готовы дать компании «горящим» во имя их процветания работникам? За редкими исключениями – ничего. Если посмотреть правде в глаза и отвлечься от красивых и правильных слов о ценности и незаменимости работников, которые сегодня выучили все работодатели, то мы увидим печальную картину. Почти всегда повышают в должности не трудяг, не спящих ночами, а тех, кто умеет правильно говорить и находить правильный подход к начальнику, умеет продавать себя, или просто берут со стороны, потому что не видят достойных кандидатур среди своих. А если работодатель заметил, что сотрудник выдохся, потерял работоспособность и уже не эффективен, от него просто избавляются. Даже топ-менеджеров просто меняют, что же говорить о руководителях среднего звена? Зачем компании неэффективный сотрудник, если на рынке масса кандидатов? Компания поменяет деталь. А менеджер останется у разбитого корыта.

И вот тут мы возвращаемся к исходному вопросу: как не заболеть «синдромом менеджера»?

Первое и самое главное – нужно понять, что никто, кроме вас, за ваше здоровье – физическое и душевное – не отвечает. И только вы можете сделать так, чтобы стресс, депрессия и итоговое снижение работоспособности и эффективности обошли вас стороной. Больше любите себя и меньше - компанию.

Неправда, что только руководитель может регулировать нагрузку подчиненных. Вы тоже можете оказывать влияние на распределение нагрузки, освоив тайм-менеджмент и научившись грамотно говорить «нет». И умейте ставить точку: не нужно делать все сегодня, оставьте что-нибудь на завтра. Распланируйте свои дела, расставьте приоритеты и действуйте.

А если вы почувствовали, что все-таки заболеваете, то вспомните, в мире есть масса приятных вещей помимо работы. Начните выкраивать на них время: фитнес, прогулки, общение в друзьями, вышивание крестиком… Вспомните, что вам раньше нравилось, доставляло удовольствие, и добавьте это в свою жизнь. Придумайте себе хобби. И главное – оставляйте работу на работе, не мучайте себя служебными вопросами в свободное время. Даже если работа – самая любимая, дайте ей немного от вас отдохнуть. Вам обоим это пойдет на пользу.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Красноярск

Все именно так. Два раза наступал на эти грабли - научился :) экспериментальным путем пришел к лекарству от 'синдрома менеджера'. Скорее даже получил приобретенный иммунитет :)

Тимур Беставишвили Тимур Беставишвили Директор по развитию, Санкт-Петербург

[COLOR=red]Часто мы сами толкаем себя в объятия стресса, просто не можем забыть о работе, не можем без нее жить даже в часы отдыха или в выходные, мы принимаем ее слишком близко к сердцу. Забываем про личную жизнь, про массу совершенно замечательных вещей, которые когда-то приносили нам радость и удовлетворение, перестаем спокойно спать ночами, обдумывая пути решения рабочих проблем или просто мучаясь тем, что что-то не сделали или сделали не так… Сужаем свою жизнь до одного единственного понятия – «работа». [/COLOR]Вопросы: КТО? ВАМ? МЕШАЕТ? НЕ ЗАБЫВАТЬ ПРО ЛИЧНУЮ ЖИЗНЬ? НЕ ОТКЛАДЫВАТЬ? СПАТЬ НОЧАМИ? НЕ СУЖАТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ ДО ПОНЯТИЯ 'РАБОТА'? И так далее? Кто этот страшный враг??!Если Вы так хорошо всё понимаете, то почему не делаете то, что нужно. Почему бы просто не встать и не пойти?Или этот материал размещён здесь с другой целью: не решить проблему, а собрать таких же 'несчастных', и устроить хоровое пение? :D

Менеджер, Санкт-Петербург

Мое мнение, что пока человек не дойдет до определенной точки, пока сам не осознает, что это дорога вникуда, с этим ничего не поделаешь... Сама такой была, казалось, что весь мир переверну, что в сутках 36 часов, спать можно часа по 3 и все будет ок. В определенный момент здоровье стало давать сбои, организм ослаб... Теперь вспоминаю эти времена как в страшном сне. Больше не хочу! РАБОТА не стоит того, чтобы ей посвящать ВСЮ жизнь!..:((

Директор по маркетингу, Москва

Тимур, Ваша новая фотография - запредельная. :) в смысле очень удачная

Директор по маркетингу, Москва
Тимур Беставишвили пишет:Или этот материал размещён здесь с другой целью: не решить проблему, а собрать таких же 'несчастных', и устроить хоровое пение?
мне кажется, что материал размещен с благой, даже миссионерской целью... что то типа - 'коллеги, будьте внимательней к себе.. вы того стоите'что же касается решения , то тут - алгоритм стандартный, результаты у всех разные, порой неожиданные - главное начать. вот например, начав читать Архангельского, я и не заметила, как плавно увлекалась классической китайской философией - Дао и все дела. увлекательно, черт возьми и оччень полезно :)
HR-директор, Москва
Тимур Беставишвили пишет:Вопросы: КТО? ВАМ? МЕШАЕТ? НЕ ЗАБЫВАТЬ ПРО ЛИЧНУЮ ЖИЗНЬ? НЕ ОТКЛАДЫВАТЬ? СПАТЬ НОЧАМИ? НЕ СУЖАТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ ДО ПОНЯТИЯ 'РАБОТА'? И так далее?
Тимур, мне кажется Вы слишком категоричны. Ответ находится безусловно в нас самих, НО...
Ирина Лебедева пишет:пока человек не дойдет до определенной точки, пока сам не осознает, что это дорога вникуда, с этим ничего не поделаешь...
Многим и очень многим нужно время, а также самому лично пройти через весь этот букет: депрессия, бессоница, мысли о работе днем и ночью, обрушившиеся в связи с этим болезни на почве психосоматики - прежде чем человек все-таки придет к этой здравой, и казалось бы само собой разумеющейся мысли: 'Нникто никому ничего не должен, а наша жизнь - это НАША жизнь, мы сами несем за нее ответственность и только от нас самих зависит какой будет наша жизнь.'Если Вы лично пришли к этой мысли давно (и думали и жили так всегда), то есть еще миллион людей, которые ПОКА к этой спасительной мысли не пришли. [B]И если хоть один человек, прочитав эту статью, наконец к этому выводу придет - значит автор не зря потратил время на ее написание.[/B]Пишу со всей ответственностью, т.к. у меня сейчас перед глазами подобный пример разворачивается с близким мне человеком: жуткий перегруз на работе, полная отдача себя (зачем? - спрашивается) и как следствие - бессоница, депрессия, разочарование в себе, в профессии, в жизни... Разговариваем на эту тему много и часто, сдвиги есть, но пока они очень и очень малы и незначительны. Но я надеюсь, что со временем это изменится...
Адм. директор, Москва
Первое и самое главное – нужно понять, что никто, кроме вас, за ваше здоровье – физическое и душевное – не отвечает. И только вы можете сделать так, чтобы стресс, депрессия и итоговое снижение работоспособности и эффективности обошли вас стороной. ...........................................................................
Элина Полухина пишет:жуткий перегруз на работе, полная отдача себя (зачем? - спрашивается) и как следствие - бессоница, депрессия, разочарование в себе, в профессии, в жизни.
скорей всего , он по другому не может. Или компания по другому не приемлет.К сожалению, придти в себя часто возможно только разорвав отношения с компанией.Что тоже не лучшим образом сказывается на твоём душевном спокойствии.
HR-директор, Москва
Елена Ребец пишет:скорей всего , он по другому не может. Или компания по другому не приемлет.
Елена, к сожалению Вы правы. Она (это - она, близкая подруга) не может по-другому. Но на эту тему мы с ней регулярно беседуем, и я как могу пытаюсь объяснить, доказать, показать на пальцах то, что в этой статье так понятно написано. Кстати отправила ей почитать, думаю польза будет.Но с другой стороны - и компания по-другому не приемлет. Вот в чем вопрос. И гендиректор откровенно говорит, что на работе надо сидеть до 22-00, и отдаваться ей (работе) полностью и без остатка, и те кто уходит домой в 19-00 - чуть ли не враг компании. Это точка зрения гендиректора и политика компании.И действительно выход тут может быть только один - разорвать отношения с компанией.
Тимур Беставишвили Тимур Беставишвили Директор по развитию, Санкт-Петербург

[b]Марина Левен,[/b] Марина, спасибо. Хотя термин 'запредельная' озадачил :D

Тимур Беставишвили Тимур Беставишвили Директор по развитию, Санкт-Петербург
Элина Полухина пишет:Тимур, мне кажется Вы слишком категоричны. Ответ находится безусловно в нас самих, НО...
Нет, в данном вопросе я прост и незатейлив как грабли. Я задал прямой и наивный вопрос.И, в качестве небольшой иллюстрации, если позволите, малюсенькая (но целая!) глава из книги, которая выйдет буквально через неделю.[B]Противопоказания к занятиям в фитнес – клубе.[/B][COLOR=red]Собственно, противопоказаний всего два: Собственная лень, сдобренная заклинаниями типа  «Вот после отпуска»,  «С Нового года – обязательно!»,  «Ну, день рождения я могу отгулять?!»,  «С первого числа»,  «С понедельника – как штык!» «Что я, девочка (мальчик) в трусах бегать?!!» «Да старый я уже…» «Ты что, смеёшься, у меня внуки уже есть?!» «А раньше я был – орёл!» «Да времени нет, работаю много!»Эгоизм близких людей , украшенный фразами «Перед кем это ты собираешься красоваться?!» «У тебя что, других дел нет?!» «Что ты под молодую девушку «косишь», седая уже!» «А вот у моей подруги после спорта всё разболелось!» «Я тут в журнале прочитала, что фитнес сокращает жизнь.» «Что ты, как мальчик?! Давай лучше по пиву!» «Кто не курит и не пьёт, тот здоровеньким умрёт!» «Знаю я, что это за фитнес такой! Девки одни полуголые там, приходят только мужиков цеплять! Дома сиди!» «Ты мне глупостей не говори! Спортом лечиться удумал! Таблетку примешь – и здоров!» А что насчёт противопоказаний по состоянию здоровья? А вот этого – нет. Просто нет. Вы видели когда нибудь Паралимпийские игры? Вы видели людей без рук, без ног, слепых, лишённых слуха, которые двигаются так, как не снилось и большинству «здоровых»? И у вас ещё есть претензии и жалость к собственному физическому состоянию? Так что о противопоказаниях говорить не будем. Тем более, что в структуре современного фитнеса есть целые направления, которые дают возможность физической активности людям с очень проблемным здоровьем. Единственное, о чем не надо забывать, занимаясь оздоровительным спортом – о том, что он неотделим от врачебного контроля и периодической диагностики состояния здоровья.[/COLOR][/COLOR]Конечно, сейчас меня начнут обвинять в том, что ' кто про что, а вшивый всё про баню'. Однако к духовному можно двигаться и через телесное.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы регионы с самыми высокими зарплатными предложениями

Москва оказалась лишь на четвертом месте.

Работодатели чаще стали применять контроффер для удержания сотрудников

Конкуренция за кандидатов среди работодателей становится все более ощутимой.

Каждая пятая компания проверяет кредитные истории кандидатов

Среди соискателей с подобными проверками сталкивался каждый десятый.

В 70% компаний сотрудники продолжают работать во время болезни

Только в 26% компаний сотрудники, которые берут официальный больничный, действительно не работают во время него.