«Хлеба и зрелищ!», или Как отвлечь сотрудников от кризиса

«Парад…смирно! Равнение на середину!»

В течение последних двух-трех месяцев на рынке тренинговых услуг всеми игроками отмечается падение активности. Что само по себе вполне ожидаемо и нормально – ситуация в экономике вынуждает постепенно отказываться от расходов, которые многие считают в такой момент лишними. У компаний встает вопрос выживания, и лишь некоторые продолжают реализовывать собственные программы развития персонала. Потребителей услуг бизнес-образования начинают волновать совсем другие вопросы: оптимизации штата, организационные изменения, ценообразование… Совсем немногие заказчики продолжают покупать консалтинговые и обучающие продукты.

К слову сказать, такая же ситуация была и в 2008 году, в первые месяцы прошлого кризиса: резко упали продажи групповых корпоративных тренингов. Я говорю сейчас о темах, с которыми работаю сам на протяжении многих лет. Прежде всего, это тренинги публичных выступлений в самых разных вариациях и мероприятия по развитию корпоративной идеологии и культуры. И тогда, и сейчас продажи подобных обучающих и консалтинговых продуктов резко сократились. Но, конечно, не до нуля. Одновременно с этим заметно возросло число заказов на индивидуальное консультирование по публичным выступлениям для руководителей топ-уровня. Что объяснимо: руководству приходится все чаще общаться как с внешней, так и с внутренней аудиторией не в самой приятной ситуации. Но сегодня, в отличие от кризиса шестилетней давности, явно наметилась еще одна тенденция. Возник спрос на мероприятия иного рода.

Эти события можно назвать мотивационными, но я считаю, что точнее здесь было бы слово «воодушевляющими». Крупные и средние компании просят провести короткие встречи с большим количеством своих сотрудников, что-то вроде публичных лекций или воодушевляющих речей. Подобных тем, которые произносят военачальники на парадах перед войсками в канун битв. Такие выступления длятся недолго, от часа до трех. Их отличительный признак - это сплав двух составляющих: полезного содержания и сильной эмоции. «Ну и что, - спросите вы, - мотивационные спичи использовались всегда, и такая услуга не нова для профессиональных спикеров». Это так, но я говорю о том, что в последние месяцы именно эта услуга заметно потеснила все остальные на рынке T&D. Конечно, это только мои наблюдения о собственной деятельности и о ситуации у знакомых коллег. И эти наблюдения не претендуют на охват всего рынка. Но в том сегменте, где мы работаем, тенденция явная.

Разговаривая с заказчиками об этом, нам удалось отметить нечто общее, что присутствует во всех компаниях, обращающихся к нам. Механизм, который порождает спрос на воодушевление, так же прост, как и стар. Римская формула «хлеба и зрелищ!» работает в XXI веке так же четко, как и в I веке. Сначала хлеба, потом развлечений и эмоций. А лучше всего и сразу. И побольше. Но парадокс этой формулы в том, что при недостатке хлеба его можно компенсировать вторым слагаемым – зрелищами. Не совсем, конечно, но в очень существенной степени. Если не верите, пересмотрите фильм «Гладиатор».

Попробую объяснить суть и экономику этого процесса в современных условиях. Допустим, я руководитель компании, в которой работает сто человек. Уже сейчас почти все мои сотрудники хотят повышения зарплаты. И постоянно напоминают мне об этом. Во-первых, потому что люди всегда хотят повышения дохода. А во-вторых, потому что покупательная способность зарплаты к новогодним праздникам упала вдвое. А в перспективе нескольких месяцев, видимо, упадет еще. Все наши сограждане, получающие свой доход в рублях, находятся под постоянным давлением окружающей реальности. Повседневные заботы и волнение за будущее заставляет жить в ситуации стресса. Как спланировать семейный бюджет, хватит ли денег на все, есть ли перспектива увеличить доход, насколько изменится привычный уровень жизни. В том, что он изменится, уже мало кто сомневается. И даже когда человек засыпает, ему снится курс доллара… Повседневность давит. Это тяжело. Разговоры о повышении зарплаты остаются только разговорами. Пока, во всяком случае. Если сто моих сотрудников просят поднять им зарплату на 30 тыс. рублей, то мне нужно где-то найти дополнительных 3 млн рублей. В месяц. А их нет. Первая реакция большинства руководителей компаний связана не с изысканием средств на повышение зарплат, а с решения, кого и сколько увольнять. Ежедневные сообщения в прессе о планируемых сокращениях в крупных компаниях, иногда сразу на четверть, не оставляют возможности в этом усомниться. Хорошо, даже если я изменю бизнес-процессы в компании и урежу штат сразу на 25%, у меня остаются еще 75 человек, которые ждут повышения дохода. Это уже 2,25 млн рублей. В месяц. Но их нет!

Что делать? Обратиться к историческому опыту. Со времен еще республиканского Рима при недостатке хлеба людей отвлекали зрелищами, вернее, большим их количеством. Именно это слово – отвлекали! От тяжелого пресса повседневности. От депрессивных мыслей и переживаний. Умело вызвав сочетание нужных эмоций. Там (в Риме, а на самом деле, еще ранее) поняли, что не можешь накормить – отвлеки. Или развлеки. Вот одна из ипостасей явления entertainment, вот одна из его функций. Что я делаю как руководитель компании для этих 75 человек? Правильно – отвлекаю их. Или развлекаю, кому как больше нравится. И вместо того, чтобы тратить 2,25 млн рублей в месяц, которых все равно на данный момент нет, я трачу заметно меньшую сумму на организацию мероприятия, которое их отвлечет, развлечет, и при этом, хорошо бы, что бы было хоть немного полезным. И я заказываю толкового спикера, который устраивает своего рода шоу. В этом шоу есть и полезное содержание. Например, по поводу публичных коммуникаций. Или по поводу лидерства. Или по поводу организационных изменений. И сильная, воодушевляющая эмоция. Что такое воодушевление, можно ли найти ему точное определение? За абсолютную точность не скажу, но, в принципе, можно.

Воодушевление – это привнесение нового смысла. Содержательно это работа не со знаниями и навыками людей, а с идеологией. Личной и корпоративной. Недаром многие принимают утверждение о том, что корпоративная идеология нужна, в том числе, для того, чтобы меньше платить сотрудникам. Подобное мероприятие способно вызвать, хоть и недолговечную, но мотивирующую эмоцию. И тогда армия готова к бою. И тогда вместо обучающих и развивающих программ я покупаю воодушевляющие. Вместо, условно говоря, «учебки» я устраиваю парад. Механизм, отработанный тысячелетиями. В современных корпоративных реалиях парад – это собрание коллектива и мотивационные выступления спикеров, желательно, совмещенные с каким-то праздником. Например, новогодним. Все равно дешевле, чем индексация заработной платы.

А потом? А что потом, спросите вы? Ведь эмоция и воодушевление долго не держатся. И будете правы. А потом следующий парад. А потом еще. А там «либо осел помрет, либо шах». Потому-то парады и расцениваются, как ритуалы. От индийского «рита», одного корня со словом «ритм». Они проводятся периодически. Не ежемесячно, конечно. Реже, но тут уже зависит от конкретной ситуации. Все равно дешевле. Вот такая экономика и вот такая суть явления.

Эта история, не выдуманная мной, а усредненная логика размышлений многих заказчиков. И с точки зрения действия в кризисной ситуации она оправдана. Это работает. Рынок T&D в этой части заменяется рынком edutainment. Временно, конечно. Рано или поздно, при любой экономической ситуации, этот баланс изменится. Но сейчас налицо перекос. Такие вот парадоксы начала кризиса.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Литва

как то сразу подумал не читав что будут обсуждать учебу. ну может и правильно на голодный желудок то:) и учиться веселее:)

Аналитик, Санкт-Петербург
Крупные и средние компании просят провести короткие встречи с большим количеством своих сотрудников... Такие выступления длятся недолго, от часа до трех.
Согласен. Даже выспаться хорошенько не успеешь...
Хорошо, даже если я изменю бизнес-процессы в компании и урежу штат сразу на 25%, у меня остаются еще 75 человек, которые ждут повышения дохода. Это уже 2,25 млн рублей. В месяц. Но их нет!
А зарплата 25 уволенных человек не в счёт? Или эти деньги пойдут на организацию парадов?
И вместо того, чтобы тратить 2,25 млн рублей в месяц, которых все равно на данный момент нет, я трачу заметно меньшую сумму на организацию мероприятия, которое их отвлечет, развлечет...
Только самим сотрудникам не предлагайте выбирать: купить ''сильную воодушевляющую эмоцию'' или покушать. Некоторые могут неправильный выбор сделать - не отвлекаться от еды.
А потом? А что потом, спросите вы? Ведь эмоция и воодушевление долго не держатся. И будете правы. А потом следующий парад. А потом еще. А там «либо осел помрет, либо шах».
Если осёл будет устраивать парады вместо того, чтобы воевать - получит шах и мат, ну и помрёт бесславно. Спасибо. Весёлая статья. Позабавила... Прайс-листа вот только не хватает в конце с расценками на воодушевляющие услуги
Старший консультант, Москва

''Весёлая статья. Позабавила... Прайс-листа вот только не хватает в конце с расценками на воодушевляющие услуги'' - в точку

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Особенно веселит, что эту идеологию разделяют ''многие'' заказчики. Неужели в стране так много идиотов? Им доктор нужен, а не спикер.

Руководитель управления, Беларусь

Во первых з/п сокращённых используем на выплату остальным.
Во вторых если в кризис компания будет тратить деньги на парады вместо того что бы хоть на 20% поднять зарплату, сотрудники перейдут в более адекватные компании.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Надо же, нашелся-таки человек, не слышавший про пирамиду Маслоу ))
''И я заказываю толкового спикера, который устраивает своего рода шоу. В этом шоу есть и полезное содержание''. Супер! Здесь большинство руководителей-практиков упрекают тренеров и консультантов в отсутствии работы на бизнес-результат - темные люди, однако! Нужно шоу и немного ''полезного содержания'' о чем-нибудь. А они (практики) все о повышении эффективности, производительности труда, оптимизации бизнес-процессов, о том, что кризис - возможность перехода от роста к развитию... Скучные они люди. Спасибо автору, открыл глаза на жизнь! Ура шоуменам! Даешь малобюджетный пир во время чумы!

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина
>>> отвлечь сотрудников от ... денег ''Вот она - настоящая задача нашей с вами современности!'' [COLOR=gray=gray]За каждое её решение, несомненно, надо давать по шнобелю[/COLOR].
Аналитик, Москва
Максим Наумович пишет: Во вторых если в кризис компания будет тратить деньги на парады вместо того что бы хоть на 20% поднять зарплату, сотрудники перейдут в более адекватные компании.
Требование сотрудника о повышении зарплаты в условиях финансово-экономического кризиса - это, пожалуй, высшая степень нелояльности к собственной компании. Зачастую заявление ''по собственному'' от подобного сотрудника - это лучший вариант для фирмы.
. . . . Директор по развитию, Москва
Комшуков Константин пишет: Требование сотрудника о повышении зарплаты в условиях финансово-экономического кризиса - это, пожалуй, высшая степень нелояльности к собственной компании
Если для Вас ''лояльность'' это дорога с односторонним движением, то Вы правы. Есть компании у которых выручка определяется на 100 проц валютной составляющей, для многих из них лояльность это тоже термин для сотрудников.
Старший консультант, Москва

Помнится, в далеком 1998 году, когда случится дефолт и доллар сразу скакнул в четыре раза, в компании, где я на тот момент работала, зарплаты урезали ровно вдвое (платили тогда в долларах). Предупредили, что это временная мера и попросили не расходиться. Через три месяца зарплаты восстановили и выплатили то, что урезали. Никто не ушел, все работали. Это к вопросу о лояльности. А что касается продукта, который автор пытается вывести на рынок - если есть покупатели, то почему бы не продавать, конечно. Но я лично, как консультант, вывожу на рынок новые услуги, которые реально помогут бизнесу не просто выжить (или пережить, как хотите) в кризис, а использовать возможности кризиса по-максимуму.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.