HR-холдинг Ventra провел исследование «Производственный персонал 2024» и выяснил, как изменились условия найма сотрудников и что работодатели готовы предпринять для удержания кадров.
В исследовании приняли участие 320 российских компаний производственных отраслей, среди которых — продукты питания и бытовая химия (21%), добывающая и обрабатывающая промышленность (18%), металлургия (14%), производство строительных материалов (12%), фармацевтика и медоборудование (10%). Также были опрошены предприятия, специализирующиеся на производстве бытовой техники и электроники (9%), химических продуктов (9%) и автокомпонентов (7%).
Дефицит кадров заставляет работодателей пересмотреть отношение к найму сотрудников без опыта. По данным опроса, каждая пятая производственная компания (21%) готова нанять более половины кандидатов без соответствующего опыта работы. Еще 39% производств рассмотрят до 50% начинающих специалистов, а 35% опрошенных компаний наймут четверть таких работников. Всех неопытных соискателей могут трудоустроить 15% производств. Такая тенденция указывает на растущий масштаб дефицита кадров.
Вследствие этого работодатели вынуждены увеличивать срок адаптации новых работников — потратить дополнительное время на обучение становится выгоднее, чем потерять сотрудника, пусть даже и неопытного. В 37% случаев адаптация в рабочие процессы увеличивается на 1 месяц. Треть производств (32%) готово дать новому работнику для адаптации на 2 месяца больше, и лишь 7% опрошенных компаний увеличили этот срок на 3 месяца. При этом 24% работодателей не меняли условия адаптации для новых сотрудников.
Помимо отсутствия опыта работы (38%), производственные компании готовы уступать будущим сотрудникам и в других требованиях. Расширять возрастные ограничения согласны 32% работодателей. Отсутствие знания русского языка устроит 18% предприятий, а 12% готовы закрыть глаза на судимость соискателей.
Кроме смягчения условий трудоустройства, 41% работодателей производственной отрасли рассматривают выделение дополнительных средств для более быстрого закрытия вакансий. 38% из них готовы повысить затраты на найм до 10%. 17% опрошенных компаний заявили об увеличении затрат до 30%. А в 16% случаев предприятия готовы вкладывать в подбор сотрудников на 30% больше средств. Еще 35% респондентов рассматривают возможность привлечения партнеров для успешного поиска кандидатов. Наряду с этим почти треть компаний (29%) всё ещё не видят необходимости повышать бюджеты на найм.
Примечательно, что каждая пятая производственная компания (22%) закладывает средства на переезд специалистов из других регионов, а еще 35% планируют сформировать такой бюджет в 2024 году.
Для преодоления кризиса кадров работодатели продолжают приглашать на работу иностранцев. В 43% компаний кандидаты из ближнего зарубежья привлекаются незначительно, а в 19% производств – активно. Мигранты из дальнего зарубежья рассматриваются реже — всего в 22% случаев. При этом адаптационные программы для сотрудников без знания русского языка отсутствуют в 80% компаний, а используются только в 2%. О планировании таких программ заявляют 18% респондентов.
О повышении дохода сотрудников заявили 77% опрошенных. В 37% производств зарплаты увеличилась более чем на 10% с учетом компенсаций и бонусов. Почти в каждой пятой компании заработок работников вырос пределах 5-10%, а в 12% случаев доход специалистов стал до 5% выше.
Предприятия готовы создавать условия труда для привлечения и удержания кандидатов. Чаще всего в соцпакет сотрудников входит: доставка транспортом к рабочей смене (67%), оплата трехразового питания (65%), предоставление места и условий для приема пищи (38%). Также каждый четвертый работодатель (23%) обеспечивает сотруднику оплату проезда и проживания (для иногородних). Еще 18% производств выплачивают надбавку за выслугу лет, а 12% компенсируют проезд, проживание, межвахтовый период и дорогу домой для вахтовиков.
Подготовка кадрового резерва становится как никогда важной в условиях дефицита специалистов. О сотрудничестве с вузами рассказали в 81% компаний. Лишь в 2% случаев такое сотрудничество даже не рассматривается. О внедрении производственной практики среди школьников говорят в 38% производств, а в каждой четвертой компании (26%) эта мера уже применяется.
Исследование проводилось в апреле-мае 2024 года методом онлайн-опроса среди 320 компаний производственной отрасли. География — РФ.