Современный уровень развития интернета ставит «классические» магазины одежды перед непростым выбором – либо модернизироваться за счет перехода в онлайн, либо продолжать довольствоваться офлайновым форматом, рискуя в ближайшем будущем вообще остаться без клиентов и переместиться на страницы учебников истории. До недавнего момента у реальных магазинов одежды был на руках самый главный козырь – возможность примерки и тактильной оценки материала и фактуры. Онлайн-магазин мог предлагать сколь угодно много разнообразной одежды от именитых и не очень производителей по доступным ценам, но примерить понравившуюся кофточку или брюки можно было только, задернув шторку обычной примерочной. Невозможность покрутиться в потенциальной обновке перед зеркалом останавливает многих потенциальных покупателей, а те, кто все же решается на покупку, часто вынужден вернуть полученную вещь из-за слишком длинных рукавов или чересчур коротких штанин. Однако усилиями интернет-разработчиков и этот последний козырь «уличных» магазинов одежды бит. К услугам интернет-модников – виртуальные примерочные, в которых можно прикинуть понравившуюся вещь на свою фигуру, предварительно сняв ряд стандартных мерок – обхват талии, длину рукава, объем груди и тому подобные. Виртуальные примерочные, пока еще не знакомые российской аудитории, стали весьма востребованы на Западе и в США. Результат такого «перетаскивания одеяла» из офлайна в онлайн более чем впечатляющ – по прогнозам экспертов, уже к 2018 году один из четырех американских и европейских магазинов одежды навсегда закроет свои двери. И это только предварительный подсчет. Кроме того, по прогнозам Forrester Research Inc, продажи онлайн-магазинов одежды в ближайшие десять лет вырастут более чем в два раза, причем произойдет это именно за счет сокращения продаж обычных магазинов.
В настоящее время существует несколько вариантов виртуальных примерочных, которые уже используются такими известными ритейлерами как Macy’s Inc. и J.C. Penney Corporation. Для примерки задействованы различные инструменты и девайсы, в том числе миниатюрные камеры, программные приложения и логины Facebook.
Один из наиболее продвинутых и развитых ресурсов подобного плана – Fits.me – симулятор примерочной, разработанный эстонским предпринимателем Хейкки Хальдре и уже взятый на вооружение такими известными европейскими продавцами одеяний как Otto и Hawes&Curtis.
Подход Fits.me базируется на использовании мерок человеческого тела, которые потенциальный покупатель снимает с себя самостоятельно и вводит в систему. Виртуальный помощник подскажет, как правильно снять мерки. Для моделирования тела используется специальный роботизированный манекен, способный принимать форму тела с заданными очертаниями и, соответственно, демонстрировать, как выбранный свитер будет смотреться именно на фигуре потенциального хозяина. При этом примеряя одежду на свою фигуру онлайн, на 'мужской' или 'женский' манекен, покупатель может быть уверен, что она впоследствии будет полностью соответствовать его габаритам в реальности. Возможность примерки огромного количества одежды и переключения между размерами – S, M, L и так далее, создают множество вариантов для выбора. Кроме того, роботизированный манекен – достаточно универсальный гаджет и используется также в обычных магазинах одежды при нежелании покупателя лично примерить пальто или сорочку.
«Технология, используемая Fits.me, разработана при участии Лаборатории интеллектуальных материалов и систем Тартуского университета, Таллинского технического университета и ведущего поставщика антропометрических данных из Германии, компании Human Solutions GmbH. Компания создана при поддержке венчурного капитала и уже завоевала множество наград», - рассказывает Executive.ru CEO Fits.me Хейкки Хальдре.
Более того, современные технологии дают возможность примерять виртуально не только одежду, но и солнечные очки и даже проводить «тест-дайв» косметики. Возможность «прикинуть» на лицо клиента солнечные очки дает ресурс FittingBox, тушь и тени – виртуальное зеркало EzFace, которое активно используется также в обычных британских и американских магазинах. Принцип действия приложений – моделирование указанных образцов на лицо клиента, сфотографированное веб-камерой.
По словам экспертов, поначалу вышеперечисленные виртуальные примерочные могут быть встречены клиентом достаточно прохладно. Однако только до тех пор, пока потребитель не оценит неоспоримые преимущества этих онлайн-продуктов перед обычными прилавками и вешалками. Роботизированный манекен будет весьма полезен покупателям, которые стесняются своей фигуры и не желают обнажаться в обычной примерочной за символической шторкой. Обезличенный же манекен, к услугам которого можно обратиться в любое время суток и времени года, безразличен к переживаниям потребителя и всегда выдает четкий результат. Оценить обновку можно дома, в офисе, по пути на дачу и практически с любого устройства, дающего возможность выйти в интернет – ноутбук, планшетник, смартфон. При возникновении сомнений относительно того, подходит вещь или нет, можно спросить совета у друзей или родителей, отослав им смоделированное изображение.
Преимущества использования виртуальных примерочных для клиента на лицо практически в прямом смысле слова. Однако для самих интернет-магазинов выгода от шопинга с использованием роботизированного манекена тоже очевидна – это позволяет выстроить приверженность покупателя к определенной марке одежды, магазину, а также значительно сокращает процент возврата вещи после покупки, который, как правило, объясняется несоответствием размера истинным объемам клиента. В итоге онлайн-магазины выхватывают пальму первенства у магазинов обычных, а онлайн-магазины с виртуальными примерочными, в свою очередь, выступают в авангарде сетевых. Комментируя этот аспект, Хейкки Хальдре отметил, что ретейлеры, использующие Fits.me, сократили процент возврата купленных вещей в среднем на 28%. Это значительно влияет на прибыль магазинов, особенно если принимать во внимание альтернативные издержки, которые несет магазин в случае, если клиенту по тем или иным причинам не подошла вещь, и он решил ее вернуть. Изъятие предмета одежды из продажи даже на неделю может существенно сказаться на его стоимости, особенно, если речь идет о сезонной одежде или облачениях, которые относятся к категории «высокой моды». Еще один немаловажный факт – это влияние новых технологий на лояльность клиентов. Маловероятно, что, получив вещь неподходящего размера, покупатель совершит покупку в том же магазине еще раз.
Хальдре приводит и другие данные. Так, благодаря использованию виртуальных примерочных, вырастает средняя стоимость заказа. Это актуально в отношении премиум-товаров, которые реализовывать в интернет достаточно проблематично. Зная, что риск покупки неподходящей вещи невелик, покупатели будут приобретать больше. Еще один момент – преимущества онлайн-примерки при покупке в иностранных интернет-магазинах, - как известно, на международном уровне разница в размерах может быть весьма существенной.
Однако, по-прежнему остаются позиции, в которых даже оборудованные примерочными интернет магазины проигрывают обычным. Речь о тактильных ощущениях -возможности потрогать материал, оценить его плотность, текстуру, мягкость. Около 15% возвратов одежды обусловлены именно недовольством материалом. Пытаясь обыграть и это упущение, финская компания Senseg работают над созданием специальных внешних интерфейсов, благодаря которым за счет использования электрического поля создается возможность сымитировать текстуру и шероховатость определенного материала. Однако широкое распространение такие приспособления в ближайшее время вряд ли получат.
Казалось бы, все очевидно – если интернет-магазин одежды не хочет остаться далеко позади конкурентов, то должен взять на вооружение виртуальную примерочную. Однако стоимость затрат на такое приобретение достаточно высока, где гарантия, что в современных нестабильных экономических условиях такие вложения себя оправдают? Как именно ритейлер может сориентироваться в ситуации и сделать вложения в правильную технологию и в правильное время.
Если речь идет о небольшом ритейлере, то наиболее жизнеспособная технология заключается в том, чтобы найти технологию, наиболее соответствующую потребностям существующего бизнеса. При этом не следует копировать поведение похожих компаний, условия ведениях их бизнеса и клиентура могут отличаться. Следует сделать акцент на относительно автономных и отличительных частях предприятия, где технологию можно внедрить целиком, чтобы оценить результат. При этом сначала не следует запускать систему на полную мощность, нужно убедиться, что стопроцентно работает даже ее ограниченная версия. Так поступила в компании Hawes&Curtis. В начале 2011 года они запустили на своем вебсайте виртуальную примерочную, в которой можно было накинуть лишь ряд мужских сорочек.
Сектор розничной продажи одежды был одним из первых, кто внедрил эту технологию. По словам Хейкки Хальдре, одежда дает наибольший процент продаж из всех категорий электронной коммерции. Эти подтверждает статистика: в 2010 году в США выручка от реализации одежды посредством электронной коммерции составила $31 млрд. Это даже больше, чем выручка от онлайн-продаж компьютеров – $26 млрд. При этом следует отметить, что только 7% выручки достигнуты за счет онлайн-продаж. Однако если компании будут продолжать развивать свой электронный бизнес за счет более персонифицированного подхода к клиенту, они увеличат свою прибыль, повысят лояльность клиентов и будут выгодно отличаться от конкурентов, которые по старинке предлагают выбирать из старых добрых размеров S, M и L.
Что касается России, то данная ниша интернет-примерочных остается практически вакантной. И, соответственно, привлекательной для вложений. Особенно, если учитывать, что российская интернет-аудитория также любит покупать одежду в интернет-магазинах. Согласно опросу ВЦИОМ, проведенному 24-25 сентября 2011 года, 29% российских интернет-пользователей имеют опыт покупок в Сети. При этом самым востребованным товаром оказались именно одежда и обувь – их покупают 9% опрошенных. Таким образом, продажи этой категории товара опередили онлайн продажи книг и электроники (7%). Виртуальные интернет-примерочные, несомненно, эффективный маркетинговый инструмент, само собой, со временем появятся в России. А пока что англоговорящие и читающие россияне могут воспользоваться услугами заграничных продавцов одежды и их онлайн-примерочными, если, конечно, их, устраивают потенциальные трудности, связанные с пересылкой покупки в нашу страну и длительное время ожидания посылки. Однако, по словам клиентов, которые уже освоили эту тропу, более низкая по сравнению с российской, цена на аналогичные товары и высокое качество заграничной одежды, делает такой способ покупки весьма приемлемым.
Материал с использованием статьи Virtual Fitting Room из издания Strategy+Business и информации портала Fits.me
Фото: freeimages.com
Подобного рода примерочная (ввод собственных параметров) работает на сайте ''Рубашки на заказ''. Почему бы не искать российские примеры интересных находок наряду с иностранными?
fits.me хорош конечно,но конечная реализация совсем не айс.
Достаточно попробовать в том же куртисе что-нибудь примерить,чтобы убедиться,что вообще-то проблему этот робот не решает.
Там всего лишь появилась возможность примерно посмотреть как некая примерно такая же как ты хочешь рубашка на примерно таком как у тебя теле будет сидеть.Все с очень большими допущениями.
Но радует,что даже это решение настолько снизило возвраты и увеличило продажи.
Проблему трансляции размера он-лайн и проблему налезет/не налезет,сядет/не сядет решаю сейчас я.С этой целью организован старт-ап.
Чем дело кончится время покажет,может у меня получится,может у кого-то другого.
Но в любом случае,готов поставить 9 из 10 на то,что примерка будет осуществляться именно тем способом,который я изобрел(патент в процессе) и над реализацией которого сейчас работаю.
Ключевой вопрос тут - технология проектирования и производства одежды и обуви. Если дизайнер сидит на бумажке рисует модели а потом мелком по ткани их кроит, то он и цех китайский портных всегда будет опережать толпу айтишников которые будут оцифровывать модели для виртуальных примерочных. А если все моделирование и производство происходит сразу ''в цифре'' тогда никаких проблем. Если сравнивать просто магазин с просто виртуально примерочной, то в магазине можно пощупать и, пусть с некоторыми неудобствами, померять, а в виртуальной примерочной только померять и опять же с недобствами в виде обмеривания себя. Виртуальный магазин должен давать что-то еще, например такой же конфигуратор одежды и обуви какой имеем сейчас для автомобилей - но это упирается в индивидуальное производство. И все таки в будущем я думаю будем ходить по магазинам, щупать материалы и смотреть модели, а потом придем домой и спокойно в интернете сконфигурируем себе все что хочется ''с перламутровыми пуговицами''. То же самое и про аксессуары. В целом это примерно такая же технологическая проблема как создание автоматической прачечной, куда будет бросаться грязная рубашка, брюки, белье а на выходе все уже будет поглаженое и разложенное по полочкам.
Как-то в этой связи вспоминается старинный и немного садистский советский анекдот. В патентное бюро приходит изобретатель и просит зарегистрировать его изобретение - универсальный автомат для бритья. Далее со служащим потентного агентства имеет место следующий диалог:
- И как же он у вас работает ?
- Все очень просто. Желающий побриться опускает монету, далее, - засовывает голову вот в это отверстие, и две автоматические бритвы тут же начинают его брить.
- Но ведь у всех людей разные черты и габариты лица !
- В первый раз - да !
Так же и в этом случае.
Николай Ю.Романов
----