Начинающий франчайзи: за и против

Что побуждает человека попробовать себя в сфере франчайзинга? И какие трудности ждут его на этом пути? Чего ждать от головной компании – поддержки или постоянных придирок? Все эти вопросы важны для тех, кто соприкасается с этой быстро развивающейся в нашей стране моделью бизнеса.

«О франчайзинге я никогда не думала, особенно, применительно к себе. И вообще, считала то, где нужно вначале платить деньги, - неблагодарное дело, особенно в России», - так начинает разговор Галина Хаустова, тем не менее, в августе 2010 года купившая франшизу компании BEITRAINING®, специализирующейся в сфере бизнес-образования.

В последние восемь лет Галина руководила отделами исходящего или аутсорсингового телемаркетинга в разных компаниях и практически каждый день проводила тренинги, а затем и получила образование бизнес-тренера в профильной компании. И поскольку выбор такой специализации был осознанным, это стало первой точкой соприкосновения с компанией, у которой Галина впоследствии приобрела лицензию.

Одно из опасений начинающего франчайзи – это то, что ему придется заплатить деньги, и после этого не просто самому «тянуть» бизнес, но еще и отчитываться перед головным офисом. Понятно, что основной интерес головной компании заключается в продаже как можно большего количества лицензий, чтобы получить прибыль. Цена приобретения франшизы при этом может показаться непомерной и фактически отбить охоту пробовать себя на ниве франчайзинга.

По мнению экспертов, следящих за динамикой рынка франшиз, компании редко проводят серьезный отсев среди людей, готовых приобрести лицензию: им это невыгодно чисто экономически. И если франчайзи «не тянет», это его проблемы. Взаимодействие между держателем франшизы и франчайзером – краеугольный фактор, влияющий на успех бизнеса. Франчайзер должен решить, что ему важнее – единовременно получать доход при продаже как можно большего количества лицензий, и не важно, сколько франчайзи смогут удержаться «на плаву», или проводить более строгий отбор среди кандидатов, а затем сопровождать их по мере развития бизнеса, делая ставку на перспективу.

«Меня подкупил сам подход, качество обслуживания клиента и сервис. Меня вводили в курс дела грамотно и честно», - рассказывает Галина. Проверить истинность подобного можно только с течением времени, когда франчайзи сможет «отбить» расходы и продержаться на рынке хотя бы год. Благоприятное первое впечатление от взаимодействия с франчайзером повлияло и на выбор Светланы Орленко, купившей лицензию маркет-тренера BEI®в начале ноября 2010 года

«Для меня всегда очень важно отношение ко мне как к тренеру и специалисту», - говорит она. Психолог по образованию, долгое время Светлана работала в сфере НКО, но также специализировалась в коучинге и тренингах «b2b». А о франчайзинге, по ее собственным словам, никогда и не думала. В этот бизнес Светлану привели контакты с Русско-Немецким домом в Москве, где и располагается российское отделение головной компании, штаб-квартира которой находится в Нюрнберге. И привлекло ее то, что компанию в России представляют немцы, к известности которых как любителей сосисок и пива еще добавляется их серьезное отношение к работе и перманентный «трудоголизм».

Компании, специализирующиеся на ниве бизнес-образования, приживаются в России и трудно и серьезно конкурируют между собой. Бренд иностранной компании, представленной в нескольких государствах, должен говорить о ее надежности. С другой стороны, у предполагаемых клиентов возникает вопрос: чему иностранцы могут научить нас, если именно мы выживаем здесь и почувствовали все подводные камни на собственной шкуре?

Опять же, далеко не всякая компания готова тратить время не на привлечение новых франчайзи, а на оттачивание бизнес-процессов и стандартов взаимодействия с держателями лицензий. И такие слова, как «репутация», «долгосрочная перспектива» и «стратегии обучения», хоть и произносятся с гордостью, но на деле реализуются далеко не всегда.

Следует принять во внимание, что к конструктивному диалогу должен быть готов и сам франчайзи. «На первых порах трудным было то, что хочется сразу все охватить. А еще я только начала осознавать, что теперь это мой собственный бизнес, что я работаю на себя» - рассказывает Галина Хаустова. Человеку, который 25 лет был наемным работником, сложно сразу перестроиться, ведь работа «на себя» - это совсем не то, что «на дядю». Кроме того, на франчайзи сваливается большой объем информации – весь пакет инструментов и основные требования франчайзера, которым нужно следовать.

Ежедневный контакт с головным офисом – один из путей решения. И здесь, опять же, 90% зависит от франчайзера. Второй вариант – личное знакомство держателей франшизы на встрече, за организацию которой отвечает сама компания. «Я увидела людей с такими же проблемами, что и у меня. А увидев их успех, увидела и свои перспективы», - говорит Галина.

Готовность перестраиваться и адаптироваться, поддержка со стороны головной компании, взаимодействие с другими держателями лицензий – все это создает необходимую среду для того, чтобы начинающий франчайзи поверил в свои силы. Но за яркой рекламой и громким именем сложно разглядеть, что представляет собой брендовая компания изнутри, и готова ли она тратить время и силы на каждого держателя лицензий, или предпочтет печь скороспелые проекты.


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Генеральный директор, Тольятти

Опять голимая реклама.
Сколько можно повторять директорам по связям с общественностью, что рекламная статья в глянцевом журнале и материал, опубликованный на этом ресурсе, должны отличаться смыслом и направленностью?
Где ''готовность перестраиваться и адаптироваться''?
Отталкиваете потенциальных клиентов.

Генеральный директор, Ростов-на-Дону

Согласен с Юрием.
Было бы интересно почитать про франчайзинг, а тут просто скрытая реклама и ничего путного :-(

HR-директор, Москва

Статья, не то, что бы совсем ''ни о чем'', но очень и очень нишевая: франчайзи бизнес-обучения. Такие люди и так, в массе своей, фрилансы и одним из маркетинговых преимуществ для них - просто красивая ''международная этикетка''. И - все.
С т.з. ресурсного и организационного обеспечения клиента продавцом - сплошная виртуальность.
Интереснее было бы увидеть разбор полетов от полноценных франчайзеров - прежде всего, продуктовых...

Аналитик, Москва

Да, статья - PR-овская. Тем не менее, на защиту Ольги встану: уж очень мало информации о франчайзинге в Сообществе. Хотя в вопросах организации управления, построения партнерских взаимоотношений, обучения персонала у франчайзинговых компаний многому можно поучиться. Пусть хотя бы благодаря нерадивым директорам по связям с общественностью тема развивается.
Ольга, показывайте практические решения, аппелируйте к опыту нескольких франшиз – и читатели потянутся к Вам.
Ждем от Вас профессионального ''разбора полетов''. ;) Успехов!

Директор по PR, Москва

Всем спасибо за отзывы и конструктивную критику. Замечания учтем на будущее :)

Генеральный директор, Уфа

Ольга, все в порядке. Статья хоть и получилась немного рекламной, и не очень глубокой, но сама тема очень интересная. Я сам - директор фирмы-франчайзи 1С. В отличие от Вашего бизнеса, франчайзинг 1С не стоит практически ничего для его начала. Я сам заплатил 3000 рублей, чтобы начать заниматься продажами 1С. Но дальше все становится сложнее и дороже - нужно платить ежеквартальные платежи, оплачивать обучение и сертфикацию специалистов, приоьретение программ для собственных нужд. Но все очень постепенно и очень по карману. А польза от этого такая - 55% от продажи программ 1С остается в фирме-фрачайзи. Так щедро с партнерами на нашем рынке не делится ни один вендор (разработчик программ). Поэтому фирм-франчайзи 1С в России - более 5000. 1С - как паровоз, который тащит за собой огромный состав с большой скоростью. Но есть и франчайзинга и жесткие ограничения. Например, директоров на всех курсах учат ''стратегическому видению бизнеса''. Так вот, в франчайзинге можно полностью расслабиться. Ну какой стратегический выбор у вагона, который едет по рельсам за паровозом? Она радость - едет :)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.