Вкус Pepsi для малобюджетного бизнеса

Пока раздается музыка из зала, мы пробуем провести тест.

В один стакан налили газированную воду Pepsi, в другой Coca Cola: отличил один человек из пяти тестируемых. Честно говоря, я совсем не вижу разницы. Но речь хочу повести не об этом, а о том, как этот «вкус» дается розничным точкам с малым бюджетом.

Ранее я работал в крупной оптовой компании, возглавляя как отдел закупок, так и отдел продаж. Торговали продуктами питания. Управляя штатом торговых представителей, штатом розничной торговли, службой доставки, и операторами, с легкостью понимаю, что это значит, когда нужно все быстро скоординировать, и как можно сделать исключение для покупателя.

Теперь, помогая товарищу поднять бизнес на нужный уровень, по вечерам я скромный бармен, который делает заявки для маленькой торговой точки, в которой детишки приобретают водичку после нелегких занятий танцами. И приходится внимательно следить за остатками, если хочешь, чтоб никто не уходил с пустыми руками. Бизнес.

Немного хроники общения с поставщиком:

8 ноября.

Оцениваю остатки товара – примерно дней на пять. Если привезут не в субботу, а в понедельник, то может кончиться простая вода, без газа. Остальное еще будет. Делаю звонок торговому... гудки. Трубку не берет.

9 ноября.

Делаю звонок торговому представителю. Трубку не берет. Печально.

Вода убывает.

11 ноября.

Вспоминаю, что теперь для заявки на воду, надо звонить одному торговому, который отложил свой телефон, а для заявки на сок, новому торговому. Делаю звонок торговому по сокам:

- Здравствуйте, примите заявочку на сок.

- Да, конечно, слушаю.

- Замечательно. А вот торговый по воде не отвечает. Как быть?

- А он в отпуске. Могу принять я.

- Великолепно. Диктую.... до свидания. Очень приятно.

Понимая «значимость» нашего заказа, не жду воду завтра. Придет через день. Все хорошо, бар не опустеет.

12 ноября.

Ничем неприметное ожидание чуда. А вдруг привезут сегодня.

Товарные остатки уменьшаются, но ассортимент еще есть. Хотя, часть позиций сохранены только на витрине.

13 ноября.

Вечером приходит понимание, что товара не будет. Звоню торговому по сокам:

- Здравствуйте. Нам ничего не пришло.

- Не пришло? А мне сообщили, что у вас долг. Подробно скажу утром.

Уточняю факт оплаты, беру копию платежки. Уверен, что финансовой задолженности нет. Жду утра.

Воды «Актив» совсем мало, простая вода кончилась, ассортимент газировки уменьшается.

14 ноября.

- Здравствуйте. Я на счет нашей «задолженности».

- Да, финансовой задолженности нет. Отгрузка прекращена, по причине того, что нам не передан акт сверки.

- Акт готовый. Вы его не забираете. Я даже не знаю, где ваш офис, и что акт столь важен для вас...

- Да. Но ваш торговый сейчас в отпуске.

- Так ведь это не наша вина. Это неправильное отношение.

- Конечно. Если получится, то попробую заехать к вам, забрать.

Город наш очень «большой». Второй город по величине в Свердловской области. Проехать его весь, по самому длинному пути, можно за 40 минут, с учетом пробок, светофоров, и редких пешеходов. Не успела.

Исчезли последние позиции воды «Актив», осталось немного газировки в банках, остатки сока.

15 ноября.

Звоню утром торговому представителю по продукции соки.

- Доброе утро. Я могу связаться с вашим руководством? Меня не устраивает сложившаяся ситуация.

- Доброе утро. Я сообщила, и передал ваш телефон. Координатор сам заедет к вам за актом сверки.

Ну... Серьезный шаг, если люди такого уровня лично едут. Успокаиваюсь, думаю, что все решится. На всякий случай предупреждаю нашего администратора, что приедет большой человек, можно показать пустой холодильник.

Рассказанный администратором диалог:

- Здравствуйте. Я за актом сверки.

- Пожалуйста. Вы тот самый координатор?

- Да. В курсе проблем. Виновные будут наказаны. Если успею доехать до офиса, то заявку отправят сегодня. Если нет, то в понедельник. До свидания.

Не успел он добраться до офиса. Вот так! Гуд бай Америка, до понедельника. И пусть весь мир подождет!

Если начальство в курсе проблемы, и виновности в ней собственного сотрудника, то почему мы все еще без товара? На дворе 21 век, сотовая связь, электронная почта, и другие мобильные технологии, все это работает в славном городе Тагиле. По почте, с американцами заключаю договора, а в родном городе не могу купить Пепси! Нежели это так необходимо, личное присутствие в офисе, для начала отгрузки товара? Или координатор лично принимает в этом участие?

И ведь все прекрасно понимают, что задолженности нет, что нашей вины в том, что сбежавший в отпуск сотрудник не забрал акт, нет. И акт сверки, уже с печатью и подписью, в руках человека, который отвечает за работу торговых. Что это? Корпоративный этикет, или политика компании? Российский менталитет, или попытка показать нам, что мы ничего не значим для бизнеса крупной компании?

Просто я почти десять лет не был в торговле. Теперь она построена по такому принципу? Это не первый случай с компанией, и не единственный с другими поставщиками. Понимаю, что торговик мог допустить такие ошибки, но руководящий состав... не наделен полномочиями, чтобы отправить маленькую заявку?

Мы говорим не об экспорте состава с драгметаллом, когда каждый взвешивает свою ответственность, а о пластмассовых бутылках с газированной жидкостью, которые получают по накладной, с росписью.

Конечно. Мы маленькая розничная точка. С нашим оборотом, две-три тысячи за две недели, компания не обеднеет. Но мы работаем, работаем и в субботу, и в воскресенье, и нам нужна эта вода. Это наши маленькие, но важные деньги.

Скажите честно: «ребята, вы нам не интересны!».

Даже если вы построили свой бизнес так, что таким как мы некуда деваться, просто предупредите, что поставок не будет. Мы не капризные клиенты, мы молча ждем по два-три дня каждый раз. Не ругаемся, и до этого не выносили весь этот сор из избы... Но вот – наболело!

И понимая, что работать сегодня нечем, иду в магазин, покупаю «Кока-колу», «Бон-акву», приношу две сумки в бар, конечно пешком. Но я рад, и все рады – есть вода, есть газировка. Торгуем в ноль – главное ассортимент.

Не люблю, чтобы ребенок уходил от барной стойки с пустыми руками. И порой дело не в деньгах, а в самих детях. Они такие милые, старательно пыхтя, забираются на стул, чтоб пальчиком показать, какую водичку им надо... Ну как можно держать пустую витрину?

Пока идут занятия, с администратором начинаем тестирование вкуса – можно отличить Кока-колу от Пепси, или нет?

Наверное, так начинается потеря интереса к старому вкусу, и поиск нового. Вот только волнует – а другим мы зачем, с нашим мизерным бюджетом? Как нам строить бизнес, когда все замкнулось только на то, чтоб обслужить крупного клиента, а остальных...?

Фото: pixabay

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Директор по маркетингу, Нижний Новгород

Трудно однозначно оценить статью.

Вроде бы - да, не лучшее отношение.
С другой стороны - как долго оно длится? Почему не скомпенсировали другими методами, а продолжаете ждать, когда ''они'' исправятся? Договор на поставку заключили, а где офис - не знаете?)
Закупать воды побольше. Заранее узнавать, когда у менеджера отпуск. Самим заранее спрашивать, все ли документы у них есть. В конце концов - иметь прозапас 20-литровую бутыль родниковой воды и в таких случаях проводить акцию - ''Только сегодня! Родниковая вода! 5 рублей стаканчик! Трубочка бесплатно!'' - всяко лучше, чем работать в ''0'', да еще сумку из магазина тащить. Да много каких вариантов можно напридумывать, если мозг включить. Но он, видимо, чем-то другим занят. Жаловаться проще.
Российский менталитет.
А на других жалуетесь)).

Менеджер по логистике, Екатеринбург
Заранее узнавать, когда у менеджера отпуск. Самим заранее спрашивать, все ли документы у них есть.
А вот за это спасибо!) С этих двух вопросов я буду начинать каждую заявку)
иметь прозапас 20-литровую бутыль
мммм.. Нет! Этот вариант мне не нравится! Это ведь мне ее надо будет тащить на себе. Есть для этого специальные компании, которые в свое время развалили бизнес оптовиков, и настроили прямые продажи, от производителя. А теперь, как по факту, не могу обеспечить того, что раньше покрывали оптовики.
Николай Лотох Николай Лотох Консультант, Украина

Илья пишет: ''Ранее я работал в крупной оптовой компании, возглавляя как отдел закупок, так и отдел продаж.
Теперь, ... я скромный бармен, который делает заявки для маленькой торговой точки, в которой детишки приобретают водичку после нелегких занятий танцами. Как нам строить бизнес, когда все замкнулось только на то, чтоб обслужить крупного клиента, а остальных...?''

Да, теперь Илья маленький и не очень выгодный клиент. Надо это принять и не ожидать к себе такого же отношения как раньше, как к крупному клиенту. Может быть он совсем не выгодный клиент и от него откажутся.
Что делать? Стать на реальную почву. Самовывоз.

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Для нашей страны, видимо, это нормально. Во всяком случае, пока. У нас с доставкой воды в наш офис постоянно такая история повторяется. Периодически меняем поставщика. Но, поскольку объемы потребляемой воды невелики, то мы как клиент не даем большого оборота, и отношение соответствующее.

Директор по маркетингу, Нижний Новгород
Илья Локалин пишет: иметь прозапас 20-литровую бутыль мммм.. Нет! Этот вариант мне не нравится! Это ведь мне ее надо будет тащить на себе.
Тогда несколько 5-литровых - они легче))). А если серьезно, первый вопрос, возникший (у меня) после прочтения статьи - что это за интересный ''карьерный рост'':
Ранее я работал в крупной оптовой компании, возглавляя как отдел закупок, так и отдел продаж. Торговали продуктами питания. Управляя штатом торговых представителей, штатом розничной торговли, службой доставки, и операторами, ... ...Теперь, помогая товарищу поднять бизнес на нужный уровень, по вечерам я скромный бармен, который делает заявки для маленькой торговой точки, в которой детишки приобретают водичку после нелегких занятий танцами.
Вопрос второй: эта точка - что, детское кафе? И что, Вы с товарищем там только водичку продаете?)) Тут вариантов вообще несколько. 1) За аренду этого кафе деньги платите?) А Ваше время сколько стоит?) При продаже только воды - не проще ли поставить автомат?)) Знаете - бывают такие - монетку туда кидаешь, а он сам банку с газировкой выдает)). /читать с юмором, но добрым :) / 2) Может эта школа танцев Ваша?) Так не проще ли поднять стоимость занятий на 50 рублей и поить детей водой ''бесплатно''? С учетом экономии на зарплате продавца - можно и в плюс выйти)). Вообще же - интересно, зачем дети воду вообще покупают?) У меня у соседки внучка танцами занимается - воду носит с собой в бутылочке. И вся группа так же)). В связи с этим: 3) Детишки есть, помещение для танцев есть. А столики там есть? Не пробовали заняться организацией детских праздников? Например, детишки, которые занимаются в одной группе танцами - наверняка хотели бы праздновать свой день рождения с группой - а тут очень удобно - родителям программу мероприятия и счет)). Тем более, что город у Вас маленький. Конкуренты на такое есть? А то может и вообще первыми станете)).
Менеджер по логистике, Екатеринбург
Николай Лотох пишет: Надо это принять и не ожидать к себе такого же отношения как раньше, как к крупному клиенту. Может быть он совсем не выгодный клиент и от него откажутся.
Не ожидаю я внимания, как к крупному клиенту. А лишь говорю о том, что знал старый уклад, в таких крупных компаниях. Мы успевали, и сообщать, что задолженность погашена, и отгружать товар в день заявки, и пересорт оперативно исправить. Не прошу отношения, как к большому, наоборот, прошу ''не спешить'', ''будет дорога по нашему маршруту, привезите'', ''Не весь ассортимент? Нет проблем!''. Вероятно, что остается еще и провожать торговых в аэропорт, когда они улетают в отпуск) И подвозить их командиров до офиса, чтоб ''успевали'') Все же, что это может быть? Корпоративный уклад? Из серии: ''отгрузка товара, без отметки о наличия акта - штраф 5000р''. Нет?
Николай Лотох пишет: Что делать? Стать на реальную почву. Самовывоз.
По части продукции, уже перешли в такой режим. Ждать просто нереально. Но вода... воды не тот продукт, который удобно таскать на себе. И ведь если разобраться, то ни чего сложного нет - отправить груз. Мы не за 300 верст находимся, и не один пак прошу привезти. Отношение...
Сергей Семенов пишет: Для нашей страны, видимо, это нормально.
Вот это и грустно. Что вместо работы, надо ломать голову, где купить.
Менеджер по логистике, Екатеринбург
Наталья Черентаева пишет: что это за интересный ''карьерный рост'':
Т.е. вы считаете, что в этом проблема? Поэтому, компания пепси не отгружает воду?) Прошу вас, не пытайтесь вникнуть в психологические аспекты моей личной жизни) с ростом все хорошо, и занимаемыми должностями, и деятельностью, тоже) Возможно, что для кого-то, при занимаемой должности директора, некорректно, вечером помогать другу клеить обои. Меня такая ''некорректность'' не останавливает. Давайте вернемся в рамки статьи.
Наталья Черентаева пишет: Вопрос второй: эта точка - что, детское кафе?
Т.е. если, например, если это детское кафе, то поставщик имеет право не поставлять воду, при не сданной бумажке? А если это ... что должно быт, чтоб поставщик просто начал выполнять свои договорные обязательства?
Наталья Черентаева пишет: Вообще же - интересно, зачем дети воду вообще покупают?) У меня у соседки внучка танцами занимается - воду носит с собой в бутылочке.
Более того. Зачем она вообще ходит? Все можно посмотреть в интернете.
Наталья Черентаева пишет: Тут вариантов вообще несколько.
Варианты организации уже выбраны. Или вы в каждом магазине советуете ''как им жить''. Суть статьи не о том ''как построить малый бизнес''. По вашему получается, что его просто не надо строить - он изначально мертв, если я все раздам на автоматы, а дети сами будут носить воду. Нет. Объясните мне, почему, такая большая компания не может выполнить простое действие, целую неделю?
Менеджер по логистике, Екатеринбург
Наталья Черентаева пишет: А столики там есть? Не пробовали заняться организацией детских праздников? Например, детишки, которые занимаются в одной группе танцами - наверняка хотели бы праздновать свой день рождения с группой
Мы еще можем открыть библиотеку, для ожидающих мам. И стриптиз-бар, для ожидающих отцов) Но это совсем другая история. Вернемся к проблемам с поставщиками?)
Директор по маркетингу, Нижний Новгород
Илья Локалин пишет: Вернемся к проблемам с поставщиками?)
Не получится - не вижу я тут проблемы)). По-моему, проблема в Вас. Например, мне трудно представить, как у меня существовала бы такая проблема более 2-х раз. Не будь ''проблемы'' в Вас самих - у всех других были бы проблемы с поставщиками, а у Вас нет. :)
Менеджер по логистике, Екатеринбург
Наталья Черентаева пишет: Не будь ''проблемы'' в Вас самих - у всех других были бы проблемы с поставщиками, а у Вас нет
Вот тут не совсем понял) Если не будет проблемы во мне, то проблема будет у всех, кроме меня? Воу) Т.е., сейчас, с вашей точки зрения, мои проблемы являются гарантом того, что у других проблем не будет? Отличная точка зрения. Спасибо) Я даже не думал, что могу так много значить, в мировом сообществе)
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.