Пять типов реакции на «конец света». Как майя меняют ваше поведение?

Нельзя игнорировать групповые настроения по поводу предстоящего «конца света». Для очень многих специалистов полезно понимание, как распространяются идеи, влияют на группы населения, изменяют поведения. Идея «конца света» − это бесценный кладезь подобного исследования.

Какие стимулы в поведении может вызывать эта информация? Рассмотрим это в различных сообществах.

1. Группа людей, которая не задумывается, как правило, о будущем, не принимает конечность своего существования. Для этих людей «конец света» может быть стимулом к переключению внимания с привычных на важные события в жизни. Известно, что люди пересматривают свою жизнь и переставляют акценты тогда, когда начинают реально понимать ее конечность. В случае принятия идеи «конца света» для таких людей тесно связано с принятием конечности и несет некое очищение, привнося смелость в принятии решений и действии в хорошем плане, конечно, так как грабить банки и делать нечто подобное теряет смысл перед всемирным концом. Но это по отношению к психически здоровым людям.

2. Категория психически нездоровых людей. Их поведение в большей мере зависит от информации СМИ, но их реакции плохо контролируемы и предсказуемы: от полной депрессии до необоснованной агрессии по отношению к себе или окружающим. В этих условиях очень важны акценты, которые расставляются СМИ по поводу этого самого «конца света» в обществе.

3. Верующие люди или считающие, что они верят. В российской коллективной культуре подобные «концу света» идеи распространялись быстрее, чем, скажем, в Европе. Я знаю, что в некоторых странах Европы вообще ничего не пишут и не говорят о конце света. У населения этих стран сильна вера, скажем, католическая, которая не поддерживает этих идей, поэтому и люди спокойны. Они просто верят в каноны своей церкви. В России при всем PR нашей православной церкви ее влияние на общество недостаточно, поэтому языческие, буддийские и другие убеждения быстро распространяются, народ просто не делает разницы между отношением в своей вере и информацией в СМИ. Вера православная больше подвержена моде, так как люди исторически подвержены коллективным влияниям. А если вера − эта мода, то глубокого понимания ее и принятия не стоит ожидать. Люди просто ходят в церковь, потому что так делают многие и так положено. Именно поэтому многие православные одновременно верят в конец света и предсказания майя, и не задумываются о канонах своей веры, в которой об этом явлении ничего не говорится.

4. Сообщество ученых занимает определенную позицию − они не хотят нести ответственность за точные предсказания. Их утверждения противоречивы, двойственны и неопределенны. Они по сути запускают серию домыслов, слухов и предположений с помощью полного своего отстранения от интерпретации предсказываемых событий. А если события нельзя спрогнозировать, то большинство народа будет ожидать худшего, так, на всякий случай. Появляются различные предположения − от отключения электроэнергии до полного окончания жизни на Земле. Разные сообщества людей, которые прислушиваются к тому, что говорят СМИ и ученые, начинают по-разному действовать. Одни начинают рыть землянки, другие закупают на всякий случай продукты, третьи перемещаются в «более безопасные места» на время, четвертые не делают ничего, пятые делают еще что-то, о чем предположить сложно. Но все это делается без оглашения истинных причин, тихо, «не на народ».

5. Сообщество бизнеса. Этих людей спасает событийная текучка. Они действуют по принципу «как жили, так и живем». Если что-то случится, то бизнес не спасти, а если нет, то он должен быть. Существуют, конечно, парадоксальные реакции. Например, от одного знакомого я узнала, что некоторые банки начали включать в анкету по кредитам вопрос: «Верите ли вы с конец света?» Они положительный ответ воспринимают, как безответственное отношение к будущему возврату кредита. А это говорит, в свою очередь, что руководство банка воспринимает настроение нашего народа достаточно серьезно, но в конец света не верит. Иначе банки стали бы выдавать кредиты направо и налево − не все ли равно, что произойдет после 21 декабря.

Если обобщить мои нестройные мысли по различным группам человеческих сообществ, то:

1. «Конец света» может быть положительным явлением для тех людей, которые не принимали конечность своей жизни, откладывая важные для них дела «на потом». Они переставили приоритеты, стали совершать новые для них действия и поступки.

2. «Конец света» может быть плохо предсказуемой опасностью для окружающих, если нефильтруемая информация доходит до психически нездоровых людей.

3. «Конец света» может быть лакмусовой бумажкой истинности веры в сообществе. Если люди верят не по своей вере, а в языческие и другие домыслы, их вера находится больше в области моды.

4. «Конец света» показывает уход от ответственности или невозможность точных предсказаний со стороны нашей науки. Именно их позиция, пересказанная в СМИ, может вызвать дополнительную панику и неопределенность среди тех слоев населения, которые хотят точности.

5. И, наконец, если я в своей статье пишу о «конце света», то и до меня дошли все эти настроения, и я начинаю по-своему на это реагировать. Вопрос в том, как реагирую и насколько моя реакция зависит от настроения сообщества, в котором я нахожусь. 

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Александр Селезнев
Генеральный директор, Челябинск

''Война войной, а хлебушек по весне надо сеять...''

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Forbes назвал лучших работодателей России

В список вошли 167 компаний, которые разделили на четыре группы: «платина», «золото», «серебро» и «бронза».

Спрос на специалистов со знанием корейского языка вырос в 3 раза

Чаще всего таких работников ищут в сфере пищевой промышленности, транспортного машиностроения, строительства, туризма и гостиничного бизнеса.

Исследование: что мешает карьерному росту россиян

Только 15% опрошенных россиян не видят барьеров для карьерного роста в компании.

Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.