Бизнес
Сервисные услуги на рынке СМБ.
Предыстория
Обстоятельства сложились так, что ни один из трех соакционеров по объективным причинам не мог управлять компанией в режиме full-time.
Ситуация была настолько серьезной, что оставалось или прикрывать бизнес, или доверить оперативное управление наемному менеджеру. Благо такой менеджер оказался под рукой. Из своих, компанейских, – руководитель подразделения, да еще и давний приятель одного из акционеров. То есть лицо вполне доверенное. Хотя бы на время изменения обстоятельств.
Сверхзадач новоявленному генеральному директору не ставилось. Главное – сохранить бизнес, ну и развиваться не ниже рынка.
Ситуация
Прошло три-четыре года. Все шло более или менее неплохо. Обстоятельства благополучно разрешились. Компания звезд с неба не хватала, но стабильно приносила пусть небольшую, но прибыль.
Все это навело акционеров на мысли о том, что:
А) риск себя оправдал, и компания продолжает исправно работать даже без вмешательства в оперативную деятельность кого-либо из акционеров;
Б) пора ставить более амбициозные цели (кто не развивается – тот умирает);
В) можно и пора поделиться с генеральным директором долей компании. И за прежние заслуги по сохранению бизнеса, и в качестве стимула для покорения новых высот.
Так директору и изложили: «Ты, мол, молодец-удалец. Так держать! Только давай-ка набирать обороты. Хватит в сереньких середнячках ходить. А за это мы готовы с тобой поделиться долькой компании».
Но, как выяснилось, у нашего «героя» были свои виды и резоны. Точнее, не у него, а у возглавляемой им исполнительной дирекции в составе генерального, коммерческого и финансового директоров.
В ответ на «заманчивое» предложение акционеров, прозвучало встречное: «За ваши, учредители, прежние заслуги и от щедроты душевной мы, исполнительная дирекция, готовы поступиться половиной компании. 50% вам, 50% нам. Все по-честному и без обмана. А если не хотите, то мы в полном директорском составе покинем компанию».
Здесь необходимо вывести на свет реального «героя» (или антигероя). Им был вовсе не генеральный директор, а коммерческий. Человек исключительной жадности (что не самое худшее качество для продавца). Нечистый на руку и интриган. Об этих его «достоинствах» было известно заранее, еще на момент приглашения его в исполнительную дирекцию. Но рассудили тогда акционеры вместе с генеральным директором так: детей с ним не крестить, кровать не делить, а продавец он действительно лучший из имеющихся. А это для компании в период неопределенности было совсем не лишним. То есть откуда ноги выросли у проблемы, было понятно сразу, да только ультиматум исходил от имени всей дирекции. Как быть?
Разделяй и властвуй
Первое, что необходимо было сделать немедленно – перехватить инициативу и показать, кто в доме хозяин.
Второе – перевести переговоры с обезличенного «мы» исполнительной дирекции на «я» конкретного человека, со своей личной позицией, воспитанием и жизненными принципами.
Для этого каждому из директоров персонально был задан вопрос: «Возможно ли, имеет ли смысл вести переговоры с вами лично или ваше решение целиком зависит от того, что решат и как себя поведут другие директора?»
Каждый директор, включая коммерческого, ответил: «Да – имеет смысл. Нет – решать буду сам».
Во втором раунде переговоров генеральному и финансовому директору объявлено, что в самое ближайшее время будет уволен коммерческий директор, и что максимум, на что могут пойти акционеры в отношении них, – это подумать об условиях продолжения их работы в компании. Открытым текстом было сказано, что они вправе решать за себя, пойти за коммерческим директором, став его подельниками и утвердив его руководство, или дождаться вердикта акционеров и, может быть, остаться в компании.
На раздумья – ночь.
В тот же день коммерческому директору было объявлено об увольнении. Было сказано также, что, так как увольнение происходит по инициативе работодателей, то акционеры, как порядочные люди, готовы выплатить часть оговоренной для такого случая компенсации.
Поразительна реакция коммерческого директора – удивление, недоумение, шок и ужас одновременно. Видимо, человек, подмяв и подчинив своему замыслу и генерального, и финансового директоров, считал, что дело уже сделано, и ожидал чего угодно, но только не того, что ему покажут на дверь. Предложение же компенсации выглядело для него как изощренное унижение и издевательство. Ведь еще вчера он раздумывал, дать этим людям 50% или обойдутся и десятью. Или… Может быть, вообще...
Развязка
Первой с покаянием пришла финансовый директор: «Бес попутал! Не понимаю, как это со мной произошло! Понимаю и принимаю, что виновата! Буду рада продолжить работать в компании, если останусь в доверии»…
С генеральным директором разговор получился значительно сложнее. Конечно, он не пошел вслед за коммерческим директором и под его начало. Конечно, он был бы рад остаться в компании, бизнес которой вел последние несколько лет. Но вот только принять всю вину на себя не соглашался.
Да, смалодушничал. Да, чуть было не стал соучастником воровства доверенного ему бизнеса. Но и акционеры сами виноваты не менее его. Цели невнятные. Перспективы неясные. Ответственность высока, а опереться не на кого.
Наверное, в его словах была доля правды, но все-таки здесь больше от лукавого. Слаб человек…
Эпилог
И финансовый, и генеральный директор были оставлены в компании на своих должностях и на условиях, предложенных акционерами.
В штатном расписании появилась новая должность и функционал – председатель совета директоров. Как представитель интересов акционеров и человек, отвечающий за стратегическое развитие компании.
Продолжение читайте в следующий вторник.
Фото в анонсе: Unsplash
Хороший кейс, жизненный. Подобные ситуации были и у меня и у моих партнеров. Через час выставлю видео блогпост на данную тему.
Жизненно. Действительно, слаб человек. Я имею в виду финика и генерального.
Интересная история. Только знаю пример, когда после аналогичной разборке и аналогичного решения (зачинщика - убрали, остальных - оставили) через год ''ушел'' хороший кусок бизнеса.
Причем, вместе с теми, кого оставили. Как? Очень просто - за этот год оставшиеся товарищи провели определенную работу, создали отдельное юрлицо (на себя, любимых), обработали основную клиентуру... Даже кое-какие активы умедрились перевести. В общем, повторили маневр предварительно обеспечив себе тылы.
С нехорошими людьми пытались судиться, но в итоге разошлись миром. Вооруженным до зубов, но миром. Ибо обе стороны стали от своих разборок терять очень хорошие деньги (и прямые - на разбирательства, и из-за отказа клиентов работать с компаниями в нестабильной ситуации). В итоге в регионе вместо сильного филиала стал работать хилый филиал и еще один не очень сильный независимый конкурент.
Короче, ''мораль сей басни такова'' - если доверие к топам подорвано (или изначально отсутствует), то надо не контролировать, а менять. И правильно, что комерческого сразу поперли!
А ''Как исполнительная дирекция уводит бизнес''?
Уважаемые господа!
Извините за запоздалую реакцию.
Спасибо за интерес и комментарии.
Позволю и себе ''выступить''.
Владимиру: Название заметки на совести Executive. В первоисточнике она называлась иначе.
Андрею: Согласен с Вами. Но... Другие акционеры решили, что лучшее враг хорошего, за стрелянного воробья десять нестрелянных дают, не суди и несудим будешь и... И так далее. Но, скорее всего, просто поленились впрягаться в оперативную работу.
Всем: Эта история имела продолжение. И ''слаб человек'' проявилось ещё не раз. Только уже подконтрольно. Но это, как в известном фильме - уже совсем другая история. :-)