Пандемия существенно повлияла на работу многих компаний, но особенно тяжело ударила по малому и среднему бизнесу. Какие тенденции сейчас можно наблюдать? Что происходит в IT-отрасли? Об этом Executive.ru попросил рассказать Андрея Емельянова, руководителя направления по развитию коммерческого канала компании Acer в России.
Executive.ru: Андрей, в последнее время дела у малого и среднего бизнеса обстоят не очень хорошо: сокращения сотрудников, сложности перевода на удаленку, слабеющий рубль. Как все это повлияло на продажу компьютерной техники для бизнеса? Какие тенденции вы наблюдали с начала 2020 года и наблюдаете сейчас, когда ограничения на ведение деятельности продлевают, и никакой определенности нет?
Андрей Емельянов: Тенденции очень разные, о плохом говорить можно много и долго, поэтому расскажу о хорошем. Тенденции в IT-отрасли весьма интересные, март-апрель в сегменте персональных устройств для большинства IT-компаний выдался весьма продуктивным.
Уходя в изоляцию, многие компании инвестировали в новую инфраструктуру. Поэтому было закуплено рекордное количество ноутбуков. Мгновенно весьма неактивные март и апрель привели к опустошению складов ноутбуков и позже — моноблоков. При этом сегмент дешевых устройств до 20 тыс. руб. был самым невостребованным.
Большинство понимало, что сложившаяся ситуация продлится долго и требования были весьма высокими. Насколько эти инвестиции будут эффективны, покажет время, но общаясь с партнерами и покупателями, Acer пришел к весьма неожиданным выводам. Многие планируют не возвращать большую часть офисных работников после кризиса. Сразу стала понятна эффективность сотрудников и при сокращении продаж можно существенно сократить затраты на офис.
Конечно, многие отрасли вернутся к тому, что было, но общая тенденция к проведению совещаний и переговоров дистанционно показывает эффективность.
Вторым событием, произошедшим на рынке, была серьезная активность государственных закупок, что также требовало от бизнеса оставаться активным и быть онлайн.
Если в марте была суета и брали почти все подряд, то со второй недели апреля появились требования к оборудованию, безопасности и качеству ноутбуков. Средний и малый бизнес был готов ждать и несколько месяцев, только бы получить качественный продукт по оптимальной цене.
IT — одна из отраслей, которая в целом получает дивиденды от ситуации. Но насколько долго это продлится, пока сказать трудно. Думаю, что как минимум еще несколько месяцев мы будем наблюдать положительную динамику. Конечно, не все направления будут чувствовать себя комфортно. Тенденция ближайших месяцев — это ускорение перехода на электронный документооборот. Посмотрим, кто из игроков сможет предложить рынку оптимальные и быстрые решения.
Executive.ru: То, о чем вы говорите, относится в большей степени к России или это общемировые тенденции?
А.Е.: Это, конечно, больше российская тенденция. Только у нас до настоящего времени требуют такое количество бумажных носителей. Большинство компаний еще не внедрили ни электронные подписи, ни электронный документооборот.
Executive.ru: Есть ли какие-то значимые отличия ситуации в сфере IT в России и остальном мире?
А.Е.: Без детального анализа текущей ситуации в мире можно только сказать, что Россия занимает лидирующие позиции во многих отраслях. Если говорить про область обновления устройств, тут мы явно опережаем страны Европы и Ближнего Востока.
Executive.ru: Не кажется ли вам, что малый и средний бизнес сейчас, мягко говоря, не готов вкладываться в обновление парка корпоративной техники? Почему вы расширяете команду по работе с малым и средним бизнесом?
А.Е.: Мы начали свою трансформацию в конце 2019 года и думаем, что наши инвестиции очень скоро окупятся. Малый и средний бизнес — это очень серьезная и активная сила нашего общества. Думаю, что она найдет новые ниши, и, конечно, появятся новые идеи и направления для развития. Мы перспективно смотрим на малый и средний бизнес и уверены, что наша новая инициатива позволит этим компаниям получать отличные рабочие инструменты с максимальной гарантией возврата инвестиций, прежде всего, для них самих.
Executive.ru: Расскажите, пожалуйста, о программе лояльности для малого и среднего бизнеса: что вы предлагаете и почему это должно быть выгодно? Когда и почему вы запустили эту программу?
А.Е.: «Программа надежности: двойная защита капитала» уже запущена компанией Acer по всему миру. Действительно, в последние несколько лет мы не рассказывали о ней в России так активно. При этом компания достигла серьезных успехов на розничном рынке и в крупных корпоративных поставках. Пришло время предложить эффективные инструменты для сегмента среднего и малого бизнеса.
«Программа надежности» направлена на новых потребителей корпоративной продукции Acer. В нее входят две наши основные линейки — TravelMate (торговая марка корпоративных ноутбуков Texas Instruments, приобретена в 1997 году) и Veriton (моноблоки, миникомпьютеры-неттопы), а также коммерческие мониторы и проекторы.
Наш покупатель, юридическое лицо, может купить первые 50 продуктов из списка на сайте, зарегистрировать их в течение месяца и принять участие в программе. Если любой из продуктов попадет в гарантийный сервис в течение одного года эксплуатации, то мы возвращаем потраченные деньги и, конечно, сам отремонтированный продукт. Мы уверены в своей технике и готовы взять риски наших новых потребителей на себя.
Для бизнесмена понятно, что на подобные инвестиции крупнейшая международная компания готова только потому, что уверена в своем продукте. Замечу, что персональные устройства, участвующие в программе, поставляются с установленной операционной системой Windows 10 Pro. Также 90% устройств идут сразу с трехлетней гарантией в России и годовой международной гарантией.
Сейчас мы только запускаем информирование о нашей программе в России. Она действительно удобна для тех, кто хочет попробовать новинки и самые передовые решения, и при этом защитить свои инвестиции. В Европе и Азии программа работает уже много лет и доказала свою эффективность.
Executive.ru: Если вы не работаете напрямую с конечным потребителем, то как представители малого и среднего бизнеса могут получить доступ к вашей программе? К кому они должны обратиться, какие шаги предпринять?
А.Е.: Мы действительно не продаем продукты конечным потребителям, работаем через наших авторизованных партнеров. Но и сервис, и, например, данная программа — это, прежде всего, взаимодействие с нашими заказчиками. На нашем сайте можно увидеть описание программы и проверить, участвует ли нужное вам устройство в «Программе надежности». И, конечно, там есть ссылка на регистрацию.
Средний и малый бизнес требует от нас плотного взаимодействия с нашими покупателями, часто мы предоставляем свое оборудование для тестирования. Делаем мы это напрямую.
По всем вопросам представители среднего и малого бизнеса могут обращаться ко мне лично по электронной почте andrey.emelianov@acer.com. А физические лица, приобретая от 1-10 устройств, могут ознакомиться с ассортиментом продукции и приобрести необходимое устройство в нашем официальном интернет-магазине aceronline.ru.
Executive.ru: Каковы ваши экспертные прогнозы о том, как будет развиваться ситуация в России до конца этого года и в следующем году?
А.Е.: Думаю, что ситуация с изоляцией в той или иной степени будет продолжаться еще долго. Огромное количество людей будут вынуждены работать из дома и, возможно, это будет неким новым трендом в экономике. Как следствие и далее будет расти спрос на компьютеры и цифровые сервисы. Скоро мы можем столкнуться с тем, что собеседование и дальнейшая работа будут проходить удаленно, без непосредственного личного контакта с сотрудником. Наверное, это то новое, что приведет к серьезному изменению рынка труда. Компетенции, навыки и трудолюбие для офисного сотрудника станет важнее его места жительства. Скорее всего, уровень зарплат в больших городах будет падать и перераспределяться по стране.
От себя могу сказать, что я — оптимист, и поэтому думаю, что в следующем году мы вернемся к обычной жизни, но уже немного измененной.
Executive.ru: Вы считаете, что к обычной жизни мы вернемся только в следующем году, не в этом?
А.Е.: Сложно что-то прогнозировать, но, если воспринимать «обычную» жизнь как привычный нам стиль жизни раньше, то явно изменения будут колоссальные и как раньше уже не будет. Изменения затронут, как бизнес, так и каждого человека, в частности.
Executive.ru: Как вы считаете, какой процент сотрудников оставят на удаленке?
А.Е.: Для эффективной организации работы, думаю, две трети офисных сотрудников вполне могут появляться в офисе по мере необходимости. Скажем один-два раза в неделю в штатном режиме и на обучающие мероприятия. Эффективность сотрудника можно оценить по объемам выполненных работ и результатам — это доказывает опыт всех лидеров рынка. Если компания начинает считать часы присутствия, значит, конкурент очень быстро вытеснит ее.
Узнать больше о Программе надежности «Двойная защита капитала» вы можете на сайте Acer
Партнерский материал