Если вам небезразлична судьба ваших денег, самое время прислушаться к советам Стюарта Лукаса, автора книги «Личное состояние: приумножать, защищать, распоряжаться» (М.:«Альпина Бизнес Букс», «Альпина Паблишерз», 2007).
Обладателей значительных состояний финансовые вопросы заботят ничуть не меньше тех, кто только стремится их сделать. Чем больше личных финансов вы имеете, тем более ощутимыми будут ваши потери, если вы не научитесь грамотно управлять личным или семейным капиталом, то есть заботиться о его сохранении и преумножении. Если вам небезразлична судьба ваших денег, самое время прислушаться к советам Стюарта Лукаса, автора книги «Личное состояние: приумножать, защищать, распоряжаться», человека, более двадцати лет жившего «двойной жизнью».
Будучи членом одной из наиболее состоятельных семей в США, он работал топ-менеджером ведущих инвестиционных компаний. Его семья пережила момент, когда ее значительный капитал начал медленно, но верно таять. Операция по его спасению прошла успешно, и Стюарт Лукас щедро делится своим опытом в деле сохранения и преумножения состояний — и чужих, и своего собственного. О различных нюансах управления личным капиталом, привлечении профессиональных консультантов, кумирах в мире больших денег, а также значении семейных ценностей в управлении финансами он рассказал в интервью.
Биографическая справка
Стюарт Лукас — представитель четвертого поколения потомков Элбриджа Эймоса Стюарта, основателя компании Carnation. В 1981 г. он с отличием окончил Дартмутский колледж по специальности «История», а в 1989 г. — Гарвардскую школу бизнеса. Впоследствии занимал должность старшего управляющего группы Ultrahigh Net Worth, которая входит в отделение по обслуживанию частных клиентов чикагского Bank One, в 1980-х работал в Wellington Management — компании, специализирующейся на управлении активами. В течение трех лет Лукас был генеральным директором ее европейского филиала, а до этого помощником портфельного менеджера взаимного фонда Forbes Honor Roll.
Сегодня Лукас играет ведущую роль в управлении семейными активами. Начиная с 1988 г. он — главный партнер семейной фирмы, которая инвестирует капитал в альтернативные фонды. С 1995 по 2004 г. руководил семейным офисом и сейчас делит свои обязанности еще с несколькими членами семьи.
Executive.ru: Вы выросли в состоятельной семье и окончили колледж по специальности «История». Почему впоследствии вы приняли решение начать карьеру в инвестиционном бизнесе? Что повлияло на ваш выбор?
Стюарт Лукас: Как часто бывает с планами, то, чем я собирался заняться, и то, что в конце концов делаю, не совпало. Летом, еще учась в колледже, я работал в Wellington Management Company. Мне понравилась эта работа. Случилось так, что как раз перед тем, как я окончил колледж, Wellington получила контракт на управление паевым инвестиционным фондом, вложившим деньги в 375 по большей части мало известных компаний, о которых ничего не знали специалисты ее отдела исследований. Им был нужен аналитик для сбора информации об этих компаниях, который должен был работать с опытным портфельным управляющим. И через две недели после окончания колледжа я уже работал в инвестиционном бизнесе.
В те времена у меня все было расписано: три года я буду анализировать эти компании и отрасли, в которых они действуют, изучать, как работает бизнес, найду отрасль или компанию, которая мне будет по душе, пойду в бизнес-школу и затем уйду в ту отрасль, которую выберу. Это была логичная, хорошо продуманная карьерная стратегия.
Проблема состояла лишь в том, что я втянулся в инвестиционный бизнес гораздо сильнее, чем в отрасли, которые анализировал. Мои планы уйти в отраслевую компанию не осуществились, и с тех пор я работаю инвестором. Надеюсь, что буду заниматься этим еще 25 или 30 лет. Мой план сработал лишь в одном: я получил степень МВА в Гарвардской школе бизнеса, но даже тогда мне так нравился инвестиционный бизнес, что в бизнес-школе я провел всего три года вместо запланированных шести.
Executive.ru: Вы довольно часто упоминаете имя Джорджа Сороса. Кто, по вашему мнению, обладает наибольшим талантом в сфере преумножения капитала? Чей опыт порекомендуете как пример для тех, кто хочет увеличить личное состояние или богатство компании?
С.Л.: Джордж Сорос — великий инвестор и вдумчивый филантроп. Вы можете соглашаться или не соглашаться с его политикой и даже с тем, насколько успешно он осуществляет свою стратегию в области филантропии, но никто не может спорить с тем, что много времени и сил он вложил в благотворительную деятельность. Я глубоко уважаю его за то, как он использует свое богатство, чтобы мир стал лучше. Думаю, что его наследие филантропа переживет наследие инвестора.
Говоря об управлении состоянием, в первую очередь вспоминаешь имя семьи Рокфеллеров. Джон Д. Рокфеллер-старший и Джон Д. Рокфеллер-младший были настоящими провидцами. Можно провести интересные параллели между тем, как вел бизнес Рокфеллер-старший сто лет назад, и тем, как сегодня это делают российские бизнесмены. Я надеюсь, что ваши предприниматели смогут построить устойчивый, сильный бизнес и оставить такое же наследство, которое Рокфеллер передал своей семье, стране и всему миру. Создание и рост Standard Oil было великим деянием, но достижения отца и сына простираются гораздо дальше, чем этот бизнес. Они сделали все возможное, чтобы создать структуру семейного управления, которая просуществовала более столетия и сегодня прочно стоит на ногах. Эта структура укрепляет ключевые семейные ценности, которые были определены многие годы назад. Большинство из этих ценностей — трудолюбие, целостность, служение обществу и семье — за последнее столетие почти не изменились. Члены семьи до сих пор регулярно встречаются в доме, который Рокфеллер-младший построил для отца, с тем чтобы обсуждать семейный бизнес, поддерживать традиции, вместе веселиться и укреплять «чувство семьи».
Возможно, величайшим наследием, оставленным семьей Рокфеллеров стране и миру, стали их творческие и довольно рискованные методы филантропии. Фонд Рокфеллеров инвестировал в преддверии Зеленой революции. Ученые Университета Рокфеллера сделали много открытий, имеющих глобальное значение для мировой медицины. Рокфеллер-старший финансировал Чикагский университет. Семья приложила руку и к созданию нескольких национальных парков страны. Я мог бы продолжать еще очень долго.
Хотя Рокфеллеры — гуру управления состояниями, не обязательно иметь огромные деньги, чтобы сохранять приверженным своей семье, постоянно совершенствоваться и не забывать о служении обществу.
Executive.ru: В вашей книге «Личное состояние» вы учите выстраивать стратегию управления капиталом с учетом целей и ценностей каждого из членов семьи. Почему это так важно?
С.Л.: Несколько месяцев назад я участвовал в дискуссии о «здоровых семьях», о том, что способствует их успеху. Здоровые семьи — это культурные системы в гораздо большей степени, чем «отношения по крови». Для того чтобы с успехом работать вместе, вам нужно создать культуру здоровой семьи, в делах которой стремятся участвовать все ее члены. То, что людей, близких по крови, но имеющих мало общего, собирают вместе и заставляют действовать сообща, обычно приводит к ужасным последствиям.
Создать культуру здоровой семьи непросто. Но это действительно важно. Как сын, муж, брат и отец на собственном опыте я могу показать, что, если вы сумеете создать культуру, при которой члены семьи с удовольствием работают вместе и поддерживают друг друга, это будет прекрасно. Я также знаю, что мир непредсказуем. Когда члены семьи заботятся друг о друге, каждый чувствует поддержку остальных и сохраняет связь времен, несмотря на нестабильность нашего мира . Если завтра меня переедет автобус, я знаю, что состоянием нашей семьи будут управлять мои братья, мои любимые не останутся одни, что семья будет и дальше расти и укрепляться.
На более общем уровне такие отрасли бизнеса, как инвестиции и управление состояниями, — это бизнесы масштаба. Если семья работает вместе, она получает реальный экономический эффект масштаба от своих инвестиционных консультантов, юристов, бухгалтеров, страховых агентов и других людей, старающихся их хорошо обслуживать. Обслуживание более высокого качества и более низкие издержки — реальные экономические преимущества, доступные семьям, которые действует сообща.
Executive.ru: Как следует поступить человеку в случае, если членам семьи не удается достичь согласия в вопросе управления общим состоянием? Может ли привлечение профессионального «независимого арбитра» стать решением проблемы?
С.Л.: В здоровых семьях очень важна эффективная коммуникация. Порой независимый посредник может научить членов семьи слушать и понимать друг друга. У каждого из нас есть сильные и слабые стороны, то, как мы проявляем себя. Для того чтобы коммуникация была эффективна, ее участники должны понимать эти различия, с сочувствием относиться к ним. По моему опыту, навыки, необходимые для успешного общения в иерархическом бизнесе, не совсем те же, что требуются в более предрасположенной к сотрудничеству семье. Поэтому успешным предпринимателям часто советуют изменить свой стиль коммуникации в семье.
Эффективная коммуникация подобна любому другому навыку. Ей нужно учиться. В моей семье все постоянно работают над своими навыками общения, иногда обращаясь за помощью к третьим лицам, иногда — друг к другу. Временами улучшения идут медленно, иногда мы даже откатываемся назад. Но, оглядываясь назад, я горжусь тем, чего мы достигли. Тем, кто не является членом нашей семьи, сложно передать, как много мы работаем над эффективностью коммуникации или какое удовлетворение получаем, когда нам что-то удается!
Executive.ru: Как человек, управляющий состоянием семьи, может противостоять давлению одного из ее членов, который, несмотря ни на что, настаивает на удовлетворении личных интересов в ущерб семейным?
С.Л.: Управление семейным состоянием — это договор, и каждый член семьи несет в нем свою часть ответственности. Если член семьи не хочет выполнять свою часть обязанностей и с ним невозможно договориться, то договор считается расторгнутым, и сторонам имеет смысл идти разными путями. В случае прекращения экономического контракта имеет смысл сохранять разумные взаимоотношения, хотя, скорее всего, они будут напряженными. Жизнь долгая, и когда-нибудь отношения наладятся. Кровные связи сильны, даже если кажется, что их не восстановить. Часто в долгосрочном плане аннулирование экономического контракта с человеком, чьи интересы не совпадают с интересами остальной семьи, позволяет здоровой семье стать сильнее, а не приходить в смятение. Как в истории блудного сына в Библии, вы выиграете, если дверь будет открыта для примирения.
Executive.ru: Что осложняет, а что облегчает процесс управления семейным состоянием?
С.Л.: Хорошие родители помогают управлять семейным состоянием. Боюсь, диплома по выполнению родительских обязанностей вам не получить, и я сам не считаю себя экспертом в этой области. Я просто знаю, что это помогает.
Я также знаю, что хорошие родители выясняют, в чем состоят интересы и увлечения их детей, и спрашивают: «В чем я могу помочь тебе с твоими увлечениями?» Это совсем не то, что сказать: «Я богат, и если ты хочешь пользоваться моим богатством, то делать ты будешь это». Такой подход работает с сотрудниками и консультантами, но не подходит детям или супругам.
Executive.ru: В России появилось достаточно много людей, которые «сделали себя сами», заработали капитал своим умом и талантом. Но культура грамотного управления капиталом и его передачи наследникам только зарождается. От каких ошибок вы могли бы предостеречь этих людей? В чем им следует полагаться на себя, а в чем довериться профессионалам?
С.Л.: Пару недель назад я читал курс управления состояниями в Чикагском университете. После этого владелец состояния, достигший успеха в области недвижимости, пожаловался мне на то, как отличается выбор консультанта в области инвестиций от выбора строительного подрядчика. В последнем случае вы можете подготовить запрос на предложение с конкретными требованиями, основанными на стандартах результативности. Когда вы выбираете подрядчика, вас заботит лишь сравнение предложений по цене и способность каждого из подрядчиков выполнить контракт.
При выборе инвестиционного консультанта (или инвестиций) стандарты результативности гораздо менее очевидны, однако хорошая работа так же важна, а плохая будет так же болезненна. Нет и прямой связи между ценой и результатом. Поэтому, если вы не умеете видеть разницу между поступившими к вам предложениями, вы «ставите на удачу». Это может сильно напугать, но если вы понимаете, какие трудности стоят перед вами, то будете не ожидать слишком многого, меньше рисковать, учиться управлять состоянием. У нас в семье есть девиз: «Мы не позволим нашим амбициям идти против здравого смысла». Другим владельцам состояний и их консультантам также полезно взять его на вооружение.
Executive.ru: Чем бы вы рекомендовали руководствоваться в выборе консультанта? Лучше ориентироваться на успешный бренд или квалификацию профессионала, с которым придется иметь дело?
С.Л.: Поскольку не существует прямой связи между ценой инвестиционных услуг и качеством работы консультанта, я бы постарался снизить расходы и удостовериться, что вашими активами управляют с наименьшим риском. Для большинства хорошим решением будет использование индексных фондов, в том числе и торгуемых. Если вы хотите использовать продукты с большим риском, такие, например, как хеджевые фонды, частные акционерные фонды и структурированные продукты, помните, что ваши затраты и риски в большинстве случаев будут гораздо выше. Кроме того, администрирование также будет гораздо сложнее.
Несколько больших консалтинговых фирм с известными именами создало высокоцентрализованные и структурированные инвестиционные процессы. Если вы выбираете эти фирмы, то удостоверьтесь, что консультант, с которым вы будете связаны, имеет хорошие навыки работы с клиентами и что ваши затраты будут разумны. Но, чтобы хорошо обслуживать вас, ему необязательно быть таким экспертом, как Джордж Сорос. Во многих фирмах, занимающихся управлением состояниями, консультантам дают большую свободу в формировании инвестиционных программ для своих клиентов. Если вы пользуетесь услугами такой фирмы и хотите агрессивно управлять своим портфелем, очень важно найти консультанта, обладающего здравым инвестиционным смыслом. В большинстве фирм для того, чтобы добиться успеха, нужно быть хорошим маркетологом, и вовсе не обязательно иметь семь пядей во лбу в области инвестиций. Делайте свой выбор осторожно.
Executive.ru: В книге «Личное состояние» вы перечисляете навыки, которыми должен обладать финансовый управляющий, но как определить, обладает ли он ими? Можно ли это выяснить до того, как вы начнете сотрудничать?
С.Л.: Я думаю, что обычный владелец состояния может определить, обладает ли консультант теми административными навыками, что нужны ему для работы, еще до того, как они начнут сотрудничать. Этот процесс требует внимательного изучения и четкого объяснения своих требований, но, как и при заключении контракта на строительство, он довольно прост. Инвестиционные же навыки невозможно определить без большого опыта и без «внутреннего чутья». Даже профессионалы в области инвестиций, обладающие десятилетиями опыта и большим количеством необходимой информации, считают эту задачу очень трудной.
Даже если финансовый консультант имеет хороший послужной список и очевидно большой опыт, владелец состояния оказывает на процесс принятия решений заметное влияние. Поэтому важны навыки не только консультанта, но и владельца состояния. Необходимость создания эффективных рабочих отношений между консультантом и его клиентом — еще одна причина, по которой я рекомендую владельцам состояний начинать с простого и стараться, чтобы их инвестиционные амбиции не превосходили их навыки. Если хорошие рабочие отношения возникли и ваша уверенность в совместных инвестиционных навыках растет, можно несколько повысить уровень риска.
Несколько лет назад ко мне пришел человек с плохо составленным инвестиционным портфелем. Я упростил портфель, уменьшил расходы, перейдя на индексные фонды, и снизил риск так, чтобы клиенту было более комфортно. После четырех-пяти лет совместной работы он стал уважать меня, и я почувствовал больше уверенности в наших профессиональных взаимоотношениях. В тот момент я постепенно начал создавать для него более сложный портфель с потенциалом большего вознаграждения. Терпение и обучение — вот на чем секрет этого бизнеса.
Фото: elpais.com
Executive.ru благодарит издательство «Альпина Бизнес Букс» за помощь в подготовке интервью.
Также смотрите:
Под воздействием этого интервью заказал книгу Стюарта Лукаса.Приоткрылись покрывала над собственными ошибками и просчётами.Заинтересовали индексные фонды.
Всё изучил и разместил небольшую часть средств в индексном фонде - книжки читать хорошо, но надо и личный опыт поиметь.Вывод: для того, чтобы воспользоваться советами С. Лукаса, надо иметь то, что называется состоянием 'по их меркам'. В любых наших фондах, с накоплениями менее 5 000 000 руб., вообще делать нечего.На этом всё и закончилось!
Под воздействием этого интервью заказал книгу Стюарта Лукаса.
Приоткрылись покрывала над собственными ошибками и просчётами.
Заинтересовали индексные фонды.
Всё изучил и разместил небольшую часть средств в индексном фонде - книжки читать хорошо, но надо и личный опыт поиметь.
Вывод: для того, чтобы воспользоваться советами С. Лукаса, надо иметь то, что называется состоянием ''по их меркам''. В любых наших фондах, с накоплениями менее 5 000 000 руб., вообще делать нечего.
На этом всё и закончилось!