Ларс Хинрикс: «Чем проще модель монетизации, тем успешнее бизнес»

Феномен бизнес-сообщества в Интернете на базе постоянного ресурса – это международное явление последних десяти лет. «Вам больше не нужна визитная карточка, ведь у вас есть профиль в Интернете» – от этого концепта отталкивались многие профсети, пытаясь выстроить конкурентоспособный долгоживущий бизнес.

Если в Facebook сообществом изначально были студенты, объединенные местом учебы, использующие закрытое паролями и логинами пространство больше для развлечения, чем наведения контактов для построения карьеры, то профессиональные сети либо фокусировались на определенной профессиональной сфере, либо предлагали себя просто как деловую платформу. Но Facebook тоже в последние годы делает все больше для того, чтобы быть местом для делового обмена информацией. И, кажется, у него это прекрасно получается. Как тогда конкурировать с таким гигантом изначально профессиональным сетям и сообществам? Какими преимуществами обладают профессиональные сообщества в сети, и как им будет житься дальше? Об этом Executive.ru поговорил с основателем первой европейской профсети XING, молодой звездой европейского бизнеса немцем Ларсом Хинриксом.

Сеть XING появилась в 2003 году в Германии. Через какое-то время она стала активно скупать региональные интернет-сообщества – турецкую Cember, испанские Neurona и eConozco, – расширив тем самым аудиторию. Одними из главных факторов успеха этого проекта эксперты считают мультиязычность: на данный момент XING поддерживает 16 языков (чего не скажешь о его конкуренте LinkedIn, где их всего девять), а также офлайн-встречи по всему миру, которые для членов профессиональной социальной сети проводят так называемые амбассадоры (агенты проекта в городах).

Основные функции XING мало чем отличаются от функций других сетей. Речь идет о разделах «Моя сеть», «Работа и Карьера», «Группы», «События», о тематических страницах и списке предприятий, чьи сотрудники зарегистрировались в сети. К сервисам, которые дают возможность сети зарабатывать деньги, относится премиум-членство, реклама, интернет-магазин, предложения для рекрутеров, а также XING-семинары.

Executive.ru: Ларс, вы, как человек долго стоявший у руля первой профессиональной сети Европы – XING, скажите, в чем особенность ее стратегии продвижения на мировом рынке? Какие задачи вы ставили при запуске этого проекта?

Ларс Хинрикс: Когда я создавал XING как профессиональную социальную сеть, главной нашей задачей было помочь жителям Германии приобрести деловые связи по всему миру. На мой взгляд, исходя из сегодняшних реалий, проект выполнил поставленную задачу. Сеть очень помогла развитию немецкого бизнеса в частности и экономики в целом: например, полностью исчез такой вид деятельности как холодные звонки. Немецкий интернет-пользователь теперь знает, где и как найти контакты людей, с которыми он очно не знаком.

Нашей стратегией было стремление занять лидирующую позицию в германоязычном бизнес-сегменте в мире, основываясь на знании немецкого менталитета, чего мы, в принципе, и добились. По данным статистики, сейчас в сутки сеть посещает до 7 млн представителей бизнеса по всему миру. Причем, это не только немцы (4,7 млн), но и пользователи из стран Азии, Западной Европы, Америки (6,1 млн). Это говорит о международной экспансии проекта. К сожалению, сегодняшнюю стратегию компании я не могу прокомментировать, так как покинул ее два года назад.

Executive.ru: А что насчет ядра активной аудитории? По данным новостных источников, оно составляет не более одного процента...

Л.Х.: Нет, это совершенно неправильная оценка. Почти 40% от всей аудитории социальной сети – активные пользователи, которые посещают сайт ежедневно, и именно эти 40% имеют платные аккаунты в ней. Причем, в основном это так называемые офисные работники, белые воротнички.

На сегодня, насколько я слышал от бывших коллег, этот показатель растет благодаря молодой аудитории, приходящей на ресурс в поисках деловых связей по всему миру. Молодые люди проявляют все больше интереса к созданию собственного бизнеса, поэтому профессиональная сеть, дающая возможность легко и в корректной форме установить нужные контакты на родном языке, очень популярна. Плюс, XING следит за сохранением приватной информации о пользователе, не отдавая ее поисковикам, что для немцев также очень важно.

Executive.ru: Каково среднее число контактов у пользователя XING?

Л.Х.: Около 140 контактов. И это, опять же, связано со спецификой профессиональных сетей для немцев, которые ищут там лишь решения для бизнеса, а не способ распространения рекламной информации и прочее, что можно сегодня наблюдать в LinkedIn, например.

Executive.ru: Какие функции, кнопки наиболее популярны среди пользователей?

Л.Х.: Функция «Кто смотрел мой профиль», «Получить рекомендацию», «Отправить сообщение человеку, с которым вы не знакомы»... Но могу сказать, что все функции копируются профессиональными сетями друг у друга и во многом похожи. Поэтому здесь главное – услышать пользователя вовремя. Другой момент связан с мобильной версией социальной сети, которую XING создал первой в мире для удобства пользователей. Она сейчас очень популярна.

Executive.ru: Какова динамика прироста базы в момент старта, и как она менялась со временем?

Л.Х.: О, конечно, когда мы начинали, динамика прироста аудитории была свыше 100% в год. Но постепенно этот показатель уменьшается. Три года назад, когда я еще был у руля компании, она составляла 75%.

Executive.ru: Есть ли показатели цикличности поведения в сети? То есть, существует ли жизненный цикл пользователя в социальных медиа или нет, на ваш взгляд?

Л.Х.: Могу сказать, что цикл поведения прослеживается у пользователей всех социальных сетей, профессиональных или нет. И заключается он в следующем: рост активности пользователя зависит от количества его контактов/связей в конкретной сети. Рост этот происходит не спонтанно, а медленно. Причем мы наблюдали также интересные спады и подъемы в деятельности пользователей XING, связанные с основными этапами их жизни: выпуск из университета, первая работа, смена работы и так далее. Но, думаю, это характерно только для профессиональных сетей.

Executive.ru: Ларс, какие вы видите тренды на рынке профессиональных социальных сетей? Какие методы монетизации, на ваш взгляд, будут актуальны в будущем?

Л.Х.: Простые. Чем проще модель монетизации у проекта, тем успешнее развивается бизнес. XING изначально задумывалась как сеть деловых контактов с премиальной подпиской. Монетизация была за счет предоставления связей вторичной степени, доступных после повышения класса аккаунта (account upgrade). И основная прибыль была и есть именно от премиум-подписки, плюс B2B-промо и реклама в небольших количествах.

Думаю, мало что изменится в будущем. Ведь за что платят люди? За качественные связи.

Executive.ru: Какие проблемы могут возникнуть в будущем у социальных сетей, ориентированных на налаживание деловых контактов?

Л.Х.: Спад активности аудитории, так как с опытом работы у людей появляется круг общения, и необходимость использовать профессиональные социальные сети отпадает. Хотя в отношении немцев могу сказать, что их консерватизм здесь играет на руку – и ресурс, которым они начали пользоваться еще в молодости, будет востребован ими и после. В моем понимании, каких-то существенных проблем у профессиональных социальных сетей в будущем не появится, ведь необходимость в качественных деловых связях всегда будет. На смену старому поколению придет новое. И даже если новички будут знать Facebook, для деловых знакомств они все равно будут использовать тот же XING. Так, есть люди, с которыми мы развлекаемся и отдыхаем, а есть контакты для бизнеса, профессиональной карьеры. Несколько крупных игроков на рынке вполне смогут ужиться.

Executive.ru: А если завтра кто-то придет к вам с предложением о создании профессиональной социальной сети, вы его рассмотрите?

Л.Х.: Может, и рассмотрю и, скорей всего, дам пару советов. Но для меня это уже пройденный этап, это была моя третья компания. Я покинул XING в 2009 году, предварительно выведя ее на IPO в 2006, где она получила оценку в 157 млн евро. Сейчас я полностью отстранился от этого типа бизнеса и нацелен на иные горизонты.

Executive.ru: Что это за горизонты?

Л.Х.: Я хотел бы изменить подход к инвестированию и стартапам в Европе и в Германии, в частности. Поэтому я создал венчурную компанию, которая специализируется на стартапах, ищущих первоначальные инвестиции для развития. Экономика Германии, да и всего ЕС, должна пересмотреть свои взгляды в отношении этого бизнеса. Прежние законы и порядки не подходят: например, трудовой кодекс, где сотрудник стартапа, так же защищен, словно он обычный работник корпорации. И при желании (когда команда, проекта, например, не срослась) сложно уволить этого человека.

Executive.ru: Что для вас было основной мотивацией при создании венчурной компании?

Л.Х.: Я, как предприниматель, все время ищу возможность саморазвития и реализации своего потенциала в разных проектах. Я заметил, что очень многие разработчики программного обеспечения, молодые ученые и иные специалисты в Германии придумывают классные идеи, но не могут их реализовать и довести до ума из-за недостатка знаний в бизнесе. Да и просто потому, что в Европе им не так просто создать компанию.

Executive.ru: С чем это связано?

Л.Х.: Европейский венчурный капитал сейчас нацелен на вложения с минимальным риском. Поэтому как бизнес-ангелы, так и венчурные фонды инвестируют только в проверенные бизнес-модели (клоны), не обращая внимания на то, что у них под носом.

Executive.ru: Ларс, а как можно изменить ситуацию?

Л.Х.: Нужны авторитет на рынке и прозрачность. Это когда команда и проект видны как на ладони с самого начала.

Фото: facebook.com

Также смотрите:

Александр Галицкий: В России мало прорывных стартапов

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Антон Версо, Бениамин Степанян
Антон Версо Антон Версо Торговый представитель, Москва

Извините, E-xecutive, а когда уже выходит, наконец, из отпуска ваш Николай Ю.Романов ? Что-то он загулял. Больше месяца уже комментарии к публикациям просто читать не интересно.

Руководитель проекта, Украина

К редакции E-xecutive: коллеги, присоединяюсь к голосу народа - как-то затянулись санкции к г-ну Романову.
По поводу интервью с Ларсом Хинриксом:
- в [COLOR=red=red]2006[/COLOR] г. IPO в 157 млн. евро для профсети с реальным наполнением в 2-3 млн. платных аккаунтов, - не было особой проблемой (как и для многих IT-профилированных проектов);
- интересы г-на Хинрикса по прежнему лежат в программировании (возможно, для кого-то на E-xecutive это хорошая новость), хотя в Германии, судя по деловой прессе, несколько иная ориентация в части стартапов (теперь они хотят догнать Китай);
- возможно для наших стартаперов ''холодным душем'' (после надежд про ''заграница нам поможет'') будет высказывание Хинрикса: ''бизнес-ангелы, так и венчурные фонды инвестируют только в проверенные бизнес-модели (клоны)'';
- и под занавес (m-m Д.Батухтиной): а с чего Вы взяли, что Хинрикс - ''молодая звезда''? Насчет возраста - так постарше реальных звезд. Или теперь все иностранные интервьюрируемые автоматически...
С уважением, Степанян Б.Г.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.