Елена Масолова: «Вы работаете Главпочтамтом, а не менеджерами»

Executive: С чего начинался бизнес? С какой идеи? Как родилась?

Елена Масолова: Никакой особенной грандиозной идеи не было. Начиная Darberry, мы смотрели на американский аналог – Groupon. Еще когда мы делали проекты в фонде AddVenture, всегда проверяли, нет ли чего-то подобного уже на Западе. Такой метод – рационален. Если ты видишь, что бизнес-модель проверена, она работает на том рынке, то ясно, что она будет работать и здесь. Не стоит изобретать велосипед, лучше брать что-то проверенное. Это часть моей философии. Модель Groupon уже работала в штатах, росла невероятными темпами, поэтому мы на нее внимание и обратили.

Executive: Но ваш по-настоящему первый стартап – это Smart-книга?

Е.М.: Были и до нее проекты. Я считаю, что серьезно бизнес у меня начался с фонда AddVenture. Это фонд ранних стадий, в который удалось привлечь $ 300 тыс. (от трех частных инвесторов, бизнес-ангелов). И уже эти привлеченные деньги мы проинвестировали сначала в шесть проектов, потом в еще пять интернет-проектов. Назову один из успешных – AlterGeo.

Executive: Это был интернет-венчурный фонд?

Е.М.: Да, да. Мы инвестировали именно в Интернет, понимая, что тех $50 тыс., которые дал нам фонд, вполне достаточно для старт-апа, чтобы сделать первый продукт, начать продажи. Мы понимали, что скорость развития бизнеса в Интернете как раз и помогают этому. Это не Rusnano, который два года ждет только результатов каких-нибудь экспериментов. У нас все видно через две недели.

Executive: Почему интернет-бизнес?

Е.М.: А почему бы и нет? Бизнес это бизнес. Не важно, где его начинают.

Executive: На каком этапе столкнулись с трудностями?

Е.М.: Тут важно понимать один момент. В любом старт-апе абсолютно все, что описано в бизнес-плане, пойдет не так, все предпосылки поменяются. Это не значит, что их не надо делать, все равно нужно все как-то планировать, оценивать рынок. Но надо быть и готовым к тому, что все изменится. Из 11 проектов, которые профинансировал фонд AddVenture, ни один не работает с той же бизнес-моделью, с какой он запускался. Все ее меняли. И это хорошо. Проект должен как-то адаптироваться под условия. Не получилось работать в сегменте B2B, значит надо пойти в B2C, или наоборот. Не получился один канал продвижения – ищите другой. Например, с Darberry мы хотели получать трафик через партнерство. То есть приходили к какому-нибудь раскрученному женскому порталу и говорили: «Мы поставим наш виджет у вас на сайте и будем с вами делиться пятью процентами с продаж». Мы надеялись, что к нам таким образом пойдет трафик. Но этот канал вообще не сработал. Мы быстро от этого отказались и запустили еще что-то и еще что-то. Какие-то трудности, проблемы всегда бывают. Поэтому задача старт-апа и заключается в умении быть гибким, быстро адаптироваться.

Executive: Ну а трудности с регистрацией бизнеса, бюрократией?

Е.М.: Это все мелочи. Если человек видит во всем этом преграды, то он никакой не предприниматель. И это очень хорошо, что у него не получилось. Значит, он дальше не будет мучиться и пойдет спокойно работать в корпорацию, где и ему лучше, и обществу лучше.

Executive: Сколько работников у вас было в начале, по какому принципу вы их набирали?

Е.М.: Вначале работали основатели, не получающие зарплату, которых в 12 ночи охранники выгоняли из офиса. Если говорить о Darberry, то – это пять человек. Через две недели мы поняли, что нам нужен свой call-центр. Тогда мы приняли на работу сотрудника, до сих пор работающего в маркетинге.

Executive: О размерах стартового капитала в Интернет-бизнесе. Вы как-то говорили, что интернет-бизнес один из самых недорогих?

Е.М.: Для большинства проектов достаточно собственных денег и денег друзей. Но надо понимать, если бизнес-модель уже проверена, и ее надо просто масштабировать, то здесь как раз и нужны инвестиции. Если брать Groupon – Darberry, то мы тут четко понимали, сколько стоит один подписчик, сколько он приносит денег. Упрощенно говоря, купил за доллар, продал за $21. Соответственно, в такой проект математически случае имеет смысл вливать деньги, чтобы увеличить планку подписчиков, так как ты понимаешь, сколько получишь, заработаешь. Groupon Russia привлек еще до запуска трех инвесторов. Тут, кстати, все же помогли контакты AddVenture. Я всех инвесторов знала, мне удалось быстро провести сделку. А наш стартовый капитал… Это не секрет – $700тыс. Это очень мало по сравнению с тем, что сейчас привлекается в другие проекты. У кого-то может быть 7 млн, но так как у нас маркетинг в 10 раз эффективнее по конверсиям и стоимости, то это равносильно нашим $700тыс. Ну а после сделки с Groupon пришли дополнительные инвестиции.

Executive: Ваш венчурный фонд как-то помог Darberry?

Е.М.: Нет. Эти две вещи никак не связаны. Просто я параллельно работала и там, и там. Мне было интересно делать все одновременно.

Executive: С венчурным фондом у вас отношения все еще как-то продолжаются?

Е.М.: Пять месяцев назад я оттуда ушла. Третий фонд AddVenture существует. Он уже привлек инвестиций на $ 5 млн. Там – сильная команда, но я выступаю только в роли советника.

Executive: Почему ушли?

Е.М.: Времени нет. У меня два проекта Pixonic и «Групон», еще идеи. На все просто не хватает времени. Второй момент здесь заключается в том, что мне в нашей стране интереснее запускать проекты лично, а не давать деньги, советы, и переживать потом: «Как же это он не может».

Executive: Как Groupon перетряхнул вашу маленькую компанию (после продажи/покупки)?

Е.М.: У нас в действительности мало что поменялось после сделки, кроме позитивных вещей. Так как Groupon работал на тот момент в 200 городах мира, у них накопился огромный опыт. Мы получили десяток презентаций по 180 слайдов о том, как делать продажи, как привлекать аудиторию. Мы могли звонить в Лондон, Париж, и советоваться с конкретными людьми. Кроме этого – мало что изменилось.

Executive: Не пришлось никого увольнять?

Е.М.: Groupon так быстро растет, что они нам говорили: у вас там всего три менеджера в Москве, а для такого громадного города нужно еще минимум 20, поэтому нанимайте 30. Они помогали нам расти быстрее, так как ставили перед нами все более и более высокую планку.

Executive: Не сожалеете, что передаете бизнес другим? Сначала что-то придумали, развили, добились успеха и, вдруг, продали.

Е.М.: Так много новых идей вокруг, что хочется скорей бежать вперед и больше делать.

Executive: Как выглядит ваша организационная структура? Вы говорили о самостоятельности.

Е.М.: В «Групоне» она намеренно плоская, горизонтальная, а не вертикальная. У нас есть CEO , и он же – директор по продажам. Есть сити-менеджеры – это по сути CEO своего региона. Дальше идет третий уровень (уровней всего три) – это люди, которые развивают бизнес.

Executive: Как вы думаете, чем отличается предприниматель из 1990-х и ваше поколение?

Е.М.: В 1990-х многие пробывали начать свой бизнес, и у многих не получилось. Сейчас, по-моему, никто не хочет начинать бизнес с нуля. Я про Россию говорю. По поводу отличий. Если в 1990-х годах российский и западный предприниматели кардинально отличались (наши были чаще всего заняты торговлей – «купи-продай»), то сейчас российский и западный бизнес, если говорить о сфере Интернета, практически не отличаются. Что касается предпринимательских принципов, то они всегда – отражение среды.

Executive: А какие сейчас принципы у предпринимателей? У предпринимателя поколения Y?

Е.М.: У меня такие же принципы ведения бизнеса как в Кремниевой долине. Первое: собирать вокруг себя как можно больше талантливых людей и давать им самостоятельность. Здесь логика понятна: если умному и активному человеку дать ресурсы, то он сам решит все проблемы. Еще один принцип: очень быстро развиваться. Делать множество мелких изменений, пробовать многое. Третий принцип: вливать ресурсы в то, что работает. Может быть, не допиливать напильником все до конца. Так как не бывает, особенно в Интернете, какой-то финальной версии продукта. Часто ошибка программистов состоит в том, что они говорят: «Вот мы еще чуть-чуть доработаем, а потом уже выйдем на рынок. Осталось три кнопки...».

Никогда не бывает финальной версии! Надо все как можно раньше показать пользователю, слушать его feedback, надо двигаться быстрее маленькими шажками.

Executive: Три принципа, которыми руководствуйтесь вы как владелец бизнеса?

Е.М.: Мы их уже обсудили: собирать вокруг себя больше умных людей, двигаться вперед (иногда жертвуя качеством). И в то, что работает, не бояться вливать ресурсы. Если мы видим прямую зависимость продаж от числа менеджеров по продажам, то значит надо нанимать больше менеджеров по продажам, а не ждать, что вот эти два заработают столько-то, а потом мы наймем еще двоих…и будет у нас их четыре. Лучше нанять сразу 30, если в этом есть необходимость.

Executive: Вы меняете роли. Владелец топ-менеджер владелец. В чем, на ваш взгляд, состоят отличия роли владельца и топ-менеджера?

Е.М.: Я не считаю, что была в роли топ-менеджера. «Групон» тем и хорош, что он дает самостоятельность на любом уровне – на уровне сити-менеджера, команд, которые руководят странами. Что касается нас, то мы по-прежнему остались владельцами. Мы продали чуть больше чем 50% акций. Но часть акций осталась у нас. Я лучше скажу об отношениях, роли инвестора и предпринимателя. Эти отношения иногда похожи на отношения владельца – управленца. Если инвестор дает деньги, советы, спрашивает «Ну, ребят, как дела? Что вы сделали на этой неделе?», то предприниматель – по локоть в грязи. И он не должен этого бояться, он должен понимать, что ему придется заниматься и мелочами. Не работает, к примеру, 11-ая платежная система, значит, он лично должен взять трубку и позвонить, решить вопрос. Или – еще одна жалоба пришла, значит надо разобраться.

Executive: Какие преимущества и недостатки есть у женщины предпринимателя? Ваш опыт. Как легко/непросто быть женщиной предпринимателем сейчас?

Е.М.: Не люблю эту тему. Она абсолютно надуманная. Ну что же, есть же женщина-физик, женщина-биолог. Вот и женщина-предприниматель тоже есть. Мне кажется, все эти особенности женщин предпринимателей – надуманны. Все равно, что делить людей на тех, кто носит синие и красные ботинки.

Executive: А какие вообще привычки, интересы есть у 26-летней девушки? Какую музыку слушаете? О чем мечтаете? Как обстоят дела с личным графиком?

Е.М.: Это очень важно. У предпринимателя, топ-менеджера (по определению) никогда не может быть так, что все дела сделаны. Просто такого не может быть. Всегда будет, чем заняться, что еще развивать, проанализировать. Поэтому очень важно говорить «стоп», когда какая-то задача выполнена, что-то сделано, приоритеты расставлены по принципу «это было важно, на этом и остановимся». Еще мне кажется, важно быть проактивным, управлять своими задачами. Я должен понимать, вот сейчас мне это важно, в этом приоритет и я делаю это, а 50 писем в ящике пока подождут. Ошибка многих бизнесменов (я эту ошибку тоже делала пару лет назад) в том, что они начинают отвечать на эти 50 писем. То есть, не они управляют потоком, а поток – ими. В таких случаях я говорю: «Вы работаете Мосглавпочтамтом, а не менеджерами». Мой день начинается в 10 утра, а заканчиваю я в три…ночи. При этом езжу серфить на Гавайи, катаюсь на лыжах, сноуборде, роликах. Важно понимать, когда останавливаться.

Executive: Три инновации, которых не хватает России?

Е.М.: Грустная тема. Мое второе образование – политология. В Высшей школе экономики в магистратуре я изучала политологию. За последние 10 лет (практически) не один выпускник не работает по специальности. Просто потому, что политического процесса как такового у нас нет. Политический процесс – это согласование интересов разных сторон. У нас нет сторон, у нас одна сторона , которая всегда права. Все остальные по умолчанию неправы. Последствия – отсутствие многообразия политических партий, выборов губернаторов, а значит, нет и прилагающегося политического консалтинга, нет среды для него. Последние года два я почти дистанцировалась от этого, вплоть до того, что не читаю политические новости. А инновации… банальные вещи (это даже не инновации, а правила жизни в западном обществе) – свободный суд, многопартийность.

Executive: Какие примеры бизнес-проектов (здесь и за рубежом) вас вдохновили, вдохновляют?

Е.М.: Я (честно) многое стараюсь повторять. Мы увидели Zynga, и запустили в России Pixonic. В итоге, Pixonic, если вернуться к разговору о бизнес-моделях, изменил модель: мы перешли от обычного разработчика on-line игр к модели паблишера (или издателя). Это похоже на музыкальный рекорд-лейбл – компания, отбирающая из игр по всему миру лучшие, продвигающая их. Мы делаем это с играми для социальных сетей по всему миру – для бразильских, японских, корейских. То же самое с «Групоном». Мы его увидели, сделали. Из того, что прошло мимо, что мне сделать не удалось: интересна модель App Store, потому что это площадка, через которую вынужденно проходят миллиарды транзакций. Понятно, что эта площадка собирает свою комиссию.

Executive: Почти все новые российские стартапы – клоны своих американских и европейских проектов. Как долго это будет продолжаться? Когда у нас появятся свои оригинальные? Какие у вас мысли по этому поводу?

Е.М.: Вот! Раньше я говорила, что российский рынок – уменьшенная копия американского. Глупо игнорировать их проекты, не пытаться делать то же самое. Но сейчас я понимаю, что так должно происходить только на первом шаге. Так как сначала надо научиться делать эти проекты. А вторым шагом можно и нужно делать свои глобальные проекты. Например, Андрей Андреев. Его компания Badoo имеет сейчас 130 млн пользователей по всему миру и выходит на IPO. Я ожидаю, что IPO будет где-то в районе $5 млрд долларов. Андреев там один из крупнейших акционеров. Сначала он делал в России локальные проекты SpyLog,«Бегун», «Мамба». Последний – российский сайт знакомств (тоже скопированная модель) – его главный проект. На этих проектах он учился, осознал свои возможности. Дальше он сделал свою модель – международный сервис знакомств Badoo, и выходит с ним на IPO с миллиардами долларов. Я надеюсь, что наш Pixonic будет чем-то похож на эту историю. Вначале мы работали в России. Сейчас мы идем в другие социальные сети, пока в 15 по всему миру. То есть: первый шаг (ничего постыдного в этом нет) заключается в копировании. Мы учимся понимать бизнес-модель. А второй шаг – делать свое, новое.

Executive: Как вам живется, когда вокруг вас называют бизнес-гением, вундеркиндом? Изменилась ли ваша самооценка, привычки после возведения в ранг «крутая девчонка»?

Е.М.: Смотрите, я занималась пиаром, отлично понимаю, что такое конструирование образа в медиа-пространстве. Я понимаю, что слава, внимание могут быть временными. Сейчас о ком-то интересно писать, а через два года лопнет какой-нибудь пузырь, и писать будет интересно о других и о другом. Или, появятся 3 – 10 новых предпринимателей. Все – временно. Надо работать, не отклоняясь. И если внимание СМИ помогает бизнесу – это хорошо. Это помогает компаниям развиваться.

Executive: У вас к этому такой тактический подход…

Е.М.: А как иначе. Читать и перечитывать статьи обо мне? Я, кстати, их вообще не читаю.

Executive: Каких-то принципов особенных придерживаетесь в жизни? Я не знаю, вегетарианство, медитации, собак спасаете?

Е.М.: Мой принцип – собирать вокруг себя правильных людей. Не только умных и активных, но и правильных в другом смысле: тех, с которыми приятно общаться вне работы. Таких, которые, как писал, по-моему, Аксенов, многограннее советского стакана. Речь идет о человеке, у которого много сторон, который занимается не только работой. А когда много правильных людей вокруг, поток событий тоже правильный.

Executive: Ну расскажите тогда о гранях вашего стакана?

Е.М.: Катаюсь на сноуборде. Лет пять играла профессионально в «Что? Где? Когда?». До сих пор дома стоят выигранные совы и кубки. Люблю разные экстремальные виды спорта, в меру экстремальные. Летом поеду серфить. Это здорово, потому что помогает отчистить голову, отвлечься от того, что происходит здесь. Кстати, когда мы совершали сделку с «Групоном», я была на Ибице. А музыку– слушаю трансовую.

Executive: Цель, мечта ?

Е.М.: Бизнес-цель: выйти на IPO с какой-нибудь компанией, кроме «Групона». С ним все более или менее понятно.

Executive: Не планируете из интернет-бизнеса выйти в реальный мир?

Е.М.: Если увижу, что там также возможно создавать большие компании – то безусловно.

Executive: Вы закончили Высшую школу экономики. Какую роль играет бизнес-образование в России?

Е.М.: Как ни странно, я очень люблю вышку именно как место, как среду. А вот с точки зрения образования, мне больше помогло то, что я «Секрет фирмы» на последней парте читала. Это помогло мне больше, чем лекции по математике. Экономический факультет вышки – это очень много математических курсов, полезных для умения думать, но для чего-то земного они мало применимы. Но вышка – это место, которое очень сильно помогает, так как там ты встречаешь особенных людей. Вышка, в отличие от того же МГУ, каждый вечер предлагала массу каких-то студенческих мероприятий, туда приглашались политики, предприниматели, звезды. И эти контакты помогают сейчас.

Executive: Вы еще стажировались в Стэнфорде. Как оцените это образование?

Е.М.: Да, полтора года. С точки зрения насыщенности курса, потраченных усилий – это было самое тяжелое время для меня, самое напряженное образование, потому что к каждому занятию еженедельно надо было прочитывать не меньше 300 страниц ридингов. И, если ты их не поймешь, ты просто не сможешь участвовать в обсуждении, не напишешь эссе, не сдашь экзамены и т.д. Запускать было нельзя, надо было постоянно регулярно заниматься.

Executive: Чему научились на Западе? Что не хватает российскому предпринимателю?

Е.М.: Я очень не люблю обобщать. У нас просто по большому счету вся венчурная сфера начала развиваться два-три года назад. Нам еще рано какие-то выводы делать. Людей мало, инвесторов мало. Они все делают ошибки, иначе, правда, не научишься. В Кремниевой долины есть шутка: что пока ты как инвестор не потеряешь четыре миллиона, ты не инвестор, ты не научился. Еще скажу банальную вещь, сейчас мало людей, которые готовы переходить на старт-апы. А вот с фантазией у нас нет проблем. Абсолютно. Помните, знаменитую социальную сеть для собак, именно для собак, а не их владельцев! Проблемы в России возникают с тем, чтобы доделать, то что придумано, чтобы это сделанное денег приносило.


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>«Вы работаете Главпочтампом, а не менеджерами» «Главпочтамт». Вундеркинды – вундеркиндами, миллионы – миллионами, «старт-апы» – «старт-апами», а русский язык забывать нельзя. Иначе все впечатление сразу же исчезает, еще не успев возникнуть. >Елена Масолова: Никакой особенной грандиозной идеи не было. Начиная Darberry, мы смотрели на американский аналог – Groupon. … всегда проверяли, нет ли чего-то подобного уже на Западе. Говоря проще, все началось с заимствования чужой основательно проработанной идеи. Которую более-менее криво приспособили под российскую составляющую. Таким образом, ничего своего, достойного громкого слова «вундеркинд» в проекте не было. А была элементарная кража чужого, как дело ни называй. >Если ты видишь, что бизнес-модель проверена, она работает на том рынке, то ясно, что она будет работать и здесь. Нет никакой гарантии, что если что-то работает на одном рынке, то это же будет работать и на другом. Это – азы азов международного коммерческого дела. >Не стоит изобретать велосипед, лучше брать что-то проверенное. Это часть моей философии. Т.е. вся философия современного конкретно взятого российского бизнес-вундеркинда заключается в простой максиме, - укради у соседа и не стесняйся потом выдавать за свое достижение. Заключающееся в приложении чужой идеи на своем поле деятельности. Т.е. не разработать что-то самому, а именно украсть чужое и внедрить первому. По аналогии с имевшими недавно место скандалами в США с автором одной из популярнейших в мире компьютерных социальных сетей. Тоже вундеркинд. А всего-то для этого оказалось нужным украсть и быстро запатентовать чужую мысль. >Это фонд ранних стадий, в который удалось привлечь $ 300 тыс. (от трех частных инвесторов, бизнес-ангелов). Я не берусь точно сказать, что именно там имело место вначале, но очевидцы утверждают, что история и подтекст были какие-то мутноватые. >E-xecutive: Почему интернет-бизнес? Потому что ничего другого эта публика не умеет. И даже с Интернет-бизнесом у них проблемы, т.к. идея, «воплощенная на коленке», долго не может представлять собой даже подобие успешного коммерческого проекта. И нуждается поэтому в профессиональной доработке и приведении в нечто коммерчески оформленное. А здесь уже требуются совсем другой подход и ресурсы. И главное – возникают заинтересованные «патроны», которые немедленно появляются в том случае, если видят, что идея хорошая, но воплощение хромает и грозит угробить все благое начинание, которое будет немедленно подхвачено кем-то другим, более умелым. >Е.М.: А почему бы и нет? Бизнес – это бизнес. Не важно, где его начинают. Очень даже важно. Начинают всегда с того, что гарантированно хорошо или хотя бы посредственно умеют. Например, с машиностроительного завода интервьюенту начать в голову не пришло. Да и ранние этапы воплощения означенных здесь проектов тоже не вызывали каких-либо иллюзий, будучи оформленными по принципу «побыстрее - посмешнее». >Е.М.: Тут важно понимать один момент. В любом старт-апе абсолютно все, что описано в бизнес-плане, пойдет не так, все предпосылки поменяются. Это говорит лишь о низкой квалификации составителей бизнес-плана. Или о том, что они в принципе не представляют себе, что это такое, или что они вообще делают в рамках проекта. Т.е. для них это сплошное творчество, о конечной цели которого они только догадываются. >Из 11 проектов, которые профинансировал фонд AddVenture, ни один не работает с той же бизнес-моделью, с какой он запускался. Все ее меняли. И это хорошо. Проект должен как-то адаптироваться под условия. Проект изначально создается под условия. А в случае успеха, - будучи в процессе эксплуатации, - уже адаптируется. Т.е. в данном случае можно говорить лишь о том, что люди начинали некий проект, даже не представляя себе, чем они будут заниматься. Но по неким причинам их ждал успех, несмотря на все допущенные глупости. А потом появлялись в какой-либо форме те или иные «взрослые дяди», которые наводили порядок в общем деле и уже оформляли все в таком работоспособном виде, в каком это должно быть, а не так, как было «слеплено на коленке». Отсюда и все изменения. А так, - да, - действительно хорошо. В противном бы случае проект был бы угроблен. >Не получилось работать в сегменте B2B, значит надо пойти в B2C, или наоборот. Не получился один канал продвижения – ищите другой. При условии, что капитал на все эти «эксперименты» выделен безразмерный. Даже в случае Интернет-проекта. Сколько хочешь, столько и трать. Не убудет. А где все-таки что-то получится, - там и говори об успехе. > Мы надеялись, что к нам таким образом пойдет трафик. Но этот канал вообще не сработал. Нет, все-таки не вундеркинды. Поскольку сложно сказать, кем нужно быть, чтобы на такое в данном случае надеяться. Классическая ошибка. А потом с серьезным видом удивляться, почему не сработал тот или иной канал. А все из-за того, что кто-то не просто не подумал с самого начала, а даже не знал ничего с самого начала и не предполагал, что об этом следует заудматься. Предпочитая действовать по наитию. Как если бы мир начинался с этого человека. >Е.М.: Это все мелочи. Если человек видит во всем этом преграды, то он никакой не предприниматель. Также вундеркинд не знает, что подобные «мелочи», а более конкретно, - их несоблюдение, - способны разрушить любой бизнес, а его владельцев и управляющих им лиц отправить за решетку на весьма продолжительное время. Уж такие мелочи, что и говорить не приходится. Почему-то присутствует ощущение, что бизнес в данном случае создавали родители или какие-то иные знакомые лица под какие-то свои цели, занимаясь практически всеми сторонами вопроса, - от организации до регистрации, - а вундеркинды только занимают предоставленные кресла и делятся впечатлениями от заседания в них. >А наш стартовый капитал… Это не секрет – $700тыс. Это очень мало по сравнению с тем, что сейчас привлекается в другие проекты. 700.000 дол.США на «старт-ап» ? И это называется “очень мало” ? Очень мало, это когда начинают “старт-ап” с полутора-двух тысяч дол.США и б/у устаревшего оборудования, у которого материнские платы к стене или к шкафу в квартире шурупами привинчены. 700.000 дол.США имеют в качестве стартового капитала далеко не все даже очень серьезные компании в России. А здесь банк уже можно даже открывать. >Е.М.: Пять месяцев назад я оттуда ушла. Третий фонд AddVenture существует. Он уже привлек инвестиций на $ 5 млн. Там – сильная команда, но я выступаю только в роли советника. Вот об этом и речь. За дело прагматично взялись «взрослые дяди», а вундеркиндов отправили на сторону. Использовав их потенциал и связи. Как то обычно бывает в подобных случаях. Другого объяснения просто нет. > … то сейчас российский и западный бизнес, если говорить о сфере Интернета, практически не отличаются. Отличаются и очень серьезно. Не знать этого, - при столь длительном периоде работы в Интернет-сфере, - просто нельзя. Т.е. это значит – вообще не изучать вопрос. >Первое: собирать вокруг себя как можно больше талантливых людей и давать им самостоятельность. Т.е. опять-таки, - жить за счет других. Остается только сделать так, чтобы им было интересно подобным образом работать. Т.е. фактически в наивном энтузиазме отдавать свои идеи некоему координатору, который будет решать, как ими распоряжаться. Т.е. таланты должны быть полностью нищими, чтобы соглашаться на подобное. >Никогда не бывает финальной версии! Надо все как можно раньше показать пользователю, слушать его feedback, надо двигаться быстрее маленькими шажками. У пользователя нет времени ждать, пока будет доработана слепленная «на коленке» версия и будут учтены его пожелания. Он просто возьмет себе что-то другое. И потом его обратно не переманить. Т.е. описан лучший способ угробить новую разработку – выпустить ее в пользование в недоработанном, незавершенном или т.н. «полиморфном» виде, когда доработки вносятся постоянно, а отладка вообще превращается в увлекательнейший процесс. Пользователю это не интересно. Ему нужен продукт, с которым он готов работать. Сразу и сейчас. Не тратя время на отладку, на загрузку, на выяснение того, что, где и как включается и переключается, если где «заглючило» и т.д. Равно как и то, почему продукт ведет себя так, как захочется ему, а не пользователю. >Ошибка многих бизнесменов (я эту ошибку тоже делала пару лет назад) в том, что они начинают отвечать на эти 50 писем. … В таких случаях я говорю: «Вы работаете Мосглавпочтампом, а не менеджерами». В отличие от менеджеров, «Мосглавпочтамт» не отвечает не клиентские письма. У него другие функции, - он их доставляет. А у менеджеров это обязательная часть работы. В противном случае, так и контракт на миллион долларов можно незаметно выбросить в корзину для бумаги. А ведь заработать этот миллион, выстрадать его, - когда уже можно сказать, что несколько пачек банкнот, лежащие на столе - твои, - это чудовищное по напряжению сил и нервов дело. А здесь получается все как в старых гонконгских фильмах про уличных бойцов, которые легко и непринужденно раскидывают любых соперников, потягивая при этом по ходу дела винцо. >Мы учимся понимать бизнес-модель. А второй шаг – делать свое, новое. Пока из реализованного своего нет ничего. Т.е. реально чем-то уникальным своим похвалиться нечем. Речь идет именно о заимствованиях и клонах аналогичных иностранных проектов. Которые, несмотря все их многообразие и распространение, неизменно пользуются популярностью в мире. Т.е. их число и содержание подобны числу и содержанию небольших ресторанчиков на парижских улицах, - всегда найдутся посетители для каждого из них. >Еще скажу банальную вещь, сейчас мало людей, которые готовы переходить на старт-апы. Могу даже безошибочно и обобщенно ответить за всех них на этот вопрос. ''Страт-апы'' - это в действительности очень дорогое удовольствие. Тех, кто начинает с нескольких тысяч долларов США (а больше редко у кого бывает) и преуспевает - прочти нет. Подобным образом вести бизнес хорошо, когда у вас каждое утро под подушкой чудесным образом обнаруживается новый инвалютный миллион. По понятным причинам крайне мело людей обладают такой возможностью. Да и мало кого прельщает перспектива влезать в такие проекты, формируя не более чем клоны западных сервисов с тем, чтобы пытаться с ними конкурировать или не гарантированно становиться одним из многих. Российский сегмент Интернет-бизнеса на сегодняшний день полностью выбрал свои возможности, весь массив которых он взял с Запада примерно пятилетней давности. Да и то лишь в том объеме, в каком российский рынок и потребитель способен этот объем усвоить. Поэтому на такой сверхнасыщенной площадке что-то пытаться добиться своим «старт-апом» в области, в которой уже наличествуют конкуренты, просто невозможно. А выходить сразу на западные рынки и площадки для большинства просто невозможно. Поскольку ни рынка, ни условий они не знают. Вот поэтому и мало кто решается заниматься подобными авантюрами. Даже с поправкой на относительно небольшой объем вложений и затрат. России на данном поприще нечем удивить мир, а мир не нуждается в России как в поставщике чего-то эксклюзивного, что в мире бы уже ни предлагалось. И в заключение: >Бизнес-вундеркинд – так называют предпринимателя Елену Масолову, успевшую к 26 годам основать венчурный фонд, запустить несколько старт-апов и занять кресло генерального директора крупнейшего интернет-проекта Groupon Russia. В эксклюзивном интервью E-xecutive одна из самых талантливых бизнес-леди России рассказывает, в чем секрет успеха бизнеса поколения Y и зачем нам копировать Америку. Слабо. Хотя иного и не ожидалось. Отсутствует знание материала. Несмотря на весь гламур, денежный блеск и шелест. И признаков бизнес-вундеркинда и даже таланта здесь тоже никакого нет. Имеет место простое удачное заимствование и обкатка того, что уже было кем-то до того много раз сделано, - на поле, на котором появление или исчезновение одного игрока серьезной погоды не делает, но не мешает ему более-менее успешно работать. А на копировании чужого далеко не уйти. По крайней мере, в лидеры отрасли не выдвинуться, поскольку это всегда лишь следование в кильватере за все более удаляющимся лидером. Впрочем, многим как раз хватает и этих, раз занятых позиций. В любом случае, обольщаться насчет представленного в интервью содержания не следует. Это – не для всех. Это тот самый единичный случай, который для кого-то бывает, но для массы остальных людей, пытающихся воплотить нечто подобное, так до конца и остается несбыточной мечтой. Вроде крупного выигрыша в казино. Николай Ю.Романов
Директор по развитию, Москва

Елена, Вы молодец! Очень надеюсь, что такие люди как Вы станут отличным примером для сотен молодых российских предпринимателей! Желаю Удачи!

Игорь Кузнецов Игорь Кузнецов Директор по PR, Екатеринбург

Елена очень доступно донесла главное- не нужно придумывать велосипед. Я с ней полностью согласен. Если оглянуться вокруг, то огромное количество возможностей предоставляется нам. Одно время я работал в Германии- там настоящая жесть по конкуренции. Когда вернулся обратно, то здесь в России все только зарождается. Вот сейчас запускаем два проекта в интернете, рассчитали, должны пойти. Поэтому надо идти вперед, не оглядываться, не плакать за допущенные ошибки.

Нач. отдела, зам. руководителя, Ульяновск

Перестал читать после фразы: ''А наш стартовый капитал… Это не секрет – $700тыс. Это очень мало по сравнению с тем, что сейчас привлекается в другие проекты''.

Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>Перестал читать после фразы: ''А наш стартовый капитал… Это не секрет – $700тыс. А как вам IPO на 5 млрд.дол.США ? Это что, - второй ''Майкрософт'' народился, что ли ? Да и то маловато будет. Бумаги суверенного долга ряда развитых стран и то ''весят'' меньше.
Управляющий директор, Санкт-Петербург

Исправили бы уже ''Главпочтампом'' в заголовке и тексте...

Менеджер по маркетингу, Ставрополь

Есть, конечно, спорные моменты, но в целом материал очень интересный.
Амбициозный, целеустремленный молодой бизнесмен - вот он, будущий ''костяк'' Российской бизнес-элиты.

Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>Амбициозный, целеустремленный молодой бизнесмен - вот он, будущий ''костяк'' Российской бизнес-элиты. ... и у которого своего в плане разработок нет ничего. Только чужое. Не вопрос в том, можно или нет добиться успеха за счет чужих заимствований или играя на чужом поле, равно как и могут или нет российские бизнесмены с успехом заниматься чем-то подобным. Вопрос в том, что своего уникального они ничего не предлагают. И в обозримой перспективе не в состоянии предложить, чтобы этим кто-то в мире на коммерческой основе заинтересовался. Равно как и удержать свой бизнес в руках они не в состоянии. Поскольку стоит им выпустить некие бумаги в привлечение средств под расширение деятельности, как от управления и какого-либо влияния на дальнейшее развития их бизнеса их отстраняют лица, этот капитал контролирующие. Которые уже серьезным образом ведут дело, выжимая из него максимум возможного. А авторы идей и сами ''старт-аперы'' остаются не у дел, не будучи уже в состоянии ни на что повлиять в своем бывшем детище. Собственно, в этом и заключается опасность любых успешных ''старт-апов'' для их основателей. Они практически гарантированно лишаются в них власти, а потом о них и вовсе забывают. В силу того, что за счет личных или собранных / заработанных на первых порах ресурсов они не в состоянии обеспечить необходимое поддержание темпов роста проекта, чтобы тот всегда обгонял конкурентов, решивших воплотить подобную же идею, успев захватить максимально возможную рыночную долю и закрепиться в рамках этой доли на рынке, обеспечивая аккумулирование капитала для поддерживающего развития проекта и следующего рывка. А этих денег у ''старт-аперов'' нет (даже 700.000 дол.США часто оказывается недостаточно). Поэтому при наличии дилеммы ''привлечь капитал извне / утратить рыночное преимущество'' они обычно выбирают первый вариант. В результате реализации которого они очень скоро оказываются в компании не у дел, - акционеры просто сажают свое руководство, а самих вундеркиндов отправляют на улицу, поскольку серьезная и прагматичная коммерческая разработка такого проекта уже не нуждается в гениальных прорывных идеях. Собственно, что мы и наблюдаем на конкретно приводимых здесь примерах. А формировать собственный контрольный пакет акций на равных условиях, позволяющий сохранять их позиции в проекте, у ''старт-аперов'' просто нет достаточно личных денег. Потому что все они уже вложены в дело.
Нач. отдела, зам. руководителя, Украина

прозвучало ''слово'' ''главпочтамП'' - и спасибо, уже достаточно, дальше можно не читать.

Журналист, Москва

Советую, все-таки, прочесть! Пусть Вас не отпугивает одна опечатка. ))) Главное здесь - герой интервью. У нас на E-xecuive не часто бывают такие молодые бизнес-леди...молодые и очень, очень успешные. У нового поколения, у этих двадцатилетних есть, видимо, свой секрет...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Зумеры выгорают чаще, чем представители других поколений

Из-за этого они каждую неделю пропускают задачи, эквивалентные одному рабочему дню.

Максимальный размер больничного будет увеличен

В 2026 году работники смогут получать до 6 800 руб. в день в случаях временной нетрудоспособности.

За отказ нанимать людей с инвалидностью работодателей будут штрафовать

Для должностных лиц штраф составит от 20 до 30 тыс. руб., для компании – от 50 до 100 тыс. руб.

75% россиян предпочтут премию новогоднему корпоративу

При наличии альтернативы — премия или новогодний корпоратив — только каждый пятый работающий выберет праздник.