В треугольнике «государство-производитель пива-потребитель пива» до сих пор много непонимания и противоречий. Налоги, акцизы, юридические аспекты работы пивоваренного бизнеса, качество продукции, уровень алкоголизма среди населения и степень «пивной» разборчивости в массах – все это вызывает многочисленные споры и дискуссии.
Устранить проблемные моменты и наладить в этой «тройке» комфортное существование пока не получается. Удастся ли? Ряд ключевых тенденций в российском пивоварении Executive обсудил с генеральным директором пивоваренной компании «Очаково» Владимиром Антоновым.
Executive: Пивная отрасль России более чем на 80% представлена иностранным капиталом. Какие трудности это создает для отечественных производителей пива?
Владимир Антонов: Такое положение дел, конечно, не новость. Последний завод «Красный восток» был куплен иностранцами в Казани около трех лет назад. После проведения этой сделки можно говорить, что весь пивной рынок в России принадлежит иностранным компаниям. Исключение составляют разве что маленькие заводы, которые для иностранцев не представляют интереса. Все крупные предприятия, кроме «Очаково», куплены иностранными компаниями и принадлежат им.
Executive: Насколько приемлема такая ситуация?
В.А.: Здесь есть свои плюсы и минусы. Плюсы заключаются в том, что главенство иностранных компаний в этой сфере позволяет развивать в нашей стране передовой зарубежный опыт. С другой стороны, многие новые технологии в этой области апробируются в первую очередь на российском потребителе. На Западе такое неприемлемо. Для нас это, конечно, минус. Речь, например, о производстве пива не из солода. Как известно, традиционно пиво делается из пророщенного в специальных условиях зерна. Работа с этим сырьем – весьма затратное производство: требуется только особенное жизнеспособное зерно. А при использовании новых технологии зерно для производства пива можно взять практически любое, хоть фуражное, и, как говорил Остап Бендер, получить самогон из табуретки. Пиво из табуреток варить еще не научились, а вот варить его из любого зерна за счет обработки сырья искусственными ферментами уже умеют.
При советской власти пиво по такой технологии тоже изготавливали. И мы его варим, но тут все зависит от рецептуры определенного сорта пива. Например, в «Жигулевское» мы добавляем до 20% несоложенных материалов. Есть сорта, в которые для придания оригинального вкуса добавляют специальные ингредиенты. Например, кукурузу или рис. Но эти ингредиенты добавляются в небольших количествах.
А так, при желании, можно делать пиво на 100% из несолодового зерна. Есть компании, которые так и поступают. Мы варим пиво по классической технологии, так как наше производство спроектировано под это, наши мощности настроены на классическое пивоварение.
Executive: Как аномальная жара лета 2010 года сказалась на стоимости пивного сырья и, в конечном счете, на ценнике готовой продукции?
В.А.: Жара не могла не сказаться. Например, рост цен на ячмень по сравнению с позапрошлым годом идет гораздо интенсивнее. При этом наблюдается повышение цен на все сельскохозяйственные культуры, применяемые в пивоварении. Первой стала расти в цене гречка, затем – ячмень, который, кстати, в прошлом году не уродился. Цена на него по сравнению с позапрошлым годом возросла троекратно. Солод также будет стоить еще дороже. В результате пиво, конечно, подорожает.
Executive: Новый техрегламент, проект которого в виде федерального закона был принят Госдумой в первом чтении в прошлом году, по ряду положений вызывает у пивоваров несогласие и протест. Какие ключевые задачи, на ваш взгляд, новая версия этого документа не решает?
В.А.: Эти технические регламенты обсуждаются уже не первое десятилетие. В данном случае, видимо, сверху поступила команда перейти на регулирование рыночной деятельности посредством конкретно этого регламента.
Но у нас ведь есть ГОСТ, которым мы руководствуемся. По таким государственным стандартам мы работаем всю жизнь. Для обеспечения качества продукции этого вполне достаточно.
Проблема в том, что закон о техническом регулировании в принципе повторяет положения ГОСТа, но при этом не регламентирует и не ограничивает применения несоложеного сырья. Мы считаем, что это губит на корню все традиции классического пивоварения.
Конечно, кто-то скажет: а что в этом плохого? Например, о пользе и вреде генномодифицированных продуктов ученые спорят до сих пор. То же самое можно и сказать о несолодовом сырье, которое сейчас стало повсеместно использоваться для производства пива. Как скажется на здоровье потребление такого пива – не знает никто. Я не медик, и в данном случае мне трудно давать заключения. Но в целом я считаю, что это негативная тенденция.
Executive: У пивоваров вызывает нарекания и акцизная политика государства. В 2010 году акцизы на пиво были увеличены в три раза. Удалось ли государству за счет таких мер добиться поставленных целей – утроить сборы?
В.А.: Государству всегда не хватает денег. В 2010 году акцизы увеличились в три раза. С 1 января 2011 года акцизы хоть и незначительно, но тоже будут повышены. С одной стороны, конечно, радует то, что акцизы увеличиваются троекратно не каждый год. Еще один позитивный момент – есть план повышения акцизов. То есть мы знаем, как они будут расти в 2011, 2012, 2013 году… То есть мы в курсе, чего ждать в этом направлении при условии, что эти планы государства не будут меняться.
Executive: Как увеличение акцизов сказалось на показателях «Очаково»?
В.А.: Конечно, объемы производства и у нас, и в целом по отрасли упали.
Executive: Инициаторы ограничения розничной продажи пива предлагают запретить продажу пива в ларьках и палатках. Как вы оцениваете такую перспективу и каковы ее возможные последствия?
В.А.: Эти точки сбыта - сегмент, обеспечивающий реализацию большого объема продукции. По разным оценкам, в ларьках продается от 20 до 30% пива. Но дело тут не столько в самих ларьках, сколько в том, что в торговле следует навести порядок в целом. Речь, конечно же, о продаже в этих ларьках и палатках пива несовершеннолетним. Это безобразие, и с этим злом нужно вести активную борьбу, прежде всего, за счет применения административных мер.
Executive: Государство имеет возможность бороться с нелегальным алкогольным рынком? В Европейских странах с этим злом бороться научились, у нас пока особых побед не видно.
В.А.: Я работаю в этой сфере уже много лет. И могу сказать, что проблема нелегального алкоголя стала актуальной после наступления в нашей стране эры демократии. При советской власти я никогда не слышал о нелегальной водке. Самогонщики были, а нелегальной водки – нет. Не представляю, кто в то время мог произвести нелегальную водку и выставить ее на продажу.
Сейчас такое сплошь и рядом. Это опять же свидетельствует о том, что в торговле следует навести порядок. К примеру, магазин продает бутылку водки за 100 рублей. Соответственно с этой суммы платит акцизы и другие сборы. То есть производителю нелегального алкоголя вообще не будет смысла заниматься изготовлением водки за 20 рублей.
При советской власти я работал на спирто-водочном заводе. Мы отпускали спирт по цене 6,6 рублей за десять литров. Ящик водки продавали за 3,6 рубля. А в магазине бутылка водки стоила 3,62 рубля! Вся выручка из магазина шла государству. Так что сейчас эта сфера требует усиления контроля.
Мы любим обращать внимание на то, как эти проблемы решаются на Западе. Могу сказать, что, например, в Нью-Йорке в воскресенье в магазине нельзя купить водку. Хочется выпить – иди в ресторан и пей водку стопками. Приобрести водку вечером тоже нельзя.
Почему в Москве нельзя урегулировать этот вопрос? Например, создать специальные вино-водочные магазины, посещая которые, покупатель приобретает качественный товар, получает чек. Кассовые аппараты в таких магазинах можно настроить таким образом, чтобы с каждой проданной бутылки водки часть денег уходила государству. Таким образом можно будет навести порядок в больших городах. Что касается деревни - там ситуация несколько другая – там водку не пьют, а употребляют другие «жидкости».
Executive: Сегодня российские законодатели ставят вопрос о том, чтобы пиво было отнесено к алкогольной продукции. Прокомментируйте, пожалуйста, ваше видение последствий принятия такого решения.
В.А.: Наше предприятие разливает все виды напитков, как алкогольных, так и безалкогольных. Таких универсальных компаний в нашей стране, скажем прямо, немного. Не понаслышке знаю, что значит создать алкогольную продукцию, а потом ее продать. Для того, чтобы выпустить алкогольный напиток определенной марки, нужно получить соответствующее разрешение и выполнить множество других условий. Кажется, что масса подобных требований способствует борьбе с некачественной продукцией, но, как показывает практика, это лишь создает лишние препоны легальным производителям.
Из-за таких формальных барьеров и сложностей мы неоднократно сталкивались с необходимостью приостанавливать производство. Например, нельзя запускать линию, пока не приедет налоговый инспектор с проверкой. А он может опоздать, в результате линия простаивает. В свое время на встрече с министром экономического развития России Германом Грефом я поднимал этот вопрос – почему мы не можем запустить производство без визита сотрудника налоговой службы? Уж не знаю, поспособствовал ли Греф разрешению этой ситуации, но через некоторое время это требование отменили.
Возвращаясь к ситуации с получением марки. Чтобы ее получить, нужно предоставить справку о том, что у нас нет задолженности перед государством. Мы идем в один департамент получать марку, они требуют эту справку, причем не одну, а целую подборку документов. И если мы не успеем подать все необходимые документы до определенного числа – придется их собирать заново.
Однажды случилась совсем уже комичная ситуация – компьютер в налоговой показал задолженность семь рублей. Мы предложили оплатить ее тут же, на месте. Нам отказали, предложив сходить в банк и оформить все в установленном порядке.
Подобных барьеров очень много. Например, чтобы отгрузить спирт, нужно получить разрешение у министерства. Про получение лицензии вообще отдельный разговор - для этого нужно собрать очень много документации, разрешений, начиная от пожарников и заканчивая СЭС…
Executive: Есть мнение, что многие «антипивные» инициативы вызваны прямой связью политической элиты, прежде всего на федеральном законодательном и региональном уровнях с водочными производствами, которые являются конкурентами производителей пива. Насколько это утверждение соответствует истине?
В.А.: Я не могу назвать фамилии депутатов, владеющих водочными заводами, потому что просто их не знаю. По слухам, да, есть такие депутаты-лоббисты, которые владеют водочным бизнесом. Но я не могу этого подтвердить. А то, что пивоваренное производство мешает производителям водки увеличивать объемы сбыта – действительно факт. Обратите внимание, молодежь сейчас уже не пьет водку в таких количествах как раньше, она предпочитает пиво. Отсюда и противостояние производителей водки и пива.
Executive: Кстати о молодежи. В последнее время пивной алкоголизм, охвативший ее, выносится в качестве отдельной проблемы. Как вы можете прокомментировать ситуацию?
В.А.: Никто не спорит, что при употреблении пива в больших количествах человек наносит своему здоровью вред. Хорошо, давайте запретим пиво и алкоголь, введем новый сухой закон. А что будет предложено потребителю взамен? Он ведь должен иметь какой-то способ разрядиться, отдушину.
Я считаю, что нужно взращивать культуру пития в России, учить людей разбираться в пиве и алкоголе, вести себя в этом плане цивилизованно. У нас же пока все выглядит иначе – выпил пиво и тут же выкинул бутылку себе под ноги.
Executive: Как следует повышать культуру пития? Российский потребитель в целом разбирается в пиве?
В.А.: Людей, разбирающихся в пиве и умеющих его употреблять красиво, цивилизованно, очень мало. Согласитесь, заведения, где можно посидеть с друзьями, выпить пива, культурно отдохнуть, рассчитаны не на средний российский кошелек. Пиво там стоит дорого, заведения эти сосредоточены, как правило, в центре города. В спальных районах они практически не встречаются. Так что таких мест должно быть больше, и они должны быть доступнее простым людям.
Executive: Сможем ли мы когда-нибудь проводить российский аналог Октоберфеста?
В.А.: Октоберфест – это всего три недели, в течение которых собираются мюнхенские пивовары и почитатели пива. В Германии и без Октоберфеста совсем другое отношение к пиву.
Я могу рассказать, как организовал на своей пивоварне рыцарский турнир и праздник баварский Принц Люитпольд фон Байерн. На мероприятии полностью воссоздана атмосфера Средневековья. На стадионе зрители следят за рыцарским турниром, который проводят специально приглашенные каскадеры из Голливуда. Не хочешь смотреть турнир? Можно наблюдать за работой настоящих кузнецов, кожевников. Я даже видел цирюльника, который работал при помощи старинных инструментов. Я поинтересовался, сколько платят эти люди, чтобы продемонстрировать здесь, на празднике, свои умения? Мне ответили, что организаторы сами платят ремесленникам, чтобы те создавали соответствующую «душевную» атмосферу.
Представьте себе фестиваль пива в Москве. Попробуй проберись на его территорию с глиняной свистулькой! Сколько шкур с тебя сдерут, прежде чем дадут возможность выступить, я не говорю уже о том, что на таком фестивале ремесленники вообще ничего не смогут заработать. Наши подобные мероприятия пока могут похвастаться разве что излишним пафосом и гламуром. О воспитании какой культуры питья можно говорить?
Фото: AlcoExpert.ru
КАЧЕСТВО ПИВА – Как-то в большой студенческой аудитории я задал вопрос – Кто любит пиво? Поднялся веселый лес рук. Следующий вопрос – А что такое качественное пиво? Ни одной руки! После довольно продолжительной дискуссии мне был выдан ответ – это пиво с хорошими органолептическими свойствами. (Вы уже представили себе дядю Васю, требующего в ларьке пиво с отличными органолептическими свойствами?) Эти эксперименты я потом повторял много раз. С одинаковым результатом.
Иначе говоря, почти всегда потребитель не имеет никакого представления о качестве пива. Стоит ли удивляться тому, что пиво Schlitz вывела на первое место в США реклама на нескольких страницах. Она подробно рассказала потребителям, как делается отличное пиво Schlitz. Другие сорта пива делались почти так же, но… Автор этой рекламы Клод Хопкинс показал, что тот, кто, описывая свой продукт, первым расскажет о качествах, свойственных всей якобы хорошо известной категории, тот приобретает на рынке огромную фору.
УЧИТЬСЯ ИЛИ ИЗОБРЕТАТЬ ВЕЛОСИПЕД? – Нашим производителям нужно учиться у «них» продвигать свой продукт! Вы привели замечательный пример с турнирами и пр. Производитель пива из пшеницы в Баварии, которого я консультировал (он хотел поставлять свое пиво в Россию), рассказал мне массу интересного о том, как они продвигают свою продукцию, причем многие приемы существуют десятилетиями. По его пивоварне ходили экскурсии удивленных пьяненьких немцев.
Но у нас не принято учиться на мировых достижениях – мы предпочитаем изобретать кособокий российский велосипед.
Когда технолог из самой старой пивоварни в России рассказывал мне о реальном качестве их пива, которое могут оценить только профессионалы, я спросил его, почему об этом никому не известно за забором пивоварни и привел ему привел Хопкинса, он долго хлопал глазами. Продолжайте хлопать!
Побольше бы таких статей о реальной экономике!!!
В нашем Великом Новгороде уже пятый год мэром является бывший директор ликеро-водочного завода ''Алкон'' Бобрышев.
Раньше он много выступал перед народом, т.к. был депутатом обл.думы. Теперь меньше.
Желающие могут приобрести его автограф в магазинах города - несколько сортов водки с его подписью на бутылке.
Ему мешает только прокуратура - не дает запретить ввоз иногородной алкогольной продукции.
Даже депутаты подписываются, а прокуратура отменяет.
В целом же, конечно, описанные трудности повсюду.
Много болтовни да все не о том. Вы бы лучше о качестве поговорили.
Более гадкого пойла, чем варится на пивзаводах ведущих российских брендов, я в своей жизни не пил.
Балтика так вообще скатилась до уровня пойла для быдла начав эту тему еще с 9ки.
Квас от Очаково превратился в кислую газированную водичку.
Тщательнее надо, ребяты, тщательнее, и народ потянется.
Ну а те кто все-таки хочет потреблять нормальное пиво российского производства, тянуться к немногим удачным локальным проектам масштаба города. Или даже минипивоварням в конкретном ресторане.