Кармин Галло, «Презентации в стиле TED: 9 приемов лучших в мире выступлений» — М.:«Альпина Паблишер», 2015
Умение правильно подать идею зачастую не менее важно, чем способность генерировать идеи. Во многом благодаря этому умению большинство выдающихся лидеров бизнеса, науки и искусства стали теми, кто они есть. Стив Джобс, Билл Гейтс, Шерил Сэндберг, Боно, Ричард Брэнсон и многие другие талантливые люди выступали на площадке TED-конференций, блестяще защищали свои идеи и проекты. Они смогли привлечь внимание миллионной аудитории по всему миру за счет увлекательной подачи зачастую сложных идей и концепций. Как им это удалось? Кармин Галло обобщил результаты сотен TED-выступлений, личные интервью с наиболее популярными ораторами TED и свои собственные рекомендации. Он раскрывает 9 приемов из арсенала самых популярных ораторов TED и предлагает практические примеры, теоретические выкладки и интервью с людьми — авторами презентаций. Книга будет полезна всем тем, кто проводит презентации, продает товары и услуги и руководит людьми, которых нужно воодушевить.
Создавайте ошеломительные моменты
Не ограничивайся банальными приемами.
Заповедь TED
Война, политика, экономика — вот темы, которые освещает ведущий NBC News Брайан Уильямс. О презентациях он не рассказывает. А зачем? Каждый день в мире проводятся миллионы презентаций, и даже те из них, с которыми выступают генеральные директора и известные лидеры, не относятся к категории «сенсационных новостей». Но для миллиардера Билла Гейтса, чья TED-презентация состоялась в феврале 2009 года, Уильямс сделал единственное исключение из этого правила.
Гейтс стремится решать масштабные проблемы, связанные с бедностью и детской смертностью. Но он не может справиться с ними в одиночку. Ему нужна помощь аудитории. Как вы помните, мозг не обращает внимания на скучную информацию. Гейтсу это прекрасно известно — и поэтому он придумал оригинальный прием, чтобы завладеть вниманием аудитории. Он захватил врасплох и Уильямса. Вот что рассказал Брайан Уильямс тем вечером: «Билл Гейтс, миллиардер и основатель компании Microsoft, хотел представить свою позицию на конференции, где присутствовали руководители крупнейших технических компаний. Находясь на сцене, он открыл стеклянную банку со словами: «Малярию переносят москиты. Я захватил с собой несколько экземпляров. Пусть полетают немного. Почему болеть должны только бедные?» Как нам сообщили, присутствующие буквально замерли на местах — что, впрочем, сделал бы любой из нас. Буквально пару мгновений спустя Гейтс успокоил их, сообщив, что эти москиты не представляют опасности и их единственная задача — придать наглядности и убедительности его словам. Гейтс и его жена Мелинда направляют свою энергию и свое состояние на поддержку различных благотворительных проектов, включая борьбу с малярией в бедных странах Африки и Азии, где каждый год фиксируется до 500 млн новых случаев заражения».
Возможно, мои слова вас шокируют — но телевизионные новости зачастую преподносят все в искаженном свете. Так произошло и в данном случае. Гейтс не произносил слов «почему болеть должны только бедные». Он сказал: «Малярию переносят москиты. Я принес с собой несколько экземпляров, чтобы вы тоже узнали, что это такое. Пусть они немного полетают по аудитории. Почему только бедные люди должны знать, что это такое?» А присутствующие не «замерли на местах», а оглушительно хохотали, аплодировали и выкрикивали одобрительные восклицания. Гейтс мастерски продемонстрировал…
…прием № 5: создавайте ошеломительные моменты
Ошеломительный момент в презентации — это шокирующий, впечатляющий, вызывающий изумление момент, который задевает за живое и врезается в память. Он полностью захватывает внимание слушателей и вспоминается еще долго после окончания презентации.
В чем тут секрет. Ошеломительные моменты представляют собой то, что нейробиологи называют эмоционально окрашенными событиями, — накал эмоций, который повышает шанс, что слушатели запомнят ваше сообщение и примут его как руководство к действию.
Поступок Гейтса был продиктован отнюдь не легкомыслием. Несколькими предложениями ранее он упоминал, сколько детских жизней удается спасти благодаря качественным лекарствам и вакцинам. «Каждая из этих жизней важна», — сказал он. Его слова о том, что ежегодно миллионы людей умирают от малярии, были проникнуты сочувствием. А с помощью юмора и шокирующего момента Гейтс сумел донести свою главную мысль.
Рис. 5.1. Билл Гейтс, выпускающий москитов на TED-презентации в 2009 году (с разрешения Джеймса Данкана Дэвидсона / TED, http://duncandavidson.com)
Один популярный техноблогер использовал заголовок «Гейтс выпустил рой москитов в толпу». Ну, это был не совсем «рой» (в маленькой баночке уместилось всего несколько штук). Тем не менее презентация разлетелась по всему Интернету. Поиск Google выдает 500 000 ссылок на упомянутый инцидент. Оригинальный видеоролик на сайте TED.com просмотрели 2,5 млн раз — и это без учета ссылок с других веб-сайтов.
Предприниматель и генеральный директор Path Дэйв Морин первым сообщил о нем в Twitter: «Билл Гейтс только что выпустил москитов в аудиторию TED и сказал: «Почему только бедные люди должны знать, что это такое?» Основатель eBay Пьер Омидьяр «твитнул»: «С меня хватит — я больше не сижу на передних рядах». Запоминающимся моментом делятся друг с другом — и сообщение разлетается далеко за пределы непосредственной аудитории, зачастую по всему миру.
Гейтс выступал 18 минут. На проделку с москитами пришлось всего 5% общей продолжительности презентации, но этот эпизод люди помнят ярче всего. Болтовня у бачка с питьевой водой забывается сразу же, как только вы утолили жажду и вернулись в кабинет. Выходку Гейтса по прошествии пяти лет продолжают вспоминать, обсуждать и рассылать друг другу. В журналистике прием с москитами называется «наживкой». Это тот момент, который вызывает всеобщий восторг, изумление; это ораторский прием, который привлекает внимание и побуждает поделиться историей («Обязательно посмотри, как Билл Гейтс выпускает москитов», — советуете вы приятелю, отправляя ссылку по электронной почте).
Я не предлагаю вам приносить банку с комарами на следующую презентацию, но настоятельно рекомендую осмыслить содержание и выделить самые важные моменты, на которых вам хотелось бы сделать акцент. Затем придумайте оригинальный и запоминающийся способ донести эти моменты до аудитории. Порой приходится удивлять, чтобы расшевелить слушателей и достучаться до них.
Каков ваш первый шаг при создании презентации PowerPoint? Традиционный ответ: открыть PowerPoint. Неверно. Первым делом необходимо продумать историю. Подобно режиссеру, который сначала производит раскадровку, а уж потом приступает к съемкам, вы должны выстроить историю, прежде чем запускать программу. У вас будет более чем достаточно времени на подготовку симпатичных слайдов, когда история сложится, но если она окажется скучной, вы потеряете аудиторию, не успев произнести ни слова.
При подготовке истории мне нравится обращаться сразу к нескольким органам чувств: зрению, осязанию, ощущению. Подойдите с маркером к доске, возьмите ручку и блокнот, воспользуйтесь приложением для рисования на планшете или отправьтесь на прогулку, чтобы поразмышлять на ходу, — подойдет все, что задействует несколько областей мозга. Но самое главное — не торопитесь открывать программу, какое бы программное обеспечение вы ни использовали (PowerPoint, Keynote, Prezi и прочее). В противном случае ваша презентация выйдет неинтересной и безжизненной.
PowerPoint пользуется дурной репутацией, но это неплохой инструмент. Он может применяться — и применяется — для создания бесподобных презентаций. Но вам не помогут красочные слайды, если за ними не стоит история. В любой запоминающейся истории, фильме или презентации есть одна сцена или эпизод, который врезается в память, оставляя неизгладимое впечатление. Этот прием настолько известен, что ученые даже дали ему название.
Создайте эмоционально окрашенное событие
Когда Гейтс выпустил «рой» москитов, аудитория попалась на наживку именно потому, что его поступок был неожиданным, шокирующим и необычным. Ученые, изучающие мозг, называют это «эмоционально окрашенным событием». Как и прочие описанные здесь приемы, этот прием эффективен, поскольку мозг запрограммирован на него.
«Эмоционально окрашенное событие (обычно именуемое эмоционально компетентным стимулом) обрабатывается мозгом лучше всех прочих внешних стимулов, — пишет ученый-нейробиолог Джон Медина. — Эмоционально окрашенное событие дольше остается в памяти, и воспоминания о нем более четкие, чем об обычных происшествиях».
По словам Медины, подобный эффект связан с работой миндалевидной железы, расположенной в префронтальной коре головного мозга. «Миндалевидное тело наполнено нейромедиатором дофамином и использует его, как секретарь — стикеры для заметок. Когда мозг распознает эмоционально окрашенный стимул, выделяется дофамин, который участвует в процессе запоминания и обработки информации, как будто развешивая записки «Запомни это!». Получив подобную химическую записку относительно определенной информации, мозг более тщательно обрабатывает ее».
У ситуаций, которые пробудили в вас эмоции, больше шансов остаться в памяти, чем у ситуаций, вызвавших нейтральную реакцию. Некоторые ученые называют подобные события «воспоминаниями-вспышками». Вот почему вы помните, где находились 11 сентября 2001 года, но постоянно забываете, куда положили ключи. Понимание этой разницы поможет вам создавать запоминающиеся, «ошеломительные» презентации.
Помнить 11 сентября и забывать ключи
Когда вы переживаете эмоционально окрашенное событие (шок, изумление, страх, грусть, радость, восхищение), оно влияет на то, насколько ярко ситуация отложится в вашей памяти. Вы наверняка хорошо помните не только то, где находились 11 сентября 2001 года, когда угнанные террористами самолеты врезались во Всемирный торговый центр, но также что делали, кто был рядом, выражение их лиц, что они сказали и прочие мелкие детали, на которые в иных обстоятельствах не обратили бы внимания. Люди запоминают яркие события и забывают банальные.
Рис. 5.2. Иллюстрация воздействия дофамина на мозг (дизайн: Empowered Presentations, @empoweredpres)
Ребекка Тодд, профессор психологии из Университета Торонто, обнаружила, что от яркости переживаний в той или иной ситуации зависит легкость, с которой мы позже воспроизводим это событие или связанную с ним информацию. Тодд опубликовала результаты своих исследований в Journal of Neuroscience . «Мы обнаружили, что люди видят эмоциональные события с большей ясностью, чем банальные, — пишет Тодд. — Неважно, позитивны они (первый поцелуй, рождение ребенка, вручение награды) или негативны (психологическая травма, разрыв отношений, какая-то болезненная и унизительная ситуация из детства), — эффект одинаков. Более того, мы выяснили, что яркость восприятия происходящего — важнейший фактор в предсказании того, насколько живо мы будем вспоминать об этом впоследствии. Мы называем это явление «эмоциональным усилением яркости» — оно подобно фотовспышке, освещающей событие, которое запечатляет наша память».
Тодд и ее коллеги выяснили, что в момент переживания «яркого» события область мозга, отвечающая за фиксирование воспоминаний, — миндалевидная железа — проявляет наибольшую активность. Исследователи демонстрировали участникам эксперимента фотографии, которые «возбуждают эмоции и носят негативный характер» (например, с акулами, обнажающими зубы), «возбуждают эмоции и носят позитивный характер» (например, легкую эротику), а также «нейтральные сцены» (например, стоящих на эскалаторе людей). Затем ученые провели два различных замера для оценки количества подробностей, которые сохранились в памяти испытуемых. Первый замер проводился через 45 минут после просмотра фотографий, а второй — спустя неделю. «Оба замера показали, что фотографии, обладавшие большей эмоционально усиленной яркостью, запоминались более живо», — говорит Тодд.
— Почему аудитория запомнила, как Билл Гейтс выпустил из банки москитов? — спросил я Ребекку Тодд в ходе интервью для этой книги.
— Этот момент запомнился именно благодаря тому, что пробуждает эмоции, приятные или же неприятные, — пояснила она. — В состоянии эмоционального возбуждения в мозге вырабатываются большие дозы норадреналина и гормонов стресса. То, что эмоциональное возбуждение улучшает память, уже было известно прежде. Наше исследование первым показало другой эффект эмоционального возбуждения: человек воспринимает события более ярко в тот момент, когда они происходят, что, в свою очередь, способствует их запоминанию. Москиты Билла Гейтса вызвали шок и страх у слушателей, которые не знали об их безвредности. Изумление и страх являются весьма сильными эмоциями.
Тодд обнаружила, что мы кодируем важные события гораздо более сложным образом, чем рутинные.
— Событие как будто более четко отпечатывается в нашем перцептивном сознании, — сказала Ребекка. — Частично это объясняется тем, что миндалевидная железа, которая отвечает за фиксацию эмоциональной важности явлений, взаимодействует со зрительной зоной коры головного мозга — областью, связанной со зрением, — и подстегивает ее деятельность, так что мы действительно воспринимаем события активнее.
— Если коротко подвести итог – что означают ваши результаты для людей, выступающих с презентациями или сообщающих информацию, которую важно сохранить в памяти и воспроизвести? — спросил я.
— Если вы сумеете вызвать у слушателей эмоциональный отклик, они воспримут информацию более живо, будут меньше отвлекаться и лучше запомнят ее. Приводите как можно более конкретные и содержательные примеры для иллюстрации абстрактных понятий. Грамотно используйте изображения — и красивые, и неожиданные, и даже отвратительные.
Мозг не предназначен для обработки абстрактных идей. Я уже рассказывал о том, как готовил к презентации руководителей Toshiba America Medical Systems, представлявших новый компьютерный томограф. Они принялись пояснять мне, что «это первый динамический крупномасштабный компьютерный томограф, использующий 320-рядный детектор ультравысокого разрешения с возможностью полного сканирования всего органа за один оборот гентри». Я возразил, что это слишком абстрактное описание. «Вы можете его конкретизировать? Почему это должно меня взволновать?» Они ответили: «Если вы поступите в больницу с сердечным приступом или инсультом, врачи сумеют точнее и быстрее поставить диагноз, и это может спасти вам жизнь. Давайте сформулируем так: наш продукт может стать чертой, отделяющей возвращение домой и полноценную жизнь от перспективы никогда больше не увидеть близких». Ясные послания требуют конкретных и наглядных пояснений. Вы не сможете поразить аудиторию до глубины души, если она вас не понимает.
Фото анонса: Wikimedia Commons