Структурированные продукты — модный рекламный трюк и не более

Партнерский материал

Структурированные продукты могут называться по-разному — структурные продукты, инвестиционные инструменты с защитой капитала, индексируемые депозиты, и все они позиционируются как уникальная возможность получить выгоду в «хорошие дни» и защитить вложенные средства в «плохие дни». Звучит хорошо, но, к сожалению, зачастую происходит так, что стоимость этой защиты перевешивает возможные выгоды, особенно когда за нее берут дополнительные деньги.

Что такое структурированные продукты?

Структурированные продукты – это такие инвестиционные продукты, которые должны позволить защитить изначально вложенную сумму и одновременно могут позволить получить прибыль от роста стоимости тех или иных активов (например, ценных бумаг, товаров или валют).

Комбинаций может быть безграничное множество, лишь бы продукт продавался. Мы рассмотрим два основных типа структурированных продуктов:

  • состоящих из комбинации облигаций и акций;
  • состоящих из комбинации облигаций и опционов.

Первый случай. Облигации и акции

Часто консервативным инвесторам любят предлагать такой «продукт»: инвестируете в облигации, а на доходы от облигаций покупаете акции. Риски ограничены, прибыль может быть выше, чем просто вложения в консервативные облигации, на вид — классический структурированный продукт. За его составление вы платите инвестиционной компании или банку. Однако на самом деле от структурированного продукта здесь лишь маркетинговая упаковка, ведь определенная комбинация акций и облигаций — это частный случай составления инвестиционного портфеля. Такой «продукт» может сконструировать любое частное лицо, и для этого не нужны специальные знания. Кстати, из-за налогообложения для частных инвесторов даже разумнее использовать банковский депозит, а не облигации.

В случае акций это, наверное, неплохой психологический прием для того, чтобы «сомневающемуся» инвестору-новичку начать вложения в акции. Мы все мысленно присваиваем максимальный коэффициент риска всему, что не понимаем. Потом, по мере знакомства с акциями, человек сможет выбрать то соотношение акций и облигаций в своем портфеле, которое ему действительно подходит и отвечает его целям.

Инвестиционная байка

В 1996 году проходили выборы президента России. И тогда была высока вероятность победы КПРФ (Зюганова). В связи с этим один человек придумал для себя структурированный продукт, состоящий из самых «длинных» МКО СПб (муниципальных казначейчских облигаций) и тушенки. В случае победы Ельцина «выстрелят» МКО, в случае победы КПРФ — тушенка.

Второй случай. Облигации и опционы

Если в первом рассмотренном варианте в «маркетинговой упаковке» структурированного продукта были производительные активы, то в данном случае появились опционы.

Опционы — это сделки пари, споры, шансы выиграть в которых можно с вероятность 50%, но за возможность заключить этот спор организатор торговли опционами возьмет с вас плату. Поэтому опционы — это такой же инструмент с отрицательным математическим ожиданием, как рулетка или лотерея. Чем больше сделок с опционами или ставок на рулетке вы совершаете, тем больше вероятность того, что их общий результат будет отрицательным.

Для того чтобы продемонстрировать абсурдность идеи комбинирования облигаций и опционов, можно составить такой шуточный «структурированный продукт»: большая часть, примерно 90%, начальной суммы инвестируется в облигации, а на оставшуюся часть (потери по которой, «если что», компенсируют доходы от облигаций) приобретаются лотерейные билеты, также на проценты от облигаций можно играть в покер, преферанс или рулетку. Такой вариант может показать доходность даже выше, чем у комбинации: облигации + опционы.

Системно зарабатывать на продуктах с отрицательным математическим ожиданием могут только казино, организаторы лотерей или организаторы торговли опционами. Ваши доходы от облигаций — это ваши деньги, и вы можете их тратить как угодно, в том числе одним из этих способов. Ни один из них при этом не является производительным активом, за которым стоит созидательный человеческий труд. Поэтому их приобретение является еще одним вариантом потратить деньги на развлечения.

Общие недостатки структурированных продуктов

1. Структурированные продукты преподносятся частным инвесторам как что-то сложное и недоступное «простому обывателю», как особый продукт, хотя на самом деле это не более чем консультация, помощь в заполнении инвестиционной декларации. Только получается, что это очень дорогая консультация.
Удивительно, но несмотря на то, что опционы обладают отрицательным математическим ожиданием, структурированный продукт с опционами еще и стоит дороже, чем тот, что описан в первом случае. А связано это опять же с продвижением «уникальности» и «сложности» продукта.

2. «100% гарантия» возврата вложенных средств написана в кавычках не случайно. Предполагается, что гарантия возврата достигается путем вложения большей части начальных инвестиций в надежные продукты (депозиты и облигации), но на самом деле возврат средств по данным инвестициям на 100% не может гарантировать никто. Любой вариант вложения, даже депозит в Сбербанке, застрахованный в АСВ, имеет вероятность потерь. Вопрос в оценке вероятности этих потерь.

3. Структурированный продукт, по которому не получена прибыль, даже с учетом того, что основная часть вложенных средств вернется — убыточен. Потеряны проценты, которые были заработаны по облигационной части портфеля, а это, как минимум, означает потерю покупательной способности денег.

Выводы:

  • Структурированные продукты — это не более чем рекламный трюк, выдумка продавцов, которые говорят клиенту то, что он хочет услышать.
  • Сложные структурированные продукты часто просто создают иллюзию сохранности своей наукообразностью.
  • Пользу вашему благосостоянию, по моему мнению, могут приносить только производительные активы: акции, облигации, недвижимость, и то при соблюдении определенных правил техники безопасности.

P.S. Мы приглашаем всех, кто внимательно прочел данную статью, принять участие в акции «Призы любознательным». «Призы любознательным» — это акция, участие в которой даст вам возможность, ответив всего на три вопроса к тексту статьи, стать владельцем паев фондов под управлением компании «Арсагера» на 1000 руб.

Вопросы к статье:

Возможна ли ситуация, когда Вы ничем не рискуете и при этом получаете доход от вложений?

  • Да, отсутствие риска возможно при грамотном финансовом планировании и долгосрочном инвестировании;
  • Да, при использовании структурированных продуктов с полной защитой капитала;
  • Нет, так как любая, даже небольшая доходность, связана с риском, а возможные комбинации активов лишь создают впечатление, что рисков нет;
  • Такая ситуация невозможна при инвестировании в акции или облигации без использования инструментов хеджирования на срочном рынке.

Причина популярности структурированных продуктов, состоящих из облигаций и опционов, у частных инвесторов:

  • Иллюзия участия в последних достижениях из области инвестиционной науки и использование сложных комбинаций активов;
  • Иллюзия 100% гарантии возврата вложенных средств;
  • Иллюзия возможности получения неограниченного дохода при ограниченном риске;
  • Все перечисленные факторы, которые грамотно используются продавцами структурированных продуктов, чтобы говорить клиенту то, что он хочет услышать.

Может ли использование структурированных продуктов обеспечить доходность выше акций в долгосрочной перспективе?

  • Нет, так как необходимо платить за создание структурированного продукта;
  • Да, если хеджировать акции от возможного падения регулярной покупкой опционов пут;
  • Да, если регулярно покупать фьючерс на фондовый индекс (например, индекс ММВБ), что позволяет получать доходность акций с плечом;
  • Нет, так как по статистике акции наиболее доходный инвестиционный инструмент в долгосрочной перспективе и любые комбинации лишь снижают общую доходность.

Принять участие в акции


«УК «Арсагера»
194021, Санкт-Петербург, ул. Шателена, дом 26А БЦ «Ренессанс», 8-й этаж.
Тел. (812) 313-05-30
arsagera.ru
Лицензии ФСФР России: № 21-000-1-00714 от 06.04.2010, № 078-10982-001000 от 31.01.2008

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.