Выступления Германа Грефа на Петербургском экономическом форуме всегда особенно интересны. В 2017 году Греф собрал настоящий научный симпозиум, чтобы обсудить конкурентоспособность стран, компаний и людей. Executive.ru публикует обзор двух секций форума, одна из которых была посвящена инновациям, вторая – образованию
«Инновация всегда начинается с любознательности»
«Думать нужно не о технологиях, а о людях, которые создадут экосистему. Самый важный критерий – предпринимательская команда. Идей много, важна реализация».
«Лучше поддержать отличную команду, работающую над хорошим проектом, чем поддержать хорошую команду, работающую над отличным проектом».
«Газели» – стартапы, которые выживают, стремительно развиваются и становятся большими. Следующие 15 лет – это эпоха газелей. Если вы не будете заниматься инновациями, то газели съедят вас на обед».
«Инновация всегда начинается с любознательности – она основа всего. Вторая задача – это масштаб».
«Информация сейчас везде, ее легко найти, она дешевая. Наука и технологии – дорогие. Нужно сделать науку и технологии доступными. Понятие «Бережливая наука»: Как сделать так, чтобы научные инструменты были доступны всем? Как обучить миллиарды людей, если не использовать экономный подход к образованию?»
«Видение и решение сложных проблем останется в истории, а не пожатия рук и установление дипломатических отношений. Нужно такое лидерство, которое принесет науку миру».
«Просто чтобы оставаться конкурентоспособным – нужно эволюционировать каждый день, быстрее и быстрее».
«Человеческий мозг – пример человеческой новации, где мы скорее всего подошли к потолку. Наш мозг сейчас потребляет около 40% энергии, которую потребляет ваше тело. Технологии усиливают возможности нашего мозга».
«Демократизация информации – это абсолютный тренд, который есть и будет развиваться в ближайшие годы. Открытое распространение знаний открывает возможности и несет угрозы».
«Проблема человечества – это противоречии, вызванные тем, что мы совмещаем эмоции из палеолита, древние институты и современные технологии».
«Люди искусства владеют другими формами мыслительной деятельности, их трудно предсказать и имитировать. К вопросу о замене человека искусственным интеллектом. Занимайтесь развитием творческих способностей».
«Все будет хорошо. Наша уникальная сторона – умение договариваться, объединяться. В сотрудничества сила!»
Революция в образовании: готовы ли мы?
Секция собрала представителей власти, образования, бизнеса.
Основным спорным моментом стало название секции: трактовка понятия «революция» и применимость термина к тому, что происходит сейчас в сфере образования. Каждый спикер высказал мнение.
Владимир Узун, издательство «Просвещение»: «Нет революции образования. Есть революция в экономике образования. Тема денег и школы болезненна. В центре этой революции - не технологии, а смена экономической модели образования».
«Идет война за таланты, их нужно искать на раннем этапе, начиная со школы. Нужно повышать качество вузовского образования. Сейчас важно не столько иметь знания, сколько умение их находить. Важно умение учиться».
Алексей Мордашев, «Северсталь»: «Есть нехватка базовых знаний, таких как английский язык, умение дистанционно обучаться. Нужны кадры для реальных предприятий, нужно внедрение стажировок и других программ».
Шив Викрам Кхемка, SUN Group: «Мы не знаем, какие профессии потребуются в будущем, мы сами не знаем чему нужно обучать. Потребуется не только обучать но и переобучать тех, кто теряет рабочие специальности».
Павел Кадочников, Центр стратегических разработок: «Дети, которые сейчас учатся в школе, будут работать в экономике, которая будет отличаться от той, что имеем сейчас. Нужна гибкость образования, нельзя работать как фабрика и штамповать одинаковых учеников. Важна работа с мотивацией, нужно заложить в сознание идею учиться всю жизнь».
Эско Ахо, экс-премьер-министр Финляндии: «Раньше мы зависели от учителей, все было стандартизовано и это был единственный путь для получения знаний. Теперь нас ждет индивидуализированное образование. В этом и есть и революция. Междисциплинарные способности и профессии – эти принципы должны охватывать всю образовательную систему. Самое главное – обучать деталям, и давать возможность ставить эти детали в контекст».
Андрей Волков, «Сколково»: «Университеты пережили книгопечатание и сейчас не исчезнут. Будет деприватизация контента. Профессор перестает быть единственным носителем знания и должен найти новую роль. Нас ждет дестандартизация дипломов».
Ярослав Кузьминов, Высшая школа экономики: «Образование – древнее чем культура. Люди преподают то, что создали. К 2025 году нас ожидает смерть бумажного учебника, смена функции учителя и образовательных методик. Образовательная деятельность более 50% времени будет проходить вне школы. У человека заберут функцию рутинного принятия решений. За детей будет решать задачи и писать эссе искусственный интеллект. Школа должна стать центром общения и воспитания и выполнения реальных коллективных проектов. Учитель должен стать воспитателем. Половина профессиональных образовательных программ уйдет. Будет сдвиг в фундаментальные программы».
Фото: Kremlin Press
Шувалов так же говорил об этом - диджитализация как ресурс повышения производительности и приводил пример, что цифровой контроль за рядовым работником в строительстве резко повышает производительность труда - своего рода экосистема производительности будущего
Насколько мне помнится, Герман Греф говорил осоздании на базе Сбербанка национальной экосистемы, которая была бы способной оказывать услуги потребителям и бизнесу в самых разных областях. По его расчетам, к 2025 году объем экономики такой экосистемы может составить 65 трлн руб. Предусматривается в партнерстве с Яндексом и МейлРу создание платформенной организация с развитой экосистемой вокруг и с участи емразных компаний, которые должны получить доступ сразу же к большому объему данных и большому объему клиентов.
Платформа строится сразу с открытым API (application programming interface, интерфейс программирования приложений), включает компоненты open source (программное обеспечение с открытым кодом), облачность, поддержка режима in memory processing (формат работы с открытыми данными). Также платформа должна быть основана на deep learning (алгоритм машинного обучения) и artificial intelligence (искусственный интеллект).
Одним из важных направлений является создание единого маркетплейса, агрегатора, который будет объединяющей площадкой для большого количества российских производителей. Предполагается, что данные он будет затем передавать в ведущие зарубежные маркетплейсы Amazon, Alibaba, Rakuten и другие.
Сбербанк - один из передовых банков страны, но, вместе с тем, - один из самых закрытых для стартапов, для новичков, для стажёров. Работать там - очень непрестижно.
В статье об образовании (!) при перенесении устной речи в текст допущены орфографические ошибки. :)
Всё верно про искусственный интеллект, но что, если начать с проверки текста на пунктуацию в обыкновенном Word? Директор по маркетингу должен это знать.
Экосистема подразумевает одно-ранговую P2P сеть. Функция начальников - как "удостоверителя" сделки пропадает. Любой участник сети в рамках самой сети становится самодостаточным агентом. Кто нибудь задумывался над созданием подобной модели у себя на предприятии? Было бы интересно узнать.