Имеет ли шанс российская компания пробиться сегодня на американский рынок? Сооснователь компании Ecamb Петр Татищев считает, что да. Формально Ecamb открылась в декабре 2014 года, хотя с некоторыми из клиентов они начали общаться чуть раньше. Основатели Ecamb планируют заниматься устройством своих клиентов в США, под этим понимается широкий спектр задач — от оптимизации сайта и ведения бухгалтерии до доработки продукта и поиска локальных партнеров. В среднем за год в агентстве планируют устраивать жизнь для 15 стартапов, и на каждый тратить не больше полугода. Один из сооснователей — Петр Татищев, в прошлом куратор центра Digital October, сооснователь Greenfield Project. В 2011-2012 годах руководил бизнес-инкубатором InCube при Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Выпускник Judge Business School университета Кембриджа, Петр рассказал Executive.ru, кому нужны российские стартапы и почему в ближайшее время число российских разработчиков, ориентированных на мировой рынок, серьезно вырастет.
Executive.ru: Петр, простите за такую формулировку... Но кому в США нужны российские стартапы?
Петр Татищев: Именно российские стартапы никому не нужны, точно так же, как не нужны немецкие, французские, китайские или любые другие. Нужны решения актуальных проблем пользователей — корпоративных или частных. Если проект решает проблему, то не так важно, откуда он. Конечно, в свете последних геополитических событий, есть определенный негативный фон по отношению к компаниям из России, и наша задача как раз помочь нашим клиентам избежать связанных с этим проблем.
Executive.ru: В каких сферах наши предприниматели могут составить конкуренцию западным?
П.Т.: Я бы не говорил о каких-то конкретных областях. Есть отрасли, работать в которых сложно, не обладая конкретной местной экспертизой — такие, как банки, страхование, медицина. В других областях российские решения могут быть вполне конкурентоспособны, особенно с учетом внезапно упавшей стоимости разработки в России.
Executive.ru: Вы поэтому решили запустить подобное агентство?
П.Т.: После переезда в Америку ко мне и коллегам стали обращаться большое количество проектов из России и других стран с просьбами чем-то помочь в Америке. С кризисом количество таких проектов только увеличилось, и мы решили попробовать монетизировать этот поток. Формально мы открылись в декабре 2014 года, хотя с некоторыми из наших клиентов начали общаться раньше.
Executive.ru: Что именно будет делать ваше агентство?
П.Т.: Наша задача сделать так, чтобы все наши клиенты со временем могли открыть здесь полноценный офис, который будет обслуживать клиентов на американском рынке. Мы помогаем компаниям стать «местными». Это может включать в себя и доработку сайта, и то, что называется customer development — доработка продукта под местные реалии, поиск целевой аудитории, получение обратной связи от этой аудитории, поиск локальных клиентов и партнеров. Все то, что делают сами основатели компании, когда переезжают сюда. Обычно на такую интеграцию уходит три-шесть месяцев, мы помогаем это время сократить, и основатели могут приезжать, когда базовая часть уже сделана.
Executive.ru: Как и на чем вы планируете зарабатывать?
П.Т.: Мы — консалтинговая компания, и наши услуги стоят денег, поэтому мы работаем с компаниями, которые уже зарабатывают на домашнем рынке или привлекли серьезные инвестиции. Мы получаем деньги за предоставленные услуги, причем у нас есть несколько тарифов. За долю мы пока работать не готовы.
Executive.ru: Какова полная мощность вашего агентства?
П.Т.: Мы ориентируемся на работу в течение трех-шести месяцев с каждым проектом. Думаю, что в первый год сможем помочь 10-15 проектам. Сейчас отрабатываем механизмы взаимодействия с клиентами, ищем оптимальные способы представления их местному рынку... понятно, что какие-то вещи будут меняться, какие-то будут выглядеть по-другому. На первом этапе мы планируем привлечь четырех-пять клиентов.
Executive.ru: Почему, по вашему мнению, российские стартапы пойдут с вами на контакт? В России для этого есть РВК, «Сколково», фонд Бортника.
П.Т.: Приятно, что вы сравниваете нас с институтами развития с миллионными бюджетами. Действительно, многие страны имеют в Кремниевой долине свои представительства, основная задача которых состоит как раз в выводе на американский рынок технологических проектов. У РВК тоже здесь есть офис, который помогает портфельным компаниям их фондов. Но мы — полностью частная организация, которая делает для проектов конкретную работу, без которой на американском рынке никуда. Наверное, поэтому к нам и обращаются.
Executive.ru: Для участников будут организовывать образовательные программы, встречи с менторами?
П.Т.: Большинство местных встреч рассчитываем проводить сами. Если кто-то из наших клиентов приедет в Сан-Франциско, с удовольствием познакомим их с американскими коллегами и партнерами, с которыми мы уже общались от их имени до этого.
Executive.ru: Будете заниматься поиском инвесторов?
П.Т.: Нет, мы стараемся не связываться с поиском и привлечением инвестиций — предпринимателям важно понимать, что привлечь качественные американские деньги можно только в проект, основатели которого находятся в Кремниевой долине. Общаться с инвесторами до этого — просто трата времени, и не хотелось бы давать неисполнимых обещаний нашим клиентам.
Executive.ru: По вашим прогнозам, в условиях затянувшегося финансового и политического кризиса в России, поток отечественных стартапов будет увеличиваться, уменьшаться, или останется неизменным?
П.Т.: Как я уже говорил, за счет падения курса рубля стоимость разработки в России ощутимо снизилась, что дает нашим стартапам определенное преимущество по сравнению с их американскими коллегами, стоимость локальной разработки для которых постоянно растет. Некоторые компании, ориентировавшиеся на российский рынок, разорились или скоро разорятся, и освободившимся разработчикам надо будет чем-то заниматься и желательно получать доходы в долларах. Так что я ожидаю роста количества российских проектов, ориентированных на американский и глобальный рынки.
Executive.ru: И последнее... Что означает название Ecamb?
П.Т.: Свободный домен из пяти символов в зоне .com.
''Как российской компании выйти на американский рынок''
Никак!
Рынок США защищен, если только не использовать коррумпированные механизмы, которые в США в разы меньше.
Рынок России, кстати, тоже защищен на бумажках... :)
Арендовать офис в США совсем не значит выйти на их рынок.
Где поток денег из США от более низкого там социального слоя к нашему более высокому?
В противном случае любое - это просто покупка быдлячьего труда какие бы механизмы не были.
Даже покупка штатами Китайских товаров(для яркости) - это не выход на их рынок... :)
Для яркости в обратную сторону - офис Майкрософт в России.
Впрочем и офис ненужен, так... для катализации процесса.... :)
Цитата 1:
''Для участников будут организовывать образовательные программы, встречи с менторами?
П.Т.: Большинство местных встреч рассчитываем проводить сами. Если кто-то из наших клиентов приедет в Сан-Франциско, с удовольствием познакомим их с американскими коллегами и партнерами, с которыми мы уже общались от их имени до этого.''
Цитата 2:
''Executive.ru: Будете заниматься поиском инвесторов?
П.Т.: Нет, мы стараемся не связываться с поиском и привлечением инвестиций...''
А в чём же конечная цель, если не в привлечении инвестора в стартапы? Понятно, что консалтингом можно и нужно ''выправить'' проект под венчурного инвестора, но этого маловато...
Cамое время российским компаниям выходить на рынок США. Как раз режим наибольшего благоприятствования заработал.
''П.Т.: Нет, мы стараемся не связываться с поиском и привлечением инвестиций''
То есть предлагаются консультации по бытовому обустройству в США на ближайшие
полгода , пока все привезённые деньги не истратили...а дальше выплывайте сами,
если сможете.
По этой тематике индивидуальных консультантов в США море и ''накладные'' у них
меньше.