Все больше экспертов сегодня считает, что финансовый директор – не просто менеджер, отвечающий за отдельную предметную область – управление денежными потоками организации. Финансовый директор новейшего времени – это интегратор бизнеса, который контролирует в той или иной степени все бизнес-процессы организации, не вникая в технические детали, но вырабатывая и проводя генеральную линию стратегии. В России уже есть CFO, мыслящие такими категориями, и Executive беседовал с одним из них – финансовым директором ИК «Ист кэпитал» Дмитрием Соколовым.
Executive: Согласны ли вы, что финансовый директор – это менеджер, который выступает в роли интегратора бизнеса?
Дмитрий Соколов: Основной интегратор бизнеса компании – это, в первую очередь, ее глава. Но трудно переоценить вклад финансового директора как топ-менеджера компании, отвечающего за работу финансовых подразделений, в формирование и реализацию стратегических планов компании. Это утверждение особенно справедливо для крупных компаний. Отличие финансового директора современности от финансистов бухгалтерского образа мыслей состоит в понимании того, какие процессы в компании отражают показатели финансовой и бухгалтерской отчетности. Сегодня для CFO необходимы умение делать стратегические выводы на основе финансовой информации и способность донести свое видение до CEO и акционеров. Естественно, финансовый директор не отвечает за реализацию отдельных бизнес проектов, но он несет ответственность за финансовую экспертизу любого проекта, запуск которого планируется, а также за объективную оценку, контроль финансовых результатов проектов и центров финансовой ответственности, выделяемых в компании.
Executive: До какой степени финансовый директор должен вникать в бизнес-процессы компании?
Д.С.: Сегодня CFO обязательно вникает во все бизнес-процессы компании и влияет на их осуществление, ведь цель деятельности коммерческой компании – повышение благосостояния акционеров, и некоммерческие организации также заинтересованы в повышении своей эффективности. Современные тенденции в бюджетировании и контроллинге отражают переход от абсолютных показателей к относительным, ориентиром для которых служат статистика финансовых показателей компании, данные о поведении рынка, сравнительный анализ деятельности конкурентов и тому подобная информация. Таким образом, появляется возможность более точного прогнозирования деятельности компании для своевременной корректировки корпоративной стратегии в случае необходимости, а также оценки эффективности проектов и центров финансовой ответственности, имеющих нефинансовые результаты. Например, в результате рекламной кампании узнаваемость бренда выросла на 21%, и затраты на повышение узнаваемости на 1% составили $123 тыс. – эту цифру уже можно сопоставлять с данными об аналогичных рекламных кампаниях и делать выводы об эффективности работы подразделений.
Executive: Западные источники утверждают, что финансовый директор не только оперирует показателями различных подразделений компании, но и может напрямую руководить нефинансовыми департаментами. Например, по данным CIO Magazine, 23% западных CIO подчиняются не CEO, а именно CFO. Насколько такая тенденция характерна для России?
Д.С.: Такие компании есть и в России. Мне кажется, здесь все зависит от корпоративной культуры каждой конкретной компании и от личных качеств топ-менеджеров. Если CFO – сильная личность, обладающая властью, основанной на знаниях, на авторитете, он вполне может управлять процессами, непосредственно не связанными с финансовым менеджментом, и увязывать между собой интересы разных подразделений. По статистике, наиболее часто генеральные директора получаются из финансовых – это к вопросу о роли финансового директора в организации.
Executive: Насколько различаются функции и роль финансового директора в компаниях разных сфер деятельности, в крупных и средних организациях, в локальных и транснациональных компаниях?
Д.С.: Я рискну сказать, что по своей сути работа CFO в компаниях разных сфер деятельности принципиальных различий не имеет, а вот масштаб деятельности компании серьезно влияет на непосредственные обязанности и навыки, необходимые финансовому директору. Западные компании скорее наймут CFO-экспата, который будет вселять в них уверенность в сохранности инвестиций и уверенность в развитии бизнеса.
Executive: Какими ключевыми знаниями и навыками должен обладать сегодня успешный финансовый директор? По каким критериям руководитель компании должен выбирать себе подчиненного на этот пост?
Д.С.: В первую очередь, необходимы способность стратегически мыслить, умение ставить задачи, организаторские способности, способность воспринимать потребности компании в финансовой информации и адекватно доносить свою точку зрения до руководства. В средних и малых компаниях необходимо хорошее знание бухучета и налогового законодательства, хотя CFO крупной корпорации может позволить себе не вникать в такие детали. Для него важнее понимание принципиальных моментов и умение претворить их в жизнь. В западных компаниях при ротации топ-менеджмента директор по маркетингу может стать финансовым директором или директором по производству, и наоборот. Мне кажется, CFO стоит выбирать, исходя из общей оценки потенциала человека, его опыта, успехов и наличия специфических знаний и качеств, которые могут быть необходимы в конкретной компании.
Executive: Большинство российских финансовых директоров – специалисты с высшим образованием в области финансов, которые работают непосредственно по специальности. Но многие, получив высшее техническое образование, начали работать на производстве, а уже впоследствии наработали навыки управления финансами и стали финансистами. Какое образование наиболее полезно для современного CFO? Нужна ли ему степень MBA? Что полезнее – специализированные программы для финансистов или знания в области стратегического менеджмента?
Д.С.: Хорошее финансовое образование – определенно, плюс для CFO, при этом видно, что престижные вузы дают действительно хорошую подготовку. Но это более важно на начальном этапе карьеры. Дальше необходимо дополнительное образование – например, MBA. Какую степень получать – вопрос жизненных целей. Также немаловажно, насколько востребованы приобретаемые знания в текущей работе. Поэтому менеджеру среднего звена, желающему стать CFO, я бы посоветовал учиться по специализации «Финансовый менеджмент». Есть люди, которые доросли до второй позиции в компании и принципиально не хотят быть первыми. Если человек видит себя чистым финансистом и не хочет расти дальше, тогда, конечно, ему надо получать финансовый MBA. А если есть желание развиваться, то в придачу к хорошему финансовому образованию, естественно, лучше получить MBA по специализации «Стратегический менеджмент». При этом, если CFO планирует развивать свою карьеру на Западе, то лучше учиться по западным программам, но определенные плюсы есть и у российских бизнес-школ. На мой взгляд, к преимуществам российского МВА можно отнести привязку общепризнанных методик менеджмента к российским реалиям и особенностям российской культуры, а также возможность учиться без отрыва от практики. Важна и возможность сразу применять в работе полученные знания, что очень позитивно сказывается на понимании предмета и дает положительные результаты в работе.
Фото: freeimages.com
отдавая большую власть финансовому директору Компания рискует получать обнобокую информацию. Контроль основанный на финансовых показателях ведёт в тупик. не зря же придумали BSC