Сейчас много ситуаций, особенно в микробизнесе, когда предпринимателю просто нечем платить работникам. Не спешите увольнять, когда кризис закончится, сотрудники вам понадобятся. Кроме того, субсидии и послабления от государства получают только компании, сохранившие сотрудников. Есть другой выход. Один из легальных способов сэкономить на зарплате в период кризиса – перевести сотрудников на работу в другую компанию.
К нам в «Главбух Ассистент» регулярно обращаются руководители и предприниматели с кадровыми проблемами полярного характера, возникшими из-за кризиса. Одни компании простаивают и не могут платить зарплату сотрудникам, другие – остро нуждаются в персонале именно сейчас. Терять кадры в долгосрочной перспективе – не выгодно.
Есть пять способов временно перевести сотрудников на работу в другую компанию (с их согласия). Если перевод сотрудников – не вариант для вашей компании, есть и другие способы экономии на сотрудниках в кризис.
Способ №1. Увольнение через перевод в другую компанию
Суть способа: на основной работе сотрудники увольняются по собственному желанию и переходят в другую компанию на основную работу. Перевод сотрудников гарантирует договоренность между организациями.
Документы, которые понадобится оформить. Скачайте здесь
В период нерабочих дней некоторые компании и предприниматели вправе продолжить работу, но не все. Тех, кто пострадал больше всего, государство поддерживает – из бюджета выделяют деньги на зарплату, а банкиров обязали давать беспроцентные кредиты. Работодатель, у которого нет возможности платить зарплату, может договориться с работником на его увольнение через перевод в другую организацию.
Можно ли уволить сотрудника во время коронавируса?
Пояснение от эксперта «Главбух Ассистент»: увольнять работников под предлогом пандемии коронавируса нельзя. К таким недобросовестным работодателям придут с проверкой трудовая инспекция, ФНС и прокуратура.
Роструд назвал всего три причины, по которым можно уволить сотрудника во время пандемии коронавируса. Расторгнуть договор можно за грубое нарушение дисциплины, из-за ликвидации самого работодателя или форс-мажорных обстоятельств.
Совет: грубым нарушением дисциплины можно считать постоянные опоздания или отсутствия сотрудника на рабочем месте более 4 часов без уважительной причины, нарушение требований оплаты труда или аморальные поступки.
Форс-мажорные обстоятельства – это обстоятельства непреодолимой силы, которые появляются только после того, как власти объявят о чрезвычайной ситуации. В такой ситуации продолжать трудовые отношения невозможно, поэтому трудовой договор можно расторгнуть (ст. 83 ТК РФ). Речь идет о военных действиях, катастрофе, стихийном бедствии, крупной аварии, эпидемии.
Тенденция в малом бизнесе – переводить бухгалтерию на аутсорсинг усилилась во время кризиса: аутсорсинг позволяет сэкономить, и при этом сохранить бизнес, заменяя для предпринимателя сразу трех специалистов – бухгалтера, кадровика и юриста.
Можно ли уволить сотрудника через перевод в другую организацию во время коронавируса?
Роструд отмечает, что работодатель и сотрудник всегда могут договориться и расторгнуть договор по взаимному согласию.
Обратите внимание, что беременную сотрудницу с ее письменного согласия тоже можно перевести в другую организацию. Законодательство не содержит такого запрета.
Плюсы способа. Для работодателя – снижение затрат на оплату труда. Более того, компания не обязана платить сотруднику выходное пособие, как это делают при том же сокращении штата. Что касается работника, то он получает гарантированное трудоустройство в новой организации максимум в течение месяца, а значит, будет получать зарплату. К тому же у него не будет испытательного срока.
Недостатки способа. Компания, от которой переходит сотрудник, должна рассчитать и выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск. Новый работодатель может как оставить зарплату на прежнем уровне, так повысить или даже снизить ее. Ведь трудовой кодекс не предусматривает гарантий по уровню зарплаты в новой организации.
Как подтвердить, что сотрудник переходит из одной компании в другую?
Перевести на постоянную работу в другую компанию можно по решению нынешнего работодателя и принимающей организации. При этом инициатором перевода может выступать как работодатель, так и сотрудник (ч. 2 ст. 72.1 ТК).
Совет от эксперта «Главбух Ассистент»: если перевод инициирует работодатель, то сначала принимающая сторона должна оформить письмо-запрос с просьбой о переводе. Письмо направляют в компанию, где сотрудник работает в настоящее время. В запросе указывают дату приема сотрудника на новую работу и его новую должность. Руководитель организации, где трудится работник, обязан согласовать с подчиненным возможность такого перевода.
Если сотрудник согласен, он пишет заявление об увольнении в связи с переводом, а к нему прикладывает письмо-запрос. Это заявление и будет доказательством того, что сотрудник в письменном виде выразил свое согласие на перевод.
Способ №2. Простой и совместительство
Суть способа: на основной работе руководство вводит режим простоя и оплачивает сотрудникам ⅔ от зарплаты. В компании, куда временно переходят сотрудники, оформляют работу по совместительству.
Документы, которые понадобится оформить. Скачайте здесь
Если компания не работает, то законно сократить расходы на персонал можно, если объявить простой. В этом случае зарплаты сократятся на треть, а сотрудникам, находящимся в простое, можно предложить работу в другой организации.
Как оформить простой в компании?
Простой – это период, в течение которого вынужденно приостанавливается деятельность компании. Он может возникать по вине сотрудника, по вине работодателя или по независящим от сторон причинам. Пандемия коронавируса как раз относится к причинам, на которые ни компания, ни сотрудники никак повлиять не могут. То есть это вынужденный простой по не зависящим от сторон причинам.
Для оформления простоя руководителю нужно скачать и подписать приказ. Обычно во время простоя сотрудники находятся на рабочих местах, так как эти дни не являются для них выходными. Однако в сложившейся ситуации требовать присутствия просто не разумно. Поэтому в приказе разрешите работникам не посещать офис. Также укажите в документе даты простоя.
Пояснение от эксперта «Главбух Ассистент»: приостановка работ, вызванная эпидемией COVID-19, оплачивается в размере не менее ⅔ тарифной ставки, оклада, рассчитанных пропорционально времени простоя.
Если компания полностью приостановила свою деятельность, то необходимо уведомить службу занятости о простое. Сделать это нужно не позднее трех рабочих дней с даты принятия решения о простое (абз. 2 п. 2 ст. 25 Закона от 19.04.1991 № 1032-1). Для этого в службу занятости необходимо подать уведомление.
Как направить работников, находящихся в простое, на совместительство в другую организацию?
Если руководитель отпустил персонал на время простоя, то у сотрудников высвобождается время, которое они могут использовать по своему усмотрению. Конечно, ⅔ от обычной заработной платы – это неплохо, но все же меньше, чем получал работник до пандемии.
На период простоя сотрудники могут устроиться на работу по совместительству в другую компанию. Такое совместительство будет внешним. Сотрудник может трудиться в другой компании только в свободное от основной занятости время. С другим работодателем необходимо заключить отдельный трудовой договор.
Сначала попросите у сотрудника необходимые для приема на работу документы:
- паспорт или другой документ, который удостоверяет личность;
- документ об образовании или его копию, если работа потребует специальных знаний;
- справку о характере и условиях труда по основному месту работы, если работа связана с вредными или опасными условиями.
Прием на работу совместителя оформите приказом руководителя, составленным на основании подписанного трудового договора. В тексте документа обязательно укажите, что эта работа для кандидата является совместительством.
Совет: как и основных работников, совместителя нужно ознакомить с локальными нормативными актам, действующими в компании. И сделать это нужно еще до подписания контракта. Договор может быть как срочным, так и бессрочным. Вам также могут пригодиться новые правила получения безвозмездных субсидий на зарплаты.
Способ №3. Отпуск за свой счет и совместительство
Суть способа: на основной работе сотрудники со своего согласия уходят в отпуск за свой счет. В компании, куда временно переходят сотрудники, оформляют работу по совместительству.
Документы, которые понадобится оформить. Скачайте здесь
Один из практических способов сэкономить на зарплате в период самоизоляции – перевести сотрудников в отпуск за свой счет. Но сделать это можно только с согласия работников. Принуждать писать заявления – незаконно. Работники, которые ушли в отпуск за свой счет, смогут устроиться в другую организацию и не потерять деньги.
Как оформить работнику отпуск за свой счет?
Отпуск без содержания или отпуск за свой счет – это период, на который работодатель не выплачивает зарплату работникам. Период отпуска за свой счет может быть любым, например, один день или даже месяц.
Совет от эксперта «Главбух Ассистент»: предприниматель не вправе принуждать работников писать заявление на отпуск за свой счет. Это запрещено трудовым законодательством (ст. 128 ТК РФ. При этом советуем честно рассказать сотрудникам, какая ситуация у вас в бизнесе. Возможно, они пойдут вам навстречу.
Если работники согласятся добровольно уйти в отпуск без содержания, то возьмите с них письменное заявление. Его работники должны написать от руки и подписать. В документе работники должны указать период отпуска – например, с 15 апреля 2020 года по 30 апреля 2020 года.
Утвержденной формы такого документа нет, можно использовать свой, только в нем должны быть обязательные реквизиты (дата, подпись, ссылка на ТК РФ и другие). Воспользуйтесь нашим готовым образцом, просто подставьте в него свои данные.
После того, как явление написано, издайте приказ об отпуске без содержания. Без такого приказа отправить работников на б/с нельзя.
Как перевести работников на совместительство в другую организацию?
В отпуске без содержания сотрудники вправе устраиваются на работу в другую организацию по совместительству.
Внешнее совместительство – это регулярная оплачиваемая работа, которую сотрудник выполняет:
- в свободное от основной работы время;
- на условиях отдельного трудового договора;
- у другого работодателя (60.1, 282 ТК РФ).
Для трудоустройства на период отпуска без содержания ваш работник подает в новую компанию:
- паспорт или другой документ, который удостоверяет личность;
- документ об образовании или его копию, если работа потребует специальных знаний;
- справку о характере и условиях труда по основному месту работы, если работа связана с вредными или опасными условиями (ст. 283 ТК РФ).
Трудовую книжку внешний совместитель по новому месту работы представлять не обязан, но может это сделать при желании (ч. 3 ст. 65, ч. 5 ст. 66 ТК РФ). Для этого представьте сотруднику документ, который подтверждает работу по совместительству. Это может быть трудовой договор, справка, копия или выписка из приказа о приеме на работу.
Как принять на работу внешнего совместителя?
Для приема на работу внешнего совместителя оформите три документа: заявление, трудовой договор и приказ о приеме работника. Эти документы имеют определенную специфику.
Так, нужно отдельно прописать, что работник «работа у работодателя является для работника работой на условиях внешнего совместительства».
Способ №4. Оформить неполный рабочий день и совместительство
Суть способа: на основной работе сотрудники с их согласия переходят на неполное рабочее время. В компании, куда они временно переводятся, оформляют работу по совместительству.
Документы, которые понадобится оформить. Скачайте здесь
Вам также могут пригодиться новые правила получения безвозмездных субсидий на зарплаты.
Переведите сотрудников на неполное рабочее время
На основной работе можно сократить рабочее время в днях или часах. Например, установите им один рабочий день в неделю. Или сократите количество рабочих часов. Пусть, например, трудятся не по 8, а по 2 часа каждый рабочий день. Оформить перевод можно по соглашению сторон.
Платить сотрудникам нужно будет пропорционально отработанному времени. Это значит, что вы сможете сэкономить на зарплатах. При этом ваши сотрудники получат законную возможность устроиться на работу в другую компанию по совместительству. В свободное от основной работы время они смогут выполнять дополнительную (ст. 60.1, ст. 282 ТК).
Совет. Для проверки надежности компаний, которым передаете сотрудников, можно воспользоваться бесплатным приложением с возможностью выгрузки отчета о должной осмотрительности.
Как принимающей стороне оформить совместительство?
Сначала попросите у сотрудника необходимые для приема на работу документы. Это:
- паспорт или другой документ, который удостоверяет личность;
- документ об образовании или его копию, если работа потребует специальных знаний;
- справку о характере и условиях труда по основному месту работы, если работа связана с вредными или опасными условиями.
Совет от эксперта «Главбух Ассистент»: трудовую книжку работник вам предоставлять не должен. Получите от работника согласие на обработку персональных данных и ознакомьте под подпись с локальными актами, которые связаны с его работой.
После заключите с сотрудником отдельный трудовой договор (ст. 60.1 ТК). В нем обязательно укажите, что работа, которую он будет выполнять, является совместительством. В остальном, заключайте договор по стандартным правилам.
На основании договора издайте приказ о приеме на работу совместителя и заведите на него личную карточку.
Какую продолжительность рабочего дня установить совместителю?
Как правило, продолжительность рабочего времени для совместителей не может превышать 4 часов в день. Но бывает, что у сотрудника от основных обязанностей свободен целый день. В таком случае, он может полностью провести этот день на работе по совместительству.
Совет от эксперта «Главбух Ассистент»: за месяц продолжительность работы совместителя не должна превышать половину нормы рабочего времени, которая установлена для основных сотрудников. Такие правила диктует ч. 1 ст. 284 ТК.
Для медицинских сотрудников предусмотрены исключения по продолжительности рабочего времени (постановлении Минтруда от 30 июня 2003 г. № 41). Оно не может превышать месячной нормы рабочего времени, которую рассчитали на основании утвержденной продолжительности рабочей недели. Для врачей и среднего медицинского персонала продолжительность работы по совместительству устанавливается в порядке, который определил федеральный орган исполнительной власти
Способ №5. Работа в другой компании по гражданско-правовому договору
Суть способа: две компании заключают между собой договор на оказание услуг. По этому договору сотрудники начинают оказывать услуги заказчику. Например, это могут быть курьерские или бухгалтерские услуги.
Документы, которые понадобится оформить. Скачайте здесь
Как перевести сотрудников в другую компанию?
Чтобы перевести ваших сотрудников на аутсорсинг в другую компанию, с ней можно заключить гражданско-правовой договор оказания услуг или выполнения работ. При этом вы передаете организации не самих работников, а функции. То есть, по сути, оказываете ей услуги на основании договора гражданско-правового характера. Вся деятельность в рамках такого договора регулируют нормы Гражданского кодекса. Такие договоры можно заключать без ограничений.
Фактически, работники остаются в вашей компании и получают полную зарплату. Но при этом они оказывают услуги заказчику. Он перечисляет вознаграждение компании, а она уже выплачивает зарплату сотрудникам.
Какие функции можно передать по договору?
Функции, которые вы можете передать другой компании, в общем случае должны быть для нее непрофильными. Например, производственной компании вы можете оказать юридические, транспортные или клининговые услуги, провести маркетинговые исследования.
Совет от эксперта «Главбух Ассистент»: когда заключаете договор с компанией-заказчиком, обратите внимание на пять нюансов, которые помогут свести на нет возможные недопонимания и разногласия – как для вас, так и для ваших сотрудников.
- Договор не связан с движением персонала из вашей компании к заказчику. Поэтому фактическое место работы сотрудников не меняется.
- Задачи сотрудникам ставите вы, потому что заказчик не управляет персоналом – сотрудники по-прежнему находятся под вашим контролем.
- Объем работы, которую вы передадите на аутсорс, определит заказчик. Поэтому его штатные сотрудники тоже могут выполнять аналогичный функционал.
- Заказчик может оценивать только результат услуги, но не сам процесс деятельности сотрудников компании-исполнителя. Например, чистый офис, правильно подготовленная отчетность.
- За конечный результат отвечает исполнитель – юрлицо, а не конкретные сотрудники, которые оказывали услугу. При необходимости заказчик может предъявить претензии организации, с которой заключил договор оказания услуг.
Получить ответы на юридические вопросы можно в бесплатном приложении «Главбух Ассистент».
Также ответы на антикризисные кадровые вопросы можно прочитать в статье «Уволить нельзя оставить».
Партнерский материал
Есть желание сократить (без совместительства) на треть, но нет такой возможности...
Если нет денег на зарплату: заголовок подразумевает, что деньги - ЕСТЬ, на что же они будут потрачены?
По затронутой теме: если работодатель и работник интересны друг другу хотя бы с среднесрочной перспективе - есть тысячи вариантов найти сложное, но взаимоприемлемое решение, и наоборот...
Это всё верно, если работодатель нормальный, адекватный человек. Если же, он скряга и не видит людей, а видит лишь машины/функции и расчётные данные, то для таких сейчас золотое время. Работника всегда можно уволить и причём законно. В статье про это описано. А, вот, что будет дальше?))) А, дальше, возможно, что через 3-5 мес. Начнётся всё переформатироваться/что-то восстанавливаться и, тогда понадобятся опять работники. И, вот тогда можно уже будет говорить о совсем новых условиях. Невостребованной Рабочей силы-то много. Чисто биржевой механизм игры на понижение, воспользовавшись(а, кто-то и создав) благоприятной ситуацией.
Статья именно полезная. Спасибо автору. Полезные ссылки.