Рынок аудита: почему без специализации нет перспектив

Сегмент аудита бухгалтерской отчетности, начиная с 2012-2013 годов, в России стагнирует. С одной стороны, серьезной проблемой является ценовой демпинг – в первую очередь, со стороны небольших или вновь выходящих на рынок аудиторских компаний. С другой стороны, в России у большинства пользователей отчетности (инвесторов, банков, контрагентов) по сути не сформировалось осознанной потребности в получении подтверждения данных о финансовых показателях того или иного предприятия со стороны независимого эксперта – аудитора. Это отличает нашу ситуацию от той, которая стала рутинной в странах с развитой экономикой.

Именно поэтому большинство аудиторских компаний активно предлагают расширенный спектр услуг в области консалтинга, связанных как с регламентированным (бухгалтерским, налоговым), так и с оперативным или управленческим учетом.

По данным ренкинга международной группы RAEX «Эксперт РА» за 2015 год, на долю самых крупных аудиторских организаций (компаний «большой четверки») приходится более 47 млрд рублей отечественного рынка. При этом доход десяти крупнейших компаний исчисляется суммой, превышающей 100 млрд рублей в год.

Основными клиентами big 4 остаются либо российские подразделения ведущих иностранных корпораций, либо крупные российские компании, активно привлекающие финансирование за рубежом. Они просто обязаны по правилам этих торговых площадок или инвестбанков прикладывать к публикуемой отчетности заключение аудитора из «большой четверки». И с этим вряд ли что-то можно поделать в ближайшие годы.

Зато многочисленные предприятия среднего бизнеса с иностранным участием активно пользуются альтернативными решениями. Большинство крупных российских аудиторских фирм являются членами международных аудиторских сетей и выданные ими заключения признаются пользователями в иностранных юрисдикциях.

Может быть, поэтому нет оснований говорить о единоличном лидере среди российских аудиторских компаний. Потенциальному заказчику аудита и сопутствующих услуг целесообразно скорее исходить из бизнес-задач, которые он хочет решить с помощью аудитора. Речь просто об обязательном аудите? Либо есть дополнительные проблемы в области налогообложения, предотвращения злоупотреблений отдельных лиц и контрагентов, в области защиты инвестиций?

Специализация как стратегия

Даже крупнейшие российские аудиторские компании имеют достаточно выраженную специализацию или отдельные компетенции, в которых их экспертиза наиболее сильна. Например, компания «БДО Юникон» активно работает с предприятиями с иностранным участием, которые пытаются снизить расходы на аудит отчетности по МСФО, поменяв аудитора из «большой четверки» на российского, состоящего в международной сети. Компания ФБК специализируется на игроках нефтегазового сектора. У аудиторов компании «Альянс Консалтинг» значительный практический опыт по выявлению различных злоупотреблений в ходе углубленных ревизионных проверок в рамках производственных холдингов.

Можно констатировать, что специализация только на аудите бухгалтерской отчетности в классическом понимании данного термина не только не способна принести успех аудиторской компании, но и скорее всего не позволит сохранить качество работы и команду даже в среднесрочной перспективе. Более надежная стратегия – специализация на отдельных видах сопутствующих консалтинговых услуг: налоговый аудит, due diligence, ревизионные проверки.

При этом, исходя из собственного опыта решения практических кейсов, могу предположить, что в ближайшее время активно будут востребованы компетенции аудиторов, имеющих опыт не просто подготовки рекомендаций по исправлению отчетности, а опыт работы в качестве методолога по автоматизации в различных видах учета – бухгалтерском по РСБУ и МСФО, налоговом, управленческом.

Привлечение именитых аудиторов компаниями из российских регионов обычно актуально в связи с желанием бизнеса сократить накладные расходы. Либо такого аудитора навязывают из головного офиса, которому важно, чтобы все компании холдинга в разных регионах проверял один аудитор. Либо это происходит, когда у компании возникают задачи, для решения которых у местных аудиторов может не хватать компетенций.

Но в данном случае речь идет скорее не просто об аудиторской проверке, а о более крупном консалтинговом проекте. Например, предприятию нужно сократить сроки предоставления отчетности инвесторам (так называемое «быстрое закрытие»). В этой ситуации возможно расширить рамки аудиторской проверки, поставив задачу аудиторам не только подтвердить достоверность отчетности, но и выявить узкие места в системе внутреннего контроля и учета, препятствующие решению бизнес-задач.

Новые игроки из старых команд

Новые игроки на аудиторском рынке появляются достаточно активно, но, как правило, это либо «ребрендинг» ранее имевшихся компаний, либо выделение сложившихся аудиторских команд в отдельные юридические лица. По факту приток новых аттестованных специалистов (менее 100 человек в год) не покрывает количество аудиторов, оставляющих профессию.

С учетом планируемого усиления регулирования аудиторской деятельности и перевода аудита «под юрисдикцию» Банка России в ближайшие годы однозначно следует ожидать укрупнения аудиторского бизнеса.

В то же время системы бухучета в компаниях год от года совершенствуются и усложняются. Связано это как с потребностями бизнеса в получении более оперативной и детализированной информации для нужд управления, так и с новыми возможностями, появляющимися в автоматизированных системах учета.

При этом для аудитора важно не просто быть в курсе подобных изменений, но и активно пользоваться сервисами автоматизированных систем учета для увеличения глубины и сокращения периода проверок.

Действующие аудиторы достаточно часто продолжают свою профессиональную деятельность внутри компаний – в том числе являвшихся их клиентами. Однако это не всегда стоит считать переманиванием особо ценных специалистов. Зачастую аудиторы сами ищут возможности смены сферы профессиональной деятельности: кто-то в поисках более спокойного места работы, кто-то, желая не просто давать советы по улучшению учета, но и получить опыт их практического внедрения.

Обогатившись подобным практическим опытом, аудиторы нередко впоследствии возвращаются в профессию, но уже с новым уровнем понимания проблем клиентов.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Андрей Панахов
Консультант по корп. финансам

Хорошая статья, с вниманием все изложено. Недавно пробежал глазами свежую статью В.Б. Ивашкевича - если я правильно помню, он упоминал, что аудит раньше в истории выполнял консалтинговую и аналитическую функцию, и аудиторы давали разные рекомендации по улучшению бизнеса. Интересно познакомиться с историей аудита внимательнее, но пока руки так и не дошли. Мне непонятна ситуация на этом рынке: с одной стороны, аудит на определенном сегменте обязателен, значит, он востребован, с другой стороны - аудиторский рынок падает; с одной стороны, аудиторов очень мало и им необходим профессионализм, с другой стороны - уровень оплаты труда аудитора, как я слышу и вижу, на порядок ниже смежного специалиста (сопоставимого уровня квалификации) в inhouse; с одной стороны, на предприятиях огромный спрос на квалифицированные услуги в сфере учета и анализа, с другой стороны - даже при том, что консалтинг как рынок несамостоятелен и в огромной мере ведется именно аудиторскими компаниями, аудиторский рынок все равно падает. Я не знаю причин, по которым ситуация может складываться так: возможно, раньше (до тех же десятых годов) рынок искусственно раздулся настолько, что теперь ему остается только сжиматься?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Сергей Махлай
Конечно, я имел ввиду вариант 2. Голова сама по себе, руки сами - старость...Надо меньше свои "г...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.