Аудитор «большой четверки»

Если вы решили стать аудитором «большой четверки»

В условиях современного бизнеса уже не только у западных, но и у многих российских компаний возникает необходимость в аудиторских заключениях от компаний «большой четверки». Особенно это актуально для компаний с иностранным капиталом, или если компания намерена выйти на IPO, привлечь заемные средства по требованию акционеров и т.п. И вот в таких случаях, чтобы в активе компании было аудиторское заключение, которое будет вызывать доверие у всех заинтересованных сторон, нередко выбор падает на аудиторские фирмы Big4.

От внутреннего аудита задачи и цели внешней проверки отличаются кардинально. Как правило, внутренний аудитор - позиция, существующая в финансовых отделах крупных компаний. Он отвечает за постановку системы внутреннего контроля, разработку процедур, осуществление внутренних контрольных мероприятий и плановых проверок. Приглашение же внешних аудиторов касается независимой проверки финансовой отчетности компании и выдачи заключения о соответствии или несоответствии стандартам бухгалтерского учета, которое поступает в распоряжение не только руководства организации, но и внешних пользователей - как правило, потенциальных инвесторов.

Разумеется, доверие к бренду подразумевает уверенность клиентов в профессионализме, компетентности и репутации сотрудников компаний «большой четверки». О них и пойдет речь.

Структура отдела аудита

Основную массу отдела аудита составляют ассистенты аудиторов. Позиция является базовой, и в этой должности специалисты работают от двух до трех лет. Ассистенты выезжают к клиентам и выполняют большую часть объема работ, необходимых для проведения аудиторской проверки. В зависимости от масштаба и сложности проекта, в нем участвует группа в составе от двух до десяти ассистентов аудиторов. Этой группой руководит Senior, который координирует и отвечает за проведение работ у клиента, а также соответствие всех процедур установленным стандартам и подготовку отчета.

Следующая позиция после Senior - Manager, координирующий одновременно несколько проектов. Менеджер несет ответственность за выполнение всего цикла работ по проекту, соблюдение профессиональных стандартов, а также курирует административные вопросы, связанные с аудиторской проверкой. Кроме того, в компании Deloitte также существует позиция Senior Manager, который обладает еще более широкими полномочиями и высоким уровнем ответственности. На масштабных проектах обычно задействованы параллельно и менеджер и старший менеджер, которые делят между собой участки работ и зоны ответственности. Во главе команды аудиторов стоит партнер компании. Он не столь детально вовлечен в каждый проект и не занимается ежедневным контролем и решением оперативных задач по проекту. В его задачи входит решение стратегических вопросов, а также курирование особо крупных проектов. Но, тем не менее, именно партнер несет ответственность за работу всей команды на том или ином проекте.

Функциональные обязанности

В обязанности ассистентов входят выезд к клиенту, проведение аудиторских процедур по отчетности, участие в инвентаризациях и других мероприятиях, связанных с аудитом, составление аналитических выкладок. Специалисты на позиции Senior занимаются составлением плана проверки, контролируют и координируют работу ассистентов, оказывают им содействие на наиболее сложных участках работы. Вообще, одна из важных функций Senior – передача своих знаний и опыта аудиторам более низкого уровня. Senior всегда должен удостовериться, что работа аудиторов правильно спланирована и сделана в полном объеме.

Как отмечалось выше, менеджеры отдела аудита, как правило, задействованы на нескольких проектах одновременно. В круг их обязанностей входят следующие функции: переговоры с клиентом, обсуждение условий проведения аудита, заключение контрактов, распределение участков работы между аудиторами и планирование сроков, контроль за подготовкой и выпуском отчета. Что касается старших  менеджеров, то их обязанности в целом совпадают с функциями менеджеров, но поскольку это люди с большим опытом работы, то, как правило, они ведут технически более сложные проекты или отдельные участки крупных проектов и контролируют работу всей команды.

Кандидаты

За последние несколько лет произошел значительный рост рынка аудиторских услуг, в том числе за счет того, что все больше российских компаний нуждается в проведении аудиторских проверок по международным стандартам. Возрастание спроса на услуги аудиторских фирм означает увеличение их клиентской базы, а, следовательно, взлет потребности в сотрудниках. Сегодня компании «большой четверки» достаточно остро нуждаются в аудиторах всех уровней: от специалистов начального уровня до партнеров. Однако в данном сегменте рынка сотрудников наблюдается явный дефицит квалифицированных специалистов, и чем выше уровень позиции, тем меньше профессионалов предлагает рынок человеческих ресурсов.

Для большинства компаний «большой четверки» уже традиционной стала практика набора на позиции ассистентов первого года выпускников и студентов старших курсов ведущих экономических ВУЗов (Финансовая академия, Плехановская Академия, экономический факультет МГУ), причем здесь уже можно говорить о здоровой конкуренции между аудиторскими фирмами. Но самые «горячие позиции» - менеджеры и старшие менеджеры, для которых от кандидатов требуется глубокое знание международных стандартов финансовой отчетности и опыт работы в западной аудиторской компании. Это совсем не обязательно должны быть компании «большой четверки», однако специалисту, который до этого работал исключительно в российском консалтинге, адаптироваться к западным стандартам будет достаточно непросто. С этой точки зрения, рынок весьма и весьма узок, и круг специалистов достаточно ограничен. 

Профильное образование для аудиторов – как правило, экономическое. Это не является жестким условием, однако, участвуя в конкурсе на начальные позиции, кандидаты должны пройти тест, который содержит, например, блок вопросов по бухгалтерскому учету. Разумеется, кандидатам из технических ВУЗов пройти тест по бухучету, особенно на английском языке, без специальной подготовки будет достаточно сложно. Тем не менее, в практике Deloitte увеличилось количество случаев, когда кандидаты с непрофильным образованием, но отвечающие всем остальным требованиям, были приняты на работу в компанию и достигали значительных успехов.

Философия компании Deloitte состоит в том, чтобы способствовать развитию и росту своих сотрудников. Поэтому очень много сил и времени в компании уделяется обучению. Так что при подборе сотрудников наряду с профессиональными навыками важны (а иногда и более значимы) личностные характеристики кандидатов, и, в первую очередь, лидерские качества, высокая мотивация, способность обучаться и осваивать новое, интерес к выбранной профессии и готовность разделить корпоративные ценности компании.

Карьерный рост

Работа ассистентов аудиторов оценивается по результатам всех завершенных проектов, по каждому из которых Senior заполняет аттестационную форму. По результатам года все аттестационные формы обрабатываются, анализируются, и на этом основании делается заключение о том, кто обладает достаточными навыками и знаниями, чтобы перейти на следующую позицию.

До уровня Senior переход на следующую ступень карьерной лестницы происходит у сотрудника один раз в год. Переход на позицию менеджера – это уже качественно новый уровень, предполагающий более высокую степень полномочий и ответственности. Как правило, на позиции менеджера сотрудник работает не менее двух-трех лет. И еще столько же на позиции старшего менеджера. Следующая ступень – партнер. Решение о назначении нового партнера принимается всем составом уже действующих партнеров компании.  

Источник фото: Freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.