Как взять под контроль финансы своего бизнеса?

Борис Лукин, генеральный директор ООО «Ковмар»

В течение пятнадцати лет работы в должности финансового директора, в ежедневном режиме занимаясь финансами, я не мог понять, почему прочие директора (в том числе и генеральный) пасуют перед финансами и бухгалтерией и «демонизируют» их. Мало кто пытается вникнуть в суть процесса управления финансовыми потоками. Кто-то отдает их на откуп своим заместителям, кто-то применяет упрощенные схемы контроля (делает таблички в Exсel). И лишь немногие пытаются увидеть картинку в целом, с высоты птичьего полета. А ведь только она дает настоящую свободу действий и полноценный контроль над финансовыми потоками своего бизнеса и так необходимое душевное спокойствие, что у тебя все в порядке и тебе не грозит внезапное банкротство.

Большинство руководителей не может ответить на следующие вопросы:

  • Какой объем активов лежит у вас без работы в качестве запаса на черный день?
  • Какой запас вам действительно необходим, а что можно пустить в дело, чтобы заработать еще?
  • Сокращение каких расходов для вас не просто полезно, но даже необходимо?

Неужели управление финансами намного тяжелее для понимания, чем теоретическая физика? Я предполагаю, что дело не в директорах, не в их «нежелании», не в «неважности» вопроса, как некоторые пытаются себя убедить, приглушая дискомфорт. Я думаю, что те, кто не имеет специального образования, просто не знают, с какой стороны начать. Это при том, что существует множество программных продуктов для управления финансами бизнеса.

Для того чтобы взять под контроль финансовые потоки, не приглашая финансового директора, необходимо оценить свой текущий потенциал.

1. Если фирма имеет возможность выделить необходимые денежные средства, то можно обеспечить себя финансовой управленческой информацией, пользуясь такими известными специалистам программами по финансовому планированию, как SAP, «Инталев», Microsoft, «Альт-инвест» или «1С: Финансовое планирование».

Это качественные программы, имеющие полный спектр функций, необходимых для тотального контроля за финансами. Однако грамотно настроить их и полноценно использовать могут только специалисты-финансисты. Вышеуказанные программы исходят из следующей концепции: управление финансами – это искусство, которое не может стоить дешево.

2. Если нет возможности (ограничен бюджет или знания) или необходимости наладить многоуровневую автоматизацию финансового контроля, но есть желание контролировать свой бизнес, то можно:

  • Воспользоваться более простой программой автоматизации управления финансами ‒ Beshark-M (альтернатив у нее пока нет). Это недорогой, добротный, интуитивно понятный продукт, который позволит даже не сильно разбирающемуся в финансах человеку за конечное число конкретных шагов в течение двух-трех часов самостоятельно составить полноценный и осмысленный финансовый план и в дальнейшем контролировать его. Данная программа основана на концепции: управление финансами может быть интуитивно понятно и просто, но при этом профессионально. Процесс управления финансовыми потоками можно формализовать в виде, доступном для тех, кто не является профессиональным финансистом.
  • Использовать Excel. (По данным независимого исследования, проведенного журналом «Финансовый директор», более 70% компаний верстают свои бюджеты в Excel, несмотря на многообразие систем автоматизации бюджетирования, представленных сегодня на рынке.) Однако без знаний в финансовой сфере тут не обойтись, ведь надо все-таки понимать, какие таблицы и диаграммы строить.
  • Нанять финансового консультанта, который обеспечит вам надежный уровень контроля финансовых потоков с учетом всех индивидуальных особенностей вашего бизнеса.

Мне бы хотелось сделать здесь замечание о широком использовании Excel в финансовом планировании. На мой взгляд, это не от хорошей жизни. Например, на рынке бухгалтерских программ давно уже существуют прекрасно зарекомендовавшие себя недорогие программы, развиваются бухгалтерские продукты, основанные на облачных сервисах (например, Мое дело) и не один профессиональный бухгалтер не будет использовать Excel в качестве базового инструмента для ведения бухгалтерского учета.

На рынке же финансовых продуктов по автоматизации финансового планирования сложилась другая ситуация, и объясняется она, как мне кажется, не сложностью автоматизации, а отсутствием четко формализованной профессиональной финансовой модели. Это приводит к сложности освоения финансовых программ и необходимости оплачивать дорогостоящие услуги финансовых консультантов при их внедрении, что в свою очередь ограничивает спрос на такого рода финансовые программы и вынуждает прибегать к сильно упрощенным заменителям вроде Excel.

Возьмите под контроль финансы своего бизнеса. Используйте удобные и подходящие для вас программы или прибегните к услугам профессионалов. Это поможет вам повысить экономическую эффективность и большую часть времени заниматься любимым делом, точно зная, что с деньгами у вас все в порядке.

Фото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Партнер, Новосибирск

К сожалению, ничего не нашёл про рекламируемую программу.
Сам занимаюсь проектированием автоматизированных систем управления финансами, использую S-Finance от новосибирского разработчика Дата-Крат-С. Если кому интересно, ссылка: системауправленияфинансами.рф

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина
Отвечу на выдумки автора. В порядке их следования в статье. >>> [COLOR=blue=blue]В течение пятнадцати лет работы в должности финансового директора, … я не мог понять, почему прочие директора (в том числе и генеральный) пасуют перед финансами и бухгалтерией и «демонизируют» их. [/COLOR] Нельзя тулить к директорам ярлыки «пасуют»-«демонизируют». Такими же выдумками отличаются и немало ИТ-директоров. 3 года назад, на Е-хе, всерьёз обсуждалась тема, что-де, самый достойный претендент на должность ген.директора – это ИТ-директор. >>> [COLOR=blue=blue]Мало кто пытается вникнуть в суть процесса управления финансовыми потоками.[/COLOR] Уверен, что многие говорят подчинённым такое: «Если я, с ходу, не понял сказанное Вами, то в этом виноваты ТОЛЬКО ВЫ. [COLOR=gray=gray]У меня, где-то, до 30% времени уходило на поиск формы доклада результатов своей работы. Формы, в которой результаты были бы очевидными и убедительными для моего руководителя. Кстати, усилия на поиски формы были очень полезными и для меня самого: - значительно улучшалось понимание сделанного; - пополнялся личный инструментарий. В роли руководителя, я, естественно, пытался «внедрить» такой стиль доклада результатов. Надо признать, что мои подчинённые, все-таки, предпочитали не тратить «30% времени».[/COLOR] >>> [COLOR=blue=blue]Мало кто пытается вникнуть в суть процесса управления финансовыми потоками. [/COLOR] Автор! А Вы сами-то, что можете сказать о «СУТИ ПРОЦЕССА управления финансовыми потоками»? >>> [COLOR=blue=blue]И лишь немногие пытаются увидеть картинку в целом, … А ведь только она дает настоящую свободу действий и полноценный контроль над финансовыми потоками своего бизнеса. [/COLOR] Построение такой «картинки» и её предоставление ген.директору – это профессиональная обязанность фин.директора. Почему финансовые «гении» не снисходят до того, чтобы показать «управляющему народу», как «вручную» строить такие «картинки»? >>> [COLOR=blue=blue]Большинство руководителей не может ответить на следующие вопросы: - Какой объем активов лежит у вас без работы в качестве запаса на черный день? - Какой запас вам действительно необходим, а что можно пустить в дело, чтобы заработать еще? - Сокращение каких расходов для вас не просто полезно, но даже необходимо? [/COLOR] Ответы на такие вопросы – это профессиональная обязанность фин.директора. Не так уж и сложно показать «отсталым» директорам «ручные» средства получения ответов на эти вопросы. В дальнейшем тексте, автор отвечает на заголовок статьи «Как взять под контроль финансы своего бизнеса?». Отвечает открытой рекламой «программ управления финансами». Но, не с «программ управления финансами» надо начинать сирому директору. Для понимания механизма работы «программ …» необходим личный опыт «ручной» обработки первичных данных. ------------------------------------------------------. Таким образом, статья написана в постсоветском стиле. Будущим заказчикам расскажут, какие они «тёмные и ничтожные». А затем, для исправления указанных недостатков, предложат купить «кардинальное средство».
Финансовый контролер, Москва
У автора присутствует логическая ошибка в тезисе ''будет хоррошая программа -> будет полная картина бизнеса -> снизойдет на руководителя понимание что делать''. Часто руководители с такой цепочкой выводов в голове получают массу разочарований внедрением любого ИТ продукта. Они думают, что программа может ЗАТСТАВИТЬ людей ПРАВИЛЬНО работать [считать, планировать, соблюдать процессы и тп] или как-то волшебно ДАСТ ПОНИМАНИЕ [бухучета, финансов, производственного планирования, сбыта/закупок и тп] в чьей-то голове... У каждого бизнеса и, тем более - предприятия, своя модель управления, и, как следствие, финансовая модель. И не важно, эта финансовая модель описана в верде, реализована в тАбличках эксель, схемах визио, или с ''крутой'' новомодной программе. Главное, чтобы в голове финдира была эта система. Это его проф обязанности, за которые ему платят. А также результат работы этой системы был очевиден руководителю.
Александр Данилов Александр Данилов Менеджер, Москва

Политико-экономическая ситуация на Украине
http://vimeo.com/90524505
[VIDEOS]http://vimeo.com/90524505[/VIDEOS]

зам. генерального директора, Москва

"не один профессиональный бухгалтер не будет использовать Excel в качестве базового инструмента для ведения бухгалтерского учета" - как же много лично я увидел в этом предложении. Фейспалм.

Директор по развитию, Псков

Для обеспечения союственника и руководства компании обеспечиваю качественную оперативную финансовую информацию в Exel много лет,бухгалтерская отчетность предосттавляется в 1С бухгалтерией.Пустая статья.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Зумеры выгорают чаще, чем представители других поколений

Из-за этого они каждую неделю пропускают задачи, эквивалентные одному рабочему дню.

Максимальный размер больничного будет увеличен

В 2026 году работники смогут получать до 6 800 руб. в день в случаях временной нетрудоспособности.

За отказ нанимать людей с инвалидностью работодателей будут штрафовать

Для должностных лиц штраф составит от 20 до 30 тыс. руб., для компании – от 50 до 100 тыс. руб.

75% россиян предпочтут премию новогоднему корпоративу

При наличии альтернативы — премия или новогодний корпоратив — только каждый пятый работающий выберет праздник.