Как обыграть фондовый рынок, оставаясь самим собой

Инвестирование должно быть скучным.
Если Вы хотите захватывающих впечатлений,
то возьмите 800 долларов и поезжайте в Лас-Вегас.

Пол Самуэльсон,
лауреат Нобелевской премии по экономике

Любой учебник по инвестициям подтвердит вам, что выбор ценных бумаг для инвестирования должен быть основан не на субъективных предпочтениях и симпатиях, а на объективных экономических показателях. Никаких эмоций, только рациональный расчет.

Если сильно упростить, то весь процесс поиска наилучшего варианта инвестирования сводится к определению ключевого параметра с последующим ранжированием по нему всех доступных возможностей. После чего остается только выбрать строчку номер один.

Одним из самых любимых финансовыми аналитиками показателей является коэффициент P/E (Price/Earnings), равный отношению рыночной капитализации всей компании к ее годовой прибыли. Низкий уровень P/E может говорить о том, что рынок недооценивает данную компанию, а высокий – о том, что цена, возможно, уже слишком высока. С его помощью можно легко сравнить абсолютно разные компании и отдать какой-то из них свое предпочтение.

Звучит не очень захватывающе, правда? К счастью, наша повседневная жизнь более интересна. Приходя в продуктовый магазин, мы точно не руководствуемся коэффициентом «Цена/Калорийность», иначе бы мы выходили оттуда с одним мешком картошки. Основываясь на своем опыте и вкусе, мы принимаем решения далеко не в рамках арифметических операций. Чтобы набрать полную тележку продуктов, даже сталкиваясь с выбором из тысяч представленных на полках вариантов, нам не нужны сложные статистические модели или многостраничные аналитические отчеты. Единственным доступным нам инструментарием остается личное мнение на уровне «нравится – не нравится». Можно спорить о плюсах и минусах такого подхода, но одно очевидно, – мы умеем не только эффективно его использовать, но и получать удовольствие от самого процесса.

Можно ли перенести присущую такому алгоритму легкость и эмоциональность в область инвестиционных решений? Как это сделать? Будут ли такие решения эффективны? Другими словами, если правильные инвестиции должны быть скучными, значит ли это, что нескучные инвестиции автоматически становятся неправильными?

Теория

«Ты есть то, что ты ешь!», – сказал когда-то Гиппократ. Сегодня, исходя из того, какие товары и услуги мы покупаем, каждому из нас можно создать индивидуальный профиль предпочтений, понять, что для нас важно, а что нет, о чем мы мечтаем и к чему стремимся. В конечном итоге, деньги – это всего лишь один из инструментов самовыражения.

То же справедливо и для инвестиций! Если вы уже голосуете деньгами за ваши любимые бренды, то почему бы не решить вопрос о выборе инвестиций, исходя из этих же симпатий? Если вы тратите часть своего бюджета на любимые вами товары и услуги, почему бы не поучаствовать в росте стоимости акций этих близких вам компаний? Если та или иная компания прошла ваш внутренний фильтр «нравится – не нравится», тем более, если вы являетесь ее постоянным клиентом, то это достойный повод, чтобы посмотреть на нее и с другой стороны, – как на объект инвестиций.

Практика

Как не повторяются отпечатки пальцев, так у каждого может быть и свой уникальный портфель акций, отражающий его личные преференции и индивидуальный образ жизни. Здесь же мы рассмотрим условные «Мужской» и «Женский» портфели, а наполнять их конкретными ценными бумагами будем исключительно исходя из стереотипов и собирательного образа молодых и современных мужчин и женщин. Для простоты мы:

  • Ограничились пятью эмитентами в каждом портфеле.
  • Каждый эмитент, вне зависимости от своей капитализации, имеет 20% доли в портфеле.
  • Все перечисленные ценные бумаги торгуются в долларах на NYSE и NASDAQ.

«Мужской» портфель

«Мужчина, – это случайно выживший мальчик». Многие свои интересы мужчины черпают из своего мальчишеского прошлого. Это любовь к разного рода оружию и видеоиграм, неровное дыхание ко всем электронным устройствам и автомобилям, ну, и, конечно, футбол во дворе с пацанами…

1) Smith & Wesson Holding Corp. Одна из самых известных во всем мире оружейных компаний. Начиная с 1852 года производит широкую линейку огнестрельного и холодного оружия, а также амуницию.

2) Activision Blizzard Inc. Один из лидеров индустрии видеоигр. Компания создает и продвигает такие серии, как Doom, Diablo, Call of Duty, StarCraft, Warcraft, Word of Warcraft и другие.

3) Apple Inc. Имя компании стало синонимом всей индустрии электронных гаджетов.

4) Toyota Motor Corporation. Крупнейший в мире производитель автомобилей, более 10 млн штук в год по итогам 2012 и 2013 годов.

5) Manchester United plc. Один из самых титулованных и богатейших клубов мира по футболу.

«Женский» портфель

«Девочки, они такие девочки». Давайте протянем параллели оттуда же – из детства. Девочки верят в сказки, любят разные украшения, проводят много времени перед зеркалом, ухаживая за собой, после чего болтают и сплетничают с подружками, а чуть повзрослев, узнают, что их любимое занятие называется шоппинг.

1) The Walt Disney Company. Самый известный в мире сказочник, подаривший нам огромное количество анимационных и художественных фильмов.

2) Tiffany & Co. Бирюзовая коробочка, по праву являющаяся предметом вожделения для всех женщин.

3) The Estee Lauder Companies Inc. Кроме самого бренда Estee Lauder в портфеле компании находятся такие бренды как Clinique, Donna Karan, Ermenegildo Zegna, Jo Malone London, Michael Kors и другие.

4) Facebook Inc. Крупнейшая в мире социальная сеть. В 2012 году Facebook приобрела Instagram.

5) Amazon.com Inc. Крупнейшая в мире компания по продаже товаров и услуг через интернет.

Итак, мы наполнили портфели конкретными эмитентами, основываясь исключительно на наших субъективных представлениях о потребительских пристрастиях условных мужчины и женщины в современном мире. Теперь мы можем сделать бек-тест и посмотреть на реальных котировках, как вели себя данные портфели на протяжении целого года.

финансы

Кликните, чтобы увеличить картинку

Динамика стоимости портфелей в сравнении с индексом S&P 500 – индекса 500 крупнейших компаний США, торгующихся на бирже. За период 01.04.2014-01.04.2015.

Выводы

Не претендуя на какую-либо научную значимость, приведу несколько интересных замечаний. Данные, приведенные в настоящем документе, не являются рекомендацией о вложении денег. Информация предоставлена исключительно в ознакомительных целях.

1) Абсолютным лидером с доходностью 17,5% за год стал «Женский» портфель. Женщины, поздравляем вас! Вы вновь доказали, что вы лучшая половина человечества.

2) И «Женский» (+17,48%), и «Мужской» (+13,91%) портфели обогнали свой бенчмарк – индекс S&P 500 (+9,24%).

3) В «Мужском» портфеле лучшей по доходности за период бумагой стала Apple (+60,57%), худшей Smith & Wesson (-15,18%). В «Женском» портфеле лучшей по доходности за период бумагой стала Facebook (+30,42%), худшей Tiffany (-2,06%).

4) В целом, «Мужской» портфель можно признать более рисковым по сравнению с «Женским». Например, такой важный для оценки риска показатель, как максимальная просадка, существенно лучше у «Женского» портфеля: -4,74%, в октябре, против -7,08% у «Мужского» в том же месяце.

5) «Женский» портфель более дорогой. Чтобы купить 1 апреля 2014 года по одной акции каждой компании «Мужского» портфеля, достаточно было 243 долларов, для «Женских» бумаг потребовалось бы уже 644 доллара. Все как в жизни!

Безусловно, это всего лишь эксперимент, который ничего не доказывает. Более того, я искренне считаю, что формировать портфель из всего лишь пяти бумаг категорически неправильно! Моей основной задачей было показать вам, что фондовый рынок не так уж далек от вас, как вы, возможно, это себе представляете. Чтобы начать инвестировать в ценные бумаги, необязательно иметь хрустальный шар или фундаментальное финансовое образование. Достаточно просто быть самим собой!

Расскажите коллегам:
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Самара

Не совсем понятно о чем статья??? О том, что инвестирование скучный и нудный процесс? Уверен профессионалы об этом и так знают. Что автор хотел сказать в данной статье??? Тематика безусловно интересная, но кому адресована?

Партнер, Москва

Профессионалы могут и аббревиатуру EBITDA расшифровать и P/E в Bloomberg посмотреть, возможно только поэтому они никогда не станут делать такой ''человеческий'' портфель, - голова работает уже по-другому.
А эта статья адресована конечно непрофессионалам, тем кому кажется, что фондовый рынок это слишком сложно и уж конечно никак не пересекается с их повседневной жизнью. Хотел показать, что есть альтернативный путь и что для того чтобы инвестировать в ценные бумаги не обязательно становиться профессионалом.
В конечном итоге, я буду рад, если при следующей девальвации люди будут рассматривать покупку акций хотя бы наравне с покупкой крупной бытовой техники.

Руководитель проекта, Швейцария

Замечание от девочки: Близзард никогда не имел никакого отношения к игре Дум ))) Так, к слову.

Виктор Москалев +9252 Виктор Москалев Директор по маркетингу, Москва
Андрей Роговский пишет:

Лучше доверьте это дело профессионалам.

 

Это показательная история и она о многом говорит. У нас на российском рынке довольно мало голубых фишек. Так что любой человек, в том числе и животное шимпанзе, действуя совершенно случайным образом скорее всего выберет что-то близкое общей динамике рынка. 

А все эти разговоры о том, что профессионалы якобы могут выбрать другое - не работают. Инструментов мало. Не разгуляешься. Но профессионалы съедают часть прибыли и поэтому случайный выбор шимпанзе выигрывает. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Forbes назвал лучших работодателей России

В список вошли 167 компаний, которые разделили на четыре группы: «платина», «золото», «серебро» и «бронза».

Спрос на специалистов со знанием корейского языка вырос в 3 раза

Чаще всего таких работников ищут в сфере пищевой промышленности, транспортного машиностроения, строительства, туризма и гостиничного бизнеса.

Исследование: что мешает карьерному росту россиян

Только 15% опрошенных россиян не видят барьеров для карьерного роста в компании.

Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.