Падение рубля вызвало вызвало к жизни невиданный потребительский ажиотаж. Рублевая масса, изъятая из домашних хранилищ, банковских сейфов и депозитов, помогла ритейлерам в рекордные сроки решить проблему товарных остатков. В фокусе спроса оказались: недвижимость (новостройки), автомобили, электроника, бытовая техника, предметы роскоши и автомобили.
Как заметил РБК Михаил Кучмент, вице-президент, совладелец мебельной сети Hoff, продажи в магазинах за вчерашний день выросли в два раза относительно прошлой недели: «Наибольшим спросом пользовалась мебель: диваны, кровати».
По информации «Техносилы», на сайте ритейлера продажи в первые три дня этой недели выросли в три раза относительно первых трех дней прошлой недели, в магазине – в два раза. «Самые популярные товары – стиральные машины, холодильники, телевизоры, ноутбуки и цифровая техника».
В IKEA говорят, что наибольшим спросом сейчас пользуются гардеробы, кухни, системы хранения. Самыми популярными среди покупателей, штурмовавших ночью со вторника на среду кассы магазинов шведской сети, оказались модульные системы «Фактум», гардеробы «Пакс», системы хранения стеллажей «Бесто». Штурм закончился тем, что сегодня шведский ритейлер объявил о приостановке продаж кухонной мебели и бытовой техники. В сообщении компании отмечается, что продажи приостановлены «в связи с большим количеством заказов, находящихся в обработке». Одновременно с этим компания сообщила о начале пересмотра цен на ряд товаров, в связи с чем, указанные на сайте компании цены могут не соответствовать реальной стоимости в магазине.
Как заметила в интервью Executive.ru Людмила Семушина, руководитель отдела по связям с общественностью Inventive Retail Group (сети Re:Store, Samsung, Lego, Nike и др.), спортивные товары известных мировых марок, в частности Nike, продаются в обычном режиме, на остальные марки, входящие в портфель брендов наблюдается ажиотажный спрос. «Есть две категории покупателей, к первой мы относим людей, пришедших в магазины спасать свои деньги, ко второй относятся перекупщики, приходящие с уверенностью, что цены продолжат рост, а нестабильность сохранится. Приходит по пять-десять человек за весь вечер, и сметают все. Это уже точно не предновогодние продажи», – говорит Семушина. Особой популярностью, по ее словам, пользовались Macbook и смартфоны iPhone, а также телевизоры Sony, Samsung. Минимальный набор перекупщика – один iPhone, один iPad и MacBook. Причем, бюджет покупки самых дорогих моделей телевизоров исчислялся миллионами рублей. С прилавков сметается вся мобильная электроника.
Основной приметой нынешнего потребительского ажиотажа стало участие в закупках российских товаров повышенного спроса представителей сопредельных государств, где курсы местных валют по отношению к доллару менее волатильны, чем курсы рубля. «Очень много китайцев – перекупщиков, они создавали очередь. В Петербурге очередь из финнов. Сейчас цены пересмотрены согласно курсу и уже в выходные будет понятна реакция покупателей, если спрос сойдет на нет, будем опять корректировать цены», – говорит Семушина.
Белорусы и казахи активно скупают автомобили – с конца октября 2014 года они составляют более 60% всего покупательского трафика, рассказала Executive.ru Светлана Браницкая, PR-директор компании «Рольф». «В ноябре это стало настоящей тенденцией. В премиальном сегменте доля покупателей из Белоруссии и Казахстана может достигать 70%», – подчеркивает она. Основной спрос, по информации эксперта пришелся на премиальные марки Land Rover, Range Rover в люксовой комплектации. Примерный бюджет покупки от 2,5 млн рублей. Сметали и Lexus. «Покупали даже так называемые «офисы на колесах», автобусы, которые мы продаем по 1-2 единицы в год», – говорит Браницкая.
Один из представителей крупной дилерской компании сокрушается, что покупая самые дорогие автомобили, представители сопредельных государств, не приобретают страховку, и явно не собираются обслуживаться в российских сервисных центрах. «Это значит, что нас ждет так называемая «сервисная яма», техуслуги в кризис генерируют хорошую прибыль», – добавляет анонимный собеседник.
Интересно, что практически все опрошенные Executive.ru эксперты уверены – после новогодних праздников, если факторы нестабильности сохранятся, сохранится и потребительское поведение, направленное на снижение рисков от девальвации российской национальной валюты. «Если говорить о сроках, они зависят от того, как долго ритейлеры смогут удерживать нынешние цены или цены с незначительной коррекцией вверх и насколько хватит товарных остатков. Цены растут достаточно активно. По моим наблюдениям покупательской активности иссякнет на выходных. Но пик мы уже видели», – говорит Тимур Нигматуллин, аналитик ИК «Финам». По словам Нигматуллина, все это время ритейлеры старались сохранить маржу, выигрывали за счет роста объема, получили хорошую прибыль, будет некоторый провал, но вряд ли стоит говорить о глубоком спаде после Нового года.
«Бум продлится, пока не кончатся товарные остатки, и пока цены не вырастут настолько, что по ним нельзя будет ничего купить. Риск упереться в ценовой потолок особенно касается товаров с высокой эластичностью спроса, и сами ритейлеры это хорошо понимают, так что задирать цены они не будут. С другой стороны на 40-50% вырастут цены на люксовые товары», – утверждает Артем Кислюк, финансовый аналитик Rye, Man & GorSecurities. По его словам, после Нового года спрос на товары может даже вырасти.
Что касается импортеров, то они взяли паузу, пока никто не готов брать на себя валютные риски, потому как никто их страховать не будет.
«М.Видео» прогнозирует рост цен после нового года от 5 до 20%. В IKEA заявили о росте цен с 18 декабря, правда, компания не уточняет, насколько они будут увеличены. В Hoff рассказали, что после Нового года производители могут поднять цены на 10–15%. В этих условиях ажиотажный спрос на технику вполне объясним, считает генеральный директор «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. «Наши соотечественники умеют считать, – говорит он. – Сейчас цена в рублях еще очень привлекательная. Граждане поняли, что если не приобретут товары сейчас, завтра их стоимость будет еще больше». По словам Бурмистрова, наибольший спрос в эти дни вырос на бытовую технику, мебель, косметику. Ажиотажный спрос на эти продукты приведет к тому, что в следующем году снижение продаж может составить 25–30%. «Значительная часть товаров будет куплена в декабре, плюс банки приостановили потребительское кредитование, – объясняет он. – Все это приведет к значительному снижению спроса на технику в 2015 году».
Самый интересный комментарий автор этих строк получил в крупной девелоперской компании, название которой сотрудники попросили не разглашать: «Квартиры в новостройках разлетаются как горячие пирожки. Только что приехал покупатель, который собрался купить целый этаж. Потом подумал и заявил: «Беру два!».
Фото: photogenica.ru
Риэлторы конечно подсуетились. Но все это просто красивая рождественская сказка. Этажами не скупают.
Спрашиваю тут давеча владельца цементных заводов, мол - будете цены поднимать? Говорит, - после НГ - обязательно!
А что, спрашиваю, - в себестоимости есть валютная составляющая? Долго он думал - клинкеры говорит закупаем за рубежом, взятки опять же.
Говорю, так взятки же в рублях, нет?
Ну в общем (начинает кипятиться миллиардер), - все поднимают, а мы что смотреть на это будем!
Вот такая у нас экономика, должен я вам доложить.
Мне кажется, что покупательский ажиотаж создают сами продавцы. Т.к. с точки зрения сохранности сбережений покупка авто, бытовой техники мебели это явно убыточное мероприятие. Т.к. любой из этих товаров покинувший пределы тмагазина теряет минимум 20%, а в условиях сократившейся ликвидности, я думаю потеряет и все 50%. При любом раскладе рост цены в 2 раза маловероятен. Относительно недвижимости, вложение можно рассматривать только как долгосрочное, и тоже очень спорное. Налоги, содержание, необходимость доводки жилья до приемлемого состояния, то же не скоро окупится. А при ключевой ставке 18% ипотека станет, а следовательно просядет и рынок. Поэтому это точно не вариант сохранить свои деньги.
Интересно было-бы узнать как продавцы создают ажиотаж:-) рекламы больше стало? Или ещё что-то? Обоснуйте пожалуйста, и те кто плюсанул, покажите свою логику:-)
А почему Вы говорите о сохранности сбережений, а не о потребительской полезности или выгоде? Статья что, о банках или финансовых инструментах? Потому что захотелось? Мысли возникли о сохранности? :-)
Доллар вырос в 2 раза, но для Вас, безусловно, рост цены в 2 раза мало вероятен. Как Вы считаете при снижении объема продаж цены закупки вырастут? А, думающие менеджеры? Рост будет прямопропорциональный? Или по гипер боле?
Ну конечно, ипотека встанет... может встала? Уже? А рынок просядет. А арендная плата за квартиры при просевшей ипотеке выростет? Как по Вашему?
Кстати, не думаете о том, что товарищ, который скупил 2 этажа, подумывает об организации мини-гостиницы?
Спасибо за ответ, однако, как Вы считаете ускорение товарооборота в ''нормальной'' стране ведёт к падению ее национальной денежной единицы? Я думаю в нормальной рыночной стране развитие торговли практически синоним развития государства. А Вы делаете вывод совершенно обратный. Если у страны нет устойчивости в товарных запасах, тогда да. Вы представляете, оказывается во всем мире ещё и цены снижают для поощрения массовых закупок в праздники и т.д. Представляете, это же может обвалить доллар и евро и юань:-) :-) :-) :-) ну подумайте сами, законов рыночного развития во всем мире одно государство отменить не может.
Хотя лично я за государственное регулирование экономики на 80% и персональную ответственность чиновников одновременно. В нашем случае. И чем быстрее тем лучше для народа.
Почему в России закрыли единственный торговый университет? Почему в России не реализуется и принималась с диким отставанием концепция развития внутренней торговли. Это государственная диверсия. Почему никто не только не ответил перед страной, но и..... Ответ простой. Нет четких критериев государственной эффективности управленческих решений. Можно делать все, что левая нога захочет. Теперь конкретнее... Инфляция это обесценивание денежной единицы. Как увеличение товарооборота влияет на инфляцию? При неизменной денежной массе и устойчивой экономической ситуации - никак. Поэтому те кто говорят, что покупатели сами виноваты в инфляции либо не понимают происходящих процессов, либо лукавят.